Проектная деятельность на уроках истории
методическая разработка на тему

Ядревская Ирина Александровна

Наиболее эффективным в решении данных задач и является метод проектов. Его использование предполагает множество активных форм, как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Данный метод позволяет стимулировать интерес к знаниям, показывает необходимость их практического применения, способствует формированию активной жизненной позиции и  гражданско – правовой  культуры обучающихся. В выполнение проектов  возможно  участие всех учащихся класса. Слабые в учебе ученики выполняют посильную им работу, получая большое эмоциональное удовлетворение, переживают чувство радости, уверенности в себе, что так важно для здоровья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_deyat-t_na_urokakh_istorii.docx28.36 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс по теме:

Проектная деятельность учащихся на уроках обществознания - принцип  здоровьесбережения

  1. Лекция и презентация (3мин)

Урок – главная составная часть учебного процесса. Уроки в нашей школе длятся 45 минут: и на каждом из этих отрезков времени рождается как интерес к предмету, так и смертная скука. Класс может сплотиться вокруг захватывающей сердца ребят мысли, но также легко предаться опасному безделью. Конечно, урок – фактор движения обучения в целом, трудная работа для ученика, означающая 45 минут концентрации внимания и напряжения, прямо отражается на здоровье детей.

Одним из принципов здоровьесбережения  является творческий характер образовательного процесса. Обучение без творческого заряда неинтересно, а значит, в той или иной степени, является насилием над собой и другими. Возможность для реализации творческих задач достигается использованием  на занятиях, уроках и во внеурочной работе активных методов и форм обучения. При работе с детьми я намеренно стараюсь отойти от формата лекции или беседы, но, напротив, стремлюсь вовлечь их в диалог, включить  в обсуждение поставленных вопросов обществознания. Лишь чувствуя значимость своего мнения, подросток может нести ответственность за принимаемые им в будущем решения, легко включиться в процесс социализации, дающий:

- способность к адаптации;

- способность к коммуникации;

- толерантное отношение к другим;

- социальную ответственность.

Уроки обществознания  позволяют развивать ученическую активность,  формировать навыки социального партнерства, требуют от учащихся умения работать с информацией, различного рода источниками, материалами СМИ, статистическими данными. Модернизация российского образования ориентирует современную школу на развитие познавательной самостоятельности учащихся, формирование у них навыков исследовательской деятельности.

Наиболее эффективным в решении данных задач и является метод проектов. Его использование предполагает множество активных форм, как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Данный метод позволяет стимулировать интерес к знаниям, показывает необходимость их практического применения, способствует формированию активной жизненной позиции и  гражданско – правовой  культуры обучающихся. В выполнение проектов  возможно  участие всех учащихся класса. Слабые в учебе ученики выполняют посильную им работу, получая большое эмоциональное удовлетворение, переживают чувство радости, уверенности в себе, что так важно для здоровья.

Цель использования проектной технологии – самостоятельное постижение учащимися проблем, проблемных ситуаций, имеющих значение как для них самих, так и для общества. В ходе проектной деятельности учащиеся имеют возможность соотнести общие представления, усвоенные на уроках в школе  с реальной жизнью, в которую вовлечены они сами. Таким образом,  проект позволяет преодолеть разрыв между образованием и жизнью, является связующим звеном между учебной и научно – исследовательской деятельностью.

В процессе  проектной деятельности, как и исследовательской вообще, учащийся проходит все этапы научного творчества:

- возникновение проблемной ситуации, ее первоначальный анализ и формулирование гипотезы;

- этап поиска пути решения проблемы в ходе дополнительного ее анализа на основе имеющихся знаний (творческий процесс);

- этап претворения найденного принципа решения проблемы и его проверка.

Таким образом, проектная деятельность  напрямую способствует формированию исследовательских навыков, исследовательской культуры.

При создании проекта наряду с научно –познавательной, исследовательской стороной содержания  всегда присутствуют  эмоционально –ценностная (личностная) деятельность и творческие стороны.  

Проект  побуждает учащегося проявить интеллектуальные способности,  нравственные и коммуникативные качества,  продемонстрировать уровень владения знаниями и предметными умениями,  показать способность к самообразованию и самоорганизации.

 По  доминирующей деятельности  проекты по обществознанию  можно разделить на следующие  типы:

- Исследовательские

- Творческие;

- Ролевые, игровые;

-  Ознакомительно – ориентировочные (информационные);

- Практико- ориентированные ( прикладные);

- Социальные.

 Ученическая проектно –исследовательская деятельность на уроках обществознания имеет целый ряд особенностей, таких, как:

- активное познание, поиск, исследование;

- комплексный характер;

-творческий характер;

-учебно- трудовой ( прикладной) характер;

-личностная и социальная значимость проекта;

- проблемный характер;

- вариативность и альтернативность, отсутствие единственности решения;

- воспроизводимость  деятельности и ее результата, практическая    значимость;

-планомерность, последовательность, технологичность процесса;

-самостоятельность, самоконтроль, самоанализ, самокритика, самооценка,

   самокоррекция;

-сотрудничество с учителем и его координирующая роль;

- авторское  решение, авторская доказательная позиция;

- защита проекта и его общественная оценка.

  В  создании проекта можно выделить  несколько этапов, по которым оно осуществляется:

Первый этап - возникновение идеи или задачи. Данный этап можно считать по содержанию организационно – подготовительным., т.к. происходит выявление проблемы исследования и противоречия, определяются  объект и предмет исследования, ставятся цели и задачи, проводится планирование предстоящей деятельности  ( определяются временные рамки, анализируются  необходимые условия  для выполнения –теоретическая и материальная базы  для исследования,  намечаются этапы выполнения работы.).

Второй этап – решение задачи. На  данном этапе происходит сбор, анализ, структурирование информации, вырабатываются идеи, происходит их обсуждение,  моделирование, прогнозирование.  Проводятся  необходимые исследования, социологические опросы, анализ статистики, делается  обобщение и анализ полученных результатов,  выводы.

Третий  этап – реализация на практике, заключительный( презентационный) этап. На нем проводится публичная защита проекта, подведение итогов, анализ и оценка деятельности

( успехов и ошибок), коррекция.

Алгоритм учебного проекта по обществознанию может быть раскрыт таким образом:

  1. Подготовка к работе над проектом.
  2. Выбор проблемы.
  3. Сбор информации.
  4. Разработка собственного варианта решения проблемы.
  5. Реализация плана действий команд.
  6. Подготовка к защите проекта. ( оформление материала, наглядно представляющего суть проекта, подготовка устной презентации проекта, подготовка команды для ответов на вопросы, создание папки документов работы над проектом)
  7. Презентация проекта.
  8. Рефлексия (анализ)

   Работа над исследовательским проектом  является учебной деятельностью и проводится под руководством учителя, роль которого заключается в организации субъект-субъектных отношений, в корректировке самостоятельной деятельности школьников. Первоначально учитель проводит инструктаж,  знакомит  учащихся  с основными приемами работы, а на заключительном - проводит оценку работы над проектом школьников.

При оценивании проекта можно выделить следующие критерии оценки:

- значимость и актуальность выдвинутых проблем;

- корректность используемых методов исследования;

- активность каждого участника проекта;

- доказательность принимаемых решений;

- умение аргументировать свои заключения, выводы;

- эстетика оформления;

-умение отвечать на вопросы оппонентов.

  В ходе организации работы школьников над проектами  успешно реализуются следующие цели:

- способность к адаптации;

- способность к коммуникации;

- толерантное отношение к другим;

- социальную ответственность.

Задачи;

Воспитательная – воспитание толерантности,  гражданственности, личной ответственности

Образовательная – вовлечение каждого учащегося в активный познавательный процесс. Организация индивидуальной и групповой деятельности школьников, выявление умений и способностей работать самостоятельно по теме.

 Развивающая – развитие интереса к предмету, творческих способностей учащихся, формирование навыков исследовательской деятельности, публичных выступлений, умений самостоятельной работы с  различными источниками информации, проведения социологических опросов, расширение кругозора, эрудиции..

  Результатами  использования метода проектов на уроках обществознания является:

-  повышение творческой активности учащихся на уроке;

- развитие их логического и критического мышления;

- расширение кругозора школьников;

- воспитание активной жизненной позиции, чувства ответственности.

   Главный результат – компетентность учащихся в области обществознания и конкретные  умения  и навыки, которые формируются в ходе проектной деятельности:

- опыт работы с большим объемом разнообразной информации;

- опыт  создания и проведения презентации;

- умение оценивать ситуацию и принимать решения;

- умение структурировать информацию;

- умение индивидуально планировать работу;

- умение работать в команде.

  1. Из опыта работы, презентация (5 мин)

Один  из проектов, о котором мне хотелось бы рассказать, был создан к главе VI «Права человека и гражданина» и получил название «Конвенция о правах ребенка» на защите детства»

Созданию проекта предшествовала подготовительная работа, которая заняла примерно месяц.  В само название проекта  была  вынесена проблема, которую ребята  пытались решить «Ущемляются ли права ребенка в семье?». Данный проект являлся исследовательским, социальным, групповым, выполнялся учащимися 9класса, срок реализации проекта -1 месяц, реализовался по УМК по обществознанию (авторы  Боголюбов Л.Н,  Иванова Л.Ф.)

Образовательные цели:

- Актуализировать знания учащихся по теме «Права человека и гражданина »

Развивающие цели:

 -формирование  критического мышления;

- информационной культуры

Воспитательные цели:

- формирование коммуникативной культуры,

- активной жизненной позиции,  воспитание толерантности и правовой культуры.

Основополагающими вопросами проекта стали  вопросы: Наказывают ли детей в  семье? Прислушиваются родители к мнению своих детей?  Как трудится дети дома?

Для выполнения проекта были сформированы группы, в которых определились лидеры.

Первой группе  (условное название – юристы) было предложено выявить  соотношение Конвенции  и главы II Конституции Р.Ф.  

Вторая группа (социологи) должна была определить, с какими проблемами чаще всего приходится сталкиваться дети в семьях,  провести социологический опрос учащихся своей школы.

Третья  группа (аналитики) получила задание изучить и проанализировать  данные соцопроса, составить сравнительные таблицы, сделать соответствующие выводы.

Четвертая группа (прогносты) разработать меры по защите прав ребенка и поддержки его  в семье  

Подготовительный месяц включал три этапа:

- подготовительный (или период запуска)

- основной (сбор и обработка информации, выполнение проекта)

- презентационный (защита проекта, его представление, ответы на вопросы)

На первом этапе проекта была определена проблема  соблюдения «Конвенции о правах ребенка» в семьях, выдвинута гипотеза ее нарушения, поставлена цель исследования (слайд 2) ,определены объект и предмет исследования его задачи и методы (слайды 3-4). На мой взгляд,  первый этап проекта является основным, потому что нужно четко определить, чем будут заниматься  учащиеся. Ученикам не всегда удается определить  «предмет» и «объект», грамотно и лаконично выдвинуть цель, сформулировать задачи. Здесь уместна помощь руководителя, который, корректно поправляя предложения учащихся, приводить к  правильным определениям.

В период II этапа выполнялась работа групп: изучались «Конвенция», Конституция Р.Ф. Семейный и Гражданский Кодексы, составлялись необходимые записи статей и их содержание. Были определены те статьи Конвенции, которые легли в основу исследования проблемы. Это статьи 19, 12, 11?..Этим заданием занимались учащиеся продвинутого уровня знаний. А вот в проведении анкетирования среди учеников  принимали участие  слабоуспевающие, так называемые «социологи». Анкета проводилась в анонимном режиме на стандартных листах бумаги, что позволило получить объективные правдивые ответы респондентов. Данные анкеты обрабатывались «аналитиками». По результатам полученных данных анкеты были составлены таблицы и сделаны выводы.

III. Имитационная игра.  (10 мин)

Уважаемые коллеги  предлагаю вам продолжить работу над проектом.

«Конвенция о правах ребенка» на защите детства».

Цель урока: закрепить умения работать в группах, сравнивать теоретический материал с фактами, анализировать и прогнозировать   жизненные ситуации, делать выводы.

Тип урока: Формирование общеучебных умений и навыков.

Оборудование урока: текст статей Конвенции, таблицы, компьютер.

Вам предстоит   выступить в роли «аналитиков».

Слушатели разбиваются на 3 группы. Объясняется алгоритм работы в группах. Каждой предлагается таблица и содержание Конвенции.

1 группа – ст. 19 и  таблица « наказывают в семье»

2 группа – ст 12 и таблица « имеете свое мнение?»

3 группа – ст 11 и таблица «помогаете ли дома

 Задание: соотнесите содержание статьи и показатели таблицы. Сделайте соответствующие выводы (на это задание -5 мин), затем выступление  от каждой группы о выводах. Обсуждение и итог задания подводит учитель.

Задание 2. (на экране слайд « соблюдается ли Конвенция?»).

Работа  групп - прогностов

 1 гр. – родители; 2 гр.- педагоги; 3гр. - ученики.

 Разработать  меры  по защите прав ребенка и поддержки его  в семье  на муниципальном уровне. (5 мин.). Затем защита своих мероприятий. Учитель в ходе обсуждения называет самые реальные меры и делает выводы.

Анализируя проектную деятельность учащихся на уроках обществознания  можно сделать вывод, что она  способствует развитию познавательной активности учащихся, учит овладевать навыками исследовательской деятельности, работать  с различными источниками, видеть проблемы и предлагать пути их решения, способствует воспитанию социальной активности, развитию творчества, создает ситуацию успеха

IV. Рефлексия (2 мин)

Заканчивается мастер-класс тестом-рефлексия «Атмосфера в зале»

Цель: Выявление психологического климата сегодняшнего занятия.

        Психологический климат, атмосфера, комфорт – важные элементы в  учебном процессе, отражающиеся на состоянии здоровья.

        Инструкция: Вам предлагается 10 противоположных по смыслу пар слов. Нужно поставить крестик на шкале в том месте, которое в наибольшей степени отражает атмосферу в группе на ваш взгляд.

        Чем выше суммарный балл, тем лучше атмосфера в группе

Дружелюбие

9 8 7 6 5 4 3 2 1

Враждебность

Согласие

9 8 7 6 5 4 3 2 1

Несогласие

Удовлетворённость

9 8 7 6 5 4 3 2 1

Неудовлетворённость

Увлечённость

9 8 7 6 5 4 3 2 1

Равнодушие

Продуктивность

9 8 7 6 5 4 3 2 1

Непродуктивность

Теплота

9 8 7 6 5 4 3 2 1

Холодность

Сотрудничество

9 8 7 6 5 4 3 2 1

Отсутствие сотрудничества

Взаимная поддержка

9 8 7 6 5 4 3 2 1

Недоброжелательность

Занимательность

9 8 7 6 5 4 3 2 1

Скука

Успешность

9 8 7 6 5 4 3 2 1

Неуспешность

Благодарю за конструктивную совместную  деятельность на уроке. Успехов вам и вашим ученикам!

На все виды работы – 20 мин.

Анализируя проектную деятельность учащихся на уроках обществознания  можно сделать вывод, что она  способствует развитию познавательной активности учащихся, учит овладевать навыками исследовательской деятельности, работать  с различными источниками, видеть проблемы и предлагать пути их решения, способствует воспитанию социальной активности, развитию творчества, создает ситуацию успеха.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по применению проектной деятельности на уроках истории и обществознания

 Сегодня о проектах говорят очень  много. Мода на проекты захлестнула всю современную систему  государственного управления в России и с головой накрыла отечественное образование...

Проектная деятельность на уроках истории.

В статье представлено описание проектной деятельности, как способа повышения мотивации учебной деятельности на личной заинтересованности учащихся в преобретении знаний для решения реальных проблем....

Проектная деятельность на уроках истории

Презентация опыта использования проектной технологии....

Проектная деятельность на уроках истории и обществознания как дополнительный стимул к творческой познавательной деятельности.

О роли проектной деятельности  в процессе формирования образовательных компитенций у школьников на уроках историии и обществознания; О дополнительных стимулах позновательной деятельности учащихс...

Формирование патриотической компетентности у обучающихся с ОВЗ через организацию проектной деятельности на уроках истории и во внеурочной деятельности

Актуальность проекта вижу в его практической направленности на развитие личностных качеств учащихся - патриотической  компетенции, воспитание активной жизненной и гражданской позиции....