Научно-методическая статья "Стратегии и приемы мотивационно-целевого этапа урока"
методическая разработка на тему
В статье описаны приемы организации первого этапа урока математики в соответствии с требования нового образовательного стандарта. Статья была опубликован в сборнике научно-методических статей «Учимся вместе: новый формат современной школы. Выпуск 2. – СПб.: Издательство «Речь», 2015. – 278 с.ISBN 978-5-9268-1669-0
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
strategii_i_priemy_motivatsionno-tselevogo_etapa_uroka.docx | 287.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Стратегии и приемы мотивационно-целевого этапа урока
(Опубликовано в сборнике научно-методических статей «Учимся вместе: новый формат современной школы. Выпуск 2. – СПб.: Издательство «Речь», 2015. – 278 с.
ISBN 978-5-9268-1669-0)
Никольская О.С., Федорчук О.Ф.,
ГБОУ Гимназия №261
Кировского района Санкт-Петербурга
Кто не знает, в какую гавань он плывёт,
для того нет попутного ветра.
Сенека
Во всех социальных кругах современного общества широко обсуждается вопрос, каким должно быть школьное образование. Мы живем в стремительно меняющемся информационном мире, пространстве быстрого технологического развития во всех областях. На смену принципа «образование для реальной жизни», декларируемого еще недавно, приходит принцип «образование на протяжении всей жизни».
В докладе Комиссии ЮНЕСКО «Учиться быть» определены задачи образования в условиях информационного общества:
- учить учиться и пользоваться знаниями, то есть получать образование в течение всей жизни, углубленно работать в своей узкой области при достаточно широких общих знаниях;
- учиться делать дело, не только пользуясь стандартными навыками, но шире, научиться в рамках как формального, так и неформального социального опыта справляться с разными ситуациями и работать в команде;
- учиться жить вместе, развивая и понимая других людей и их стремление к независимости (выполняя совместные проекты и учась улаживать конфликты, укрепляя плюрализм, взаимопонимание и мир);
- учиться быть, то есть в большей степени развивать свои личностные качества и способность действовать с большей независимостью, руководствуясь собственными суждениями и личной ответственностью.
К сожалению, результаты различных международных исследований последних лет показывают, что современные российские школьники уступают своим сверстникам в других странах мира во многих умениях: в умении работать с информацией, решать практические, социальные и личностно-значимые проблемы; в умении устанавливать связи между приобретаемыми в школе знаниями и собственным жизненным опытом и др.
Поэтому одной из тенденций развития российского школьного образования сегодня становится отказ от усвоения учащимися академического знания в рамках отдельных учебных дисциплин в пользу связи с практикой и реальными жизненными проблемами, формирования универсальных учебных действий, обеспечивающих «умение учиться» в течение всей жизни.
Меняются цели образования, появляются новые методы, средства и технологии, но, как и прежде, основной формой обучения остается урок. Однако, в свете новых образовательных задач термин «современный урок» обретает новые смыслы и содержание.
Современный урок – это урок, на котором ученик выступает в роли не пассивного слушателя, а активного участника процесса. Основой такого урока должна стать самостоятельная деятельность ученика на всех этапах, его осмысленный выбор и осознанная ответственность за этот выбор.
Мотивационно-целевой этап – первый этап в структуре любого урока, и потому – смыслообразующий. Лишь в том случае, когда ученик осознает смысл учебной задачи и принимает ее как лично для него значимую, его деятельность становится мотивированной, целенаправленной, результативной. Именно на данном этапе урока возникает внутренняя мотивация ученика на активную, деятельную позицию, возникают побуждения: узнать, понять, найти, доказать и т.д..
Вот почему так важно на первом этапе урока создать такие условия, когда ученик сам формулирует цели урока или присваивает цели, предложенные учителем, когда ученик принимает предлагаемые учителем ситуации обучения, побуждающие его к решению учебных задач в рамках учебного предмета «здесь и сейчас» с опорой на внутренние мотивы и смыслы. Другими словами, крайне важно, используя различные внешние стимулы, создать на уроке условия для активного целеполагания каждым учеником.
На языке универсальных учебных действий целеполагание относится к регулятивным УУД и означает постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно. Целеполагание включает такие структурные компоненты, как формулирование темы урока, его целей и/или задач, планирование деятельности по их достижению.
В контексте активного целеполагания учитель подводит учащихся к осознанию темы и целей урока, а учащиеся сами их формулируют, определив границы своего знания и незнания, сами определяют способы достижения намеченной цели.
Какую стратегию выбрать на первом – мотивационно-целевом – этапе уроке?..
Какие приемы целеполагания использовать, чтобы включить в этот процесс каждого ученика?..
В методической литературе описано много таких приемов. Большим потенциалом обладают и современные образовательные технологии.
Рассмотрим несколько примеров применительно к урокам математики.
Прием «Что лишнее?» Урок по теме «Цилиндр» в 6 классе. Учитель предлагает рассмотреть ряд фигур, среди которых есть цилиндр.
Вопрос учителя: «Что общего у этих фигур?»
Ответ учащихся: «Все фигуры являются объёмными».
Вопрос учителя: «Какая фигура лишняя?»
Ответ учащихся: «Фигура под буквой а). У нее боковая поверхность состоит не из плоских граней».
Вопрос учителя: «А кто знает, как называется эта фигура?» Возможно, дети ответят сами. Если нет, то учитель знакомит с названием объекта.
Вопрос учителя: «Как вы думаете, какова тема урока?»
Учащиеся формулируют тему урока. По необходимости учитель корректирует тему урока и предлагает сформулировать цели урока.
Прием «Проблемная ситуация». Чтобы ученик сформулировал и присвоил себе цель, его необходимо столкнуть с ситуацией, в которой он обнаружит дефицит своих знаний. В этом случае цель им воспринимается как проблема, которая, будучи реально объективной, для него выступит как субъективная.
Приемы создания проблемных ситуаций могут быть самыми разными. Выбор того или иного приема определяется содержанием учебного материала, целью данного урока.
Урок в 5 классе по теме «Основное свойство дроби». Учитель организует повторение, с включением проблемной задачи.
Предлагает учащимся сравнить дроби . Ученики выполняют задание, используя правило сравнения дробей с одинаковыми знаменателями и правило сравнения с одинаковыми числителями. При сравнении последней пары дробей возникает вопрос — как это сделать? Формулируется проблема и цели урока.
Другой пример. В качестве одной из домашних задач, учитель преднамеренно указывает такую, в ходе решения которой у учащихся должны возникнуть трудности с ее выполнением из-за недостаточности знаний.
Таким образом, проблемную ситуацию можно создать заранее, а на следующем уроке необходимо подвести учащихся к формулированию темы и цели урока.
Прием «Ассоциации». Учащимся предлагается просмотреть специальным образом подобранные изображения и назвать слова-ассоциации, связанные с данными изображениями.
Например, при «вхождении» в тему «Подобие» (геометрия, 8 класс) учитель показывает учащимся фотографии «похожих», «аналогичных», «сходных» объектов, подводя их к осознанию понятия «подобных фигур» в геометрии.
Прием «Работа над понятием». Учащимся предлагается для зрительного восприятия название темы урока. Например, тема урока в 6 классе «Модуль». Необходимо объяснить значение слова или отыскать в «Толковом словаре». Далее, от значения слова определяем цель и задачи урока.
Прием «Эпиграф». Учащимся предлагают осмыслить текст или фразу, подумать над тем, как она может быть связана с темой урока.
«Читал я где-то,
Что царь однажды воинам своим
Велел снести земли по горсти в кучу, –
И гордый холм возвысился,
И царь мог с высоты с весельем озирать
И дол, покрытый белыми шатрами,
И море, где бежали корабли». (А.С. Пушкин «Скупой рыцарь»)
Используя в качестве эпиграфа строки из произведения А.С.Пушкина и предлагая на основе данного сюжета решить геометрические задачи (найти примерную высоту «гордого холма», определить дальность горизонта и др.), учитель подводит учащихся к изучению новой для них темы «Конус».
Прием «Группировка». Учащимся предлагается ряд предметов, фигур, картинок, фотографий и т.д. Необходимо разделить их на группы, обосновывая свои высказывания. Учащиеся выполняют задание и на основе этого формулируют тему и цель урока.
Например, в 6 классе при изучении темы «Дробные выражения» можно предложить учащимся список различных выражений.
Задание: распределить данные выражения на три группы. Как можно эти группы назвать?
Прием «Отсроченная догадка». Учащимся предлагается интересный эпизод, содержащий интригу. Например, на уроке в 7 классе по теме «Формулы сокращенного умножения» учитель показывает учащимся математический фокус: быстро возводит в квадрат названное учащимися двузначное число, оканчивающееся на 5. После вычислений на доске учитель озвучивает результат решения и предлагает детям подумать, в чем, собственно, фокус и какова тема урока и его цели.
В 9 классе при изучении темы «Свойства функций» учащимся предлагается определить, чем отличаются с точки зрения математики русские пословицы:
«Чем дальше в лес, тем больше дров»
«Каши маслом не испортишь»
«Дальше от кумы – меньше греха».
В первой пословице количество дров нарастает по мере продвижения в глубь леса: от опушек, где все давным – давно собрано, до чащоб, куда не ступала нога человека. В этой
пословице функция количества дров монотонно возрастает. Согласно второй пословице качество каши не ухудшается с добавлением масла. Оно, возможно, станет лучше, но может и остаться на прежнем уровне. Функция качества каши от количества масла монотонно не убывает. Функция, которая показывает, как изменяется мера греха по мере удаления от кумы, монотонно убывает.
Прием «Практическая значимость теории». Введение в теорию учитель осуществляет через практическую задачу, полезность которой очевидна ученикам. Например, при изучении темы «Построение параллельных прямых» в 6 классе учитель может предложить следующую практическую задачу: сделать разметку над окном так, чтобы можно было повесить карниз.
Учитель:
- Возможно ли выполнение этого задания на уроке?
- Если считать карниз моделью прямой, то, как можно сформулировать данную задачу? По готовому тексту задачи сформулируйте тему урока.
Учащиеся:
- Построение параллельных прямых.
Учитель:
- В таком случае, какая цель стоит перед нами?
Учащиеся предлагают формулировки цели урока:
- Узнать правило построения…
- Найти правило или алгоритм построения…
Урок математики в 5 классе, тема урока «Проценты». Учитель предлагает решить задачу «На распродаже в универмаге набор ёлочных игрушек стоит 300 рублей. На него действует предновогодняя скидка 10 %. Хватит ли Маше денег купить этот набор, если у неё 280 рублей?» Ученики высказывают различные мнения и, столкнувшись с недостаточностью знаний для ответа на вопрос, осознают необходимость изучения темы «Проценты».
Прием «Удивляй». Всем хорошо известно, что ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как удивительное. Учитель находит такое задание или угол зрения, при котором даже очевидные вещи становятся удивительными или абсурдными.
Так, перед вхождением в новую тему можно предложить учащимся «разгадать софизм», содержащий преднамеренные ошибки и приводящий к заведомо ложному утверждению. В такой ситуации учащиеся осознают необходимость получения нового знания, которое позволит им «опровергнуть абсурд».
Например, в начале изучения темы «Свойства логарифмической функции» (10 класс) учащимся предлагается объяснить, как получилось так, что 2 3:
Прием «От целого к частному». Учитель совместно с учениками составляет схему изучения темы нескольких уроков (главы, раздела). На последующих уроках учащиеся возвращаются к схеме и определяют цели конкретного урока в рамках данной темы.
Например, при изучении темы «Площадь» в курсе геометрии 8 класса, учащиеся, опираясь на имеющиеся знания и собственный опыт, составляют общую схему. Структурными компонентами этой схемы становятся:
- само понятие «площадь», свойства площади;
- площади изученных ранее многоугольников (прямоугольника, треугольника, параллелограмма, трапеции);
- площади произвольных многоугольников (фигур).
Прием «На страницах литературных произведений».
Много интересных сюжетов для активного вовлечения учащихся в изучение новой темы содержится на страницах литературных произведений.
Вот фрагмент из романа Жюля Верна «Таинственный остров»:
«Взяв прямой шест, футов 12 длиною не доходя футов 500 до гранитной стены, инженер воткнул шест фута на 2 в песок. Затем он отошёл от шеста на такое расстояние, чтобы лёжа на песке, можно было на одной прямой линии видеть и конец шеста, и край гребня. Эту точку он пометил колышком.
- Тебе знакомы начатки геометрии? – спросил он Герберта.
- Да.
- Помнишь свойства подобных треугольников?
- Их сходственные стороны пропорциональны…
- Понял, – воскликнул юноша. – Расстояние от колышка до шеста так относится к расстоянию до стены, как высота шеста к высоте стены. Оба горизонтальных расстояния были измерены: меньшее равнялось 15 футам, большее – 500 футам .»
Какова высота стены в романе Жюля Верна? Герои романа использовали при решении жизненно важной для них задачи подобные треугольники. Вот и тема урока. Учащимся предлагается воспользоваться способом Жюля Верна и освоить новую для них тему.
Задача Джека Лондона (роман «Маленькая хозяйка большого дома»).
«Посреди поля возвышался стальной шест, врытый глубоко в землю. С верхушки шеста к краю поля тянулся трос, прикреплённый к трактору. Механики нажали рычаг – и мотор заработал. Машина сама двинулась вперёд, описывая окружность вокруг шеста. – Чтобы окончательно усовершенствовать машину, – сказал Грэхем, – вам остаётся превратить окружность, которую она описывает, в квадрат.
- Да, на к квадратном поле пропадает при такой системе очень много земли.»
Действительно, а сколько процентов квадратного поля остались необработанными?
Решая задачу Джека Лондона на уроке математики в 6 классе (или в 9 классе), учащиеся приходят к необходимости нахождения площади круга. Формулируется тема и соответствующие ей цели урока.
Как известно, цели являются наиболее сильным мотиватором деятельности человека. Именно поэтому в контексте новых подходов к уроку его мотивационно-целевой этап становится идеологически важным.
Цель – «конечное желанье, намеренье, чего кто силится достигнуть» (В.И.Даль), «предмет стремления, то, что надо, желательно осуществить» (С.И.Ожегов). Первым шагом к активному целеполаганию учащихся является осмысление ими темы урока, на основе которой в дальнейшем выдвигаются цели и способы их достижения. Разнообразие целей учеников позволяет учителю вместе с ними выстраивать линию поставленных целей, их ранжировать. Наиболее содержательные с точки зрения изучаемой темы цели учитель может записать на доске. Это привлечет к ним внимание остальных учеников, в том числе и тех, кто не сумел поставить свои цели. Фиксация учебных целей позволит учителю обращаться к ним в течение урока, а по его завершении проанализировать вместе с учащимися, достигнуты ли данные цели, и сформулировать домашнее задание в зависимости от полученных результатов.
Источники:
- Хуторской А. В Проблемы и технологии образовательного целеполагания. http://www.eidos.ru/journal/2006/0822-1).
- Федеральный государственный образовательный стандарт. (http://standart.edu.ru/).
- Модульная технология планирования учебной темы. Введение ФГОС основного общего образования.(http://menobr.ru).
- Пашкевич А.В. Компетентностно – ориентированный урок. – Волгоград, изд-во «Учитель», 2013.
- Крылова О.Н., Муштавинская И.В. Новая дидактика современного урока в условиях введения ФГОС ООО.– СПб.: КАРО, 2013.
- http://www.fgos-spb.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МОТИВАЦИОННО-ЦЕЛЕВОЕ РАЗВИТИЕ ВОСПИТАННИКОВ КАК КОМПОНЕНТ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ КАФЕДРЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Современное образовательное пространство все больше поддерживает идею опережающего образования, суть которой заключается в принципиальной ориентации этой системы на будущее, т.е. на те усл...
Научно-методическая статья "Деятельностный урок: приемы и стратегии первого этапа"
В статье определены особенности первого этапа деятельностного урока – урока по математике в контексте нового стандарта. Рассматриваются возможные приемы и педагогические стратегии организации да...
Научно-методическая разработка «Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся на уроках математики»
Научно-методическая разработка дополняет, развивает, вносит новые элементы в практические рекомендации по организации учебно-исследовательской деятельности учащихся на уроках математики....
Мотивационно-целевой этап урока математики в условиях реализации ФГОС
Методическая статья "Мотивационно-целевой этап урока математики в условиях реализации ФГОС"...
Научно-методическая разработка на тему "Организация самостоятельной работы на уроках технологии"
Научно-методическая разработка...
Организация мотивационно-целевого компонента урока истории и обществознания(ФГОС)
методическая разработка...