Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Программа подготовки ребёнка 6-12 лет к жизни в замещающей семье»
рабочая программа по психологии
Цель программы: преодоление трудностей детей-сирот в эмоциональной сфере и формировании у них умений, знаний и навыков, необходимых для благоприятной адаптации к условиям жизни в приёмной семье.
Задачи:
- Коррекция эмоциональной сферы (повышение самооценки, снижение уровня агрессивности и тревожности , снятие страхов и т.п.).
- Развитие коммуникативной сферы.
- Формирование адекватного восприятия образа будущей семьи и места ребёнка в ней.
- Формирование навыков здорового образа жизни, профилактика вредных привычек.
- Формирование и развитие трудовых и социально-бытовых навыков.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное учреждение
«Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Программа подготовки ребёнка 6-12 лет
к жизни в замещающей семье»
Автор-составитель: Ткачук А.В., педагог-психолог
Гаврилов-Ям, 2019
Пояснительная записка.
В последнее время отмечается несомненно положительная тенденция увеличения количества семей, желающих усыновить или взять опекунство над сиротами. В то же время достаточно распространенной является ситуация, когда принимаемый в семью ребенок уже достиг старшего дошкольного возраста и имеет опыт проживания в государственном учреждении или в неблагополучной семье. Многолетние наблюдения и экспериментальные исследования показывают, что такие дети испытывают ряд трудностей в процессе адаптации к жизни в условиях семьи. Воспитанники детских домов не всегда правильно отбирают и эффективно используют не только вербальные, но и невербальные средства общения, они затрудняются при выражении своих чувств, эмоций и состояний. Их мимика, жесты, пантомимика отличаются невыразительностью, скованностью (или наоборот, чрезмерностью), что формирует неблагоприятный перцептивный образ у партнеров по взаимодействию и приводит к трудностям во взаимопонимании.
Многолетняя практика работы по подготовке приёмных родителей оказывается недостаточно полной и не предусматривает подготовку самого ребёнка к условиям жизни в приёмной семье. Однако следует помнить, что переход в семью сопровождается изменением привычной жизни не только принимающей семьи, но и самого ребенка, сменой у него бытовых и коммуникативных стереотипов. Недостаток знаний и опыта могут привести к отклонениям в поведении, развитии ребёнка, дезадаптации в семье, к его дезориентировке в новой социальной ситуации.
Отсюда очевидна необходимость создания и реализации в условиях детских домов специальной программы подготовки детей к жизни в приемной семье.
Упражнения и задания программы можно использовать как для работы непосредственно перед передачей ребёнка в семью, так и в процессе адаптации ребёнка к новым условиям жизни.
Цель программы: преодоление трудностей детей-сирот в эмоциональной сфере и формировании у них умений, знаний и навыков, необходимых для благоприятной адаптации к условиям жизни в приёмной семье.
Задачи:
- Коррекция эмоциональной сферы (повышение самооценки, снижение уровня агрессивности и тревожности , снятие страхов и т.п.).
- Развитие коммуникативной сферы.
- Формирование адекватного восприятия образа будущей семьи и места ребёнка в ней.
- Формирование навыков здорового образа жизни, профилактика вредных привычек.
- Формирование и развитие трудовых и социально-бытовых навыков.
Методические приемы программы:
- ознакомительные, разъяснительные беседы;
- чтение и анализ сказок, стихотворений, ситуаций из жизни;
- ролевое моделирование ситуаций (отрывков из сказок, сценок из жизни);
- этюды с неопределенным концом;
- развивающие, настольно-печатные, словесные игры;
- рисование, раскрашивание;
- психогимнастические упражнения.
Организационно-педагогические условия
Данная программа составлена с учетом интересов и психолого-возрастных особенностей детей 6-12 лет, единства диагностики и коррекции, системного и комплексного подхода.
Для реализации программы необходим просторный кабинет, в котором дети могут свободно передвигаться.
Количество занятий: 21
Продолжительность занятия 15-20 минут
Занятия проводятся с частотой 2-3 раза в неделю
Занятия могут проводиться в подгруппе (2-4 человека), так и в группе детей в количестве 6-8 человек.
Ведущие программы:
1-2 блок – педагог-психолог
3 блок – медицинский работник
4-5 блок – педагог (воспитатель)
Оборудование:
Для реализации данной программы необходим компьютер, проектор, экран флип-чарт, музыкальный центр.
Структура программы
Программа включает в себя 5 этапов:
1. Развитие эмоциональной сферы.
2. Развитие вербальных и невербальных средств общения.
3. Формирование знаний об особенностях своего организама.
4. Формирование положительной нравственной направленности.
5. Формирование знаний, умений и навыков, необходимых для жизни в семье.
1 этап. Развитие эмоциональной сферы.
На данном этапе работе важной задачей становится ознакомление ребёнка с различными эмоциональными состояниями людей, мимическими проявлениями настроения, которые испытывают люди в разных жизненных ситуациях. На первом занятии ребёнку предлагаются следующие типы заданий:
- определить настроение колобка по фотографиям (используются изображения-пиктограммы с разными эмоциональными состояниями),
- придумать ситуацию для каждой из эмоций,
- определить эмоцию по описанию ситуации,
- вспомнить ситуации, когда можно испытывать одну и ту же эмоцию.
В конце занятия ребёнку предлагается вспомнить и подобрать эмоцию к своему настроению в разные моменты жизни. Следующим шагом является переход от визуализации чувств к их вербализации. Важно объяснить ребёнку, что плохих чувств не бывает, бывают плохие поступки, не стоит стесняться своих чувств, так как все люди их испытывают и не боятся их выражать, чтобы быть понятым окружающими. На всех занятиях необходимо использовать метод обращения и переработки прошлого опыта, побуждать ребёнка вспоминать, озвучивать и перерабатывать события своей жизни, способствовать раскрепощению в общении.
На последующих занятиях центральным элементом становится проработка чувств гнева, страха и горя. Многие дети имели опыт переживания этих чувств, но не имели опыта их выражения. В качестве основной техники выражения используется опыт визуализации чувства страха, вины и гнева. Ребёнку предлагается нарисовать самый-самый ужасный страх, потом обсуждается, что необходимо убрать, чтобы страх перестал быть страшным.
На данном этапе работы также уделяется внимание рассмотрению чувств и эмоций окружающих людей. Для полноценного становления личности ребёнка необходимо формирование у него морально-нравственного компонента самосознания, развитие таких качеств, как эмпатия, чуткость, отзывчивость, умение ставить себя на место другого человека, преодолевая эгоцентризм, сочувствовать, сопереживать, понимать и уважать чувства другого человека. С этой целью используется чтение и анализ сказок нравственного содержания, рекомендуется просмотр и обсуждение мультфильмов.
На данном этапе необходимо завести индивидуальный «альбом настроения», где ребенок выполняет рисунки в ходе занятий.
2 этап. Развитие вербальных и невербальных средств общения.
На данном этапе важной задачей является расширение знаний о вербальных и невербальных средствах общения между людьми. Необходимо обучить ребёнка пониманию и уместному использованию выразительных средств в ситуациях взаимодействия с окружающими людьми. На занятиях происходит закрепление знаний о мимических выражениях настроения, формирование способности выражать свои чувства при помощи мимики, пантомимики, жестов, интонации, понимать настроения окружающих по невербальным проявлениям.
Методами работы являются: словесные игры, рассматривание и анализ иллюстраций с ситуациями из жизни, обыгрывание ситуаций с использованием выразительных движений.
3 этап. Формирование знаний об особенностях своего организма.
Основной целью работы на данном этапе является формирование навыков здорового образа жизни, профилактика вредных привычек. Ведущим является медицинский работник, который информирует детей о правилах здорового образа жизни.
4 этап. Формирование положительной нравственной направленности.
Педагогический блок. Ведущим является педагог (воспитатель), непосредственно работающий с детьми.
На этом этапе ребёнку предлагается задуматься о нравственных и безнравственных поступках, необходимо учить отличать положительные и отрицательные черты характера, учить преодолевать негативные черты характера, способствовать развитию положительных качеств.
Основными методами работы являются обращение к известным сказкам, анализ поступков и качеств характера героев, а также проигрывание этюдов нравственного содержания, этюдов с неопределённым концом, с особым вниманием действенному компоненту: «Как я поступлю?». Также используется метод рисования хороших и плохих поступков. На данном этапе работы целесообразно использовать обращение к известным пословицам и поговоркам о добре и зле.
5 этап. Формирование знаний, умений и навыков, необходимых для жизни в семье.
Педагогический блок. Ведущим является педагог (воспитатель), непосредственно работающий с детьми.
На заключительном этапе помощи ребёнку по подготовке к устройству в приёмную семью необходимы беседы о значении и роли семьи в жизни человека. Целесообразно использовать ознакомление и закрепление правил поведения в семье. На занятиях по принятию правил жизни в семье рассматриваются ситуации взаимодействия, возможные конфликтные ситуации, которые могут возникать в процессе жизни в семье. Важно научить ребёнка адекватным способам реагирования, навыкам выхода и разрешения возможных конфликтных ситуаций: адаптивным и конструктивным. Используется обыгрывание ситуаций с последующим переносом полученных знаний, умений и навыков в повседневную жизнь.
Эффективность программы
оценивается по результатам психологического обследования, включающего наблюдение и экспериментальные методики:
- Методики изучения особенностей восприятия и понимания эмоционального состояния изображенного человека (А.М. Щетинина).
- Методика изучения осознания детьми нравственных норм «Закончи историю»
(Р.М. Калинина).
- Анкеты и опросники для родителей с целью изучения осознания детьми правил поведения в семье.
- Наблюдение за поведением ребёнка в повседневной жизни в приёмной семье.
Предполагаемый результат
- Повысился уровень самооценки у воспитанников, снизился уровень агрессивности и тревожности.
- Повысился уровень развития коммуникативных навыков у воспитанников.
- Сформировано адекватное восприятие образа будущей семьи и места ребёнка в ней.
- Сформированы навыки здорового образа жизни.
- Сформированы и развиты трудовые и социально-бытовые навыки
Календарно-тематический план
1 этап. Эмоциональное развитие ребёнка.
№ | Занятие | Задачи | Методы и приёмы | Количество часов |
1 | Эмоции и чувства | 1) Познакомить с основными эмоциями; 2) учить распознавать называть, понимать, отождествлять эмоциональные состояния с конкретной жизненной ситуацией; 3) учить передавать своё эмоциональное состояние при помощи рисунка. | 1) работа с карточками с изображениями эмоций: радость, гнев, печаль, страх, удивление. 2) Беседа на тему «Наши эмоции». 3) Игры с использованием пиктограмм: «Назови настроение», «Подбери эмоцию», «Придумай ситуацию», «Моё настроение». Р4) Настроение и цвет. | 1 |
2 | Вербальное выражение чувств | 1) Учить понимать своё эмоциональное состояние и выражать свои чувства при помощи слов; 2) стимулировать открыто высказывать свои чувства, раскрываться в общении. | 1) Закончи предложение: «Мне грустно, когда…»; «Мне весело, когда…»; «Я боюсь, когда…»; «Я сержусь, когда…»; «Я удивляюсь, когда…» 2) Вспомнить случаи из жизни (использовать обращение к прошлому опыту), когда испытывал те или иные чувства. | 1 |
3 | Эмоции и чувства людей | 1) Учить распознавать и понимать чувства других людей; 2) учить проявлять сочувствие, сострадание, эмпатию; 3) способствовать преодолению эгоцентризма. | 1) Чтение этических сказок: «Брошенный пёс», «Птичка-невеличка». 2) Обсуждение прочитанного, ответы на вопросы о чувствах героев произведений. | 1 |
4 | «Страх» | 1) Познакомить с эмоцией страха; научить узнавать эту эмоцию по схематическому изображению и на рисунках; 2) отреагировать имеющиеся страхи. | Рассматриваем пиктограмму, изображающую эмоцию страха. Рассматривание иллюстраций, герои которых переживают чувство страха. Предлагаю вспомнить эпизоды, ситуации, когда было страшно. Вспомнить пословицы и поговорки о страхе: «У страха глаза велики»,что это значит? 2)Этюды на изображение страха с переходом в положительную эмоцию (удивление, радость). Темы предлагает ребёнок. 3)Упражнение «Страх, я тебя не боюсь». | 1 |
5 | «Грусть. Горе» | 1) Познакомить с эмоцией горя; научить определять эмоции на пиктограммах и иллюстрациях; научить передавать заданное эмоциональное состояние с помощью рисунка; 2) развивать эмпатию; 3) помочь осознать потери в своей жизни; 4) стимулировать открыто высказывать свои переживания из прошлого опыта, раскрываться в общении, делиться чувствами. | 1) Рассматривание иллюстрации с плачущей девочкой, потерявшей куклу. Беседа о чувствах в данной ситуации. 2) Обсуждение ситуаций возможных потерь в жизни: -тебя наказали незаслуженно; -проиграл в соревновании; - поссорился с другом; -ты приютил собаку, полюбил её, но нашёлся хозяин и забрал её, - потерял свою любимую игрушку или любимое животное. 3) Обсуждение ситуации, когда ребёнок испытывал чувства огорчения, печали или глубокого горя, осознание потерь в жизни. 4) Нахождение пиктограммы с изображением горя, страдания. 5) Упражнение «Побеждаем грусть». | 1 |
6 | «Гнев» | 1)Познакомить с эмоцией гнева; 2) стимулировать открыто высказывать свои переживания из прошлого опыта, раскрываться в общении, делиться чувствами; 3) обучить способам выплёскивания гнева и негативных эмоций в приемлемых формах. | 1) Беседа «Когда я злюсь». Вспомнить ситуации, людей, вызывающих гнев, и определить причины возникшей отрицательной эмоции. 2) Упражнение «Лист гнева» (нарисовать фигурку обидчика, закрасить, скомкать рисунок. 3) Упражнение «Мешочек с криками». 4) Упражнение «Коробочка для гнева» (порвать бумагу, газету и покидать в коробочку). 5) Рисование в «Альбоме настроения» на тему «Я злюсь», затем из черно-белого изображения злого персонажа, цветными карандашами перерисовать в доброго. | 1 |
7 | Эмоция «Радость» | 1)Познакомить с эмоцией радости; развивать умение проявлять радость; 2) способствовать созданию положительного эмоционального состояния; 3) помочь снять эмоциональное напряжение. | 1) Знакомство с эмоцией радость, ответы на вопросы : «Что такое радость? Как ты выражаешь чувство радости? Что ты делаешь, когда радуешься?». 2) Упражнение «Радостное событие». 3) Чтение стихотворения М.Дружининой: Если вам смешинка в рот Вдруг случайно попадет, Не сердитесь, не ворчите, Хохочите, хохочите! Предложить представить, что смешинка попала нам в рот и вместе похохотать. Использовать аудиозапись с хохотом. 3). Рисование в альбоме настроения на тему «Самый радостный момент в моей жизни». | 1 |
2 этап. Развитие вербальных и невербальных средств общения.
№ | Занятие | Задачи | Методы и приёмы | |
1. | Мимика | Учить мимическому выражению настроения, закреплять навыки понимания настроения человека по мимическим выражениям. | 1) Рисование знакомых эмоций. 2) Упражнение «Изобрази настроение»: «Мне грустно»; «Я удивлён»; «Я рассержен». 2) Мимическая гимнастика. Изображение различных эмоций перед зеркалом. 3) Рассматривание иллюстраций, определение эмоциональных состояний героев по мимическому выражению. | 1 |
2. | Жесты | Учить распознавать жестовую речь использовать жестовую речь, понимать назначение. | 1) Беседа «Какие бывают жесты»: изобразительные, выразительные, указательные. Примеры приводит ребёнок. 2) Рассматривание иллюстраций с изображением различных жестов, угадывание их значений. 3) Игра «За стеклом». Попробовать передать с помощью жестов различные ситуации из жизни. 4) Закончи предложение: «Жесты помогают…»; «Жесты могут...»; «Без жестов трудно...» 5) Изобразить с помощью жестов: «Молчи!», «Ай-ай, нехорошо!», «Иди сюда!», «Нет!», «Мне очень жаль», «Я рад тебя видеть», «Спасибо!», «Мне нравится!» | 1 |
3. | Пантомимика | 1) Учить понимать, определять эмоциональные состояния других людей по позе, походке, выразительным движениям; 2) учить выразительным движениям, способствовать формированию спонтанности, раскрепощения. | 1) Беседа о походках людей: «Что может рассказать поза о настроении человека?» Рассматривание иллюстраций, определение настроения по выразительным движениям детей. 2) Упражнение «Что происходит?». Определение событий по иллюстрациям ситуаций из жизни. 3) Упражнение «Изобрази без слов»: радостный ученик, старушка, маленький ребёнок, уставший человек, девочка подслушивает под дверью, ученик думает над задачей, болит живот, мальчик перед дракой. | 1 |
4. | Интонация | Учить использовать интонацию для передачи своих чувств, эмоций при общении. | 1) Беседа «Что мы можем понять по интонации?» 2) Прочитать стихотворение «Мячик» в разных интонациях: шёпотом, быстро, как робот, как иностранец; с разным настроением: весело, грустно, удивлённо. 3) Упражнение «Угадай настроение по интонации». Читает психолог. 4) Упражнение «Выскажи с разным настроением»: «Пойдём гулять», «Иди домой», «Я хочу кушать» и т.д. | 1 |
3 этап. Формирование знаний об особенностях своего организма.
№ | Занятие | Задачи | Методы и приёмы | |
1. | Моё тело | 1) Познакомить детей со строением организма и его изменениями в различные возрастные периоды. | Беседа, показ презентации «Я расту, я меняюсь» | 1 |
2. | Гигиена прежде всего | 1) Формирование навыков ухода за своим телом | Беседа | 1 |
3. | Что такое вредные привычки | 1) Раскрыть понятие вредные привычки 2) Показать негативное влияние вредных привычек на организм человека | Беседа | 1 |
4. | Хочу быть здоровым | 1)Информирование о том, что такое здоровый образ жизни 2) Раскрыть значение физкультуры и спорта в сохранении и укреплении здоровья | Беседа | 1 |
4 этап. Формирование положительной нравственной направленности.
№ | Занятие | Задачи | Методы и приёмы | |
1. | Какие бывают качества у людей. |
2. помочь осознать парность черт характера: честный-лживый, злой-добрый, смелый-трусливый, ленивый-трудолюбивый, жадный-щедрый, аккуратный-неряшливый. | 1) Игра «Скажи наоборот». 2) «Угадай, кто это» (по чертам характера назвать героев сказок, мультфильмов). 3) Сравнить героев сказок «Золушка», выделить положительные и отрицательные качества героев. 4) Вспомнить пословицы и поговорки о положительных и отрицательных качествах людей. | 1 |
2. | Что такое хорошо и что такое плохо? | Формировать отрицательное отношение к негативным чертам характера. | 1) Проигрывание этюдов на выражение различных черт характера: «Жадный поросёнок», «Забытый зонтик» (честность), «Помощник» (трудолюбие), «Две девочки» (аккуратность и неряшливость), «Потерянная варежка» (добрый-злой). 2) Этюды с неопределённым концом «Как бы ты поступил в этой ситуации?» | 1 |
3. | Я хочу быть хорошим. | 1) Учить анализировать свои поступки, преодолевать негативные проявления; 2) формировать положительную нравственную направленность личности. | 1) Упражнение «Мои плохие поступки». Вспомнить поступки, которые вызывали огорчение окружающих людей. 2) Упражнение «Мои добрые дела». Вспомнить и назвать дела, вызывающие положительные эмоции у нас и окружающих людей. 3) Рисование на тему «Добрые дела – всегда впереди». | 1 |
5 этап. Формирование знаний, умений и навыков, необходимых для жизни в семье.
№ | Занятие | Задачи | Методы и приёмы | |
1. | Я и моя семья. | 1)Способствовать развитию чувства защищённости, комфорта, психологической безопасности в условиях семьи. 2)Формировать представления о семейных отношениях, значимости семьи в жизни человека. | 1)Беседа о значении семьи в жизни человека. Ответы на вопросы: Что такое семья? Зачем человеку семья? Лучше жить в семье или без семьи? Обсуждение ситуаций из жизни, когда детям нужна семья: обидели, тебе грустно или, наоборот, радостно, хочется быть рядом с любимыми и любящими людьми. 2)Рассматривание иллюстраций из жизни семьи, закрепление понятий : «дружная семья», «любящие люди», понимают, защищают и поддерживают друг друга. Вспомнить пословицы и поговорки о семье, объяснить их смысл. 3)Рисование в альбоме на тему «Какой я вижу свою семью» | 1 |
2. | Хочу и надо. Можно и нельзя. | 1)Познакомить ребёнка с правами и обязанностями каждого члена семьи 1)Обучать навыкам взаимодействия с членами семьи; 2)выявить и закрепить правила поведения в семье. | 1)Беседа о правах и обязанностях каждого члена семьи. Выявить и сформулировать: - права и обязанности папы; - права и обязанности мамы; - права и обязанности ребёнка 2)Закончи предложение: Мама должна…Мама может… Папа должен…Папа может… Ребёнок должен…Ребёнок может 3)Игра «Дочки-матери» с куклами. Ролевое проигрывание ситуаций: последовательное выполнение режима дня, выполнение требований взрослых и другие. | 1 |
3. | Живу дружно. | 1)Обучать навыкам выхода из конфликтных ситуаций; 2)формировать навыки адекватного реагирования в проблемных ситуациях; 3)преодолевать эгоцентризм; 4)закреплять правила поведения в семье. | 1)Игра «Дочки-матери» с куклами. Ролевое проигрывание проблемных ситуаций: ребёнок очень устал, а мама просит оказать помощь; ребёнок не хочет ложиться спать; ребёнок хочет гулять, а родители очень заняты; ребёнок разбил новую чашку; испачкал чистую одежду. Предложить ребёнку побыть в разных ролях, самостоятельно находить пути выхода из проблемных ситуаций. 2)Подведение итогов занятий. Обсуждение, что нового интересного узнал и чему научился в процессе занятий. | 1 |
Количество часов | 21 |
Таким образом, освоение содержания предлагаемой программы предполагает формирование у детей таких умений, как:
- ставить себя на место другого человека, сочувствовать, сопереживать, проявлять эмпатию и сострадание;
- открыто проявлять свои чувства, в том числе страхи, связанные с изменением ситуации в жизни;
- стремиться к проявлению положительных нравственных качеств, находить пути преодоления негативных черт характера;
- понимать и принимать телесные сигналы, правильно на них реагировать, контролировать двигательную сферу;
- умело выражать своё отношение голосом, мимикой, жестами, пантомимикой;
- договариваться, решать конфликтные ситуации;
- раскрываться в общении, управлять своим эмоциональным состоянием, в том числе негативными эмоциями;
- взаимодействовать в семье, понимать роли, права и обязанности каждого члена семьи.
Список используемой литературы:
- Алябьева Е.А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста. – М.: Сфера, 2002
- Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду. – М.: Сфера, 2003
- Алябьева Е.А. Психогимнастика в школе. – М.: Сфера, 2003
- Калинина Р.М. Тренинг развития личности дошкольника. Игры, занятия, упражнения. – С-Пб.: Речь, 2001
- Коноваленко С.В. Коммуникативные способности и социализация детей 5-9 лет. – М.: Гном и Д, 2001
- Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб.: ООО Издательство «Речь», 2001
- Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. М.: Сфера, 2001
- Пилипко Н.В. Приглашение в мир общения. М., 1999
- Психическое развитие воспитанников детского дома./ Под ред. Дубровиной И.В., Рузской А.Г. – М., 1990
- Чистякова М.И. Психогимнастика./ Под ред. М.И. Буянова. – 2-е изд. – М.: Просвещение: Владос, 1995. – 160с
- Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. – СПб.: «Детство-ПРЕСС», 2002. – 2002. – 384с.
12.Шипицына Л.М. Основы коммуникации
13.Шмидт В.Р. Подготовка к семейной жизни детей из закрытых учреждений. // Школьный психолог. – 2005. - №13. - С.7-15
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мониторинг личностного развития ребёнка в процессе освоения им дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.
Мониторинг личностного развития ребёнка в процессе освоения им дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы...
Мониторинг результатов обучения ребёнка по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
Мониторинг результатов обучения ребёнка по дополнительнойобщеобразовательной общеразвивающей программе...
Мониторинг результатов обучения ребёнка по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
Мониторинг результатов обучения ребёнка по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе...
Мониторинг результатов обучения ребёнка по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
Мониторинг результатов обучения ребёнка по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ПРОГРАММА ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ «МОСКОВСКОЕ ДОЛГОЛЕТИЕ»
Направленность программы: социально-педагогическаяУровень программы: ознакомительный Возраст учащихся: 55-60 летСрок реализации программы: 56 часов Авторы-составители программы:Востоко...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Математика: подготовка к ОГЭ»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Математика: подготовка к ОГЭ» Направленность: естественнонаучнаяУровень программы: ознакомительныйВозраст обучающихс...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Олимпиадная подготовка по географии»
Направленность: естественно-научная...