«Самостоятельная работа как фактор повышения качества математических знаний и умений учащихся».
методическая разработка на тему

Зверкова  Марина Николаевна

Можно использовать как методические рекомендации из опыта работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАОУ « Земская гимназия»

г.о. Балашиха Московской области

Автор: Кондакова М.Н.   учитель математики

Тема: «Самостоятельная работа  как фактор повышения качества математических знаний и умений учащихся».

Вся учебно-воспитательная работа в школе должна быть направлена на развитие познавательных способностей ребенка, на воспитание у детей самостоятельности, активности, инициативы и творческого начала.

В процессе обучения должны быть созданы такие условия, при которых обеспечивалась бы возможность систематического упражнения детей в самостоятельном применении приобретенных ранее знаний к решению разнообразных учебных и практических задач, а так же в самостоятельном приобретении новых знаний.

В ходе систематически проводимых самостоятельных работ, должны воспитываться у детей чувства долга и ответственности за порученное дело, настойчивость и выдержка, необходимые для преодоления трудностей, возникающих при решении той или иной учебной или трудовой задачи.

Нет сомнений в том, что без использования самостоятельной работы детей, как одной из форм организации учебных занятий, нельзя решить поставленные задачи. Под самостоятельной работой учащихся нужно понимать такую форму организации познавательной деятельности детей, при которой они сознательно и активно стремятся к достижению поставленной цели, преодолевая встающие на их пути трудности без непосредственной помощи с чьей-либо стороны в ходе выполнения работы.

При таком понимании самостоятельной работы становится ясным, что более частое проведение таких видов работы расширяет возможности учащихся в самостоятельном применении имеющихся у них знаний, умений  и навыков и самостоятельном  овладении новыми знаниями, что составляет главное  и совершенно необходимое условие развития самостоятельности учащихся как черты личности.

В практике обучения учителя применяют различные приемы проведения самостоятельной работы учащихся, используя с этой целью самые разнообразные виды упражнений.

Исходя из выше сказанного, можно предложить следующую классификацию различных видов самостоятельной работы:

1. В зависимости от той педагогической цели, которая преследуется при проведении самостоятельных работ, они могут быть разделены на две основные группы: работы обучающие и работы проверочные.

Обучающие работы могут быть подразделены на:

- работы, связанные с подготовкой детей к восприятию нового учебного

материала;

- работы, связанные с приобретением новых знаний;

- работы, направленные на расширение и углубление приобретенных

знаний;

- работы тренировочного характера, целью которых является закрепление

усвоенных ранее знаний, умений и навыков.

Проверочные работы подразделяются на:  

- контрольные работы, целью которых является  учет и оценка знаний учащихся;

- проверочные работы, не носящие учетного характера, которые проводятся учителем с целью уточнения уровня подготовки детей, их возможностей, что необходимо для правильного определения содержания и методики дальнейшего обучения  (такие работы могут не оцениваться; они проводятся, например, в начале года, с тем чтобы установить, что из пройденного ранее забыто детьми за время каникул, при повторении пройденного за год в конце учебного года).

2. Самостоятельные работы могут быть подразделены на виды и в зависимости от характера той деятельности, которая требуется от учащихся:

- основаные главным образом на подражании, на воспроизведении

учащимися действий учителя и его рассуждений;

- требующие от детей самостоятельного применения знаний, умений и навыков, приобретенных ранее под руководством учителя в условиях, аналогичных тем, в которых они формировались;

- то же, но в условиях, в большей или меньшей степени отличающихся от

тех, которые имели место при формировании знаний, умений и навыков, применяемых детьми в ходе выполнения задания;

- так называемые творческие работы, требующие от детей проявления

самостоятельности в постановке вопроса  и поисках пути его решения, самостоятельного получения вывода, самостоятельного отбора материала необходимого для составления задачи.

3. Самостоятельные работы могут быть подразделены в зависимости от учебного материала, на котором они и проводятся. По этому признаку могут различаться: работы, направленные на формирование основных математических понятий; работы, связанные с обучением решения задач, примеров, практических работ.

Можно указать также и на некоторые другие критерии, по которым могут различаться самостоятельные работы, на которые имеют меньшее значение. Работы общеклассные (когда весь класс работает над выполнением одного и того же  задания), групповые (когда группы учащихся работают одновременно над разными заданиями), индивидуальные (в том случае, когда каждый ученик получает индивидуальное задание от учителя).

Учение – это деятельность самоуправляемая, и вне этой позиции оно осуществляться не может. Именно этот момент требует обучения ученика умениям оценивать и анализировать свою деятельность, ее результаты и себя в этой деятельности.

Перед многими учениками стоит проблема общения ученик–учитель. Им трудно бывает задать вопрос, попросить объяснить снова из-за индивидуальных особенностей личности. У одноклассников проще спросить непонятное, получить консультацию и попросить объяснить. Значит, надо организовать работу так, чтобы в нужный момент на помощь мог прийти одноклассник, чтобы можно было спросить, выяснить, и при этом не было страшно получить неудовлетворительную оценку. Этому способствует групповая форма работы. Класс разбивается на несколько групп по 4 человека. В группе безусловно есть старший, который помогает учителю в организации работы, проставляет оценки, но это не всегда выбор учителя. И даже лучше чтобы этот «старший» обладал такими качествами личности, которые позволяли бы ему быть «старшим».  Все группы получают задания. Задания выполняют все в группе, при этом идет обсуждение, опрос друг друга, решение задачи различными способами с последующим обсуждением и т.д. Каждый участвует в работе, вносит свой посильный вклад; сильный объясняет слабому, каждый поднимается на ступеньку выше. Мы стараемся сформировывать группы не по принципу «Сильный поможет слабому», а по принципу «Спасение утопающих, дело рук самих утопающих». Таким образом, дети, составляющие группу примерно одинаковы по знаниям, но зачастую совсем не одинаковы по способностям. Поэтому они оказываются неизмеримо полезнее друг другу, нежели если бы в группе был более сильный учащийся. Конечно, от этого страдает темп в более слабых группах. Но между количеством решённых заданий и качеством знаний учеников, мы выбираем качество.  

Таким образом, абсолютно все ученики все полезное время потратили на достижение главной цели урока. Учитель направляет работу, частично помогает, корректирует.

Создаются благоприятные условия для:

– понимания ученика и уважения к ученику (ученик чувствует себя значимым и полезным, с ним совещаются, разговаривают);

– помощи со стороны учащихся и учителя при необходимости (помощь незаметная, грамотная, посильная);

– для того чтобы ученик в конце урока получил удовлетворительную оценку за свой труд.

При этом при групповой работе труд ученика оценивается двумя видами оценки: самооценка, оценка группы. Ученик сам себе выставляет оценку за работу на каком-то этапе урока, критерий самооценки предлагает учитель. Оценка группы выставляется после обсуждения членами группы вклада каждого ученика при изучении какого-нибудь вопроса.

Математика объективно является одной из самых сложных школьных дисциплин и вызывает трудности у многих школьников.

 В то же время в каждом классе имеется некоторое число учащихся с выраженными способностями к этому предмету. Разрыв в возможности восприятия курса учащимися, находящимися на двух "полюсах", весьма велик. Поэтому задача учителя состоит в том, чтобы включить каждого ученика в деятельность, обеспечивающую формирование и развитие познавательных потребностей – познавательные мотивы. Для этого как раз и подходит метод самостоятельных работ в группах.

При этом учитель:

– переходит с позиций носителя знаний (дающего знания) в позицию организатора собственной познавательной деятельности учащихся, т.е. учитель поддерживает познавательную деятельность ученика;

– мотивирует познавательную деятельность ученика на уроке за счет коммуникации, взаимопонимания и добивается либо интереса, либо устойчивого положительного отношения к предмету;

– организует творческие и самостоятельные работы на уроке;

– использует коллективные способы обучения, включает всех учащихся в коллективную деятельность, организует взаимопомощь;

– организует помощь в деятельности ученику, проявляет внимание к его деятельности, что подчеркивает ее значимость;

– создает ситуацию успеха, т. е. разрабатывает такое задание и такую методику, при которой ученик обязательно справится с работой;

– создает обстановку, располагающую ученика к деятельности, вызывающей положительные эмоции;

– организует гуманную систему взаимоотношений учитель–ученик, ученик–учитель при сочетании требовательности и уважения к личности, положительных эмоций в общении;

– организует самоанализ собственной деятельности ученика и ее самооценку.

Учитель заранее продумывает время на уроке для самостоятельной работы учащихся. Ведь если ученик не выполнил ни одного задания на уроке сам, как он может выполнить подобные задания дома сам?

С каждым уроком следует углублять знания учащихся по теме, что бы ученик с каждого урока уходил с чем-то новым, чтобы даже у сильного учащегося не было ощущения, что он зря пришёл на урок.

Для этого наиболее целесообразно использование дифференцированных заданий, подобранных индивидуально практически для каждого учащегося или для группы учащихся, что бы они были чуть-чуть сложнее, чем на прошлом уроке. Нужно дать возможность самим учащимся найти решение трудного задания, спланировав работу таким образом, чтобы предыдущие задания подводили учащихся к пониманию принципа решения этого трудного задания. Так же целесообразно на обобщающих уроках дать возможность учащимся самим выбрать уровень сложности выполняемых заданий. Например, составить работу из заданий различных по уровню сложности, проставить баллы за каждое задание в зависимости от уровня сложности, предложить учащимся набрать определённое количество баллов.

Частота использования самостоятельной работы, на уроках, и время которое на нее отводится, зависят от характера учебного материала, меняются от одной темы к другой. Меняется и продолжительность отдельных самостоятельных работ.

То же относится и к частоте использования этой формы организации занятий на уроке: она зависит главным образом от целей каждого конкретного урока, определяется характером того учебного материала, который на нем рассматривается, и степенью знакомства с ним учащихся.

Самостоятельная работа проводится, как правило, после объяснения нового в порядке закрепления или в порядке проверки усвоения детьми предыдущего материала, а также при повторении. Но самостоятельная работа должна найти себе  место и при проверке домашнего задания, и при подготовке к рассмотрению нового учебного материала. Кроме того, возможность более широкой и смелой опоры на самостоятельную активную работу мысли учащихся определяется и тем, что в процессе обучения постепенно накапливается знание большого числа разнообразных фактов, подготавливающих, а иногда непосредственно подводящих к тем или иным обобщениям, к выводу новых правил.

Одним из наиболее ценных видов самостоятельной работы учащихся является именно такая, в ходе которой они опираясь на знание многочисленных фактов, самостоятельно делают новые выводы. К проведению такого рода работ приходится подходить осторожно, оценивая их доступность и особенно тщательно подготавливая материал и задание.

Самостоятельная работа учащихся может и должна найти себе место на каждом уроке математики во всех классах. Активная самостоятельная деятельность учащихся предполагает умения осуществлять перенос знаний и умений в новую ситуацию, использование их в процессе приобретения новых знаний, умение видеть новую проблему в традиционной ситуации и традиционную в новой, находить новый подход к решению проблемы. Поэтому обучение должно представлять собой такую систему работы учащихся под руководством учителя, которая способствует созданию умений делать сравнения, сопоставления, обобщения и выводы, проявлять самостоятельность, творчество.

Опыт моей работы позволяет сделать следующие выводы:

1.      Одним из путей развития творческой активности учащихся, совершенствования процесса обучения математике является умело организованная система самостоятельных работ.

2.      Систематическое проведение самостоятельных работ и повышение их учебно-познавательной роли в учебном процессе содействует значительному улучшению качества математической подготовки школьников.

3.      Органически связывая изучение теоретических вопросов с практической деятельностью, самостоятельные работы дают возможность самостоятельно ликвидировать пробелы в знаниях, расширять знания, творчески применять их в решении различных практических задач.

4.      Контроль за выполнением самостоятельных работ содействует организации тематического учёта знаний школьников, помогает мобилизовать деятельность учащихся, способствует развитию мышления учащихся.

В дальнейшем планирую работу по расширению базы материалов самостоятельных работ, в которой активное участие примут учащиеся. Уже сегодня у некоторых из них есть задумки по созданию дидактических игр, которые помогут активизировать мыслительную деятельность, повысят работоспособность и настойчивость в овладении знаниями, создадут дополнительные условия для появления радости и чувства удовлетворённости от самостоятельно выполненной работы.

                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Самостоятельная работа как фактор повышения качества математических знаний и умений учащихся."

Вся учебно-воспитательная работа в школе должна быть направлена на развитие познавательных способностей ребенка, на воспитание у детей самостоятельности, активности, инициативы и творческого начала. ...

Презентация выступления на тему: "Совершенствование контроля знаний и умений учащихся - фактор повышения качества обучения"

Данный материал является выступлением на педагогическом совете. Содержание социальной составляющей в экономической географии направлено на социализацию - на усвоение учеником определенной системы знан...

Внедрение эффективных педагогических технологий, как фактор повышения качества математического образования

Внедрение новых педагогических технологий в учебно-воспитательный процесс требует не только адаптации ученика его психологической готовности к новым способам обучения, но и изменение отношения п...

«Работа со слабоуспевающими учениками как фактор повышения качества знаний и умений учащихся»

В образовании, впрочем, как всегда с учётом нашей профессии, необходимо ответить как минимум на два вопроса: «Чему  учить?  Как  учить?»...

Выступление на заседании МО учителей естественно- математического цикла по теме «Развитие творческих способностей учащихся как фактор повышения качества знаний на уроках математики.»

В настоящее время существует острая социальная потребность в творчестве и творческих индивидах. Развитие у школьников творческого мышления – одна из важнейших задач в сегодняшней школе. Стремлен...

Работа со слабоуспевающими учащимися как фактор повышения качества знаний и умений.

В статье представлена общая организация работы со слабоуспевающими учащимися, а также приемы обучения  на уроках русского языка, которые направлены на компенсацию психофизиологических «мерт...

Формирование математической компетенции школьников как фактор повышения качества математического образования и подготовки обучающихся к дальнейшему обучению

Методиечская тема моего первого года работы в образовательном частном учреждении "Школа-интернат Абсолют"...