Школьная культура и психологический климат в работе по достижению нового качества образования
статья на тему
Отчёт руководителя ШМО о реализации проекта "Школьная культура и психологический климат в работе по достижению нового качества образования".
Скачать:
Предварительный просмотр:
Реализация проекта «Школьная культура и психологический климат в работе по достижению нового качества образования» учителями русского языка и литературы.
Школьное методическое объединение учителей-словесников в 2013-2014 учебном году строит свою работу в соответствии с реализацией проекта «Школьная культура и психологический климат в работе по достижению нового качества образования». Русский язык и литература как школьные предметы располагают для этого широкими возможностями, так как на этих уроках в большей степени формируется мышление, осмысливаются общечеловеческие ценности, воспитывается личность.
На уроках литературы само содержание художественных произведений формирует у учащихся чёткие нравственные ориентиры: Родина, мир природы, уважение к окружающим, сострадание и сопереживание. А подбор текстов в учебниках русского языка – лучших образцов художественной и публицистической литературы – способствует развитию языкового вкуса, помогает постигать эстетическую функцию родного языка сквозь призму нравственных оценок и ценностей, что также служит воспитанию культурного человека.
Для успешного решения поставленных целей и задач в распоряжении учителя есть урок, внеурочные часы и внеклассная работа. При этом в условиях новой школы члены ШМО внедряют в практику современные образовательные технологии, направленные на развитие самостоятельности, творчества и активности учащихся.
Так, в соответствии с темами самообразования учителями особенно эффективно используются технологии личностно-ориентированного, развивающего, проблемного, дифференцированного обучения, проектная, тестовая, игровая технологии, метод критического мышления, здоровьесбережения, КСО (коллективный способ обучения) и ИКТ-технологии. Своими наработками в этой области учителя делились во время открытых уроков на семинаре «Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка и во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС ООО» (О.Н. Фролова - урок русского языка «Фразеологизмы. Источники фразеологизмов» (6А класс), при проведении Единого медодического дня (Т.А Кобелева - «М.А. Шолохов. Страницы биографии. Рассказ «Судьба человека»).
Урок О.Н. Фроловой соответствовал всем требованиям ФГОС Открытие новых знаний было построено в виде проекта выхода из затруднения. При этом ребята работали в парах, осуществляли взаимопроверку, обобщали, делали выводы, давали оценку собственной учебной деятельности.
Особенность урока Т.А. Кобелевой состояла в формировании нравственных качеств личности учеников. Учитель воспитывала в детях уважение к подвигу солдата Великой Отечественной войны, к героическому прошлому своей страны. На протяжении всего урока девятиклассники испытывали желание работать, радовались собственным успехам и успехам товарищей. В классе царила доверительная атмосфера, что проявлялось и в доброжелательном тоне, и в тактичности учителя, и в прекрасном настроении участников учебного процесса.
Подобная направленность в организации образовательного процесса повышает эффективность обучения, инициативность и успешность учащихся. Так, например, выросло количество детей, занятых исследовательской и проектной деятельностью. Созданы такие проекты, как «История одного слова» (6а), «Калейдоскоп имён моей семьи» (8а), «Изобразительно-выразительные средства русского языка» (11а). Как результат коллективной деятельности (в рамках «Недели русского языка») оформлены лингвистические газеты, проведена акция «Эти загадочные фразеологизмы» (5-11 классы). Личностно-ориентированный подход в обучении позволяет учащимся становиться победителями и призёрами муниципальных предметных олимпиад. Двое обучающихся стали участниками регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников.
Муниципальный тур олимпиады по русскому языку
Класс | Ф.И. участника | Результат | Учитель |
10А | Суханова Инесса | призёр | Кобелева Т.А. |
10А | Рудавина Полина | призёр | Кобелева Т.А. |
11А | Ионин Никита | победитель | Гурова Г.Т. |
11А | Лисковская Екатерина | призёр | Гурова Г.Т. |
Муниципальный тур олимпиады по литературе
Класс | Ф.И. участника | Результат | Учитель |
7А | Дурынина Анастасия | призёр | Гурова Г.Т. |
8Б | Ярусова Ирина | призёр | Фролова О.Н |
11А | Лаптева Анна | призёр | Гурова Г.Т. |
Всероссийская дистанционная олимпиада
Предмет | Ф.И. участника | Результат | Учитель |
Русский язык | Вернигора Мария (5в) | победитель | Фролова О.Н. |
Литература | Сурина Наталья (6а) | победитель | Фролова О.Н. |
Галимзянова Анастасия (7а) | призёр | Гурова Г.Т. |
Следует отметить рост участников творческих и дистанционных конкурсов.
Название конкурса | 2012-2013 (год) | 2013/2014 (3 четверти) |
Всероссийская олимпиада школьников «Россия и Беларусь: историческая и духовная общность» | 2 (победители) 1 победитель регионального этапа | 2 (победители) 1 победитель регионального этапа |
«Проба пера» | 7(победители, призёры) | 7 (победители, призёры) |
«Мир конкурсов» | 6 (победители, призёры) | 8 (победители, призёры) |
«Фактор роста» | 7(победители, призёры) | 11 (победители, призёры) |
Всероссийская игра по русскому языку «Русский медвежонок – языкознание для всех» | 147 | 154 |
Общероссийская олимпиада по русскому языку «Олимпус» | 29 участников: 1 – призёр, 14 - лауреаты | 47 участников: 2 победителя, 3 призёра, 9 лауреатов |
Общероссийская олимпиада по литературе «Олимпус» | 5 | 36 участников: 1 лауреат, 2 призёра |
Качество обученности
Предмет | 2012-2013 (3 четверть) | 2013/2014 (3 четверть) |
Русский язык | 60% | 63% |
Литература | 78% | 78% |
Проблема достижения нового качества образования решается и средствами внеурочной деятельности (реализация ФГОС). Так, в 5-х классах осуществляется программа «Остров поэтических исканий». С целью распространения инновационного опыта О.М. Мурашовой были показаны открытые занятия: сюжетно-ролевая театральная игра «Ты пришёл в гости» и «Буратино разбросал слова. Собери слова в стихотворении» (слайд – цели и задачи программы). На примере данных занятий было продемонстрировано решение регулятивных, познавательных, коммуникативных, личностных задач (слайд).
Помимо формирования внешней и внутренней культуры личности, следует отметить работу учителей-словесников над повышением качества психологического климата. Этому способствует создание эмоционально благоприятного окружения, атмосферы стабильности, безопасности, поддержки, уверенности, справедливости и спокойствия. Этой же цели служит воспитание у учащихся уважительного отношения друг к другу. Например, перед работой в парах учащиеся повторяют определённую инструкцию: 1.Работать должны оба. 2. Один говорит, другой слушает. 3. Своё несогласие высказывай вежливо. 4. Если не понял, переспроси. (слайд) Невозможно обойтись и без здоровьесберегающих технологий, т.к. они «работают» на усвоение учебного материала и влияют на качество образования. В качестве психологической разгрузки можно использовать крылатые выражения и поговорки на все случаи жизни, объединив их в «Словарь мудрых мыслей».
- Кто жаден до еды, тот дойдёт до беды”,
- “По яблоку в день – и доктор не нужен”,
- “Ешь просто - доживёшь лет до ста”,
- «Здоров на еду, да хил на работу».
- «Больному и мед не вкусен, а здоровый и камень ест».
В системе проводятся физминутки. Их значение в том, чтобы снять утомление, вызванное продолжительным сидением, дать отдых мышцам, органам слуха, поднять детям настроение, восстановить физические и духовные силы учеников. (слайд)
В результате такой комплексной системной работы ученики всецело доверяют учителям, идут за ними. В свою очередь, наши учителя очень требовательны к себе и придерживаются 7 правил учителя.
1. ВХОДЯ В КЛАСС, ПОМНИ, ЧТО ВСЕ СИДЯЩИЕ ТАМ, - ТВОИ ДЕТИ. |
2. УЧИ ИХ, ПОМНЯ, ЧТО ИХ ПОБЕДЫ - ЭТО ТВОЯ РАДОСТЬ, ИХ ПОРАЖЕНИЕ - ТВОЁ ГОРЕ, ВСЕ ОШИБКИ, СОВЕРШЁННЫЕ ИМИ,- ТВОЯ БЕДА. |
3. УВАЖАЙ УЧЕНИКА И УЧИСЬ У НЕГО. |
4. ВСЕ ДЕТИ ТАЛАНТЛИВЫ, И ДОЛГ ПЕДАГОГА РАСКРЫТЬ ЭТОТ ТАЛАНТ. |
5. ЖИВИ РАДИ ДЕТЕЙ, И ПУСТЬ БУДЕТ ТЕБЕ НАГРАДОЙ ИХ УВАЖЕНИЕ. |
6. ПЕРЕДАТЬ ЗНАНИЯ - ЗНАЧИТ РАЗБУДИТЬ В ЛЮДЯХ СПЯЩИЙ УМ, ВОСПИТАТЬ В ДЕТЯХ СПОСОБНОСТЬ ЛЮБИТЬ, ЗНАЧИТ ВЫРАСТИТЬ НАСТОЯЩИХ ЛЮДЕЙ. |
7. ПОМНИ, ЧТО ВСЕ ПРИХОДЯТ В ЭТОТ МИР, ЧТОБЫ БЫТЬ СЧАСТЛИВЫМИ. |
Таким образом, учителя русского языка и литературы на своих уроках создают позитивный психологический климат, что позволяет говорить о повышении школьной культуры в целом и о достижении нового качества образования учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Компетентностный подход в работе учителя как способ достижения нового качества образования».
laquo;Компетентностный подход в работе учителя как способ достижения нового качества образования».Современная образовательная система характеризуется коренными изменениями во всех е...
Совершенствование системы поддержки ученика – исследователя как условие достижения нового качества образования на уроках физики
Использование конструктора LEGO на уроках физики....
Статья: " «Реализация компетентностного подхода на уроках физики, как условие достижения нового качества образования».
Важнейшим компонентом в стратегии модернизации содержания общего образования России является ориентация на практические навыки, на способность применять знания, реализовывать собственные проекты, т.е....
Публичная презентация на тему «Технология организации учебно-исследовательской деятельности на уроках биологии как средство достижения нового качества образования»
В публмкации представлен опыт работы по теме "Технология организации учебно-исследовательской деятельности на уроках биологии как средство достижения нового качества образования" и результативность пр...
Применение современных технологий на уроках математики как условие достижения нового качества образования.
В статье написано о применении современных технологий позволяющих интенсифицировать образовательный процесс, активизировать познавательную деятельность с обязательным учетом не...
«ШКОЛЬНАЯ КУЛЬТУРА И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ В КЛАССЕ И НА УРОКЕ»
В статье раскрывается теоретическое понятие- психологический климат в школе и классе. Рассказывается в чем сущность психологического климата и как он создается. Приведены примеры характери...
Сценарий педагогического совета «Метапредметный подход как средство достижения нового качества образования в условиях реализации ФГОС»
Сценарий педагогического совета «Метапредметный подход как средство достижения нового качества образования в условиях реализации ФГОС»...