«ШКОЛЬНАЯ КУЛЬТУРА И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ В КЛАССЕ И НА УРОКЕ»
статья на тему

В статье раскрывается теоретическое  понятие- психологический климат в школе и классе. Рассказывается в чем сущность психологического климата и как он создается. Приведены примеры  характеристики как благоприятного так и неблагоприятного климата в классе а так же методы и приемы для учителя  стремящегося добиться  не только хороших показателей в освоении учащимися учебного материала но и налаженной работы в дружном коллективе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Школьная культура и психологический климат в классе и на уроке»

Психологический климат – это неофициальные отношения, которые складываются между членами коллектива, психологические механизмы взаимодействия между людьми, систему взаимных требований, общее настроение, интеллектуальное, эмоциональное и волевое единство коллектива.

Психологический климат в школе и классе создается и проявляется в процессе общения, на фоне которого реализуются групповые потребности, возникают и разрешаются межличностные и групповые конфликты. При этом приобретают отчетливый характер скрытые содержательные ситуации взаимодействия между людьми: соревнование или тайное соперничество, товарищеская сплоченность или круговая порука, грубое давление или сознательная дисциплина.

Сущность психологического климата состоит в том, что сложившиеся в коллективе взаимоотношения приобретают эмоционально-психологическую окраску, определяемую ценностными ориентациями, моральными нормами и интересами членов коллектива.

В дружном классе, коллективе- учащийся ясно видит и осознает результаты своей деятельности, воспринимая ее как общее дело, а следовательно, высока и удовлетворенность от проделанной работы, объединяющая детей. Климат в психологически совместимой команде влияет и на решение других задач. Так, английские исследователи стресса отмечают, что теплая атмосфера - это мощнейший антистрессовый фактор, превосходящий популярные методы релаксации.

В понятии социально-психологического климата выделяются три "климатические зоны":

  • Первая климатическая зона - социальный климат, который определяется тем, насколько в данном коллективе осознанны цели и задачи деятельности, насколько здесь гарантированно соблюдение всех прав и обязанностей его членов.
  • Вторая климатическая зона - моральный климат, который определяется тем, какие моральные ценности в данном коллективе являются принятыми.
  • Третья климатическая зона - психологический климат, те неофициальные отношения, которые складываются между людьми, находящимися в непосредственном контакте друг с другом. То есть, психологический климат - это микроклимат, зона действия которого значительно локальнее морального и социального.

Характеристики благоприятного социально-психологического климата:

-В классе преобладает бодрый, жизнерадостный тон взаимоотношений между ребятами, оптимизм в настроении; отношения строятся на принципах сотрудничества, взаимной помощи, доброжелательности; детям нравится участвовать в совместных делах, вместе проводить свободное время; в отношениях преобладают одобрение и поддержка, критика высказывается с добрыми пожеланиями. Члены класса активны, полны энергии, они быстро откликаются, если нужно сделать полезное для всех дело, и добиваются высоких показателей в учебной и досуговой деятельности.

-В классе существуют нормы справедливого и уважительного отношения ко всем его членам, здесь всегда поддерживают слабых, выступают в их защиту, помогают новичкам. Успехи или неудачи отдельных учащихся класса вызывают сопереживание и искреннее участие всех членов коллектива.

-В классе высоко ценят такие черты личности как ответственность, честность, трудолюбие и бескорыстие.

-В отношениях между группировками внутри класса существует взаимное расположение, понимание, сотрудничество.

Характеристики неблагоприятного социально-психологического климата:

-В классе преобладают подавленное настроение, пессимизм, наблюдаются конфликтность, агрессивность, антипатии ребят друг к другу, присутствует соперничество; члены коллектива проявляют отрицательное отношение к более близкому отношению друг с другом; критические замечания носят характер явных или скрытых выпадов, ребята позволяют себе принижать личность другого, каждый считает свою точку зрения главной и нетерпим к мнению остальных.

-В классе отсутствуют нормы справедливости и равенства во взаимоотношениях, он заметно разделяется на "привилегированных" и "пренебрегаемых", здесь презрительно относятся к слабым, нередко высмеивают их, новички чувствуют себя лишними, чужими, к ним часто проявляют враждебность. Успехи или неудачи одного оставляют равнодушными остальных членов коллектива, а иногда вызывают нездоровую зависть или злорадство.

-Такие черты личности, как ответственность, честность, трудолюбие, бескорыстие, не в почете.

-Члены коллектива инертны, пассивны, некоторые стремятся обособиться от остальных, класс невозможно поднять на общее дело.

-В классе возникают конфликтующие между собой группировки, отказывающиеся от участия в совместной деятельности.В трудных случаях класс не способен объединиться, возникают растерянность, ссоры, взаимные обвинения; коллектив закрыт и не стремится сотрудничать с другими коллективами.

Для того чтобы исследование СПК было более объективно и отражало реальное положение дел в классе, можно использовать метод наблюдения за классом в деятельности, регламентируемой учителем во время уроков и во внеурочной деятельности. Параметры наблюдения социально-психологического климата разложены на 3 вектора: 1) эмоциональный фон, 2) способность к сотрудничеству, 3) эффективность взаимодействия.

Учителя разные - ведь они вырастают из учеников. Учитель должен быть мастером, виртуозом. Только он знает, сколько труда и сил ушло на то, чтобы урок шел как по нотам. Но есть немало и профессионалов, они имеют свои профессиональные хитрости и приемы. И очень часто мы, педагоги, так увлечены своими профессиональными приемами, что забываем о психологическом климате на уроке, который мы обязаны создать для получения желаемого результата. Какими бы способностями не обладал ученик, но если он боится учителя. Творчества и качества обучения нам не дождаться.

От того, какой психологический климат создан учителем на уроке, зависит успех урока в целом. Создание психологического климата в группе является одной из наиболее важных и наиболее сложных задач в работе педагога с детьми. Климат выступает своеобразным условием, обеспечивающим развитие личности: на его фоне ребенок либо раскрывается, проявляет свои дарования, активно взаимодействует педагогом и другими членами группы, либо напротив, становится пассивным, замкнутым, отстраненным.

Три функции для создания благоприятного климата

Первая функция – «открытие» ребенка на общение, которая призвана создать ему комфортные условия на уроке, в классе, в школе.

Педагогические операции:

1. Выбор  пластической позы.

Поза, которую принимает человек, содержит в себе большое количество информации, не требующей специальной расшифровки, она легко прочитывается даже ребенком. Учеными установлено, что невербальным языком (языком пластики, мимики, жеста) передается от 55% до 80 % информации.

Трансляция информации с помощью пластического образа влияет на настроение, самочувствие, поэтомупоза учителя на уроке способствует или препятствует их «открытию»  на общение.

Допустим, преподаватель находится в так называемой позе льва(широко расставленными руками опираетсяна край стола). Как это влияет на детей? Они внутренне «сжимаются» , опускают глаза, боятся взгляд учителя, и понятно, что доверительного отношения между ними не будет.

2.Подача информации с позиции «МЫ».

Реализация этой операции становится возможной при устранении трех барьеров: физического, социального и терминологического.

Физический барьер общения возникает при нарушении границы  личного пространства, размеры которого составляют примерно 60 сантиметров. Каждый человек избирательно регулирует присутствие в этом пространстве других людей и осуществляет это на основе личных симпатий и привязанностей (за исключением тех случаев, когда у него нет выбора).

Социальным барьер возникает, когда учитель занимает позицию, выражаемую словами: «На 5 знаю только я» или «Не мешайте мне работать», то его роль становится непреодолимым барьером в общении с учениками.

Терминологический барьер. Его причина кроется в черезмерном использовании преподавателей всевозможных специальных научных терминов и слов иностранного происхождения. Это создает для детей препятствия в общении, так как они спонтанно сравнивают свою лексику с лексикой учителя.

Устранив эти барьеры, педагог действительно получает возможность выстраивать общении с позиции «МЫ».

3.Установление личного контакт.

Личный контакт может устанавливаться различными способами:

Вербально, визуально, тактильно.

Вербальный  контакт осуществляется посредством слов.

Это может быть обращение к ученики по имени (согласитесь, что зачастую, мы называем лишь фамилию ученика).

Виртуальный- это контакт глаз.

Человек взглядом передает свое настроение, свою симпатию и свое требование. Неслучайно в начале урока учитель просит детей подняться для приветствия. В этот момент глаза примерно на одном уровне, что соответствует визуальному общению.

Тактильный контакт производится  через прикосновения и является наиболее тонким и даже интимным видом коммуникации.

К этому виду связи в большей степени тяготеют дети дошкольного и младшего школьного возраста, а также взрослые люди, называемые кинестетиками. Кинестетики выявляют в школе очень рано: со звонком на перемену они стремятся как можно ближе подойти к любимой учительнице, чтобы ощутить близость в результате непосредственного прикосновения к ней, дотронуться до ее стола или вещей.

Вторая функция «соучастия».

1.Демонстрация расположенности.

Это так называемое зеркальное отражение. Демонстрирую свои чувства искренней радости, благожелательность, расположенность, человек тем самым влияет на улучшение самочувствия окружающих людей, человек в ответ получает ту же реакцию, которая усиливает его положительные эмоциональные переживания. В итоге выигрывает все.

Представим себе на секунду состояние школьника, взирающего на разъяренного учителя. А ведь ему находиться в классе целых 40 минут, в течении которых у него не будет возможности «разрядиться», снять свое психологическое напряжение. Такая возможность появится только на перемене, и то если не будет наблюдать дежурный учитель. И вот перемена заканчивается, и начинается следующий урок. А если все повторится? Тогда ребенок выйдет из школы абсолютно больным, и завтра с ним будет работать не учитель, а психотерапевт.

2.Появление интереса эта  операция проявляется в двух умениях – умении слышать и в умении задавать вопросы.

Для педагога услышать от ребенка – то не только и не сколько воспринять информацию, сколько расслышать его боль, вникнуть в его переживания, понять причины его тревоги и отчаяния, а также радости, восторга и восхищения.

3.Оказание помощи – данная операция полностью реализует функцию, к которой относятся.

Операция считается осуществленной  только тогда, когда помощь действительно оказана. В противоположном случае она  подменяется  советами и рекомендациями, ощутимой помощью школьники будут чувствовать себя обманутыми.

Третья функция «возвышение» ребенка

  1. Просьба о помощи

В целях создания положительной репутации ученику, повышения его самооценки, когда бы ребенок поверил в себя, свои силы, свои способности, преподаватель обращается к нему за помощью и тем самым действительно «возвышает» его. Непременными условиями здесь выступают три положения: во-первых, помощь, о которой просят ребенка, должна быть посильной для него; во-вторых, эта помощь должна реально осуществляться, в-третьих, форма обращения должна быть этически выдержанной.

После того, как помощь оказана, следует поблагодарить школьника за участие, которое он принял, за то облегчение, которое доставил своими усилиями.

2.Поддержание оптимистического рубежа

Оптимизм - это радость жизни, это надежда и вера в будущее, вера, основанная на логике, факте.

То же относится и к школе, и к взаимодействию учителя со школьником. Школа, лишенная оптимизма, деградируют и в конечном итоге умирает. Преподаватель, не видящий перспективы своих отношений с детьми, не верящий в их способности, не сможет научить их даже таблице умножения, так как пессимизм, рождающийся при этом, встает непреодолимой преградой на пути всякой деятельности. Поддержание оптимистического рубежа как технологическая операция «возвышает» ребенка над его проблемами, и оттуда, сверху, они становятся такими крохотными, что он сам начинает верить в себя и преодолевать сложности.

Немало важно место в создании психологического комфорта занимает оценка. Часто идя на урок, ученик переживает о том, какую оценку он получит.

Педагогическая оценка предполагает оценивание проявляемого качества, но не личности ребенка в целом.

Мы педагоги часто забываем о таком виде оценки как поощрение. Ведь давая оценку, в первую очередь, нужно поднять ребенка в его собственных глазах и создать ему положительную реакцию коллектива. Необходимо, чтобы каждый ребенок побывал на «пьедестале» своих достижений. Если это ребенку удастся сделать, то возможно ему самому не захочется спускаться вниз.

Иногда поспешность в оценке может негативно изменить отношение ученика к учителю и к предмету в целом и надолго оставить глубокий след обиды и разочарования в его сердце.

Так может лучше воспользоваться такой хитростью как отсрочка оценки?

А сколько запретов мы выставляем своим ученикам?

Взрослому человеку, а тем более ребенку, сложно удерживать в активе памяти, и следовательно выполнять правила, число которых затрудняется назвать сам педагог. А что происходит в школе? Ребенку нельзя: бегать, шуметь, разговаривать на уроке, ходить без сменной обуви, пропускать уроки, не выполнять домашнего задания и так до бесконечности. Но если возможно обозначить всю совокупность запретов, то выстраивать и осуществлять каждый момент своей жизни на их основе тем более, невозможно. Сам факт неисчислимости этих правил негативно сказывается на отношении ребенка к ним, он думает: «все рано я не смогу их запомнить все». Поэтому время от времени в той или иной мере он начинает их нарушать, более того он видит, что правила можно нарушать.

Предложим ученикам вариант двух запретов, в которые можно вместить все остальные: нельзя не работать и нельзя посягать на интересы другого человека.

В этом случае, если ребенок опоздал на урок, он отвлекает учителя и других учеников, а значит, доставляет неудобства, посягает на их интересы. Если но не готовит домашнего задания – он не работает. Приходит без сменной обуви - приносит в помещение грязь, которая, высыхая, превращается в пыль, и теперь все вынуждены вдыхать ее и т.д.

Наличие благоприятного климата на уроке обеспечивает ребенку не только защищенность и психологический комфорт, но и возможность продуктивной работы и творчества.

Благоприятный климат на уроке зависит от многих и многих факторов.

 Учителю важно помнить, что психологический климат на уроке начинается создаваться вне урока. Отношение учащихся к учителю - это важнейшее детерминанта психологической атмосферы урока. Как учитель относится к работе, как разговаривает с детьми. с родителями, другими учителями, радуется ли он успехам детей и как он радуется, как он выражает свои эмоциональные чувства, как он ими владеет - все это и многое другое оказывает воздействие учителя учащимся и на их отношение к нему.

Выделяется ряд факторов, способствующих благоприятному психологическому климату: 

v Учитель должен входить в класс с хорошим бодрым настроением и уметь настроить себя на жизнерадостную с детьми параллель. Учителю вообще должно быть присуще желание и стремление общаться с детьми, общаться в доброжелательной форме.

v Любое эмоциональное состояние, включая эмоциональное отрицательной модальности, можно выразить в деликатной форме.

Одним из самых “взрывоопасных” этапов урока является регулирование и коррекции поведение учащихся, оценка из знаний.

v Неумеренное поощрение или наказание приносят вред. Одобрение, поощрение будут по-разному восприняты разными учащимися.  Психологически важно не захватить хорошо успевающего ученика с высокой самооценкой, важно и для самого ученика, и для учащихся класса (А.В. Макаренко) 

v Обучение и воспитание должно строиться без наказания и окриков (В.С. Сухолинский. ) 

v Психологический дискомфорт на уроке для учителя, а затем и доля учащихся, часто идет от чувства профессионального бессилие педагогической деятельности, поэтому учителю важно совершенствовать свое профессиональное мастерство.

v Не допускать конфликтов с целым классом, а если он возник, не затягивайте его, ищите разумные пути его разрешения.

v Помнить слова Н.А. Добролюбова о том, что справедливый учитель- это такой учитель, поступки которого оправданы в глазах учеников.

Как уже выше было сказано, учителю важно помнить, что психологический климат на уроке начинается создаваться вне урока. Перед началом урока нужно настроиться на положительный настрой, снять эмоциональное напряжение, поднять настроение. Существует разные способы и приемы снятия психо-эмоционального напряжения.

Сегодня мы проделаем упражнение, которое помогает положительно настроится на урок.

Упражнение “Дирижер”

 Представьте себе, что вы – композитор, создавший эту музыку. Дирижируя, вы можете закрыть глаза и услышать мелодию по-новому. Начинайте двигать кистями рук. Отлично. Теперь двигайте и локтями. Позвольте музыке струиться через ваше тело, почувствуйте гордость оттого, что вы сочинили такую удивительную музыку. А теперь откройте глаза и аплодисментами поблагодарите воображаемый оркестр.

Ведущий: Каждый из вас – дирижер детских душ. Пусть ваш оркестр вызывает у вас лишь чувство гордости.

Таким образом, благоприятный психологический климат создается гуманным отношением учителя к ученику.

Помните и никогда не забывайте!!!

Перед началом урока лучше “оставить за дверью” плохое настроение.

Самый приятный звук для человека – это его имя.

Помните, что “плохой ученик” не означает “плохой человек”.

Не сравнивайте успехи отдельных учащихся.

Если ребенка постоянно критикуют, он учиться ненавидеть.

Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым.

Если ребенка хвалят и поддерживают, он учится быть благодарным и учиться ценить себя.

Анкетирование учащихся.

При анкетировании необходимо предупредить, что ответы не станут известны одноклассникам.

Цель анкетирования: выяснить, насколько комфортно ученик чувствует себя в школе. После того, как классный руководитель проанализирует ситуацию в классе, необходимо предпринять шаги для того, чтобы учащиеся класса чувствовали себя более комфортно. Через какое-то время можно повторить анкетирование, чтобы убедиться, насколько эти шаги были эффективны.

 1. Я боюсь, что ребята будут смеяться надо мной, когда я отвечаю у доски. (да, нет).

2. Независимо от того, что происходит в моей жизни, когда я вхожу в класс, я чувствую себя лучше. (да, нет).

3. У меня часто болит живот или голова, часто мне кажется, что я вот-вот заплачу. (да, нет).

4. В моем классе есть человек, которому я могу рассказать о своих проблемах. (да, нет).

5. Я знаю, что в моем классе никто не сделает мне больно (да, нет).

6. Я уверен, что мой учитель будет не будет ругать меня, даже если я допущу ошибку. (да, нет)

7. Мне известны правила, которые нужно соблюдать в школе. Я знаю, что будет, если я их нарушу. (да, нет).

Как современный классный руководитель, в своей деятельности с ученическим коллективом опираюсь на наиболее эффективные способы формирования и поддержания психологического климата в классе:

а) создавать условия для организации совместной деятельности учащихся; информировать их о ходе реализации совместных задач, поощрять активность каждого ученика, его инициативу, креативность;

б) уметь находить общие интересы, которые объединяли бы учащихся класса и на их основе организовывать общие дела;

в) формировать традиции класса, участвовать в общешкольных традиционных делах;

г) Совместное проведение свободного времени.

д) создавать ситуации коллективного сопереживания значимых событий, стремление к эмоциональному включению в жизнь класса каждого ученика.

е) создавать условия для повышения комфортности самочувствия учащихся в школе;

ж) развивать коммуникативную культуру, навыки общения и сотрудничества;

д) развивать эмпатийные способности членов группы, умение и потребность в познании других людей, толерантное к ним отношение.

Упражнение «Три я»
Упражнение проводится «по цепочке» (от одного ученика к другому). Каждый из ребят по очереди придумывает собственный вариант окончания предложения:
-Я хочу….
-Я умею…
-Я смогу…
Через каждых трех участников схема выполнения задание повторяется.

Упражнение «Расслабляющее дыхание»
Учитель просит учащихся сесть максимально удобно и выполнить предложенное задание.
Инструкция: «Закройте глаза». Держите спину прямо, чтобы можно было свободно дышать. Медленно и глубоко вдохните через нос. Дышите полной грудью и диафрагмой одновременно. Медленно и полностью выдохните через рот. Во время дыхания при каждом медленном вдохе говорите про себя «Я», при выдохе «Расслабляюсь». Это упражнение повторяют 3-4 раза.

Всегда исходите из того, что самый большой грех - это нежелание хотя бы попытаться что-либо сделать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологический климат в классе.

Материал презентации уместно будет использовать как для индивидуальных, так и для групповых консультаций с  педагогами и классными  руководителями в адаптационный период первоклассников, пят...

Педагогический совет "Приемы и методы взаимодействия классных руководителей, воспитателей, обучающихся и родителей с целью создания благоприятного психологического климата в классе и развития коллектива"

Педагогический совет "Приемы и методы взаимодействия классных руководителей, воспитателей, обучающихся  и родителей  с целью создания благоприятного психологического климата в классе и разви...

Школьная культура и психологический климат в работе по достижению нового качества образования

Отчёт руководителя ШМО  о реализации проекта "Школьная культура и психологический климат в работе по достижению нового качества образования"....

Доклад на МО классных руководителей «Формирование благоприятного социально-психологического климата в классе как условие благоприятного состояния каждого ученика класса»

Обучение в школе занимает добрую долю жизненного времени человека, в течение которого происходит активное развитие личности. Как утверждают специалисты, и свидетельствует практика, важным условием бла...

Психологический климат в классе. Трудные дети (начальные классы)

В статье проведен анализ психологического климата в классе, а также трудных детей в начальных классах. Методология исследования – анализ научной литературы по заданной проблеме, а также практиче...