Научно-методическая разработка «Первоначальные навыки построения импровизационного соло в рок-музыке.»
методическая разработка по музыке на тему
Рассматривается последовательность построения мелодической линии в качестве импровизационного фрагмента в инструментальной композиции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod-razer_improviz.doc | 35.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Перегудов В.А.
«Первоначальные навыки построения
Импровизационного соло в рок-музыке.»
В статье рассматривается содержание методики обучения учащихся класса гитары среднего и старшего школьного возраста ЦТР и ГО «На Васильевском» по построению сольного мелодического фрагмента на заданную аккордовую последовательность. Метод построен на последовательном изучении стилистических и соответствующих им технических приемов игры на гитаре. Логика освоения этих приемов определена последовательностью, в которой они стали использоваться гитаристами рока, начиная с 60-х годов XX века и до наших дней. Независимо от предшествующих навыков, полученных гитаристом в процессе обучения, необходимо вернуться к истокам и пройти шаг за шагом весь путь эволюции гитарного соло от простого к сложному, собрав разрозненные знания в логическую систему.
Стиль гитарной импровизации и стиль музыки – это не одно и то же. Например, в металле одни гитаристы используют блюзовые приемы в сочетании с современными трюками, другие предпочитают мелодические пассажи или достижения неоклассиков. Более того, внутри одного соло могут сочетаться признаки разных стилей – многие стремятся к этому сознательно. Таким образом, разделение импровизации по стилям условно, но необходимо для ее понимания и изучения.
Послушав и сравнив рок-гитаристов разных периодов и стилей, таких как Хендрикс, Клэптон, Пейдж, Блэкмор, Сантана, Роадс, Нопфлер, Хэммет, Ван Хален, Сатриани, Гари Мур, Джефф Хили и других. На первый взгляд видно, что между ними больше различия, чем сходства. Тем не менее, основу их гитарного стиля составляет нечто общее – это роковый мэйнстрим (главное течение) или основной стиль импровизации. Условно его можно назвать «Блюзроковым», так как его язык формировался под влиянием блюза и рок-н-ролла.
Из рок-н-ролла гитаристы взяли идею моторных «вертушек» (Roll). Вертушки – это многократно повторяющиеся мотивы, украшенные мелизмами и бендами. Лавина катящихся, завывающих звуков создают образ вращающейся, мчащейся машины или заведено-возбужденного состояния человека.
Другим важным элементом соло являются, так называемые, блюзовые «клише» - короткие фирменные интонации, содержащие комбинации «гнутых» и «прямых» нот пентатоники и создающие выразительный скользящий эффект человеческого голоса. Эти интонации можно встретить у многих гитаристов, но у всех они звучат по-своему, индивидуально.
Следующая составляющая основного стиля – это блюзовые и роковые «лики» (Lick). Лики – это удачные находки, фразы, приемы, однажды сыгранные кем-то, вошедшие затем в арсенал многих гитаристов, составив лексикон стиля и ставшие классикой. В конце концов, авторство их установить невозможно – они принадлежат всем.
С развитием технических возможностей блюзроковый стиль обогатился стремительными пассажами, построенными, как правило, на минорных гаммах, с использованием блюзовых нот и бендов – «криков» в начали или в конце пассажа.
Таким образом, блюзроковый стиль складывается из следующих элементов: блюзовая пентатоника (или гамма), как ладовая основа и материал для построения фраз, клише, ликов, пассажей, которая орнаментируется своеобразными роковыми вертушками и мелизмами, основанными на технике пул, хаммер, слайд с использованием бендов и глубокого рокового вибрато.
Фразы, основанные на блюзовой пентатонике и исполненные с применением этих приемов, а также с «дистошн», нося выразительный, экспрессивный характер – не столько мелодический, сколько ассоциирующий с речью и эмоциями всех оттенков – от жалобы, плача и стона – до возгласов, криков и возмущения. В этом заключается один из секретов сильного эмоционального воздействия рок-гитары.
Для освоения блюз-рокового стиля импровизации необходимо овладеть основными техническими приемами:
- Бенд – подтяжка струны поперек грифа (Bend)
- Пул – сдерживание пальцами левой руки – нисходящее легато (Pull off)
- Хаммер – удар «молоточком» левой руки – восходящее легато (Hammer on)
- Слайд – соединение нот скольжением - подобно легато (Slide)
- Вибрато – частые подтяжки и возвраты кистью или пальцами (Vibrato)
Естественно, что, прежде всего, должно быть освоено особое положение рук, зависящее от исполняемого приема, стиля, требований к звуку и других условий. И в завершении необходимо знать основной бокс (Box) лада минорной пентатоники и уметь строить стандартную 2-х тактовую форму в размере 4/4, заканчивающуюся половинной длительностью (3-я и 4-я доли 2-го такта).
Ритм – формула фразы (полтора такта) должны состоять из четвертных, восьмых, триольных и 16-х длительностей. Особое внимание необходимо уделить построению триольной фразировки – т.к. движение триолями – одно из основных в блюзе.
Кроме изложенного необходимо представлять как происходит комбинирование и чередование штрихов (атаки струны медиатором) и легато. Имеется ввиду так называемые «вертушки» и «клише». «Вертушка» - повторение мотива из 2-х, 3-х, 4-х и более нот на ряде долей одного или нескольких тактов.
«Клише» - чередование двойных («гнутых») и «прямых» (обычных) нот. «Вертушки» могут содержать в своем составе «клише» могут становиться «вертушками».
Далее моделируется 4 типа построения мелодической линии в рамках вышеприведенной фразы.
- Поступательное движение в восходящем и нисходящем движении от любой ступени лада с завершением в тонику, терцию или квинту тонического трезвучия, вначале – четвертными, восьмыми, затем триольными и 16-ми длительностями (6 долей – полтора такта)
- Использование идеи повторности при построении мелодической линии соло (секвенцирование) с использованием тех же длительностей. Звено секвенции из 2-х звуков (восьмые), из 3-х (триоли) из 4-х (16-е) – на 6-ти долях (полтора такта) используемого 2-х тактового построения.
- Построение фразы с использованием разного рода «вертушек».
- Построение фразы с применением «клише».
Таким образом используется модель в виде матрицы в результате использования которого создается большой набор 2-х тактовых фраз, комбинации которых в рамках, например, 16-и тактового или иного ( по количеству тактов кратного четырем) «квадрата» , правда, пока еще с учетом сильного ограничения по «степени свободы» (заданная ритм-формула фразы), дает возможность создать собственное, пока еще недостаточно схематизированное импровизационное соло. Следующим этапом снятия ограничений существующей модели является использование более сложного набора используемых 2-х тактовых фраз с точки зрения их ритмического устройства и их комбинаций. Данная методика апробирована в течении ряда лет в классе гитары педагогом дополнительного образования Перегудовым В.А. и продемонстрировала свою высокую эффективность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Собственная методическая разработка "Программа развития индивидуальных способностей детей через игровые формы и первоначальные навыки игры на детских музыкальных инструментах".
Развитие музыкальных способностей достигается путем комплексного воздействия всех видов музыкальной деятельности, индивидуального игрового подхода, вариативности путей воздействия. Особенность этой пр...
Научно – методические принципы формирования навыков развития речи учащихся школьными музейными средствами
Важным аспектом решения задачи модернизации российского образования является введение государственного стандарта регионального компонента. Требования времени и задачи модерниз...
Значение первоначальных навыков в процессе пианистического развития
Начальное обучение детей музыке обычно состоит из двух периодов: дошкольного, в течение которого развиваются музыкальные данные ребёнка, и первых классов музыкальной школы, когда ребёнок уже обучается...
Программа «Развитие интересов и первоначальных навыков швейного дела учащихся начальной школы»
Программа для учащихся начальной школы (Развитие мелкой моторики)...
Методический доклад "Значение первоначальных навыков в процессе пианистического развития".
Начальное обучение юных пианистов - удивительно живой,творческий и очень индивидуальный процесс.В этот прериод дети впервые знакомятся с музыкой, учатся её понимать, формируется их фкус,музыкальные пр...
научно-методическая статья по теме: ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ НАПИСАНИЯ ЭССЕ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ У УЧАЩИХСЯ 11 КЛАССОВ В РАМКАХ ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА
ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ НАПИСАНИЯ ЭССЕ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ У УЧАЩИХСЯ 11 КЛАССОВ В РАМКАХ ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА (К ПРОБЛЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ С9 (МИНИ-СОЧИНЕНИЯ) ЕГЭ ПО ОБЩЕСТВ...
Методическая разработка "Типичные ошибки в обучении детей и подростков основам безопасного поведения на улицах и дорогах в процессе получения ими первоначальных навыков вождения"
интеграция содержания теоретической программы «Безопасность движения», ориентированных на приобретение знаний ПДД в целях безопасности личности на улицах и дорогах и в транспорте...