Личностно-ориентированная модель коммуникации на уроках информатики
методическая разработка по информатике и икт (10 класс) по теме
личностно-ориентированное обучение, интегрированные уроки
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Differenciaciya_obucheniya.doc | 27.5 КБ |
matematicheskie_vychisleniya_v_redaktore_MathCAD.doc | 59 КБ |
Предварительный просмотр:
Дифференциация обучения
Учитель информатики О.Н. Жилейкина.
Учитель математики Л.В. Очкурова
МОУ «Быковская СОШ №1» , Волгоградской области.
В настоящее время положение с использованием персонального компьютера (ПК) для математических расчетов изменяется. Это связано с появлением мощных универсальных и простых в применении интегрированных систем - пакетов прикладных программ, которые являются основной формой специализированного программного обеспечения вычислительных машин в настоящее время.
Изучение математических пакетов предлагается в специализированных классах (с углубленным изучением математики). Учащиеся таких классов уже профориентированы. (с углубленным изучением математики и информатики). Причем круг выбранных ими профессий предполагает использование компьютера при решении конкретных профессиональных задач. Систематическое использование подобных пакетов уже в школе позволит учащемуся увидеть и сформировать отношение к компьютеру, как средству решения профессиональных задач. Такие ученики имеют более глубокие знания не только по математике, но и по информатике. Как правило, у них нет психологического барьера перед использованием сложных программных средств. Наоборот, их привлекают созданные на высоком профессиональном уровне программы, и они видят уникальные возможности математических пакетов.
Школа сегодняшнего дня делает попытку повернуться к личности ребенка, к его индивидуальности, создать наилучшие условия для развития и максимальной реализации его склонностей и способностей в настоящем и будущем.
Решение проблемы дифференциации содержания обучения играет большую роль в реализации личностно-ориентированной модели обучения. Образовательная школа призвана формировать не только основы знаний, но и учить творчески мыслить, самостоятельно добывать знания, использовать их в учебных и жизненных ситуациях, т.е. развивать познавательную активность, самостоятельность, инициативность.
Для реализации этих задач информатика, как учебный предмет предоставляет особенно большие возможности, которые обусловлены, во-первых, дидактическим потенциалом информационных технологий, привнесенных в учебный процесс информатикой, во-вторых, широкими меж предметными связями этой учебной дисциплины, в-третьих, значительной прикладной составляющей содержания обучения информатике (средства информационных технологий и методы их использования в различных областях деятельности человека), которая предоставляет собой естественную сферу дифференциации содержания обучения.
Именно поэтому информатика находится сейчас в первом ряду школьных учебных предметов, содержание которых уже достаточно широко дифференцировано в практике обучения во многих школах.
С этой целью и был разработан и проведен интегрированный урок информатика + математика по теме: «Математические вычисления в редакторе MathCAD».
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок информатика +математика
Разработали: учитель информатики Жилейкина О.Н., учитель математики Очкурова Л.В.
МОУ «Быковская СОШ №1»
Тема: « Математические вычисления в редакторе MathCAD»
Цели:
- образовательная: показать вычислительные возможности пакета; научить находить значения выражений; выработать навыки систематического использования вычислительной техники в повседневной деятельности, расширить и углубить знания учащихся по информатике.
-воспитательная: сформировать устойчивый познавательный интерес, профессиональные намерения, отношение к компьютеру, как средству решения профессиональных задач; пополнить базу данных для практических занятий в профильных группах творческими работами учащихся.
-развивающая: продолжить формирование у учащихся компьютерной грамотности и информационной культуры, использовать дополнительные источники информации в образовательном процессе;
Оборудование: доска, таблицы В.М. Брадиса, непрограммируемый калькулятор, ноутбуки.
Ход урока.
- Сообщение темы и целей урока. (О.Н. Жилейкина)
Потребность в математических расчетах по-прежнему велика в нашем обществе, живущем в условиях рыночной экономики. Миллионам людей приходится вести математические расчеты. Не говоря уж об учебе, ни одна серьезная разработка в любой отрасли науки и производства не обходится без трудоемких математических расчетов. Новые информационные технологии коренным образом изменили порядок решения математических задач. Это связано с появлением мощных универсальных и простых в применении интегрированных систем - пакетов прикладных программ, которые являются основной формой специализированного программного обеспечения вычислительных машин в настоящее время.
Существует немалое количество математических пакетов. Наиболее распространенные из них – это MathCAD, Mat lab, Derive, Eureka, Mathematika, Maple.
Особое же место среди систем автоматизации математических расчетов занимает пакет «MathCAD» .
- Проверка индивидуального домашнего задания. (Г.Симонова)
Это наиболее мощная интегрированная система автоматизации математических расчетов, широко распространенная в России. Отличительная черта этой системы – входной язык, максимально приближенный к математическому языку или языку научных статей и книг. Объединение в этой системе текстового редактора с возможностью использования общепринятого языка позволяет пользователю получить готовый итоговый документ.
«MathCAD» столь же гибок, как самые мощные электронные таблицы и языки программирования, но легок в освоении и приятен в использовании.
Система «MathCAD» содержит текстовый редактор, мощный графопостроитель и графический процессор.
Текстовый редактор служит для ввода и редактирования текстов. Текст может состоять из слов, математических выражений и формул, спецзнаков.
Вычислитель обладает уникальными возможностями:
- обеспечивает вычисления по сложным математическим формулам;
- имеет большой набор встроенных математических функций;
- позволяет вычислять ряды, суммы и произведения, определенные интегралы и производные;
- работать с комплексными числами;
- решать линейные и нелинейные уравнения;
- выполнять векторные и матричные операции.
В вычислитель входят и такие мощные средства как линейная и сплайн- интерполяция, регрессия, прямое и обратное быстрое преобразование Фурье. Легко можно менять разрядность чисел и погрешность итерационных методов.
«MathCAD» позволяет записывать на экране компьютера формулы в их привычном виде. Но формулы в «MathCAD» могут значительно больше, чем просто хорошо выглядеть. С их помощью можно решить почти любую мыслимую математическую задачу символьно либо численно. Можно реализовать текст в любых местах вокруг уравнений, чтобы документировать процесс решения.
Графический процессор служит для создания графиков. Графический процессор сочетает чрезвычайную простоту общения с пользователем с самыми изысканными возможностями графических средств. Простые графики нескольких функций пользователь может начать строить буквально в первые секунды знакомства с системой. По мере приобретения навыков работы с графическим процессором легко осваиваются и другие графические средства – графики в логарифмическом масштабе, масштабные сетки с любым числом делений, линии, отмеченные точками, прямоугольниками и ромбиками. Графика ориентирована на решение типичных математических задач. Возможно быстрое изменение размеров графиков, наложение их на текстовые надписи и перемещение в любое место документа. Можно создавать двумерные и трехмерные графики. Можно пользоваться иллюстрациями из других приложений Windows.
- Объяснение нового материала (О.Н. Жилейкина, Л.В. Очкурова)
MathCAD позволяет вычислять значения выражений, содержащих тригонометрические функции. Сравним математическую запись и запись в редакторе:
Математическая запись | Название функции | Запись в MathCad |
sin x | синус | sin (x) |
cos x | косинус | cos (x) |
tg x | тангенс | tan (x) |
ctg x | котангенс | cot (x) |
sin2 x | Sin (x)2 |
Вывод: 1)аргументы всех функций заключаются в скобки;
2) нельзя «отрывать» имя функции от ее аргумента
Учитель математики: Найти значение выражения, используя таблицу Брадиса и непрограммируемый калькулятор.(1 ученик работает у доски, остальные в рабочих тетрадях выполняют задание с использованием таблиц Брадиса и калькулятора). Вывод: этот способ вычисления приемлем лишь в некоторых случаях. Но является трудоемким и длительным по времени.
Учитель информатики: Найти значение этого выражения, используя математический редактор.
Вывод. Какой способ для вас наиболее удобен и приемлем (формулируют учащиеся)
- Закрепление изученного материала. Учащимся предлагаются задания на карточках, выполнение задания «А» демонстрируется учителем информатики через проектор, задание «Б» выполняется самостоятельно с последующей проверкой. Способ выполнения задания (с помощью таблиц Брадиса или в редакторе Mathcad) учащиеся выбирают самостоятельно. Сильный учащийся проверяет и оказывает помощь слабым.
А)
Б)
- Самостоятельная работа (контроль усвоения нового материала). 10 мин.
Верное выполнение всех заданий - оценка «5»
Верное выполнение любых двух – оценка «4»
Верное выполнение любого одного – оценка «3»
Оценивается выборочно.
- Итог урока. (Рефлексия: что понравилось, что не понравилось, связь с жизнью и дальнейшим обучением в ВУЗах); оценки за урок.
- Домашнее задание.
- выполнить предложенные задания
1)
2)
А) для получения оценки по информатике в математическом редакторе;
Б) для получения оценки по математике в тетради с использованием таблиц Брадиса и непрограммируемых калькуляторов
- творческое (составить выражения различных уровней сложности для вычислений в редакторе MathCad по теме урока для пополнения базы данных к практическим занятиям по информатике);
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Технологии, методы и приёмы личностно – ориентированного подхода в обучении на уроках истории» (Из опыта работы).
В работе показаны основные технологии, методы и приемы личностно-ориентированного подхода в обучении на уроках истории....
Личностно ориентированный подход к обучающмся на уроках математики
В выступлении рассмотрены вопросы: Личностно ориентированное обучение как современная ориентация в педагогической деятельностиЛичностно-ориентированная система обучения.Структура типового б...
Урок русского языка в 8-м классе специальной (коррекционной) школы VIII вида «Спряжение глаголов» (личностно-ориентированные и здоровьесберегающие технологии на уроке)
Урок русского языка в 8-м классеспециальной (коррекционной) школы VIIIвида«Спряжение глаголов» (личностно-ориентированные и здоровьесберегающие технологии на уроке)...
Личностно-ориентированный подход к обучающимся на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности и методы его реализации.
методический опыт...
Конспект урока русского языка в 9 классе с использованием методов и приёмов личностно ориентированного подхода в образовании. Тема урока: Международное значение русского языка
Данный урок можно проводить как в начале, так и в конце учебного года, приурочив его к празднованию Дня славянской культуры и письменности. Учитель по своему усмотрению может использовать предложенный...
Личностно-ориентированный подход к обучению на уроках информатики
Рассматривается вариант личностно-ориентированного подхода к проблеме обучения информатике...
Индивидуализация содержания образования через личностно-ориентированное обучение, МО учителей математики, физики, информатики (2008 – 2012)
Отчет по творческой теме МО учителей математики...