Статья: " «Реализация компетентностного подхода на уроках физики, как условие достижения нового качества образования».
статья по физике на тему
Важнейшим компонентом в стратегии модернизации содержания общего образования России является ориентация на практические навыки, на способность применять знания, реализовывать собственные проекты, т.е. компетентностный подход.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_kom_smotri.docx | 28.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья: «Реализация компетентностного подхода на уроках физики, как условие достижения нового качества образования».
О.Н. Буйневич
учитель физики
МБОУ «Зырянская средняя общеобразовательная школа», Зырянского района Томской области
Российские педагоги мрачно шутят: "Наше образование - лучшее в мире, только в остальных странах об этом не знают".
В каждой шутке, как известно, есть доля шутки. В этой – тоже: результаты международного исследования PISA, которые проводятся каждые три года и оценивают не знания школьной программы, а способность детей применять полученные знания в жизненных ситуациях, показали, что самые умные школьники сегодня – финны. За ними следуют ребята из Гонконга, Кореи, Новой Зеландии, Канады, Японии, Бельгии, Макао (автономной территорииКитая). Наши – где-то в самом низу списка…
Исследование PISA проводится в трех направлениях: грамотность чтения, математическая грамотность и естественнонаучная грамотность.По всем параметрам наша страна не поднялась выше 37-го места среди 65 государств-участников.О таких результатах в экспертной среде говорили не иначе, как об «утраченных иллюзиях России». Миф о высоком качестве отечественного образования окончательно был развеян.
Наши школьники оказались не способны использовать свои знания для получения новых знаний, не готовы к самообучению и саморазвитию с помощью письменных текстов.
Поэтому важнейшим компонентом в стратегии модернизации содержания общего образования России является ориентация на практические навыки, на способность применять знания, реализовывать собственные проекты, т.е. компетентностный подход.
В связи с практической ориентированностью современного образования основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетентностей, сформулированных Андреем Викторовичем Хуторским, доктором педагогических наук, директором Института образования человека:
- Ценностно-смысловая – готовность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения.
- Общекультурная - осведомленность обучающегося в особенностях национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственных основах жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологических основах семейных, социальных, общественных явлениях и традициях, роли науки и религии в жизни человека, их влиянии на мир, эффективных способах организации свободного времени.
- Учебно-познавательная - готовность обучающегося к самостоятельной познавательной деятельности: целеполаганию, планированию, анализу, рефлексии, самооценке учебно-познавательной деятельности, умению отличать факты от домыслов, владению измерительными навыками, использованию вероятностных, статистических и иных методов познания.
- Информационная - готовность обучающегося самостоятельно работать с информацией различных источников, искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее.
- Коммуникативная - включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, предусматривает навыки работы в группе, владение различными специальными ролями в коллективе. Обучающийся должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и т. д.
- Социально-трудовая - владение знаниями и опытом в гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в области семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в профессиональном самоопределении.
- Личностная (самосовершенствование) - готовность осуществлять физическое, духовное и интеллектуальное саморазвитие, эмоциональную саморегуляцию и самоподдержку.
По итогам PISA-2009 Россия лучше других стран была лишь в одном - в умении найти информацию по ключевым словам вопроса, который задает учитель. Для достижения этого умения достаточно просто найти в тексте эти слова, а понимать сам текст необязательно.
Ответ доктора психологических наук Галины Цукерман на вопрос «Почему такое умение - самое главное для наших школьников?» лаконичен и ясен: просто именно так устроены наши учебники; так построены вопросы к параграфам.
Поэтому инновационное развитие страны требует, чтобы к 2015году все учебные программы и методы обучения были обновлены с использованием элементов компетентностного подхода. Пока такое обновление можно наблюдать в учебниках 1-2 классов.
Однако какими бы не были учебники, основную роль в формировании ключевых компетенций у учащихся на уроке играет учитель.
Доктор педагогических наук, профессор Лебедев Олег Ермолаевич писал: «"Знаниевый" подход ориентирован на накопление "строительных материалов". В результате мы получим склад таких материалов и кладовщиков, способных отпустить нужные материалы по требованию."Компетентностный" подход ориентирован на "строительство дома"».
Алгоритм построения учебного занятия в системе компетентностного образования
1-й этап – целеполагание. Определяется место учебного занятия, устанавливаются цели и основные задачи.
2-й этап – проектирование и его компетентная интерпретация.
На нём происходитразделение содержания учебного занятия на составляющие компетенции:
- теория – понятия, процессы, формулы, личности, факты и т.п.;
- практика – умения и навыки, отрабатываемые при изучении данной темы, практическое и оперативное применение знаний к конкретным ситуациям;
- воспитание – нравственные ценности, категории, оценки, формирование которых возможно на основе материала данной темы;
- установление связей внутри содержания (этапы формирования компетенции, определение логики нового содержания образования);
- прогнозирование форм предъявления этапов, при которых формируются компетенции, результатов и их происхождения.
3-й этап – выбор формы организации учебно-познавательной деятельности.
Компетентностный подход ориентирован на организацию учебно-познавательной деятельности посредством моделирования разнообразных ситуаций в различных сферах жизнедеятельности личности. При данном подходе отдаётся предпочтение творческому уроку, основная задача которого в отличие от традиционного урока – организовать продуктивную деятельность.
Основные характеристики творческого урока:
- Исследовательский метод и вид деятельности;
- Отсутствие строгого плана, допущение ситуативности в структуре урока;
- Многообразие подходов и точек зрения;
- Самопрезентация и защита творческого продукта, а не внешний контроль;
- Предоставление возможности выбора пути, траектории освоения нового знания.
4-й этап – подбор методов и форм обучения (какими учебно-практическими действиями знание преобразуется в способ деятельности).
На заключительном, 5-м этапе, учитель подбирает диагностический инструментарий (первичный, промежуточный, итоговый) для проверки уровней освоения компетенции, а также процедур анализа и коррекции.
Обратите внимание на график количества запоминаемого учебного материала.
Всем известна учительская присказка, которую мы часто произносим, говоря об учениках: «Уже и разжевали и в рот положили, проглотить только осталось». Компетентностный подход раскрывает другое высказывание – древняя китайская мудрость: «Расскажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, вовлеки меня – и я научусь».
Отсюда можно вывести некомпетентностные виды деятельности на уроке:
- монолог учителя;
- фронтально–индивидуальныйопрос;
- информирующаябеседа;
- самостоятельная индивидуальная РАБОТА учащихся с учебником или другими пособиями по заданиям, указанным учителем;
- демонстрациявидеофильма;
- экскурсия;
- контрольная или проверочная РАБОТА, проводимая в традиционной форме.
Вы видите, что это виды деятельности на традиционном уроке.
При компетентностном подходе к уроку изменяются функции ученика и его статуса в учебном процессе. Школьник становится не только объектом, но и субъектом обучения.Этому могут способствовать активные формы и методы обучения.
Проблемные ситуации, игра, обучение через деятельность, групповая и парная формы работы, вопросы, требующие доказательств, аргументации – все это позволяет сделать урок динамичным. Если ученик ошибся, не надо его сразу поправлять, пусть выйдет к доске и докажет свой ответ. Это поможет ему самому найти ошибку, развить навыки самоконтроля.
Важное значение имеет прямое общение детей на уроке. Лишая учащихся общения, мы делаем их менее защищёнными, неуверенными в собственных силах, более зависимыми от учителя, не способными к высказыванию собственного мнения.
Все мы сталкиваемся с тем, что материала в учебнике много, всего не успеть. Это дает возможность ребенку выбрать задание по силам и по собственному выбору. Уровень сложности он определяет сам, при этом развивая в себе навыки самоорганизации.
Активные методы обучения
- Расширять формы и методы самостоятельной работы на уроке
- Стимулировать коллективные формы работы, взаимодействие учеников в учении
- Ставить учеников перед необходимостью доказывать, аргументировать, убеждать, рассматривать разные точки зрения
- Развивать навыки самоорганизации и самооценки с помощью самостоятельного выбора заданий
Значительную часть учебного времени, отведенного на повторение и закрепление изученного материала, желательно использовать для организации проектной деятельности, которая может служить хорошим учебно-тренировочным заданием для формирования проблемной компетенции как учащихся, так и педагога.
Что даёт компетентностный подход?
- Согласованность целей обучения, поставленных педагогами, с собственными целями учащихся, т.к. самостоятельность школьников с каждым годом возрастает;
- подготовку учеников к сознательному и ответственному обучению в дальнейшем, к успеху в жизни;
- позволяет разгрузить учащихся не за счёт механического сокращения содержания, а за счёт повышения доли индивидуального самообразования;
- повышает степень мотивации учения;
- не в теории, а на практике обеспечивает единство учебного и воспитательного процессов, когда учащиеся понимают значимость собственного воспитания и собственной культуры для его жизни;
- облегчает труд учителя за счёт постепенного повышения степени самостоятельности и ответственности учащихся в учении: «учитель-рикша» должен превратиться в «учителя-вагоновожатого» (советский психолог Лев Семёнович Выготский).
Компетентностная модель обучения даёт высокий результат, но она рассчитана на учителя творческого, не жалеющего сил и времени для её реализации. У такого учителя учащиеся нестандартно и чётко мыслят, с удовольствием, обоснованно, аргументировано строят свою речь.
Обучение, всегда сочетающееся с напряжённой мыслительной деятельностью, поиском, творческой работой, - это то, что привлекает самого ученика к процессу учения и захватывает самого учителя. У учителя, РАБОТА которого ориентирована на личность каждого ребёнка, ученики по-другому относятся к тем предметам, освоение которых считали трудным.
И в среднем, и в старшем звеньях они не теряют желания учиться. Они учатся также успешно, как и раньше.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Компетентностный подход в работе учителя как способ достижения нового качества образования».
laquo;Компетентностный подход в работе учителя как способ достижения нового качества образования».Современная образовательная система характеризуется коренными изменениями во всех е...
Совершенствование системы поддержки ученика – исследователя как условие достижения нового качества образования на уроках физики
Использование конструктора LEGO на уроках физики....
Публичная презентация на тему «Технология организации учебно-исследовательской деятельности на уроках биологии как средство достижения нового качества образования»
В публмкации представлен опыт работы по теме "Технология организации учебно-исследовательской деятельности на уроках биологии как средство достижения нового качества образования" и результативность пр...
Применение современных технологий на уроках математики как условие достижения нового качества образования.
В статье написано о применении современных технологий позволяющих интенсифицировать образовательный процесс, активизировать познавательную деятельность с обязательным учетом не...
Развитие профессиональной компетентности при использовании технологии ТРИЗ на уроках АЯ как условие достижения современного качества образования в условиях реализации ФГОС
Набор приёмов ТРИЗ технологии чрезвычайно богат. Однако использование этих приёмов учителями иностранного языка осложняется тем, что язык – это и предмет изучения, и орудие труда. Т...
Современные требования к контролю образовательных результатов учащихся как необходимое условие достижения нового качества образования
Система оценки качества знаний обучающихся не ограничивается только проверкой усвоения знаний и выработки умений и навыков по конкретному учебному предмету. Она ставит более важную задачу: развивать у...
Современные образовательные технологии – условие достижения нового качества образования.
Формированию компетенций (информационной, коммуникативной, учебно-познавательной, ценностно-смысловой и др.) способствуют задания (компетентностно-ориентированные), при выполнении которых используются...