Научно-методическая статья "Включение школьников в личностно-развивающую среду на уроках музыки"
статья на тему

Липатова Виктория Анатольевна

Научно-методическая статья "Включение школьников  в личностно-развивающую среду на уроках музыки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vklyuchenie_shkolnikov_v_lichnostno-_statya.docx20.19 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Включение школьников

 в личностно-развивающую среду на уроках музыки

Учитель ГБОУ СОШ №339 Невского района Санкт-Петербурга,

Липатова Виктория Анатольевна

Одним из эффективных способов включения школьника в личностно-развивающую ситуацию является обращение к эмоционально-ценностному опыту учеников, их умению сопереживать. Развитие чувственного восприятия, способности к эмоционально-эстетической оценке произведения является важной составляющей каждого урока.

Для этого использую огромный арсенал выразительных возможностей различных видов искусства: включение видеоряда изобразительного искусства, фрагментов оперных и балетных сцен, художественных фильмов, спектаклей, мультипликацию. Знакомясь с произведениями музыкальной классики, я прошу ребят изложить свои впечатления, размышления от прослушанного музыкального фрагмента не только в устной, но и письменной форме.

Мне хотелось бы привести несколько примеров из таких сочинений учащихся 7-х классов:

  • «Музыка Моцарта нравится мне тем, что она легкая, изящная, «летающая в облаках». Симфония соль минор понравилась мне особенно. Музыка проникает в душу настолько глубоко, что хочется петь, танцевать…Мне кажется, что каждый человек должен познакомиться с его сочинениями. Я думаю, что Моцарт ворвался в души детей и взрослых, слушающих музыку этого гения!» (Дарья Р.) 
  • «Сегодня я слушал «Токкату и фугу ре минор» Иоганна Себастьяна Баха. Это небольшое произведение для органа звучит 9 минут. Название у этой пьесы сложное, поэтому я перевел его. Токката (в переводе с итальянского) – музыкальная пьеса для клавишного инструмента в быстром движении и четком ритме. Фуга – это музыкальное произведение, основанное на многократном проведении одной и той же темы в разных голосах. «Ре» - один из музыкальных звуков. Минор – грустная музыка. Когда я слушал эту музыку, я представлял себе леса и горы с высоты птичьего полета. Музыка спокойна, величава. Мы слушали эту пьесу вместе с мамой, и она мне сказала, что эти звуки напоминают ей море при вечернем закате солнца, чуть взволнованное, с огромными волнами…Я понял, что каждый человек воспринимает музыку по-своему…» (Георгий К.)
  • «Мне очень нравятся произведения многих композиторов - Моцарта, Баха, Бетховена, Глинки, но одно из них произвело на меня особенно сильное впечатление. Это «Токката и фуга ре минор» И.С. Баха. Его исполняет орган, и этот инструмент передает всю величественность и красоту произведения. Необыкновенные аккорды создают, как мне кажется, картину звездного неба в миллионах маленьких сверкающих точках бесконечной Вселенной…» (Анна К.)
  •  «Эта пьеса понравилась мне тем, что когда я слушала музыку, то представляла себе распускающийся бутон таинственного цветка. Из-за горы всходило солнце и освещало утреннюю Норвегию. Пастухи выгоняли скот на пастбище, звенели колокольчики, в небе проплывали огромные перистые облака. В этой музыке отражается великолепие природы, доброты и счастья людей…» (Надежда И. о пьесе Э. Грига «Утро») 


           Знакомясь с симфонической музыкой, предлагаю ребятам придумать свою программу, отталкиваясь от собственных музыкальных впечатлений, сообщая им только название произведения. Такие творческие задания очень нравятся моим ученикам. Приведу несколько примеров программ семиклассников к симфонической картине Анатолия Константиновича Лядова «Волшебное озеро».

  • «Это озеро находится в волшебном лесу. В нем плавают золотые рыбки. Дно этого озера покрыто большим золотым ковром. В этом озере живет Водяной. У него борода из золотых нитей, а волосы из серебра. В этом озере находится коралловый лес, посреди которого стоит золотой дворец. Каждый день гуляет Водяной в своем подводном лесу и собирает ракушки, в которых находятся прекрасные жемчужины. У Водяного во дворце несметные богатства. В это озеро втекает множество ручейков, а вода в них очень вкусная, чистая и прозрачная…» (Мария П.)
  • «Я представляю себе прекрасное лесное озеро, в котором живут волшебники добра, любви и счастья! В этом восхитительном озере плавают серебряные рыбы, а на берегу озера, в маленьком сказочном домике живет Леший-добряк. Он восхитительный и очень веселый. По вечерам над озером образуется еле видимый купол из блесток. Как прекрасно волшебное озеро в эту пору!» ( Сергей Ш.)
  • «Маленькие ключики и роднички стекаются в одно большое и прекрасное озеро. И по этому озеру плывет огромный корабль. Он медленно передвигается по волнам, покачиваясь в разные стороны. Прекрасная погода. Светит солнце. По небу плывут пушистые облака. Впереди корабля резвятся в воде веселые рыбки. Все так сказочно и необыкновенно. И вдруг моряки замечают скалу, на которой сидят прекрасные существа – русалки. Одни из них что-то шепчут друг другу, другие красуются, глядя в зеркало и расчесывая свои прекрасные волосы. Корабль плывет все дальше и дальше, встречая на своем пути много других необыкновенных чудес!» (Анастасия Ш.)
  •  «Один раз Колобок катился, катился по лесу и прикатился к прекрасному озеру. На поляне вокруг озера цвело много невиданных и диковинных цветов. Вокруг этих цветов кружили пестрые птицы. Вдруг из этого чудесного озера выплыла красавица-русалка в перламутровом одеянии. Всколыхнулось прекрасное озеро, и глаза всех устремились туда, откуда показался золотой корабль. Вокруг дивного корабля кружили прекрасные лебеди. Это была необыкновенно чарующая картина. На волны озера падали лучи солнца, и красота увиденного поразила всех! Но вот волны успокоились, и все исчезло, как будто все это было лишь воображением. Но скажу вам по секрету, что на дне этого озера до сих пор стоит необыкновенный, сказочный город...» ( Маргарита П.)

 
          Я никогда не мыслила свою профессиональную деятельность вне музыкального искусства. И на уроках стараюсь научить своих воспитанников не только полюбить его, сделать неотъемлемой частью своей жизни, но и мыслить, творить!!!

По своей удивительной способности вызывать в человеке фантазию искусство занимает, безусловно, первое место. А предмет музыки, как никакой другой, располагает возможностями для созидания, творчества! 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-методическая статья "Стратегии и приемы мотивационно-целевого этапа урока"

В статье описаны приемы организации первого этапа урока математики в соответствии с требования нового образовательного стандарта. Статья была опубликован в сборнике научно-методических статей «У...

Научно-методическая разработка «Первоначальные навыки построения импровизационного соло в рок-музыке.»

Рассматривается последовательность построения мелодической линии в качестве импровизационного фрагмента в инструментальной композиции....

Научно-методическая разработка «Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся на уроках математики»

Научно-методическая разработка дополняет, развивает, вносит новые элементы в практические рекомендации по организации учебно-исследовательской  деятельности учащихся на уроках математики....

Наставнический проект "Организация работы Профессионального Обучающего Сообщества как инструмент для создания Личностно-развивающей образовательной среды в образовательном учреждении"

Предпосылкой создания данного наставнического проекта послужило то, что управлен-ческая команда (директор и заместители директора) прошли обучение на курсах повышения квалификации по ППК «Управл...

ЛИЧНОСТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА.

Цель занятий:- Помочь ученику проанализировать и оценить свои успехи, результаты учебы и поведение;- Помочь ему составить план на следующий учебный период, который содержал бы пункты о возможностях ре...

Проект команды педагогов в рамках развития личностно-развивающей образовательной среды

Проект команды педагогов МКОУ "Садовская СОШ", созданный в рамках обучения развитию личностно-развивающей образовательной среды....