МОНИТОРИНГ СОСТОЯНИЯ И РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА В ЗАМЕЩАЮЩЕЙ СЕМЬЕ
материал на тему

В процессе сопровождения замещающих семей особое место занимает мониторинг развития ребёнка проживающего в семей. В данном материале представлен алгоритм мониторинга, которым пользуются специалисты Службы сопровождения и подготовки замещающих семей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon мониторинг замещ. семей50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение для детей  - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Вельский детский дом»

Уполномоченная Служба по подбору и подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан, и содействию органам опеки и попечительства в вопросах сопровождения принимающих семей.

МОНИТОРИНГ СОСТОЯНИЯ И РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

В ЗАМЕЩАЮЩЕЙ СЕМЬЕ

Резанова Н.С.

Социальный педагог

Вельск, 2014

В процессе сопровождения особое место занимает мониторинг развития ребенка, проживающего в замещающей семье.

Мониторинг представляет собой систему мероприятий по комплексному обследованию развития детей, проживающих в замещающих семьях. Мониторинг проводится с целью обеспечения эффективности работы с ребёнком, помещённым в замещающую семью, аналитическое обобщение результатов деятельности, разработка прогноза развития ситуации.

При проведении мониторинга решаются следующие задачи:

- непрерывное наблюдение за состоянием и развитием ребёнка;

- своевременное выявление изменений и факторов, вызывающих эти изменения;

- создание условий для предупреждения негативных тенденций в состоянии и развитии ребёнка;

- осуществление краткосрочного прогнозирования состояния и развития ребёнка в результате социального -  педагогических воздействий;

- оценка эффективности действий специалистов службы.

Принципы проведения мониторинга:

1.Систематичность и периодичность — полная оценка качества воспитания в приемных семьях осуществляется раз в год на протяжении всего периода воспитания ребенка в приемной семье.

2. Конфиденциальность — полученные в результате мониторинга данные не подлежат разглашению и могут быть использованы специалистами только для оценки качества воспитания приемного ребенка и планирования помощи приемной семье.

3. Объективность — сбор информации осуществляется одновременно на основании формализованного и личного опроса приемных родителей и приемных детей, обследования условий жизни, а также информации, предоставляемой компетентными специалистами: врача, учителя, психолога, социального педагога.

4. Защита — оценка качества воспитания ребенка в приемной семье осуществляется с целью контроля над реализацией его прав и законных интересов.

5. Помощь — информация, полученная в ходе мониторинга, используется для улучшения подготовки замещающей семьи к выполнению родительской роли, совершенствование системы сопровождения приемных семей.

Мониторинг развития ребенка, воспитывающегося в приемной семье, проводится 1 раз в год. Мониторинг проводится в виде обследования детей и семьи специалистами Службы сопровождения.  В проведении мониторинга участвуют: педагог-психолог, социальный педагог, а также учитель-дефектолог, учитель-логопед (при необходимости).

На основании результатов мониторинга оценивается эффективность деятельности замещающей семьи.

В процессе мониторинга отслеживаются и анализируются следующие стороны жизнедеятельности семьи и состояния приемных детей:

Здоровье:

- физическое развитие ребенка;

- нервно-психическое развитие;

- заболеваемость хроническая;

- заболеваемость острая.

Образование:

- школьная мотивация;

- успеваемость;

- дополнительное образование;

- личностное развитие;

- психические процессы;

- самооценка;

- эмоциональное развитие.

Социальная адаптация:

- навыки самообслуживания;

- внешний вид и поведение в обществе;

- межличностные отношения;

- способность к общению (со взрослыми и сверстниками);

- соблюдение прав и обязанностей в семье:

- готовность к самостоятельной жизни.

Социальное окружение:

- атмосфера понимания, принятия и поддержки ребенка и семьи в окружающем

   социуме;

   - обеспечение приемными родителями основных жизненных потребностей

      приемных детей;

   - создание условий для безопасного проживания, развития и обучения приемных

      детей;

   - степень эмоционального принятия детей в семье;

   - возможности для поддержания контактов с биологическими родителями или

      родственниками;

   - степень понимания приемными родителями своих обязанностей, их

      воспитательные установки и действия, степень ответственности в выполнении

      своих функциональных обязанностей.

Для сбора информации мы используем следующие методы:

- наблюдение (визуальное наблюдение за ребенком, его настроением, поведением,

 высказываниями, общением с родителями;

- беседа.  Беседы психолога, социального работника с родителями и детьми дадут   представление о том, как развивается семья и как родители понимают свои   функции);

- интервью;

 - анкетирование (специально разработанные анкеты и опросники для приемных

   детей и замещающих  родителей).

- акты обследования жилищно-бытовых условий.

- средовой контроль – контроль материально-бытовых условий и морального,

   психологического климата в семье.

- школьные характеристики и данные, полученные из бесед с учителями школы;

- анализ продуктов деятельности (рисунки, школьные тетради);

- психологическое обследование с применением психологических инструментов

  диагностики (тесты, опросники, проективные методики);

- медицинское обследование.

Для получения более полной картины развития приемного ребенка, ведется сотрудничество в этом направлении непосредственно с самими приемными родителями. Специалистами Службы  разработан Дневник приемного родителя, который представляет собой карту динамического наблюдения, в соответствии с утвержденными службой критериями, которую приемные родители заполняют в течение всего учебного года. Дневник дает основу для систематического сбора данных относительно развития ребенка в разных областях, определяет и структурирует конкретные виды поведения, подлежащие наблюдению.

Результаты мониторинга, выявившие проблемы в развитии ребенка или проблемы функционирования семьи, обсуждаются на психолого - медико- педагогическом консилиуме.

Цель консилиума – разработка и планирование единой психолого-педагогической стратегии сопровождения ребенка переданного в замещающую семью, в процессе его воспитания, обучения и развития, в соответствии с индивидуальными потребностями, возрастными особенностями, состоянием соматического и нервно – психического здоровья.

В заседании психолого-медико-педагогических консилиумов принимают участие специалисты Службы сопровождения: директор, он же и руководитель ПМПК, педагог-психолог, социальный педагог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, врач-педиатр (по необходимости), а также специалисты ООП. Консилиум проводится в форме круглого стола, на котором каждый участник имеет право высказать свою точку зрения.

На консилиуме обсуждаются предложения о необходимости изменения Плана развития ребенка, вырабатываются меры необходимых коррекционно–реабилитационных действий.

Организация консилиума позволяет решать ряд задач:

1) всестороннее обсуждение проблем ребенка в ракурсах информации специалистов разного профиля и специализаций с целью выделения основных составляющих, которые требуют коррекционного внимания в первую очередь;

2) утверждение индивидуального коррекционного маршрута с учетом рекомендаций всех специалистов;

3) рассмотрение конфликтных аспектов (в том числе потенциальных);

4) выделение семей «группы риска» (дополнительные посещения, регулярная связь по телефону, сотрудничество со специалистами ООП).

        Семьи «группы риска» и семьи, нуждающиеся в интенсивном сопровождении  определяются   в зависимости от причин и характера неблагополучия: 

- семьи с нарушенными взаимоотношениями, повышенной конфликтностью;

- семьи с низкой педагогической культурой и деструктивной родительской позицией по отношению к ребенку. В такой семье родители не понимают детей, обнаруживают полное незнание методов воздействия на ребёнка.

- семьи с завышенными требованиями или пренебрежительным отношением по отношению к детям.

- семьи с нарушениями в межличностных внутрисемейных отношениях при внешнем благополучии, с множеством скрытых в них рисков, влияющих на процесс социализации.

 - семьи в случае возникновения трудной жизненной (кризисной) ситуации;

- семьи с дефектами психического и физического развития ребенка, социальной дезадаптацией и девиантным поведением, с трудностями в обучении.

Дальнейшая работа службы строится при условии  добровольного сотрудничество родителей и специалистов.

По итогам консилиума заполняется протокол заседания. В нем описывается ход проведения самого консилиума и выводы, сделанные специалистами по каждому ребенку, а также конкретные рекомендации по воспитанию и развитию ребенка, воспитывающегося в замещающей семье Выписки из протокола заседания консилиума готовятся в 2-х экземплярах: один остается в личной деле семьи, а другой выдается под роспись приемному родителю.

Это необходимо для того чтобы:

- замещающие родители знали все проблемы и пробелы в развитии своего ребенка, и над чем в ближайшем будущем им предстоит работать совместно со специалистами Службы;

- проследить динамику развития ребенка;

-повысить ответственность замещающих родителей в выполнении данных рекомендаций;

- осуществлять контроль за выполнением данных рекомендаций.

 Виды консилиума подразделяются на:

- плановый  3 раза в год (на начало учебного года, промежуточный в середине учебного года, на конец учебного года)

- внеплановый (по кризисному или экстренному случаю)

Подводя итог вышесказанному - специалисты Службы сопровождения опираются на результаты мониторинга и работы консилиума, в дальнейшем   определяют формы и методы необходимой помощи сопровождения и поддержки семьи.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Служба содействия семейному устройству детей, оставшихся без попечения родителей и сопровождению замещающих семей в рамках деятельности Центра помощи семье и детям в МКУ «Детский дом «Семья» г. Ноябрьска

О работе службы содействия семейному устройству детей, оставшихся без попечения родителей и сопровождению замещающих семей в рамках деятельности Центра помощи семье и детям в МКУ «Детский дом «Семья» ...

Мониторинг состояния речевого развития подготовительной группы для детей с ТНР от 6 до 7 лет на конец учебного года

За основу мониторинга индикаторов коррекционно-развивающей работы была взята диагностика Нищевой Н.В.,  предложенная автором для исследования речевой сферы детей 4-7 лет....

«Служба содействия семейному устройству детей, оставшихся без попечения родителей и сопровождению замещающих семей в рамках деятельности Центра помощи семье и детям в МКУ «Детский дом «Семья».

Жизнеустройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – один из основных вызовов нашего времени и является как никогда актуальным для нашего учреждения. Предметом деятельн...

Программа подготовки ребёнка к устройству и проживанию в замещающей семье.

Семейное жизнеустройство детей, оставшихся без попечения родителей,  формирует новый социальный институт защиты детства – институт замещающей семьи.Международный опыт показывает, что воспит...

Программа подготовки ребёнка к устройству и проживанию в замещающей семье

Содержит планирование работы по подготовке ребёнка к проживанию в замещающей семье...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Программа подготовки ребёнка 6-12 лет к жизни в замещающей семье»

Цель программы: преодоление трудностей детей-сирот в эмоциональной сфере и формировании у них умений, знаний и навыков, необходимых для благоприятной адаптации к условиям жизни в приёмной семье.Задачи...