Моделирование профессиональной деятельности преподавателя в условиях ФГОС
статья на тему

Моделирование профессиональной деятельности  преподавателя в условиях ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx15.32 КБ

Предварительный просмотр:

 Моделирование профессиональной деятельности            преподавателя в условиях ФГОС.

 

      Современные требования к образованию, определенные в программных документах последних лет (Федеральная целевая программа развития образования, Государственная программа города Москвы на среднесрочный период (2012-2016) развития образования города Москвы «Столичное образование» и др.), побуждают к поиску новых путей в решении задач обновления содержания профессионального образования, которое сегодня необходимо как образование опережающее.

      Современное качество содержания образования основано на формировании компетенций. Одним из факторов, влияющих на успешную реализацию поставленных задач, становится способность и готовность педагогов работать в новых условиях.

      В условиях интенсивных изменений, происходящих в системе образования города Москвы, педагогическая деятельность становится все более сложной и многогранной, возрастают требования к качественным характеристикам специалистов этой сферы. Их профессиональная компетентность зависит от многих составляющих. Значительное место в развитии профессиональной компетентности педагогических работников колледжа отводится организации научно-методической работы, которая должна быть адресной, гибкой, вариативной и, в первую очередь, учитывающей потенциальные и реальные ресурсы отдельного индивида, которые определяются мониторинговыми исследованиями.

            В настоящее время проблема личности учителя как субъекта педагогической деятельности, компетентного и способного к саморазвитию, достаточно широко представлена в работах отечественных исследователей. Развитию профессионально-педагогической компетентности посвящены труды В. А. Адольфа, Е. В. Бондаревской, В. Н. Вве­денского, А. А. Воротниковой, И. А. Зимней, И. Ф. Исаева, И. А. Колесниковой, Н. В. Кузьминой, А. К. Марковой, Л. М. Митиной, Н. А. Поповановой, А. П. Тряпицыной и др.

        В русле данного исследования интерес преставляют работы профессиографического характера — о моделировании профессиональной деятельности учителя и его личных качеств (О. А. Абдулина, Б. С. Гершунский, Т. Б. Гребенюк, В. А. Сластенин, А. И. Щербаков и др.).

      Включение образования в число приоритетных национальных проектов с целью системного улучшения отечественного образования, повышения удовлетворенности граждан России его качеством, а в конечном итоге переход из положения «догоняющего развития» к реальной конкурентоспособности российского образования с мировыми лидерами в этой сфере вносит изменения в характер деятельности педагогов.

     Достижение заявленной цели предполагает повышение профессионализма педагогов, соответствующего запросам современной жизни. Сегодня преподавателю необходимо организовывать образовательный процесс, не только опираясь на идеи личностно-развивающего образования; но и овладев современными методологическими знаниями и новыми технологиями; навыками исследовательской деятельности, внедрить инновации в педагогическое проектирование на основе анализа и самоанализа профессиональной деятельности.

             Возникает потребность в развитии такого вида компетентности как научно-методическая компетентность педагога, которая обеспечивает выполнение педагогом актуальных функций образования, в частности, деятельность в условиях образовательного выбора. Особое значение приобретает развитие научно-методической компетентности для преподавателей колледжа, т. к. именно учреждения СПО занимают значительное место в удовлетворении образовательных потребностей общества и государства. Сегодня без специалистов среднего звена, имеющих серьёзную теоретическую подготовку, владеющих функциональными практико-ориентированными умениями, невозможно развивать наукоёмкое высокотехнологическое производство, осуществлять информационное взаимодействие, требующее обслуживания вычислительной техники, разработки и поддержки автоматизированных систем.

        Одним из возможных путей, способных существенно повлиять на развитие компетентности педагогов, повышение качества образовательного процесса, является использование современных технологий обучения, в том числе инновационных. В условиях развития современного общества высокий уровень владения современными информационными и коммуникационными технологиями (ИКТ) становится общим универсальным атрибутом профессиональной квалификации педагога. При переходе к реализации ФГОС это направление требует особого внимания. ФГОС СПО дают не только большие полномочия образовательным учреждениям в определении содержания основных профессиональных образовательных программ (ОПОП) по соответствующим специальностям с учётом потребностей регионального рынка труда, но и устанавливают жёсткие требования условиям реализации основной профессиональной образовательной программы. В стандартах специальностей СПО указано, что «реализа­ция основной профессиональной образовательной программы по специальности среднего профессионального образования должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей…».

            Использование новых критериев при определении типа и вида образовательного учреждения при государственной аккредитации (Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) от 25 октября 2011 г. N 2267 г. Москва «Об утверждении критериев показателей, необходимых для определения типа и вида образовательного учреждения высшего профессионального и среднего профессионального образования») выдвигает требования к компетентности преподавателей, работающих в современном колледже. Чтобы обеспечить выполнение показателя деятельности образовательного учреждения в части требований к учебно-методическому обеспечению образовательного процесса — наличие возможности доступа всех обучающихся к фондам учебно-методической документации — необходим не только определённый уровень владения ИКТ преподавателями колледжа, но и системная работа учебной, научно-методической, производственной служб.

Эффективность работы коллектива оценивается и по вкладу в реализацию комплекса мероприятий, заложенного в Государственной программе города Москвы на среднесрочный период (2012—2016 гг.) «Развитие образования города Москвы («Столичное образование»)». В новых условиях коллективы колледжей перестраивают свою деятель­ность с учётом запросов времени, ориентируясь на взаимодействие с работодателями, которые становятся не только потребителями выпускников колледжей, но и партнёрами в подготовке кадров для экономики столичного региона.

 

Список литературы:

 Зимняя И. А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата современного образования // Интернет-журнал «Эйдос». — 2006. — 5 мая. http://www.eidos.ru/journal/2006/0505.htm

 Никишина И. В. Диагностическая и методическая работа в образовательных учреждениях / И. В. Никишина. — Волгоград: Учитель, 2007

 Педагогическое проектирование / Колесникова И. А., Горчакова-Сибирская М.П. - М., 2007.

 

*  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный образовательный маршрут повышения профессионального уровня учителя в условиях ФГОС

Документ содержит личностный, социальный, профессиональный компоненты повышения профессинализма учителя с учетом перехода на новые ФГОС...

Оценка готовности педагогических работников к осуществлению профессиональной деятельности в условиях ФГОС общего образования.

В ФГОС четко обозначены требования к кадровым условиям реализации основной образовательной программы. В своем эссе я попытаюсь разобраться насколько же современные педагогические кадры соответствуют э...

Актуальные проблемы развития профессиональной компетенции учителя иностранного языка (в условиях ФГОС)

Актуальные проблемы развитияпрофессиональной компетенции учителяиностранного языка (в условиях введения ФГОС)...

Профессиональная компетентность учителя в достижении качества образования в условиях ФГОС второго поколения

В статье рассматриваются вопросы и проблемы традиционного и современного образования, противоречия, которые складываются в образовательной системе нашего времени. Изучаются условия, при которых обучен...

Профессиональная компетентность учителя в достижении качества образования в условиях ФГОС второго поколения

В статье рассматриваются вопросы и проблемы традиционного и современного образования, противоречия, которые складываются в образовательной системе нашего времени. Изучаются условия, при которых обучен...

Информационно-исследовательский проект на тему: "Модель управления развитием профессиональных компетентностей в общеобразовательном учреждении в условиях ФГОС".

Цель проекта: повышение квалификации руководителей, заместителей ркководителей общеобразовательных учреждений в области теории и методики проектирования и развертывания систем управления методической ...