Актуальные проблемы развития профессиональной компетенции учителя иностранного языка (в условиях ФГОС)
материал по английскому языку на тему
Актуальные проблемы развития
профессиональной компетенции учителя
иностранного языка (в условиях введения ФГОС)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_uud_sredstvami_inostrannogo_yazyka.doc | 712 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования Московской области
Государственное Бюджетное образовательное Учреждение
дополнительного профессионального образования
специалистов Московской области
Актуальные проблемы развития
профессиональной компетенции учителя
иностранного языка (в условиях введения ФГОС)
Итоговая работа по теме
«Формирование УУД средствами
Иностранного языка»
Исполнитель:
Учитель английского языка
Иванова Ирина Викторовна
МБОУ «Тучковская СОШ №1»,
Рузский район
Проверил:
К.п.н., доцент Бурлакова
Ирина Ивановна
Москва 2012
Содержание
- Введение стр.3
- Формирование и развитие УУД на уроках английского языка в начальной школе
1)Цели обучения иностранным языкам стр.5
2)Результаты обучения стр.5
3) Функции УУД стр.8
4) Характеристика УУД стр.8
5) Как формировать УУД стр.11
6) Критерии сформированности УУД стр.13
3. Заключение стр. 14
4. Приложения стр. 17-24
5. Литература стр.25
Введение
Модернизация и инновационное развитие- единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире ХХ1 века. В условиях решения этих задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства.
Медведев Д.А., утверждая национальную образовательную инициативу «Наша новая школа», говорил, что школа является критически важным элементом в этом процессе.
Начальная школа- самоценный, принципиально новый этап в жизни ребенка: начинается систематическое обучение в общеобразовательной школе, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, изменяется социальный статус и увеличивается потребность в самовыражении.
Современные дети сильно изменились.
-Резко возросла информированность детей.
-Современные дети относительно мало читают, особенно классическую художественную литературу. Невостребованным оказывается богатство мировой художественной литературы, возникает угроза прерывания канала передачи духовного нравственного опыта от поколения к поколению.
-Происходит постепенное вымывание дошкольных видов деятельности и замещение их занятиями учебного типа.
-Для современных детей характерна ограниченность общения со сверстниками. Это затрудняет усвоение детьми системы моральных норм и нравственных принципов, препятствует формированию коммуникативной компетентности.
-Большинство современных детей не участвуют в деятельности детских и подростковых общественных организаций, они лишены возможности приобрести опыт лидерства и работы в команде.
-Наблюдается поляризация детей по уровню умственного и познавательного развития.
-Сегодня дети и подростки более открыто выражают и отстаивают свое мнение.
-Процессы глобализации и роста национального самосознания оказывают неоднозначное воздействие на детей, способствуя формированию как гражданской и этнической идентичности, так и детской враждебности к « чужим».
Актуальность этой темы заключается в том, что образование в начальной школе является базой всего последующего обучения. В первую очередь это касается сформированности УУД, обеспечивающих умение учиться. Сегодня начальная школа закладывает основу формирования учебной деятельности ребенка- систему учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Уровень сформированности УУД в полной мере зависит способов организации учебной деятельности и сотрудничества, познавательной, творческой, художественно-эстетической и коммуникативной деятельности школьников.
Цель этой работы – рассмотреть как обеспечивается системный подход к личностному развитию и формированию УУД в рамках преподавания иностранного языка в школе.
Задачи:
- Уточнение характеристик личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД.
- Описание механизмов формирования УУД на уроках иностранного языка.
Формирование УУД на уроках английского языка на начальном этапе обучения
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности УУД, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. Сформированность УУД является залогом профилактики школьных трудностей.
В широком значении « универсальные учебные действия» - саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
В более узком значении УУД – это совокупность действий обучающегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Для формирования УУД в контексте обучения иностранным языкам следует учитывать , что ученику следует для себя найти ответы на следующие вопросы: « Зачем я учу иностранный язык?», « Зачем я выполняю то или иное упражнение?», « Зачем я повторяю пройденное на уроке?», « Чему я научился на уроке и что мне еще следует сделать?». Язык должен осваиваться осознанно. Важно создавать условия, когда дети учатся слушать друг друга, умеют адекватно оценивать свой ответ, хотят узнать новое.
1.Стандарты второго поколения определяют следующие цели обучения иностранному языку:
-развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих: речевая, языковая, социокультурная, компенсаторная, учебно-познавательная компетенции.
-развитие личности учащихся
-формирование и развитие УУД.
2. В качестве предполагаемых результатов обучения иностранным языкам выделяют:
-предметные результаты
а )дружелюбное и толерантное отношение к проявлениям иной культуры
б) совершенствование коммуникативной и общеречевой культуры, приобретение иноязычных коммуникативных умений, расширение лексического запаса и лингвистического кругозора.
в) достижение допорогового уровня иноязычной коммуникативной компетенции.
г) развитие интереса к овладению другими иностранными языками.
-личностные результаты:
а) формирование мотивации изучения иностранных языков
б) осознание возможностей самореализации средствами ин. Языков
в) стремление к совершенствованию собственной речевой культуры в целом
г) формирование коммуникативной компетенции
д) формирование общекультурной и этнической идентичности
е)стремление к лучшему осознанию культуры своего народа
ж) толерантное отношение к проявлениям иной культуры
з) готовность отстаивать национальные и общечеловеческие ценности
-метапредметные результаты:
а) развитие умения планировать свое речевое поведение
б)развитие коммуникативной компетенции
в)умение четко определять области знаемого и незнаемого
г)умение ставить перед собой цели и определять задачи, планировать последовательные действия ,прогнозировать результаты работы, анализировать итоги деятельности, делать выводы, вносить коррективы.
д) развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией( извлекать информацию из различных источников, анализировать, систематизировать, представлять различными способами)
е) развитие смыслового чтения( определить тему, прогнозировать содержание текста по заголовку/ по ключевым словам, выделять основную мысль, главные факты, устанавливать логическую последовательность основных фактов.
ж) осуществление самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности на иностранном языке.
Метапредметные результаты достигаются через:
-содержание обучения
-использование ИКТ
-наличие текстов разных жанров и обилие заданий на разные типы чтения
-сопоставление явлений родного и изучаемого языков с помощью грамматического справочника, упражнений
-знакомство с явлениями окружающего мира, фактами его истории, географии и т.д. на английском языке.
3.Функции УУД включают:
-обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процессии и результаты деятельности
-создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области.
4. Характеристика УУД.
В составе основных видов УУД можно выделить четыре основных блока:
-личностные УУД
-познавательные УУД
-регулятивные УУД
-коммуникативные УУД
Личностные УУД способствуют развитию личностных качеств и способностей ребенка. Ученик осознает, что такое личность в диалоге со сверстниками, во взаимодействии с учителем. У ребенка на начальном этапе обучения формируется представление о себе как о личности, когда он кратко рассказывает о себе. Ученик осознает, что существует другой язык и что он может в этой сфере общаться. Он начинает осознавать , для чего выполняются устные и письменные задания. На начальном этапе учащиеся знакомятся с традициями и обычаями других стран и начинают сравнивать их со своей страной. На этом этапе происходит нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей.
Регулятивные УУД - это
-целеполагание -зачем?
-планирование- в какой последовательности?
-прогнозирование- где необходимо?
-контроль- правильно ли?
- коррекция – как исправить?
-оценка- вот так хорошо!
-волевая саморегуляция- сосредоточился и еще раз.
Регулятивные УУД обеспечивают организацию и регулирование учащимися своей учебной деятельности. На начальном этапе необходимо часто менять виды учебной деятельности. Многие выдающиеся педагоги справедливо обращали внимание на эффективность использования игр в процессе обучения, потому что они помогают естественному изучению языка. Дети учатся играя, и играя развиваются и обучаются. При этом важно научить их регулировать свою игровую деятельность. Саморегуляция происходит при инсценировке сказок, при диалогической речи, при составлении рассказа по цепочке, по опорной схеме, по картинкам. Необходимо научить детей прогнозировать свои результаты. Младшие школьники могут использовать самоконтроль для того, чтобы понять, все ли у них получается, сверяя свои ответы с эталоном. В учебниках Кузовлева В.П. для начальных классов после каждой четверти есть тестовые задания для самоконтроля. При самоконтроле корректируется письменная и устная речь. При положительном результате у детей появляются позитивные эмоции и повышается самооценка.
Познавательные УУД включают в себя :
-общеучебные
-логические
-действия постановки и решения проблем
На начальном этапе важно научить ученика самостоятельно ставить познавательные задачи: выделять основное в тексте, осознанно строить свои высказывания с опорой на картинки и схемы. Дети на данном этапе учатся отвечать на вопросы учителя письменно или устно и при самоконтроле и взаимоконтроле могут оценивать процесс и результаты своей деятельности и друг друга.
Логические УУД на начальном этапе еще не сформированы, но тем не менее на уроке английского языка необходимо у ребенка развивать логическое мышление, используя опоры, тексты, грамматический материал и др. Анализировать можно научить при прохождении грамматического материала. Синтезировать при монологической и диалогической речи или при выполнении упражнения в учебнике
-вставить недостающие буквы
- вставить недостающие слова
-завершить предложение
-заполнить таблицу
-сформулировать правило и т.д.
Постановка и решение проблемы осуществляется при проектной деятельности младших школьников. Смотри приложение №4 (Групповой проект, 4 класс, учебник Millie, по теме «Мой класс и наша школа»)
Коммуникативные УУД способствуют продуктивному взаимодействию и сотрудничеству со сверстниками и со взрослыми. Учащиеся должны уметь слушать другого, участвовать в коллективном обсуждении проблем. Для успешного решения коммуникативных задач учителю необходимо создавать на уроке благоприятный психологический климат. Чем благоприятнее атмосфера на уроке, тем быстрее происходит формирование коммуникативных действий.
5.Как сформировать универсальные учебные действия
Учитель отмечает успехи ребенка в сравнении с его прошлыми результатами
Учитель показывает для чего нужно то или иное знание, как оно пригодится в жизни
Учитель привлекает детей к открытию новых знаний при усвоении нового материала.
Учитель обучает детей приемам работы в группах, показывает, как можно прийти к единому решению в групповой работе, помогает детям решать конфликты, обучая навыкам конструктивного взаимодействия.
Учитель на уроке уделяет большое внимание самопроверке детей, обучая их как можно найти и исправить ошибку, дети по предложенному алгоритму учатся оценивать выполненные задания по критериям и самостоятельно выбирать критерии для оценки.
Учитель оценивает не только сам, но и позволяет другим детям участвовать в процессе оценивания; в конце урока учитель вместе с детьми оценивают то, чему дети научились, что получилось, а что нет.
Учитель ставит цели урока и работает с детьми в направлении целей- чтобы чего-то добиться, цель должен знать каждый участник урока.
Учитель учти детей тем навыкам, которые им пригодятся в работе с информацией- пересказу, составлению плана, учит пользоваться разными источниками информации.
Учитель использует проектные формы работы на уроке и во внеурочной деятельности.
Учитель учит ребенка делать нравственный выбор в рамках работы с ценностным материалом и его анализом.
Учитель находит способ увлечь детей знаниями.
Учитель всегда дает шанс исправить ошибку, показывает, что ошибка-это нормально- главное- уметь учиться на ошибках.
Учитель помогает ребенку найти самого себя, строя индивидуальный маршрут, оказывая поддержку, создавая ситуацию успеха.
Учитель учит ребенка ставить цели и искать пути их достижения, а также решения возникающих проблем.
Учитель учит детей составлять план действий.
Учитель ненавязчиво транслирует детям позитивные ценности, позволяя им прожить их на собственном примере, убедиться в их важности и значимости.
Учитель учит разным способам выражения своих мыслей, искусству спора, отстаивания собственного мнения, уважая мнения других.
6. Условия, обеспечивающие развитие УУД.
Формирование УУД в образовательном процессе определяется тремя следующими положениями
-формирование УУД как цель определяет содержание и организацию образовательного процесса
-формирование УУД происходит в контексте усвоения разных предметных дисциплин и внеурочной деятельности
-УУД могут быть сформированы только при выполнении учебной работы определенного вида на основании использования технологий, методов, приемов организации учебной деятельности, адекватных возрасту обучающихся.
7. Критерии оценки сформированности УУД у учащихся являются:
-соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям
-соответствие свойств универсальных действий заранее заданным требованиям
- соответствие требованиям к уровню языковой подготовки оканчивающих
начальную школу.
Заключение: Бытует мнение, что иностранный язык дается не всем. Действительно, данный предмет включает и знание и родного языка, и логическое мышление, и общее интеллектуальное и культурное развитие учащегося. Но опыт показывает, что любой ребенок в худшей или лучшей степени может заговорить на иностранном языке, если у него есть желание. А у детей младшего школьного возраста желание общаться есть всегда. Если ребенку нравится – он будет заниматься, а если еще и интересно- то он быстро запомнит. Младший школьный возраст является наиболее благоприятным для усвоения иностранного языка. Эффективному обучению способствуют:
-пластичность природного механизма усвоения языка детьми этого возраста;
-их имитационные способности;
-природная любознательность;
-отсутствие « языкового барьера»
Дети младшего возраста воспринимают мир целостно. Поэтому обучение строится с учетом их любимых сфер деятельности: раскрашивание, рисование, вырезание из бумаги фигур, букв, разыгрывание сценок и диалогов, игра по ролям, разучивание стихотворений( для развития автоматизма речевых и творческих способностей); пение (разучивание песен способствует правильной интонации, отрабатыванию произношения, развитию памяти, музыкального слуха, закреплению лексики, речевых образцов, грамматического материала и созданию положительной мотивации.)
Обучение иностранному языку на раннем этапе должно строиться на основе игры. Игра на занятиях по иностранному языку – это не просто коллективное развлечение, а основной способ достижения определенных задач обучения на данном этапе. У игры должен быть мотив, цель и результат . Воображение ребят также достаточно развито и носит не только воспроизводящий, но и творческий характер. Поэтому формированию УУД могут способствовать задания и творческого характера.
Например:
1.Отгадывание кроссворда
2.Составление кроссвордов, загадок по пройденной лексике
3.Нарисуй картинку и составь ее описание
4.Поставьслова в логическом порядке
5. Прочитай рассказ, в котором слова заменены рисунками
6.Придумайзагадку для своих друзей
7. Нарисуй картинку к прочитанному тексту.
Из приложений 1,2,3,4видно, как происходит формирование УУД на практике.
Иностранный язык обеспечивает, прежде всего, развитие коммуникативных действий, формируя коммуникативную культуру обучающегося. Изучение ин. языка способствует:
-общему речевому развитию учащегося на основе формирования обобщенных лингвистических структур грамматики и синтаксиса;
-развитию произвольности и осознанности монологической и диалогической речи;
- развитию письменной речи;
-формированию ориентации на партнера, на его высказывания, поведение, эмоциональное состояние и переживания, уважение интересов партнера, умение слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать и обосновывать свое мнение в понятной для собеседника форме.
Знакомство учащихся с культурой, историей и традициями других народов и мировой культурой, открытие универсальности детской субкультуры создает необходимые условия для формирования личностных универсальных действий- формирования гражданской идентичности личности, преимущественно в ее общекультурном компоненте, и доброжелательного отношения , уважения и толерантности к другим странами народам.
Изучение иностранного языка способствует развитию общеучебных и логических познавательных действий., в первую очередь смыслового чтения ( понимание смысла текста, умение прогнозировать развитие его сюжета: умение задавать вопросы, сочинение оригинального текста на основе плана).Дети приобретают навыки работы со словарем, с лингвострановедческим словарем, с книгой и другими источниками .Работа с грамматическими таблицами в учебнике формирует навыки сравнения, анализа, в результате дети учатся самостоятельно формулировать правила.
Обучение этому предмету формирует также понимание того ,что процесс овладения языком другого народа -это увлекательный, интересный, но кропотливый ежедневный труд, требующий сознательных усилий.
Литература
- ФГОС М. Просвещение. 2010.
- Национальная образовательная инициатива « Наша новая школа»
- Примерные программы начального общего образования М. Просвещение 2010
- А.Г. Асмолов Как проектировать УУД в начальной школе М. Просвещение 2009
- Мельникова Е.Л. проблемный урок ,или как открывать знания с учениками М. 2006
- А.Б. Воронцов Проектные задачи в начальной школе М. Просвещение 2010
- Штарина А.Г. Компетентностный подход в преподавании. Волгоград «Учитель»2011.
- Штурбина Н.А .Гуманно-личностный подход в обучении и его результативность М. Чистые пруды 2009
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Итоговый исследовательский проект "Актуальный проблемы развития профессиональной компетентности учителя музыки (в условиях реализации ФГОС" Рабочая программа по предмету "Музыка" 5 класса
Итоговый исследовательский проект "Актуальный проблемы развития профессиональной компетентности учителя музыки (в условиях реализации ФГОС" Рабочая программа по предмету "Музыка" 5 класса...
Развитие профессиональной компетентности учителя иностранного языка как средство повышения языкового образования в условиях подготовки и введения ФГОС ООО
Стандарт нового поколения. Формирование УУД на уроках английского языка. Реализация деятельностного подхода. Учебная ситуация. Метапредметные результаты обучения. Формирующее оценивание....
Профессиональная компетенция учителя иностранного языка в условиях реализации ФГОС ООО
Эссе по теме "Профессионалная компетенция учителя иностранного языка в условиях реализации ФГОС ООО"...
Доклад на тему: Совершенствование профессиональных компетенций учителя иностранного языка в условиях развития современного общества
Эссе на тему "Совершенствование профессиональных компетенций учителя иностранного языка в условиях развития современного общества", который поделен на три смысловые части: 1) раскрытие понят...
«Актуальные проблемы развития профессиональной компетентности учителя математики(в условиях ФГОС)»,,
laquo;Актуальные проблемы развития профессиональной компетентности учителя математики(в условиях ФГОС)»,,...
КПК "Развитие профессионаьных компетенций учителя иностранного языка в условиях развития цифрового образования"
КПК "Развитие профессиональных компетенций учителя иностранного языка в условиях развития цифрового образования"...
3.3.2 Выступление на ШМО тема: «Актуальные проблемы развития профессиональной компетентности учителя физической культуры (в условиях реализации ФГОС)». 2020г.
Сегодня каждое образовательное учреждение стремится жить и работать по-новому. Этого требует современное общество, которому необходимы высокообразованные, целеустремленные, эрудированные, конкурентосп...