Мониторинг состояния речевого развития подготовительной группы для детей с ТНР от 6 до 7 лет на конец учебного года
методическая разработка
За основу мониторинга индикаторов коррекционно-развивающей работы была взята диагностика Нищевой Н.В., предложенная автором для исследования речевой сферы детей 4-7 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
monitoring_18-19_na_konets1.docx | 41.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Мониторинг состояния речевого развития
подготовительной группы для детей с ТНР от 6 до 7 лет на конец учебного года
За основу мониторинга индикаторов коррекционно-развивающей работы была взята диагностика Нищевой Н.В., предложенная автором для исследования речевой сферы детей 4-7 лет.
Объект мониторинга: дети старшей группы для детей с ТНР от 6 до 7 лет
Направления мониторинга: мониторинг качества коррекционно-развивающей работы
Цель мониторинга: оценить уровень речевого развития детей с ТНР от 6 до 7 лет на конец учебного года
Задачи мониторинга:
- определить уровень сформированности фонетической, фонематической, лексико-грамматической сторон речи, связной речи ребенка на начало учебного года;
- уточнить структуру дефекта путем качественного и количественного анализа степени выраженности нарушений разных сторон речи (речевого профиля);
- сформулировать направления индивидуальной (индивидуальный маршрут) и фронтальной коррекционной работы;
- отследить динамику речевого развития ребенка и оценить эффективность коррекционно-педагогической работы за отчетный период.
- оценить влияние образовательного процесса, организуемого в дошкольном учреждении на развитие ребенка.
Методы мониторинга:
- наблюдения,
- беседы,
- создание несложных (естественных) диагностических ситуаций.
Методическая основа мониторинга:
- Речевая карта ребенка с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет) Нищева Н. В.
- Картинный материал к речевой карте ребенка с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет) Нищева Н. В.
Критерии оценки
Условные обозначения:
5 –высокий, 4 – выше среднего, 3 - средний, 2 – ниже среднего, 1 – низкий
5 – высокий – выполняет задание без ошибок;
4 - допускает не более 1 – ой ошибки или сам исправляет;
3 – допускает 2 – 3 ошибки;
2 –допускает более 3 – х ошибок;
1 – не справляется с заданием.
«Звукопроизношение»:5 – звук произносится правильно; 4 – звук находятся в стадии автоматизации на уровне предложения; 3 – звук находятся в стадии автоматизации на уровне слова; 2 – звук произносится изолированно, звук находятся в стадии автоматизации на уровне слога; 1 - звук не произносится, заменяется или искажается.
Сводная таблица
№ | Фамилия, имя ребёнка | Исследование состояния импрессивной речи | Исследование состояния экспрессивной речи | Подготовка к обучению грамоте | Слоговая структура слова | Связная речь | Состояние звукопроизношения | Итоговый показатель (среднее значение): | |||||||
н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | ||
1 | Степан | 5 | 5 | 5 | 5 | 4 | 5 | 4 | 5 | 4 | 5 | 4 | 5 | 4 | 5 |
2 | Иван | 5 | 5 | 4 | 4 | 3 | 4 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 |
3 | Ибрагим | 5 | 5 | 4 | 5 | 4 | 5 | 5 | 5 | 4 | 4 | 5 | 5 | 4 | 5 |
4 | Лев | 5 | 5 | 4 | 5 | 3 | 5 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 4 |
5 | Арина | 5 | 5 | 5 | 5 | 4 | 4 | 5 | 5 | 4 | 4 | 4 | 5 | 4 | 5 |
6 | Икрам | 5 | 5 | 4 | 5 | 3 | 4 | 4 | 4 | 3 | 4 | 4 | 4 | 3 | 4 |
7 | Дарья | 5 | 5 | 4 | 5 | 3 | 5 | 4 | 4 | 4 | 4 | 3 | 4 | 4 | 4 |
8 | Арсен | 4 | 4 | 4 | 4 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 |
9 | Анатолий | 5 | 5 | 4 | 5 | 3 | 5 | 2 | 3 | 3 | 4 | 3 | 4 | 3 | 4 |
№ н/п | Разделы карты обследования | Уровни освоения ООП Учреждения на 01.11.2018 чел (%) | Уровни освоения ООП Учреждения на 01.05.2019 чел (%) | ||||||||
н | нс | с | вс | в | н | нс | с | вс | в | ||
1 | Исследование состояния импрессивной речи | 0 (0%) | 0 (0%) | 0 (0%) | 1 (11%) | 8 (89%) | 0 (0%) | 0 (0%) | 0 (0%) | 1 (11%) | 8 (89%) |
2 | Исследование состояния экспрессивной речи | 0 (0%) | 0 (0%) | 0 (0%) | 7 (78%) | 2 (22%) | 0 (0%) | 0 (0%) | 0 (0%) | 2 (22%) | 7 (78%) |
3 | Подготовка к обучению грамоте | 0 (0%) | 0 (0%) | 6 (67%) | 3 (33%) | 0 (0%) | 0 (0%) | 0 (0%) | 1 (11%) | 3 (33%) | 5 (56%) |
4 | Слоговая структура слова | 0 (0%) | 0 (0%) | 4 (44%) | 3 (33%) | 2 (22%) | 0 (0%) | 0 (0%) | 4 (44%) | 2 (22%) | 3 (33%) |
5 | Связная речь | 0 (0%) | 0 (0%) | 5 (56%) | 4 (44%) | 0 (0%) | 0 (0%) | 0 (0%) | 3 (33%) | 5 (56%) | 1 (11%) |
6 | Состояние звукопроизношения | 0 (0%) | 0 (0%) | 5 (56%) | 3 (33%) | 1 (11%) | 0 (0%) | 0 (0%) | 3 (33%) | 3 (33%) | 3 (33%) |
итого | 0 (0%) | 0 (0%) | 5 (56%) | 4 (44%) | 1 (11%) | 0 (0%) | 0 (0%) | 2 (22%) | 4 (44%) | 3 (33%) |
Диагностика речевого развития показала:
-состояние импрессивной речи: высокий уровень у 8 дошкольников (89%); уровень выше среднего у 1 ребёнка (60%). Отмечается у всех детей понимания слова и значения целой фразы, а также связного речевого высказывания.
- исследование состояния экспрессивной речи показало следующие результаты: 7детей (78%) – высокий уровень; 2 ребёнка (22%) – уровень выше среднего.
Дошкольники хорошо овладели навыками:
- называют по 4-5 имен существительных по предложенным темам;
- называют части тела и части предметов;
- называют одним словом (обобщают) предметы и объекты;
- называют глаголы, отвечая на вопросы по картинкам;
- называют предъявленные цвета;
- называют форму с опорой на картинку.
- грамматический строй речи
Дошкольники овладели навыками:
- Употребляют существительные в именительном падеже единственного и множественного числа;
- Употребляют имя существительное в косвенных падежах;
- Образовывают существительные множественного числа в родительном падеже;
- Согласовывают прилагательные с существительными единственного числа;
- Употребляют предложно-падежные конструкции;
- Употребляют числительные 2 и 5 с существительными;
- Умеют образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
- Умеют образовывать названия детенышей животных;
- Умеют образовывать относительные прилагательные;
- Умеют образовывать притяжательные прилагательные;
Но наряду с этим наблюдаются затруднения:
- в подборе антонимов: (широкий-узкий, толстый- тонкий)
- в употреблении предложно-падежных конструкций, особенно сложных предлогов (с (со), из-за, из-под, между, через);
- в употреблении притяжательных прилагательных (лисий, медвежий, волчий);
- связная речь сформирована на достаточном уровне у 1 ребёнка (11%) высокий уровень; у 5 (56%) – выше среднего. Дети самостоятельно пересказывают знакомые сказки, небольшие рассказы с элементами творчества, используя развернутые фразы, выразительные языковые и эмоциональные средства Средний уровень показали 3 ребенка (33%). Требовалась направляющая и стимулирующая помощь педагога, особенно - в начале пересказа, рассказ более краток, беден и однообразен. Отмечались ошибки при восстановлении нарушенного порядка в серии картин.
- звукопроизношение полностью сформированы у 3 дошкольников и введены в речь (33%); у 3 детей (33%) звуки поставлены и находятся в стадии автоматизации на уровне предложения (1-2 группы звуков),у 3 дошкольников (33%) звуки поставлены и находятся на стадии автоматизации на уровне слова.
- фонематическое восприятие и подготовка к обучению грамоте сформировано на достаточном уровне у всех детей, высокий уровень - 5 детей (56%), выше среднего уровень показали 3 человека (33%) - дети самостоятельно выкладывают звуковую модель слова из 3-4звуков. Так же различают понятия «звук», определяют место звука в слове; средний -1 человек (11%) - испытывает значительные трудности при выполнении звукового анализа слова.
Общий результат речевой готовности к школе детей с ТНР на конец 2018-2019 учебного года представлен следующими показателями:
на высоком уровне - 33% (3 человека),
на выше среднем уровне – 44% (4 человека),
на среднем уровне – 22% (2 человек),
на ниже среднем уровне – 0% (0 человек),
на низком уровне – 0% (0 человек).
Вывод: признать результаты коррекционной логопедической работы удовлетворительными.
Анализ представленных данных в таблице показывает позитивную динамику в развитии речи воспитанников группы. Анализ полученных результатов на конец года позволяет сделать следующие выводы: 9 обследованный детей (100%) показали положительный результат усвоения программного материала.
Общий результат качества образования в группе по области «Речевое развитие» представлен следующими средними показателями: Состояние импрессивной речи на начало года было: 1 ребенок (11%) был уровне выше среднего и 8 детей (89%) на высоком уровне, на конец года результат остался прежним, так как 1 ребенок (11%) длительное время отсутствовал и не посещал занятия (причина: заболевание). Состояние экспрессивной речи на начало года было: 7 детей (78%) на уровне выше среднего и 2 ребёнка (22%) на на высоком уровне, в конце года наблюдается положительная динамика с уровня выше среднего 5 детей перешли на высокий уровень, итого на высоком уровне 7 детей (78%). Очень хороших результатов добились и в подготовки детей к обучению грамоте, если на начало года на среднем уровне 6 детей (67%), 3 ребенка (33%) на уровне выше среднего, то на конец года мы вывели большую часть детей на высокий уровень 5 детей (56%), выше среднего 3(33%),1 ребенок (11%) остался на среднем уровне, так как длительное время отсутствовал и не посещал занятия (причина: заболевание). Слоговая структура слова и связная речь тоже показали динамику, здесь в среднем дети вышли на средний уровень. Состояние звукопроизношения улучшилось по сравнению с началом года. На конец учебного года высокий уровень у 3 детей (33%), уровень выше среднего у 3 детей (33%), средний уровень у 3 детей (33%).
Рекомендации:
Логопеду и воспитателям группы с ТНР продолжать работу соответственно с перспективным планам и индивидуальными образовательными маршрутами речевого развития, обращая особое внимание на:
- развитие связной речи (составление загадок-описаний, рассказ – описание по схеме, составление рассказа по серии картинок);
- систематически использовать игры на развитие фонематического слуха и автоматизацию поставленных звуков на индивидуальных занятиях, во всех видах деятельности.
Индивидуальная карта освоения адаптированной образовательной программы
дошкольного образования по речевому развитию ребенка с 6 до 7 лет с ТНР
МАДОУ№ 15 «Югорка»
Ф.И. ребенка____Степан_________________________________________________
Речевое развитие | |||
1 | Исследование состояния импрессивной речи | Н.г | К.г |
2 | Пассивный словарь | ||
3 | Показывает на картинках отдельные предметы, объекты, части предметов и объектов | 5 | 5 |
4 | Умеет обобщать несколько предметов или объектов, относящихся к одному понятию | 5 | 5 |
5 | Умеет показывать по картинкам действия | 5 | 5 |
6 | Умеет показывать по картинкам признаки | 5 | 5 |
7 | Понимание различных форм словоизменения | ||
8 | Умеет дифференцировать единственное и множественное число существительных | 5 | 5 |
9 | Понимает предложно-падежные конструкции с предлогами | 5 | 5 |
10 | Понимает уменьшительно-ласкательные суффиксы существительных | 5 | 5 |
11 | Умеет дифференцировать формы единственного и множественного числа глаголов | 5 | 5 |
12 | Умеет дифференцировать глаголы с различными приставками | 5 | 5 |
13 | Понимание отдельных предложений и связной речи | ||
14 | Понимает отдельные предложения по предложенным картинкам | 5 | 5 |
15 | Понимание теста по предложенным картинкам | 5 | 5 |
16 | Состояние фонематического восприятия | ||
17 | Умеет дифференцировать оппозиционные звуки, не смешиваемых в произношении (показ по картинкам) | 5 | 5 |
18 | Умеет дифференцировать оппозиционные звуки, смешиваемых в произношении (показ по картинкам) | 5 | 5 |
19 | Исследование состояния экспрессивной речи | ||
20 | Активный словарь | ||
21 | Называет по 4-5 имен существительных по предложенным темам | 5 | 5 |
22 | Называет части тела и части предметов (по картинкам) | 5 | 5 |
23 | Называет одним словом (обобщает) предметы и объекты, изображенные на картинке | 5 | 5 |
24 | Умеет подбирать антонимы | 4 | 5 |
25 | Называет глаголы, отвечая на вопросы по картинкам | 5 | 5 |
26 | Называет предъявленные цвета | 5 | 5 |
27 | Называет форму с опорой на картинку | 5 | 5 |
28 | Состояние грамматического строя речи | ||
29 | Употребляет существительные в именительном падеже единственного и множественного числа | 5 | 5 |
30 | Употребляет имя существительное в косвенных падежах | 4 | 5 |
31 | Образовывает существительные множественного числа в родительном падеже | 5 | 5 |
32 | Согласовывает прилагательные с существительными единственного числа | 5 | 5 |
33 | Употребляет предложно-падежные конструкции | 5 | 5 |
34 | Употребляет числительные 2 и 5 с существительными | 5 | 5 |
35 | Умеет образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами | 5 | 5 |
37 | Умеет образовывать названия детенышей животных | 4 | 5 |
38 | Умеет образовывать относительные прилагательные | 4 | 5 |
39 | Умеет образовывать притяжательные прилагательные | 4 | 5 |
40 | Умеет образовывать приставочные глаголы | 4 | 5 |
41 | Умеет образовывать глаголы совершенного вида | 4 | 5 |
42 | Связная речь | ||
43 | Пересказывает текст из нескольких предложений | 4 | 5 |
44 | Умеет составлять загадки-описания | 4 | 5 |
45 | Составляет рассказ по картинке | 4 | 5 |
46 | Составляет рассказ по предложенному плану | 4 | 5 |
47 | Составляет рассказ-описание по схеме | 4 | 5 |
48 | Составляет рассказ по серии картинок | 4 | 5 |
49 | Состояние звукопроизношения | ||
50 | Правильно произносит гласные | 5 | 5 |
51 | Правильно произносит согласные (соноры) | 3 | 5 |
52 | Правильно произносит согласные (шипящие) | 5 | 5 |
53 | Правильно произносит согласные (свистящие) | 5 | 5 |
54 | Может повторить слоги с оппозиционными звуками | 5 | 5 |
55 | Подготовка к обучению грамоте | ||
56 | Выделяет начальный ударный звук из слова | 5 | 5 |
57 | Выделяет последний звук из слова | 5 | 5 |
58 | Выделяет начальный согласный из слов | 5 | 5 |
59 | Определяет последовательности звуков в слове | 3 | 5 |
60 | Определяет количество звуков в словах | 3 | 5 |
61 | Выполняет звуковой анализ слов | 3 | 5 |
62 | Делит слова на слоги | 5 | 5 |
63 | Составляет схему предложения | 5 | 5 |
64 | Слоговая структура слова | 4 | 5 |
Итоговый показатель (среднее значение): | 233 (4,48) | 260 (5) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в подготовительной группе для детей с ОНР по лексической теме "Транспорт": "Как купить машину".
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в подготовительной группе для детей с ОНР по...
Образовательная программа к учебному плану самоокупаемого отделения Предмет: хор Подготовительное отделение Старшая подготовительная группа Для детей в возрасте 6 лет (один год обучения)
Уважаемые коллеги! Представляю вам образовательную программу по предмету хор для детей 6 лет подготовительного отделения....
Конспект логопедического занятия по развитию речи в подготовительной группе для детей с ОНР III уровень по теме: « Зима. Зимние игры и забавы».
Конспект логопедического занятия по развитию речи в подготовительной группе для детей с ОНР III уровень по теме: « Зима. Зимние игры и забавы»....
Домашние задания для детей с задержкой психического развития (подготовительная группа)
Методические рекомендации для родителей детей с задержкой психического развития....
Справка по мониторингу на конец учебного года во второй младшей группе №1 "Колокольчики" 2021-2022гг
Материалы педогогической диагностики воспитанников....
Анализ результатов по плаванию детей на конец учебного года (2023-2024)
Анализ результатов по плаванию детейна конец учебного года (2023-2024)...
Анализ результатов по плаванию детей на конец учебного года (2022-2023)
Анализ результатов по плаванию детейна конец учебного года (2022-2023)...