МОНИТОРИНГ СОСТОЯНИЯ И РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА В ЗАМЕЩАЮЩЕЙ СЕМЬЕ
материал на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
мониторинг замещ. семей | 50.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Вельский детский дом»
Уполномоченная Служба по подбору и подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан, и содействию органам опеки и попечительства в вопросах сопровождения принимающих семей.
МОНИТОРИНГ СОСТОЯНИЯ И РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
В ЗАМЕЩАЮЩЕЙ СЕМЬЕ
Резанова Н.С.
Социальный педагог
Вельск, 2014
В процессе сопровождения особое место занимает мониторинг развития ребенка, проживающего в замещающей семье.
Мониторинг представляет собой систему мероприятий по комплексному обследованию развития детей, проживающих в замещающих семьях. Мониторинг проводится с целью обеспечения эффективности работы с ребёнком, помещённым в замещающую семью, аналитическое обобщение результатов деятельности, разработка прогноза развития ситуации.
При проведении мониторинга решаются следующие задачи:
- непрерывное наблюдение за состоянием и развитием ребёнка;
- своевременное выявление изменений и факторов, вызывающих эти изменения;
- создание условий для предупреждения негативных тенденций в состоянии и развитии ребёнка;
- осуществление краткосрочного прогнозирования состояния и развития ребёнка в результате социального - педагогических воздействий;
- оценка эффективности действий специалистов службы.
Принципы проведения мониторинга:
1.Систематичность и периодичность — полная оценка качества воспитания в приемных семьях осуществляется раз в год на протяжении всего периода воспитания ребенка в приемной семье.
2. Конфиденциальность — полученные в результате мониторинга данные не подлежат разглашению и могут быть использованы специалистами только для оценки качества воспитания приемного ребенка и планирования помощи приемной семье.
3. Объективность — сбор информации осуществляется одновременно на основании формализованного и личного опроса приемных родителей и приемных детей, обследования условий жизни, а также информации, предоставляемой компетентными специалистами: врача, учителя, психолога, социального педагога.
4. Защита — оценка качества воспитания ребенка в приемной семье осуществляется с целью контроля над реализацией его прав и законных интересов.
5. Помощь — информация, полученная в ходе мониторинга, используется для улучшения подготовки замещающей семьи к выполнению родительской роли, совершенствование системы сопровождения приемных семей.
Мониторинг развития ребенка, воспитывающегося в приемной семье, проводится 1 раз в год. Мониторинг проводится в виде обследования детей и семьи специалистами Службы сопровождения. В проведении мониторинга участвуют: педагог-психолог, социальный педагог, а также учитель-дефектолог, учитель-логопед (при необходимости).
На основании результатов мониторинга оценивается эффективность деятельности замещающей семьи.
В процессе мониторинга отслеживаются и анализируются следующие стороны жизнедеятельности семьи и состояния приемных детей:
Здоровье:
- физическое развитие ребенка;
- нервно-психическое развитие;
- заболеваемость хроническая;
- заболеваемость острая.
Образование:
- школьная мотивация;
- успеваемость;
- дополнительное образование;
- личностное развитие;
- психические процессы;
- самооценка;
- эмоциональное развитие.
Социальная адаптация:
- навыки самообслуживания;
- внешний вид и поведение в обществе;
- межличностные отношения;
- способность к общению (со взрослыми и сверстниками);
- соблюдение прав и обязанностей в семье:
- готовность к самостоятельной жизни.
Социальное окружение:
- атмосфера понимания, принятия и поддержки ребенка и семьи в окружающем
социуме;
- обеспечение приемными родителями основных жизненных потребностей
приемных детей;
- создание условий для безопасного проживания, развития и обучения приемных
детей;
- степень эмоционального принятия детей в семье;
- возможности для поддержания контактов с биологическими родителями или
родственниками;
- степень понимания приемными родителями своих обязанностей, их
воспитательные установки и действия, степень ответственности в выполнении
своих функциональных обязанностей.
Для сбора информации мы используем следующие методы:
- наблюдение (визуальное наблюдение за ребенком, его настроением, поведением,
высказываниями, общением с родителями;
- беседа. Беседы психолога, социального работника с родителями и детьми дадут представление о том, как развивается семья и как родители понимают свои функции);
- интервью;
- анкетирование (специально разработанные анкеты и опросники для приемных
детей и замещающих родителей).
- акты обследования жилищно-бытовых условий.
- средовой контроль – контроль материально-бытовых условий и морального,
психологического климата в семье.
- школьные характеристики и данные, полученные из бесед с учителями школы;
- анализ продуктов деятельности (рисунки, школьные тетради);
- психологическое обследование с применением психологических инструментов
диагностики (тесты, опросники, проективные методики);
- медицинское обследование.
Для получения более полной картины развития приемного ребенка, ведется сотрудничество в этом направлении непосредственно с самими приемными родителями. Специалистами Службы разработан Дневник приемного родителя, который представляет собой карту динамического наблюдения, в соответствии с утвержденными службой критериями, которую приемные родители заполняют в течение всего учебного года. Дневник дает основу для систематического сбора данных относительно развития ребенка в разных областях, определяет и структурирует конкретные виды поведения, подлежащие наблюдению.
Результаты мониторинга, выявившие проблемы в развитии ребенка или проблемы функционирования семьи, обсуждаются на психолого - медико- педагогическом консилиуме.
Цель консилиума – разработка и планирование единой психолого-педагогической стратегии сопровождения ребенка переданного в замещающую семью, в процессе его воспитания, обучения и развития, в соответствии с индивидуальными потребностями, возрастными особенностями, состоянием соматического и нервно – психического здоровья.
В заседании психолого-медико-педагогических консилиумов принимают участие специалисты Службы сопровождения: директор, он же и руководитель ПМПК, педагог-психолог, социальный педагог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, врач-педиатр (по необходимости), а также специалисты ООП. Консилиум проводится в форме круглого стола, на котором каждый участник имеет право высказать свою точку зрения.
На консилиуме обсуждаются предложения о необходимости изменения Плана развития ребенка, вырабатываются меры необходимых коррекционно–реабилитационных действий.
Организация консилиума позволяет решать ряд задач:
1) всестороннее обсуждение проблем ребенка в ракурсах информации специалистов разного профиля и специализаций с целью выделения основных составляющих, которые требуют коррекционного внимания в первую очередь;
2) утверждение индивидуального коррекционного маршрута с учетом рекомендаций всех специалистов;
3) рассмотрение конфликтных аспектов (в том числе потенциальных);
4) выделение семей «группы риска» (дополнительные посещения, регулярная связь по телефону, сотрудничество со специалистами ООП).
Семьи «группы риска» и семьи, нуждающиеся в интенсивном сопровождении определяются в зависимости от причин и характера неблагополучия:
- семьи с нарушенными взаимоотношениями, повышенной конфликтностью;
- семьи с низкой педагогической культурой и деструктивной родительской позицией по отношению к ребенку. В такой семье родители не понимают детей, обнаруживают полное незнание методов воздействия на ребёнка.
- семьи с завышенными требованиями или пренебрежительным отношением по отношению к детям.
- семьи с нарушениями в межличностных внутрисемейных отношениях при внешнем благополучии, с множеством скрытых в них рисков, влияющих на процесс социализации.
- семьи в случае возникновения трудной жизненной (кризисной) ситуации;
- семьи с дефектами психического и физического развития ребенка, социальной дезадаптацией и девиантным поведением, с трудностями в обучении.
Дальнейшая работа службы строится при условии добровольного сотрудничество родителей и специалистов.
По итогам консилиума заполняется протокол заседания. В нем описывается ход проведения самого консилиума и выводы, сделанные специалистами по каждому ребенку, а также конкретные рекомендации по воспитанию и развитию ребенка, воспитывающегося в замещающей семье Выписки из протокола заседания консилиума готовятся в 2-х экземплярах: один остается в личной деле семьи, а другой выдается под роспись приемному родителю.
Это необходимо для того чтобы:
- замещающие родители знали все проблемы и пробелы в развитии своего ребенка, и над чем в ближайшем будущем им предстоит работать совместно со специалистами Службы;
- проследить динамику развития ребенка;
-повысить ответственность замещающих родителей в выполнении данных рекомендаций;
- осуществлять контроль за выполнением данных рекомендаций.
Виды консилиума подразделяются на:
- плановый 3 раза в год (на начало учебного года, промежуточный в середине учебного года, на конец учебного года)
- внеплановый (по кризисному или экстренному случаю)
Подводя итог вышесказанному - специалисты Службы сопровождения опираются на результаты мониторинга и работы консилиума, в дальнейшем определяют формы и методы необходимой помощи сопровождения и поддержки семьи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Служба содействия семейному устройству детей, оставшихся без попечения родителей и сопровождению замещающих семей в рамках деятельности Центра помощи семье и детям в МКУ «Детский дом «Семья» г. Ноябрьска
О работе службы содействия семейному устройству детей, оставшихся без попечения родителей и сопровождению замещающих семей в рамках деятельности Центра помощи семье и детям в МКУ «Детский дом «Семья» ...
Мониторинг состояния речевого развития подготовительной группы для детей с ТНР от 6 до 7 лет на конец учебного года
За основу мониторинга индикаторов коррекционно-развивающей работы была взята диагностика Нищевой Н.В., предложенная автором для исследования речевой сферы детей 4-7 лет....
«Служба содействия семейному устройству детей, оставшихся без попечения родителей и сопровождению замещающих семей в рамках деятельности Центра помощи семье и детям в МКУ «Детский дом «Семья».
Жизнеустройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – один из основных вызовов нашего времени и является как никогда актуальным для нашего учреждения. Предметом деятельн...
Программа подготовки ребёнка к устройству и проживанию в замещающей семье.
Семейное жизнеустройство детей, оставшихся без попечения родителей, формирует новый социальный институт защиты детства – институт замещающей семьи.Международный опыт показывает, что воспит...
Программа подготовки ребёнка к устройству и проживанию в замещающей семье
Содержит планирование работы по подготовке ребёнка к проживанию в замещающей семье...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Программа подготовки ребёнка 6-12 лет к жизни в замещающей семье»
Цель программы: преодоление трудностей детей-сирот в эмоциональной сфере и формировании у них умений, знаний и навыков, необходимых для благоприятной адаптации к условиям жизни в приёмной семье.Задачи...