Проектная деятельность на уроках истории
методическая разработка на тему
Наиболее эффективным в решении данных задач и является метод проектов. Его использование предполагает множество активных форм, как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Данный метод позволяет стимулировать интерес к знаниям, показывает необходимость их практического применения, способствует формированию активной жизненной позиции и гражданско – правовой культуры обучающихся. В выполнение проектов возможно участие всех учащихся класса. Слабые в учебе ученики выполняют посильную им работу, получая большое эмоциональное удовлетворение, переживают чувство радости, уверенности в себе, что так важно для здоровья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_deyat-t_na_urokakh_istorii.docx | 28.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс по теме:
Проектная деятельность учащихся на уроках обществознания - принцип здоровьесбережения
- Лекция и презентация (3мин)
Урок – главная составная часть учебного процесса. Уроки в нашей школе длятся 45 минут: и на каждом из этих отрезков времени рождается как интерес к предмету, так и смертная скука. Класс может сплотиться вокруг захватывающей сердца ребят мысли, но также легко предаться опасному безделью. Конечно, урок – фактор движения обучения в целом, трудная работа для ученика, означающая 45 минут концентрации внимания и напряжения, прямо отражается на здоровье детей.
Одним из принципов здоровьесбережения является творческий характер образовательного процесса. Обучение без творческого заряда неинтересно, а значит, в той или иной степени, является насилием над собой и другими. Возможность для реализации творческих задач достигается использованием на занятиях, уроках и во внеурочной работе активных методов и форм обучения. При работе с детьми я намеренно стараюсь отойти от формата лекции или беседы, но, напротив, стремлюсь вовлечь их в диалог, включить в обсуждение поставленных вопросов обществознания. Лишь чувствуя значимость своего мнения, подросток может нести ответственность за принимаемые им в будущем решения, легко включиться в процесс социализации, дающий:
- способность к адаптации;
- способность к коммуникации;
- толерантное отношение к другим;
- социальную ответственность.
Уроки обществознания позволяют развивать ученическую активность, формировать навыки социального партнерства, требуют от учащихся умения работать с информацией, различного рода источниками, материалами СМИ, статистическими данными. Модернизация российского образования ориентирует современную школу на развитие познавательной самостоятельности учащихся, формирование у них навыков исследовательской деятельности.
Наиболее эффективным в решении данных задач и является метод проектов. Его использование предполагает множество активных форм, как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Данный метод позволяет стимулировать интерес к знаниям, показывает необходимость их практического применения, способствует формированию активной жизненной позиции и гражданско – правовой культуры обучающихся. В выполнение проектов возможно участие всех учащихся класса. Слабые в учебе ученики выполняют посильную им работу, получая большое эмоциональное удовлетворение, переживают чувство радости, уверенности в себе, что так важно для здоровья.
Цель использования проектной технологии – самостоятельное постижение учащимися проблем, проблемных ситуаций, имеющих значение как для них самих, так и для общества. В ходе проектной деятельности учащиеся имеют возможность соотнести общие представления, усвоенные на уроках в школе с реальной жизнью, в которую вовлечены они сами. Таким образом, проект позволяет преодолеть разрыв между образованием и жизнью, является связующим звеном между учебной и научно – исследовательской деятельностью.
В процессе проектной деятельности, как и исследовательской вообще, учащийся проходит все этапы научного творчества:
- возникновение проблемной ситуации, ее первоначальный анализ и формулирование гипотезы;
- этап поиска пути решения проблемы в ходе дополнительного ее анализа на основе имеющихся знаний (творческий процесс);
- этап претворения найденного принципа решения проблемы и его проверка.
Таким образом, проектная деятельность напрямую способствует формированию исследовательских навыков, исследовательской культуры.
При создании проекта наряду с научно –познавательной, исследовательской стороной содержания всегда присутствуют эмоционально –ценностная (личностная) деятельность и творческие стороны.
Проект побуждает учащегося проявить интеллектуальные способности, нравственные и коммуникативные качества, продемонстрировать уровень владения знаниями и предметными умениями, показать способность к самообразованию и самоорганизации.
По доминирующей деятельности проекты по обществознанию можно разделить на следующие типы:
- Исследовательские
- Творческие;
- Ролевые, игровые;
- Ознакомительно – ориентировочные (информационные);
- Практико- ориентированные ( прикладные);
- Социальные.
Ученическая проектно –исследовательская деятельность на уроках обществознания имеет целый ряд особенностей, таких, как:
- активное познание, поиск, исследование;
- комплексный характер;
-творческий характер;
-учебно- трудовой ( прикладной) характер;
-личностная и социальная значимость проекта;
- проблемный характер;
- вариативность и альтернативность, отсутствие единственности решения;
- воспроизводимость деятельности и ее результата, практическая значимость;
-планомерность, последовательность, технологичность процесса;
-самостоятельность, самоконтроль, самоанализ, самокритика, самооценка,
самокоррекция;
-сотрудничество с учителем и его координирующая роль;
- авторское решение, авторская доказательная позиция;
- защита проекта и его общественная оценка.
В создании проекта можно выделить несколько этапов, по которым оно осуществляется:
Первый этап - возникновение идеи или задачи. Данный этап можно считать по содержанию организационно – подготовительным., т.к. происходит выявление проблемы исследования и противоречия, определяются объект и предмет исследования, ставятся цели и задачи, проводится планирование предстоящей деятельности ( определяются временные рамки, анализируются необходимые условия для выполнения –теоретическая и материальная базы для исследования, намечаются этапы выполнения работы.).
Второй этап – решение задачи. На данном этапе происходит сбор, анализ, структурирование информации, вырабатываются идеи, происходит их обсуждение, моделирование, прогнозирование. Проводятся необходимые исследования, социологические опросы, анализ статистики, делается обобщение и анализ полученных результатов, выводы.
Третий этап – реализация на практике, заключительный( презентационный) этап. На нем проводится публичная защита проекта, подведение итогов, анализ и оценка деятельности
( успехов и ошибок), коррекция.
Алгоритм учебного проекта по обществознанию может быть раскрыт таким образом:
- Подготовка к работе над проектом.
- Выбор проблемы.
- Сбор информации.
- Разработка собственного варианта решения проблемы.
- Реализация плана действий команд.
- Подготовка к защите проекта. ( оформление материала, наглядно представляющего суть проекта, подготовка устной презентации проекта, подготовка команды для ответов на вопросы, создание папки документов работы над проектом)
- Презентация проекта.
- Рефлексия (анализ)
Работа над исследовательским проектом является учебной деятельностью и проводится под руководством учителя, роль которого заключается в организации субъект-субъектных отношений, в корректировке самостоятельной деятельности школьников. Первоначально учитель проводит инструктаж, знакомит учащихся с основными приемами работы, а на заключительном - проводит оценку работы над проектом школьников.
При оценивании проекта можно выделить следующие критерии оценки:
- значимость и актуальность выдвинутых проблем;
- корректность используемых методов исследования;
- активность каждого участника проекта;
- доказательность принимаемых решений;
- умение аргументировать свои заключения, выводы;
- эстетика оформления;
-умение отвечать на вопросы оппонентов.
В ходе организации работы школьников над проектами успешно реализуются следующие цели:
- способность к адаптации;
- способность к коммуникации;
- толерантное отношение к другим;
- социальную ответственность.
Задачи;
Воспитательная – воспитание толерантности, гражданственности, личной ответственности
Образовательная – вовлечение каждого учащегося в активный познавательный процесс. Организация индивидуальной и групповой деятельности школьников, выявление умений и способностей работать самостоятельно по теме.
Развивающая – развитие интереса к предмету, творческих способностей учащихся, формирование навыков исследовательской деятельности, публичных выступлений, умений самостоятельной работы с различными источниками информации, проведения социологических опросов, расширение кругозора, эрудиции..
Результатами использования метода проектов на уроках обществознания является:
- повышение творческой активности учащихся на уроке;
- развитие их логического и критического мышления;
- расширение кругозора школьников;
- воспитание активной жизненной позиции, чувства ответственности.
Главный результат – компетентность учащихся в области обществознания и конкретные умения и навыки, которые формируются в ходе проектной деятельности:
- опыт работы с большим объемом разнообразной информации;
- опыт создания и проведения презентации;
- умение оценивать ситуацию и принимать решения;
- умение структурировать информацию;
- умение индивидуально планировать работу;
- умение работать в команде.
- Из опыта работы, презентация (5 мин)
Один из проектов, о котором мне хотелось бы рассказать, был создан к главе VI «Права человека и гражданина» и получил название «Конвенция о правах ребенка» на защите детства»
Созданию проекта предшествовала подготовительная работа, которая заняла примерно месяц. В само название проекта была вынесена проблема, которую ребята пытались решить «Ущемляются ли права ребенка в семье?». Данный проект являлся исследовательским, социальным, групповым, выполнялся учащимися 9класса, срок реализации проекта -1 месяц, реализовался по УМК по обществознанию (авторы Боголюбов Л.Н, Иванова Л.Ф.)
Образовательные цели:
- Актуализировать знания учащихся по теме «Права человека и гражданина »
Развивающие цели:
-формирование критического мышления;
- информационной культуры
Воспитательные цели:
- формирование коммуникативной культуры,
- активной жизненной позиции, воспитание толерантности и правовой культуры.
Основополагающими вопросами проекта стали вопросы: Наказывают ли детей в семье? Прислушиваются родители к мнению своих детей? Как трудится дети дома?
Для выполнения проекта были сформированы группы, в которых определились лидеры.
Первой группе (условное название – юристы) было предложено выявить соотношение Конвенции и главы II Конституции Р.Ф.
Вторая группа (социологи) должна была определить, с какими проблемами чаще всего приходится сталкиваться дети в семьях, провести социологический опрос учащихся своей школы.
Третья группа (аналитики) получила задание изучить и проанализировать данные соцопроса, составить сравнительные таблицы, сделать соответствующие выводы.
Четвертая группа (прогносты) разработать меры по защите прав ребенка и поддержки его в семье
Подготовительный месяц включал три этапа:
- подготовительный (или период запуска)
- основной (сбор и обработка информации, выполнение проекта)
- презентационный (защита проекта, его представление, ответы на вопросы)
На первом этапе проекта была определена проблема соблюдения «Конвенции о правах ребенка» в семьях, выдвинута гипотеза ее нарушения, поставлена цель исследования (слайд 2) ,определены объект и предмет исследования его задачи и методы (слайды 3-4). На мой взгляд, первый этап проекта является основным, потому что нужно четко определить, чем будут заниматься учащиеся. Ученикам не всегда удается определить «предмет» и «объект», грамотно и лаконично выдвинуть цель, сформулировать задачи. Здесь уместна помощь руководителя, который, корректно поправляя предложения учащихся, приводить к правильным определениям.
В период II этапа выполнялась работа групп: изучались «Конвенция», Конституция Р.Ф. Семейный и Гражданский Кодексы, составлялись необходимые записи статей и их содержание. Были определены те статьи Конвенции, которые легли в основу исследования проблемы. Это статьи 19, 12, 11?..Этим заданием занимались учащиеся продвинутого уровня знаний. А вот в проведении анкетирования среди учеников принимали участие слабоуспевающие, так называемые «социологи». Анкета проводилась в анонимном режиме на стандартных листах бумаги, что позволило получить объективные правдивые ответы респондентов. Данные анкеты обрабатывались «аналитиками». По результатам полученных данных анкеты были составлены таблицы и сделаны выводы.
III. Имитационная игра. (10 мин)
Уважаемые коллеги предлагаю вам продолжить работу над проектом.
«Конвенция о правах ребенка» на защите детства».
Цель урока: закрепить умения работать в группах, сравнивать теоретический материал с фактами, анализировать и прогнозировать жизненные ситуации, делать выводы.
Тип урока: Формирование общеучебных умений и навыков.
Оборудование урока: текст статей Конвенции, таблицы, компьютер.
Вам предстоит выступить в роли «аналитиков».
Слушатели разбиваются на 3 группы. Объясняется алгоритм работы в группах. Каждой предлагается таблица и содержание Конвенции.
1 группа – ст. 19 и таблица « наказывают в семье»
2 группа – ст 12 и таблица « имеете свое мнение?»
3 группа – ст 11 и таблица «помогаете ли дома
Задание: соотнесите содержание статьи и показатели таблицы. Сделайте соответствующие выводы (на это задание -5 мин), затем выступление от каждой группы о выводах. Обсуждение и итог задания подводит учитель.
Задание 2. (на экране слайд « соблюдается ли Конвенция?»).
Работа групп - прогностов
1 гр. – родители; 2 гр.- педагоги; 3гр. - ученики.
Разработать меры по защите прав ребенка и поддержки его в семье на муниципальном уровне. (5 мин.). Затем защита своих мероприятий. Учитель в ходе обсуждения называет самые реальные меры и делает выводы.
Анализируя проектную деятельность учащихся на уроках обществознания можно сделать вывод, что она способствует развитию познавательной активности учащихся, учит овладевать навыками исследовательской деятельности, работать с различными источниками, видеть проблемы и предлагать пути их решения, способствует воспитанию социальной активности, развитию творчества, создает ситуацию успеха
IV. Рефлексия (2 мин)
Заканчивается мастер-класс тестом-рефлексия «Атмосфера в зале»
Цель: Выявление психологического климата сегодняшнего занятия.
Психологический климат, атмосфера, комфорт – важные элементы в учебном процессе, отражающиеся на состоянии здоровья.
Инструкция: Вам предлагается 10 противоположных по смыслу пар слов. Нужно поставить крестик на шкале в том месте, которое в наибольшей степени отражает атмосферу в группе на ваш взгляд.
Чем выше суммарный балл, тем лучше атмосфера в группе
Дружелюбие | 9 8 7 6 5 4 3 2 1 | Враждебность |
Согласие | 9 8 7 6 5 4 3 2 1 | Несогласие |
Удовлетворённость | 9 8 7 6 5 4 3 2 1 | Неудовлетворённость |
Увлечённость | 9 8 7 6 5 4 3 2 1 | Равнодушие |
Продуктивность | 9 8 7 6 5 4 3 2 1 | Непродуктивность |
Теплота | 9 8 7 6 5 4 3 2 1 | Холодность |
Сотрудничество | 9 8 7 6 5 4 3 2 1 | Отсутствие сотрудничества |
Взаимная поддержка | 9 8 7 6 5 4 3 2 1 | Недоброжелательность |
Занимательность | 9 8 7 6 5 4 3 2 1 | Скука |
Успешность | 9 8 7 6 5 4 3 2 1 | Неуспешность |
Благодарю за конструктивную совместную деятельность на уроке. Успехов вам и вашим ученикам!
На все виды работы – 20 мин.
Анализируя проектную деятельность учащихся на уроках обществознания можно сделать вывод, что она способствует развитию познавательной активности учащихся, учит овладевать навыками исследовательской деятельности, работать с различными источниками, видеть проблемы и предлагать пути их решения, способствует воспитанию социальной активности, развитию творчества, создает ситуацию успеха.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по применению проектной деятельности на уроках истории и обществознания
Сегодня о проектах говорят очень много. Мода на проекты захлестнула всю современную систему государственного управления в России и с головой накрыла отечественное образование...
Проектная деятельность на уроках истории.
В статье представлено описание проектной деятельности, как способа повышения мотивации учебной деятельности на личной заинтересованности учащихся в преобретении знаний для решения реальных проблем....
Проектная деятельность на уроках истории
Презентация опыта использования проектной технологии....
Проектная деятельность на уроках истории и обществознания как дополнительный стимул к творческой познавательной деятельности.
О роли проектной деятельности в процессе формирования образовательных компитенций у школьников на уроках историии и обществознания; О дополнительных стимулах позновательной деятельности учащихс...
Формирование патриотической компетентности у обучающихся с ОВЗ через организацию проектной деятельности на уроках истории и во внеурочной деятельности
Актуальность проекта вижу в его практической направленности на развитие личностных качеств учащихся - патриотической компетенции, воспитание активной жизненной и гражданской позиции....
Проектная деятельность на уроках истории. Учитель истории и обществознания Ризатдинова Ризида Ибрагимовна (высшая категория).
Проектная деятельность на уроках истории...
"Проектная деятельность на уроках истории и обществознания как дополнительный стимул к творческой, познавательной деятельности учащихся"
Данный материал содержит информацию о проектной деятельности на уроке....