Я - учитель
методическая разработка на тему
"Учитель - это человек, который учится всю жизнь, только в этом случае он приобретает право учить." В.М.Лизинский
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель моего исследования : влияние развития профессиональных компетентностей педагога на качество образования. Предмет исследования: развитие профессиональных компетентностей педагога. Объект исследования: качество образования Методы исследования: анализ литературы, мониторинги, анализ статистических данных, анкетирование, эксперимент. Гипотеза: качество образования повысится при условии овладения каждым учителем профессиональных компетенций
«Новая школа - это новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет. Задача учителя - помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя - ключевая особенность школы будущего.» Из доклада Д.Медведева
Качество образовательных достижений обучающихся Качество образовательного процесса в ОУ + Интегральная характеристика, отражающая степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов государственным нормативным требованиям (в том числе стандартам образования), социальным и личностным ожиданиям.
качества образовательной программы; качества потенциала педагогического состава, задействованного в образовательном процессе; качества потенциала обучающихся; качества средств образовательного процесса (материально-технической, лабораторно-экспериментальной базы, учебно-методического обеспечения, учебных кабинетов, транслируемых знаний и др.); качества образовательных технологий; качества управления образовательными системами и процессами (управленческих технологий в образовании).
Учитель – это человек, который учится всю жизнь, только в этом случае он обретает право учить. Лизинский В. М.
Компетенция Компетенция – совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, необходимых чтобы качественно и продуктивно действовать по отношению к ним.
Компетентность Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.
Система профессиональных компетенций учителя Управленческая компетенция , т.е. умения проводить педагогический анализ, ставить цели, планировать и организовывать деятельность. Социально-психологическая компетенция , с вязанная с готовностью решать профессиональные задачи, в том числе и в режиме развития. Общепедагогическая профессиональная компетенция , включающая в себя психологическую и педагогическую готовность к развертыванию индивидуальной деятельности. Информационно - коммуникативная компетенция, связанная с умением работать в сфере ИК-технологий. Рефлексивная компетенция , т.е. умение видеть процесс и результат собственной педагогической деятельности Предметная компетенци я в сферах предметной специальности: знания в области преподаваемого предмета, методики его преподавания. Компетенция в сфере инновационной деятельности , характеризующая учителя как экспериментатора. - Креативная компетенция, т.е. умения учителя выводить деятельность на творческий, исследовательский уровень. - Креативная компетенция , т.е. умения учителя выводить деятельность на творческий, исследовательский уровень. Компетенция в сфере инновационной деятельности , характеризующая учителя как экспериментатора. - Профессионально-коммуникативная компетенция , определяющая степень успешности педагогического общения и взаимодействия с субъектами образовательного процесса.
Выделенным компетенциям деятельности будут соответствовать соответствующие компетентности педагога: компетентность в мотивации учебной деятельности ученика, компетентность в раскрытии личностного смысла конкретного учебного курса и учебного материала конкретного урока, компетентность в целеполагании учебной деятельности, компетентность в вопросах понимания ученика, что необходимо для реализации индивидуального подхода в обучении , компетентность в предмете преподавания (предметная компетентность), компетентность в принятии решений , связанных с разрешением педагогических задач, компетентность в разработке программ деятельности и поведения, компетентность в организации учебной деятельности , которая, в свою очередь, предполагает: компетентность в организации условий деятельности , прежде всего информационных, адекватных поставленной учебной задаче, компетентность в достижении понимания учеником учебной задачи и способов ее решения (способов деятельности), компетентность в оценивании текущих и итоговых результатов деятельности
Таким образом, компетентность учителя – это синтез профессионализма, (специальная, методическая, психолого-педагогическая подготовка) творчества, (творчество отношений, самого процесса обучения, оптимальное использование средств, приёмов, методов обучения) и искусства (актёрство и ораторство).
С помощью, каких механизмов можно организовать деятельность педагогов, направленную на развитие профессиональной компетентности? 1 этап. Выявление уровня профессиональной компетентности учителя: диагностирования, тестирование; определение путей совершенствования профессиональной компетентности. 2 этап Использование все механизмов развития профессиональной компетентности педагога. 3 этап. Анализ деятельности учителя.
Мониторинг профессиональной компетентности педагогов за три года
Выводы: На оптимальном и достаточном уровне у большинства педагогов находились знания содержания предмета, теории познавательной деятельности, они ориентировались в нормативных документах, владели способами воздействия при общении. Но вызывало тревогу, что остается процент учителей, слабо владеющих: общепедагогической компетенцией, управленческой компетенцией, рефлексивной компетенцией, информационно – коммуникативной. Компетенция Оптимальный уровень Достаточный уровень Критический уровень 2010 2011 2012 2010 2011 2012 2010 2011 2012 % % % % % % % % % 1. Предметная компетенция 58 58 60 38 40 40 4 2 0 2.Общепедагогическая компетенция 40 42 45 47 51 53 13 7 2 3.Профессионально-коммуни-кативная компетенция 76 76 81 14 16 17 10 8 2 4. Управленческая компетенция 18 21 29 58 62 68 24 17 3 5. Компетенция в сфере инновационной деятельности 76 79 85 24 21 15 0 0 0 6. Умение обобщить свою работу. Рефлексивная компетенция 22 29 33 58 63 62 20 8 5 7. Информационно-коммуни-кативная компетенция 15 25 25 47 60 75 38 15 0
Рефлексия на саморазвитие Уровень Уровень стремления к саморазвитию Высокий 12 % Выше среднего 66 % Средний 19 % Низкий 3 % Оценка Завышенная 9 % Нормальная 81 % Заниженная 10 % Перспективная 88 % Неперспективная 12 % Уровень мотивации Высокий уровень мотивации 94 % Сниженный уровень мотивации 6 % Отношение к учащимся (мнение родителей) Уважительное и доверительное отношение к учащимся 100 % Нереализованные возможности 100%
Данные результаты свидетельствовали о том, что 94% педагогов имеют высокую мотивацию к саморазвитию, а это в свою очередь является позитивным показателем участия педагогов в работе по повышению своего профессионального роста.
Восприимчивость педагогов к новому 2010 Всего учителей К факт К макс К уровень 28 352 400 0,88 Оптимальный Выводы: постоянно следят за передовым педагогическим опытом, занимаются самообразованием, используют в работе определенные педагогические идеи и развивают их из 28 учителей 21 (75%). Могут спрогнозировать результат и перспективу инновации, оценить качество нововведения 7 учителей (25%). В 2010 году инновационная деятельность осуществлялась на основе индивидуального опыта, через литературу и общение с коллегами. Незначительная часть педагогов владела Интернет – ресурсами .
2 этап.Основные пути развития профессиональной компетентности педагога: 7. Использование ИКТ и др. 6. Трансляция собственного педагогического опыта 5. Активное участие в педагогических конкурсах и фестивалях 4. Различные формы педагогической поддержки 3. Инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий 2. Исследовательская деятельность 1. Работа в методических объединениях, творческих группах
3 этап. Анализ деятельности учителя. Обобщение опыта. Разработка рекомендаций по дальнейшему совершенствованию профессиональной компетентности педагогов. Самоанализ деятельности.
Компетенция Изменение уровня в (в %) 1. Предметная компетенция Возрос на 8% 2. Общепедагогическая компетенция Возрос на 22% 3 .Профессионально-коммуникативная компетенция Возрос на 16% 4. Управленческая компетенция Возрос на 42% 5. Компетенция в сфере инновационной деятельности Возрос на 18% 6. Умение обобщить свою работу. Рефлексивная компетенция Возрос на 30 % 7. Информационно-коммуникативная компетенция Возрос на 70% Выводы: профессиональная компетентность педагогов выросла по всем компетенциям
Квалификационная готовность педагогического коллектива в 2012 Всего учителей К факт К макс К уровень 28 25 27 0,92 оптимальный Выводы: Информационная готовность на сегодня имеет высокий уровень, все перечисленные источники информации широко используются в работе учителей. Созданы условия для своевременного и быстрого получения информации как через литературу, так и электронные носители и Интернет.
В школе в последнее десятилетие обозначились новые педагогические тенденции. Как отмечает А.В. Хуторской, это: изменение целеполагания в направлении культуросообразности и природосообразности обучения; усиление личностной ориентации содержания и технологий образования; индивидуализация образовательных траекторий учащихся; творческая и развивающая направленность базового обучения; технологизация и компьютеризация учебного процесса.
Выделенным компетенциям деятельности будут соответствовать соответствующие компетентности педагога: компетентность в мотивации учебной деятельности ученика, компетентность в раскрытии личностного смысла конкретного учебного курса и учебного материала конкретного урока, компетентность в целеполагании учебной деятельности, компетентность в вопросах понимания ученика, что необходимо для реализации индивидуального подхода в обучении, компетентность в предмете преподавания ( предметная компетентность ), компетентность в принятии решений, связанных с разрешением педагогических задач, компетентность в разработке программ деятельности и поведения, компетентность в организации учебной деятельности , которая, в свою очередь, предполагает: компетентность в организации условий деятельности, прежде всего информационных, адекватных поставленной учебной задаче, компетентность в достижении понимания учеником учебной задачи и способов ее решения (способов деятельности), компетентность в оценивании текущих и итоговых результатов деятельности.
Анализ уроков учителей с точки зрения компетентностного подхода в обучении Параметр 1 уровень (1балл) 2 уровень (2 балла) 3 уровень – компетентностное обучение (3 балла) Уроки, посещенные у учителя Дата посещения урока Целеполагание Цель урока определяется учителем Цель урока согласуется в обсуждении с учениками Оформляются несколько целей урока (учителем – для себя, учениками – для себя Мотивация Эмоциональная (доброжелательность, заинтересованность учебным материалом) Эмоциональная, содержательная (интересные формы, нестандартный урок и др.) Эмоциональная, содержательная, социальная (ученик осознает, насколько важен для него данный учебный материал) Характер учебных заданий Репродуктивный (выполнение по образцу) Репродуктивный с включением самостоятельной работы Поисковый, творческий Коммуникация учащихся Соблюдают речевые нормы и процедуру работы в группе Задают вопросы на понимание, договариваются о процедуре работы в группе Используют средства письменной коммуникации, адекватные цели, успешно справляются с конфликтной ситуацией Сравнение времени "говорения" учащихся со временем "говорения" учителя3 Во время объяснения нового материала преобладает время активного объяснения материала учителем Активное объяснение материала учителем с включением проблемных вопросов, эвристической беседы Оптимальное сочетание объяснения материала учителем с сообщениями учащихся. Объяснение мат - ла носит проблемный характер
Организация обратной связи на уроке Обратная связь на уровне контроля: учитель спрашивает – ученик отвечает. Отношения на уровне "субъект – объект" (учитель Инициатива исходит от учителя (ставит проблему и т. п.), но ученики уже могут выбрать способы и формы обратной связи. Отношения строятся на уровне "субъект – объект/субъект". При организации обратной связи учитель учитывает разные способы восприятия информации учащимися (аудиал, визуал, кинестетик) Постоянное "субъект/ субъектное" взаимодействие между учителем и учащимися, учеников между собой; совместное моделирование ситуаций для проявления компетентностей как учителя, так и учеников. Обратная связь как особая образовательная среда (оценки обсуждаются совместно с учащимися). Рефлексия, самооценка не только результата, но и деятельности Оценка знаний учащихся Оценка по стандарту Включение учащихся в обсуждение ответа Выстраивание своей траектории обучения на уроке, заявка на оценку Рефлексия Ученики высказываются по поводу результата урока Ученики оценивают результат и процесс деятельности Ученики объективно анализируют результаты урока и определяют субъективное значение результатов деятельности Результативность урока Результаты урока совпадают с целью урока, поставленной учителем Результаты урока совпадают с целью урока, сформулированной сов местно с учениками Результаты урока совпадают с субъективными целями учеников и результатами контрольного среза Домашнее задание Задания, подобные классным, чтобы каждый ученик справился, не обращаясь к справоч-никам (учебникам). Объем не более 75% от классной работы Задают вопросы на понимание, договариваются о процедуре работы в группе Контекстные задания, для решения которых необходима информация, источник которой не указан Общее количество баллов по уроку Методический уровень проведения урока
«Анализ урока с точки зрения компетентностного подхода в обучении»
Уровень организации педагогической деятельности на основе компетентностного подхода № Категория К/во Фамилии и инициалы учителей 1 высшая 10 2 первая 14 3 вторая 2 4 соответствие 1 5 без категории 1 Итого 28
Мониторинг качества знаний за 2011 и 2012 г.г. Русский яз. Литература. Литер. В,С. Математика. Алгебра. Геометрия. ИВТ. Физика. Химия. География. Природов. Биология. История. Обществозн. Право. Английск. Немецкий Черчение. Рисование. Физвоспитан. Технология. ОБЖ Музыка 2011г 2012г = Выводы: у учителей высокого ( III ) уровня компетентностного подхода в обучении, а это учителя высшей и первой категории, качество знаний высокое
Анализ учебной деятельности педагогического коллектива. Ступень Общее количество Число отлични-ков Число хорошис-тов Успевае-мость Качество I ступень 161 9 62 полная 54,2% II ступень 185 9 59 полная 36,8% III ступень 62 3 38 полная 66,1% Итог по школе 408 21 159 100% 47,7%
Успеваемость и качество знаний за три последних года 2009-2010 2010-2011 2011-2012 Успеваемость 99,7% 100% 100% Качество 38 % 39,1 % 47,7%
Анализ итоговой аттестации в 11-х классах за 2011 – 2012 уч.г. Русский язык 2009 % 2011 % 2012 % Число допущенных 38 100% 32 100% 36 100% Сдали 38 100% 31 97% 36 100% Не сдали 0 0% 1 3% 0 0 Математика 2009 % 2011 % 2012 % Число допущенных 38 100% 32 100% 36 100% Сдали 36 95% 31 97% 36 100% Не сдали 2 5% 1 3% 0 0 ВЫВОДЫ: В 2012 году обязательные предметы математику и русский язык учащиеся сдали лучше (процент справляемости по математике повысился от 84% до 97%, по русскому языку процент справляемости повысился от 94% до 97% , однако в целом, русский язык учащиеся сдают постоянно лучше, чем математику.
Заключение Примечательно, что международная консалтинговая фирма «Мак Минзи», анализируя лучшие системы школьного образования, приводит неоспоримые доказательства, что учащиеся в классах высококвалифицированных (компетентных) учителей прогрессировали в три раза быстрее, чем дети, которые попали к учителям низкой квалификации. Авторы замечают, что качество любой школьной системы, в конечном счёте, определяется качеством преподавания её учителей
Перспективой работы по данному направлению является решение следующих проблем: планирование методической работы на основе диагностики уровня профессиональной компетентности учителя; изучение уровня развития креативной компетенции , т.е. умения учителя выводить деятельность на творческий, исследовательский уровень. совершенствование рефлексивной компетенции учителей - умения самостоятельно подготовить описание опыта, провести мастер-класс, оформить статью, доклад.
Предварительный просмотр:
Профессиональная компетентность учителя как условие повышения качества образования обучающихся.
Учитель – это человек, который учится всю жизнь,
только в этом случае он обретает право учить.
Лизинский В. М.
В названии заложены слова, каждое из которых возможно для отдельного обсуждения. (Компетенция. Учитель. Условие. Качество.).
2 слайд ( Наша новая школа)
Система Российского образования на современном этапе развития общества претерпевает существенные изменения, связанные со сменой модели культурно-исторического развития. Но какие бы реформы не проходили в системе образования, в итоге они, так или иначе, замыкаются на конкретном исполнителе – школьном учителе. Именно педагог является основной фигурой при внедрении в практику различных инноваций, и для успешной реализации в новых условиях поставленных перед ним задач должен обладать необходимым уровнем профессиональной компетентности.
Одним из направлений образовательной инициативы « Наша новая школа» является
совершенствование учительского корпуса.
«Новая школа - это новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет. Задача учителя - помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя - ключевая особенность школы будущего.»
Сегодня главное для учителя это конкурентоспособность - решение проблемы в нестандартных ситуациях, непрерывное образование. Компетентность - требует постоянного обновления профессиональной компетенции.
В документах по модернизации образования записано: «Основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе (знаниевый подход), а система ключевых компетентностей в общественно-политической, коммуникационной, информационной сферах .
Начнем с раскрытия содержаний основных понятий, ибо, как говорил Рене Декарт: «Верно определите слова, и вы освободите мир от половины недоразумений».
3 слайд (Компетенция)
Кратко остановлюсь на понятии компетенция, компетентность.
Компетенция – совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, необходимых чтобы качественно и продуктивно действовать по отношению к ним.
4 слайд ( компетентность)
^ Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.
Быть компетентным означает способность (умение) мобилизировать в данной ситуации полученные знания и опыт.
Согласно словарю Ожегова, понятие “компетентный” определяется как “осведомленный, авторитетный в какой-либо области”. Авторы трактуют “компетентность” как производное понятие, вторичное по отношению к “компетенции”.
Исследователь Маркова считает, профессионально компетентным такой труд учителя, в котором на достаточно высоком уровне осуществляется педагогическая деятельность, педагогическое общение, реализуется личность.
5 слайд (7компетенций)
Из всех компетенций, необходимых учителю в профессиональной деятельности, можно выделить семь наиболее значимых. Именно на уровень развития данных компетенций я, как руководитель методической службы школы обратила внимание в первую очередь.
-Социально-психологическая компетенция, связанная с готовностью решать профессиональные задачи, в том числе и в режиме развития.
- Профессионально-коммуникативная компетенция, определяющая степень успешности педагогического общения и взаимодействия с субъектами образовательного процесса.
- Общепедагогическая профессиональная компетенция, включающая в себя психологическую и педагогическую готовность к развертыванию индивидуальной деятельности.
- Предметная компетенция в сферах предметной специальности: знания в области
преподаваемого предмета, методики его преподавания.
-Управленческая компетенция, т.е. умения проводить педагогический анализ, ставить цели, планировать и организовывать деятельность.
- Рефлексивная компетенция, т.е. умение видеть процесс и результат собственной педагогической деятельности
- Информационно-коммуникативная компетенция, связанная с умением работать в сфере ИК-технологий.
- Компетенция в сфере инновационной деятельности, характеризующая учителя как экспериментатора.
-Креативная компетенция, т.е. умения учителя выводить деятельность на творческий, исследовательский уровень.
6 слайд
Выделенным компетенциям деятельности будут соответствовать соответствующие компетентности педагога:
компетентность в мотивации учебной деятельности ученика,
компетентность в раскрытии личностного смысла конкретного учебного курса и учебного материала конкретного урока,
компетентность в целеполагании учебной деятельности,
компетентность в вопросах понимания ученика, что необходимо для реализации индивидуального подхода в обучении,
компетентность в предмете преподавания (предметная компетентность),
компетентность в принятии решений, связанных с разрешением педагогических задач,
компетентность в разработке программ деятельности и поведения,
компетентность в организации учебной деятельности, которая, в свою очередь, предполагает:
компетентность в организации условий деятельности, прежде всего информационных, адекватных поставленной учебной задаче,
компетентность в достижении понимания учеником учебной задачи и способов ее решения (способов деятельности),
компетентность в оценивании текущих и итоговых результатов деятельности.
7 слайд (фото)
Что должен уметь компетентный педагог?
Успешно решать свои жизненные проблемы, проявляя инициативу, самостоятельность и ответственность;
ориентироваться на рынке труда и понимать, какие умения потребуются ученикам, чтобы найти себе работу в современных условия и успешно продвигаться по лестнице профессионального успеха;
видеть и понимать действительные жизненные интересы своих учеников;
проявлять уважение к своим ученикам, к их суждениям и вопросам;
чувствовать проблемность изучаемых ситуаций;
связывать изучаемый материал с повседневной жизнью, с интересами учащихся;
закреплять знания и умения в учебной и внеучебной практике;
планировать учебное занятие с использованием всего многообразия форм и методов учебной работы, и, прежде всего всех видов самостоятельной работы, диалогических и проектно-исследовательских методов;
ставить цели и оценивать степень их достижения совместно с учащимися;
в совершенстве владеть методом «создания ситуации успеха»;
привлекать прошлый опыт учащихся, создавая новый опыт без лишних временных затрат;
привлекать экспертов и специалистов для обсуждения тех вопросов, в которых сам недостаточно компетентен;
оценивать достижения учащихся не только отметкой, но и содержательной характеристикой;
оценивать не только предметные достижения, но и развитие личностных качеств;
видеть пробелы не только в знаниях, но и в готовности жить в социуме.
Педагог должен понимать, что:
нужно быть готовым к постоянным переменам;- строить сегодняшнее и завтрашнее поведение на основе вчерашних знаний и вчерашнего опыта невозможно;
главная задача – обеспечить максимум успеха и минимум неудач в будущей жизни своих учеников, поэтому родители – самые верные союзники учителя;
любая человеческая деятельность красива и эффективна, и это представление передать ученикам.
Педагог должен остерегаться:
по привычке считать себя самым главным и единственным источником знаний;
передавать ученикам свой жизненный опыт и воспитывать их исходя из того, как был воспитан сам;
придерживаться представлений о том, что существуют раз и навсегда заданные способы правильного и неправильного решения различных проблем;
следовать мелочным правилам и инструкциям.
Слайд 8 (синтез)
^ Таким образом,. компетентность учителя – это синтез профессионализма, (специальная, методическая, психолого-педагогическая подготовка) творчества, (творчество отношений, самого процесса обучения, оптимальное использование средств, приёмов, методов обучения) и искусства (актёрство и ораторство).
Слайд 9 (фото)
В новой школе ученик может учиться сам, учитель лишь создаёт для этого условия. Доля субъектности ученика возрастает к выпускному классу.
В данной формулировке учитываются возрастные возможности ученика в проявлении уровня собственной субъектности. У учителя происходит смена приоритета в планировании собственной деятельности.
Сначала учителю надо определить цели и задачи ученика, спроектировать или выбрать задания, которые помогут ему их реализовать и проверить их достижение, и только потом планировать собственные цели и задачи, которые теперь будут определять профессиональный успех учителя через учебный успех ученика.
Слайд 10 (фото)
Современный учитель должен успешно решать новые для него проблемы:
как воспитать детей в духе толерантности в классе, в котором каждый третий – носитель собственного этнического мировоззрения, отличного от традиционного для данного социума;
как повысить мотивацию обучающихся;
как осуществить педагогическую поддержку одарённого ребёнка, осуществляющего обучение по индивидуальной образовательной программе;
как преодолеть школьнику неуспешность в обучении и т.п.
Современная система педагогического знания включает знания широкого спектра наук: психофизиологии, этнопсихологии, теории управления, специальной педагогики и психологии и т.д.
И только в системе эти знания могут стать основой становления компетентности современного учителя, от качества работы которого сегодня зависит в немалой степени выживание не только отдельного человека, но и всего человечества.
Школа не должна научить на всю жизнь – школа должна научить учиться всю жизнь и эффективно использовать полученные знания на практике, т.е. развивать необходимые в дальнейшем ключевые компетентности, уровень сформированности которых, конечно же, зависит и от компетентности учителя. Именно компетентный педагог обеспечивает положительные и высокоэффективные результаты в обучении, воспитании и развитии
учащихся.
Слайд 11( Механизмы развития профессиональной компетенции)
С помощью, каких механизмов можно организовать деятельность педагогов, направленную на развитие профессиональной компетентности?
1 этап. Выявление уровня профессиональной компетентности учителя:
диагностирования, тестирование;
определение путей совершенствования профессиональной компетентности.
Слайд 12
2 этап. Механизмы развития профессиональной компетентности педагога
Обучение на курсах повышения квалификации, в том числе в дистанционном режиме и др.
Работа в ШМО, творческих группах, педмастерские, мастер-классы, предметные декады.
Активное участие в педсоветах, семинарах, конференциях.
Участие в различных конкурсах.
Участие в исследовательских работах, создание собственных публикаций.
Обобщение и распространение опыта.
Аттестация.
Творческий отчет.
Использование современных методик, форм, видов, средств обучения и новых технологий.
Самообразование.
Разработка системы стимулирования деятельности учителя.
Слайд 13
3 этап. Анализ деятельности учителя.
Обобщение опыта.
Разработка рекомендаций по дальнейшему совершенствованию профессиональной компетентности педагогов.
Самоанализ деятельности.
Слайд 14 ( Практические методики, перечень)
^ Определение уровня профессиональной компетентности учителя
Рабочая карта для проведения самооценки:
В настоящее время технология мониторинга уровня профессиональной компетентности учителя обеспечена информационной поддержкой как в бумажном, так и в цифровом формате. Процедуры мониторинга отработаны и представляют собой алгоритм совместной
деятельности всех субъектов образовательного процесса.
Предлагается карта мониторинга профессиональной компетенции учителя (приложение 1) , которая заполняется сначала учителем, затем экспертной группой. При заполнении карты учитываются результаты годичного административного контроля, участия учителя в методической и экспериментальной работе школы, итоги аттестации, обучение на курсах повышения квалификации и т. д.
Самооценка и экспертная оценка производятся в десятибалльной системе, параметры и критерии оценки приведены в специальной памятке (приложение 2).
Учитель работает "на доверии" (не включен в плановый ВШК, все его уроки открытые), если среднее значение оценки по всем параметрам выше 8,5 балла.
При таких различиях самооценки и экспертной оценки каких-либо параметров, которые изменяют группу (I группа: 8-10 баллов - оптимальный уровень; II группа: 6-7 баллов - достаточный уровень; III группа: 5 баллов и менее - критический и недопустимый уровень), члены экспертной группы проводят индивидуальные собеседования с учителем для выбора направления и вида его деятельности по повышению уровня "западающих" компетенций. Для подготовки к собеседованию учителю выдается перечень вопросов (приложение 3).
В случае совпадения самооценки и экспертной оценки в самой низкой группе баллов (5 и ниже) направления и виды деятельности по повышению уровня данной компетенции учитель выбирает по согласованию с экспертной группой.
Карты мониторинга являются материалом для ежегодного анализа, за проведение которого отвечает заместитель директора по учебно-воспитательной работе.
Данные мониторинга уровня профессиональной компетенции учителя используются в управлении. По его результатам выделяются "западающие" компетенции у каждого учителя, определяющие выбор им индивидуальной методической темы. Какие могут быть рекомендации?
• курсы вне школы по технологиям общения и валеологии;
• работа в проблемно-творческой группе в школе;
• работа над годовой темой самообразования с обобщением на МО, педсовете;
• обобщение опыта работы с выступлениями на МО;
• разработка и реализация тематического цикла классных часов;
• организация и ведение над и межпредметного элективного курса и т. п.
^ Приложение 1. КАРТА МОНИТОРИНГА профессиональной компетенции учителя
|
| |||
|
| |||
| ||||
| ||||
| ||||
| ||||
| ||||
| ||||
| ||||
| ||||
|
^ При анализе результатов выявляются западающие позиции (5 баллов и ниже) и позиции оптимального и достаточного уровня (6 и более баллов).
Приложение 2. Критерии оценки профессиональных компетенций учителя
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Слайд 15
Результаты диагностики
уровня профессиональной компетентности педагогов:
ноябрь 2010 года: всего учителей: 27 чел.
|
|
|
| |||
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Выводы: На оптимальном и достаточном уровне у большинства педагогов находятся знания содержания предмета, теории познавательной деятельности, они хорошо ориентируется в нормативных документах, владеют способами воздействия при общении.
^ Но вызывает тревогу большой процент учителей, имеющих:
Низкую степень готовности к инновациям (компетенция в сфере инновационной деятельности ).
Слабые навыки работы с персональным компьютером (информационно-коммуникативная компетенция)
Низкий уровень самоанализа (управленческая компетенция): владение управленческими технологиями – педагогический анализ ресурсов, умение проектировать цели, планировать, организовывать, корректировать и анализировать результаты.
Именно эти вопросы стали объектом внимания методической работы школы в 2010-2011 учебном году.
Слайд 16
^ Диагностика уровня инновационного потенциала педагогического коллектива (ИППК)
С целью выявления уровня ИППК разработан и апробирован комплект анкет для учителей.
^ Анкета: «Оценка потребности педагогов в развитии и саморазвитии»
Отвечая на вопросы анкеты, поставьте, пожалуйста, баллы, соответствующие вашему мнению.
^ 5 – если данное утверждение полностью соответствует действительности.
4 – скорее соответствует, чем нет;
3 - и да, и нет;
2 – скорее не соответствует;
1 – не соответствует
1.Я стремлюсь изучить себя.
2. Я оставляю время для развития, как бы ни был занят делами.
3. Возникающие препятствия стимулируют мою активность.
4. Я ищу обратную связь, так как это помогает мне узнать и оценить самого себя.
5. Я рефлексирую свою деятельность, выделяя для этого специальное время.
6. Я анализирую свой чувства и опыт.
7. Я много читаю.
8. Я широко дискутирую по интересующим меня вопросам.
9. Я верю в свои возможности.
10. Я стремлюсь быть более открытым человеком.
11. Я осознаю то влияние, которое оказывают на меня окружающие люди.
12. Я управляю своим профессиональным развитием и получаю положительные результаты.
13. Я получаю удовольствие от всего нового.
14. Возрастающая ответственность не пугает меня.
15. Я положительно бы отнес(лась)ся к продвижению по службе.
Подсчитайте общую сумму баллов. Если у вас набралось 55 и более баллов, значит вы активно реализуете свои потребности в саморазвитии; набрав от 36 до 54 баллов, вам придется признать, что у вас отсутствует сложившаяся система саморазвития; насчитав от 15 до 35 баллов, вы должны понять, что находитесь в стадии остановившегося саморазвития.
Итоги оценки потребностей педагогов в развитии и саморазвитии (самооценка)
Данные результаты свидетельствуют о том, что 65% педагогов имеют высокую мотивацию к саморазвитию, а это в свою очередь является позитивным показателем участия педагогов в работе по повышению своего профессионального роста.
Слайд 17
Анкета: «Восприимчивость педагогов к новому»
Вы постоянно следите за передовым педагогическим опытом в своей деятельности, стремитесь внедрить его с учетом изменяющихся образовательных потребностей общества, индивидуального стиля Вашей педагогической деятельности?
Вы постоянно занимаетесь самообразованием?
Вы придерживаетесь определенных педагогических идей, развиваете их в процессе педагогической деятельности?
Вы сотрудничаете с научными консультантами?
Вы видите перспективу своей деятельности, прогнозируете ее?
Вы открыты новому?
Определите свою восприимчивость к новому, используя следующую оценочную шкалу: всегда – 3 балла, иногда – 2 балла, никогда – 1 балл. Уровень восприимчивости педагогического коллектива к новшествам определяется по формуле:
К = Кфакт : Кмакс,
где К – уровень восприимчивости педагогического коллектива к новшествам;
Кфакт – фактическое количество баллов, полученных всеми учителями;
Кмакс – максимально возможное количество баллов.
Для оценки уровня ИППК используются следующие показатели:
критический уровень – К < 0,45;
низкий уровень – 0,45 < К < 0,65;
допустимый уровень – 0,65 < К < 0,85;
оптимальный уровень – К > 0,85.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
^ Анализ ситуации:
Постоянно следят за передовым педагогическим опытом, занимаются самообразованием, используют в работе определенные педагогические идеи и развивают их из 27 учителей 18 (65%). Могут спрогнозировать результат и перспективу инновации, оценить качество нововведения 9 учителей (33%). Инновационная деятельность осуществляется на основе индивидуального опыта через литературу, Интернет, общение с коллегами, с научными руководителем.
Слайд 18
Анкета: «Информационная готовность педагогического коллектива»
1. Из каких источников Вы получаете информацию об инновациях:
на совещаниях и семинарах;
из средств массовой информации;
из книг по вопросам инноватики;
на совещаниях в школе;
из общения с коллегами в школе;
из общения с коллегами других школ.
Квалификационная готовность педагогического коллектива к освоению новшеств определяется по формуле:К = Кфакт : Кмакс,
где К – уровень квалификационной готовности педагогического коллектива к новшествам,
Кфакт – количество учителей, имеющих высшую, 1-ю и 2-ю квалификационные категории, Кмакс – количество членов педагогического коллектива.
Для оценки используют следующие показатели:
критический уровень – К < 0,45;
низкий уровень – 0,45 < К < 0,65;
допустимый уровень – 0,65 < К < 0,85;
Кфакт – фактическое количество баллов, полученных всеми учителями;
Кмакс – максимально возможное количество баллов.
Для оценки уровня ИППК используются следующие показатели:
критический уровень – К < 0,45;
низкий уровень – 0,45 < К < 0,65;
допустимый уровень – 0,65 < К < 0,85;
оптимальный уровень – К > 0,85.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
^ Анализ ситуации:
Постоянно следят за передовым педагогическим опытом, занимаются самообразованием, используют в работе определенные педагогические идеи и развивают их из 27 учителей 18 (65%). Могут спрогнозировать результат и перспективу инновации, оценить качество нововведения 9 учителей (33%). Инновационная деятельность осуществляется на основе индивидуального опыта через литературу, Интернет, общение с коллегами, с научными руководителем.
Слайд 18
Анкета: «Информационная готовность педагогического коллектива»
1. Из каких источников Вы получаете информацию об инновациях:
на совещаниях и семинарах;
из средств массовой информации;
из книг по вопросам инноватики;
на совещаниях в школе;
из общения с коллегами в школе;
из общения с коллегами других школ.
Квалификационная готовность педагогического коллектива к освоению новшеств определяется по формуле:К = Кфакт : Кмакс,
где К – уровень квалификационной готовности педагогического коллектива к новшествам,
Кфакт – количество учителей, имеющих высшую, 1-ю и 2-ю квалификационные категории, Кмакс – количество членов педагогического коллектива.
Для оценки используют следующие показатели:
критический уровень – К < 0,45;
низкий уровень – 0,45 < К < 0,65;
допустимый уровень – 0,65 < К < 0,85;
оптимальный уровень – К > 0,85.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
^ Анализ ситуации:
Информационная готовность имеет высокий уровень, все перечисленные источники информации широко используются в работе учителей. Созданы условия для своевременного и быстрого получения информации как через литературу, так и электронные носители и Интернет.
Анкета: «Мотивационная готовность педагогического коллектива к освоению новшеств»
Если Вы интересуетесь инновациями, применяете новшества, то что Вас побуждает
к этому? Выберите не более трех ответов.
Осознание недостаточности достигнутых результатов и желание их улучшить.
Высокий уровень профессиональных притязаний, сильная потребность в достижении высоких результатов.
Потребность в контактах с интересными, творческими людьми.
Желание создать хорошую, эффективную школу для детей.
Потребность в новизне, обновлении, смене обстановки, преодолении рутины.
Потребность в лидерстве.
Потребность в поиске, исследовании, лучшем понимании закономерностей.
Потребность в самовыражении, самосовершенствовании.
Ощущение собственной готовности участвовать в инновационных процессах, уверенность в себе.
Желание проверить на практике полученные знания о новшествах.
Потребность в риске, преодолении рутины.
Материальные причины: повышение заработной платы, возможность пройти аттестацию и т. д.
Стремление быть замеченным и по достоинству оцененным.
Примечание. Чем сильнее у учителей преобладают мотивы, связанные с возможностью
самореализации личности, тем выше уровень инновационного потенциала педагогического коллектива.
^ Анализ ситуации:
Наиболее значимыми мотивами, побуждающими учителей к новаторству, являются:
потребность в самовыражении, самосовершенствовании, потребность в новизне, обновлении, смене обстановки, преодолении рутины, стремление быть замеченным и по достоинству оцененным. Все названные мотивы связаны с возможностью самореализации личности учителя и показывают высокий уровень инновационного потенциала коллектива.
^ Анкета: «Антиинновационные барьеры учителей, препятствующие освоению инноваций»
Если Вы не интересуетесь инновациями и не применяете новшеств, то каковы причины этого:
Слабая информированность в коллективе о возможных инновациях.
Убеждение, что эффективно учить можно и по-старому.
Плохое здоровье, другие личные причины.
Большая учебная нагрузка.
Небольшой опыт работы, при котором не получается и традиционное.
Отсутствие материальных стимулов.
Чувство страха перед отрицательными результатами.
Отсутствие помощи.
Разногласия, конфликты в коллективе.
Примечание. Чем меньше инновационных барьеров у учителей, тем выше уровень ИППК.
^ Анализ ситуации:
3 учителя из 27 назвали причины, по которым применение инноваций затруднительно: чувство страха перед отрицательными результатами.
Слайд 19
Анкета: «Уровень новаторства учителей в школьном коллективе».
К какой группе учителей, на Ваш взгляд, Вы относитесь? Выберите один из вариантов ответа
Группа А. Вы поглощены новшествами, постоянно ими интересуетесь, всегда воспринимаете их первыми, смело внедряете, идете на риск.
Группа В. Вы интересуетесь новшествами, но не идете за ними вслепую, рассчитываете целесообразность нововведения. Считаете, что новшества следует внедрять сразу после того, как они появились в условиях, близких к Вашим.
Группа С. Вы воспринимаете новшества умеренно. Не стремитесь быть среди первых, но и не хотите быть среди последних. Как только новое будет воспринято большей частью Вашего педагогического коллектива, воспримите его и Вы.
Группа Д. Вы больше сомневаетесь, чем верите в новое. Отдаете предпочтение старому. Воспринимаете новое только тогда, когда его воспринимает большинство школ и учителей.
Группа Е. Вы последними осваиваете новшества. Сомневаетесь в новаторах и инициаторах нововведений.
Примечание. Чем малочисленнее группы Д и Е, тем выше уровень ИППК.
^ Анализ ситуации:
Учителей, отнесших себя к группам Д и Е нет. Большинство отнесли себя к группам В и С
|
|
|
| |||
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Выводы: Результаты замеров уровня инновационного потенциала показали, что 90% учителей имеют оптимальный и достаточный уровень восприимчивости и информационной готовности к новому, а мотивационная готовность коллектива – 100%.
Одним из важных показателей повышения профессионального уровня учителя является степень сформированности педагогического коллектива, его единство, сплоченность. Результаты диагностики показывают, что в педагогическом коллективе преобладает благоприятная психологическая атмосфера, причем положительную динамику по сравнению с прошлыми учебными годами имеют следующие параметры: продуктивность, успешность, согласие и дружелюбие. В рамках делового сотрудничества многие учителя отмечают высокую значимость отношений с коллегами, ориентацию на их мнение. Укреплению педагогического коллектива во многом способствуют сформированные традиции, совместное проведение мероприятий творческого и делового характера, единство стоящих перед коллективом целей и задач деятельности, понимание их, осознание каждым учителем собственной роли в их решении.
Сегодня среди составляющих моделей личности педагога – компетентности, профессионализма, продуктивности и личных качеств, педагоги школы приоритетными выделяют следующие:
потребность в непрерывном самообразовании;
готовность к инновационным преобразованиям и творческой деятельности;
высокий уровень педагогической культуры;
способность видеть и утверждать личность в ученике.
Слайд 20
Профессиональные компетенции учителя являются необходимым условием, ресурсом качественного образования в школе.
Качественное образование характеризуют следующие показатели:
^ За 20 лет – 1006 выпускников, среди которых 67 медалистов. Из них 27 золотых медали, 41 серебряных.
Таким образом, в 2009-10 учебном году сократилось число неуспевающих учащихся, качество обученности повысилось.
Слайд 21
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Образовательные программы по всем предметам выполнены на 100%.
Слайд 22
Факт успешного усвоения образовательных программ подтверждается итогами
государственной (итоговой) аттестации выпускников школы, в том числе в форме и по материалам ЕГЭ, в новой форме для выпускников 9 классов
^ Информация о результатах ЕГЭ в 2010 году.
Успешность сдачи ЕГЭ – 100%
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Слайд 23
^ Информация о результатах ГИА в новой форме в 2010 году (9 класс).
| ||||
|
| |||
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Таким образом, в 2009-2010 учебном году 100% доля справившихся учащихся с ЕГЭ и ГИА в новой форме подтверждает , что в школе отработана система подготовки выпускников к итоговой аттестации.
Слайд 24
Результаты независимой аттестации выпускников начальной школы.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Количество выпускников 5 классов, подтвердивших хорошие и отличные отметки за курс начальной школы по итогам обучения в 5 классе по русскому языку и по математике -12 человек, что составляет 66,6% всех обучающихся.
Таким образом, профессионализм учителя реализуется и выявляется через успешность учеников.
Слайд 25Перспективой работы по данному направлению является решение следующих проблем:
планирование методической работы на основе диагностики уровня профессиональной компетентности учителя;
изучение уровня развития креативной компетенции, т.е. умения учителя выводить деятельность на творческий, исследовательский уровень.
повышение уровня сформированности управленческой компетенции, то есть владение управленческими технологиями – педагогический анализ ресурсов, умение проектировать цели, планировать, организовывать, корректировать и анализировать результаты.
совершенствование рефлексивной компетенции учителей - умения самостоятельно подготовить описание опыта, провести мастер-класс, оформить статью, доклад.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РЕЦЕНЗИЯ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ ПО ТЕМЕ «ОСОБЕННОСТИ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ В ЛИЧНОСТНО-РАЗВИВАЮЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ» СЛУШАТЕЛЯ ПДК УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ Г. РОСТОВА-НА-ДОНУ УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ МОУСОШ №57 Г. РОСТОВА-НА-ДОНУ СВЯТЕЦ НАТАЛЬИ Н
РЕЦЕНЗИЯ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ ПО ТЕМЕ «ОСОБЕННОСТИ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ В ЛИЧНОСТНО-РАЗВИВАЮЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ» СЛУШАТЕЛЯ ПДК УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ Г. РОСТОВА-НА-ДОНУ УЧИТЕЛЯ МА...
"Я учитель... Я учитель? Я учитель!"
КВН по педагогике "Я учитель... Я учитель? Я учитель!"...
Профессия учителя в поколениях. (или трудно ли быть учителем, если родители – учителя?)
Легко ли быть учителем, если семья учительская?...
Результативность работы МО учителей математики и информатики Лицея №76 г. Новокузнецка (подготовка к внешней оценке качества образования). Авторы: Щиклина Т.Н. – рук. МО, Новолодская С.В. – учитель Букурова Е.И. – учитель Гончарова Н.Н. – зам.дир. по УВР
В презентации представлен опыт работы МО учителей математики и информатики по подготовке к внешней оценке качества образования: профессиональный уровень педагогов, работа над единой методической темой...
Эссе «Я – учитель!» на конкурс учитель года Кубани 2015 Уважение профессии учитель через любовь к делу и ученикам
Эссе представленно на тему: "Уважение профессии учитель через любовь к делу и ученикам" содержит размышления педагога о значении и важности профессии учитель. Рассматриваются в эссе этапы становления ...
Конкурсное задание учителя английского языка Шахрай И. А. г. Горячий Ключ эссе "Я - учитель" муниципального этапа краевого конкурса "Учитель года Кубани" в 2017 году
Эссе "Я - учитель"...
Семинар для учителей-дефектологов и учителей-логопедов: «Особенности практической работы учителей-дефектологов и учителей-логопедов в условиях Центра»
Использование кинезиологических упражнений с детьми старшего дошкольного возраста школьного возраста...