Презентация выступления на тему: "Совершенствование контроля знаний и умений учащихся - фактор повышения качества обучения"
учебно-методический материал по теме

Протопоп Светлана Васильевна

Данный материал является выступлением на педагогическом совете. Содержание социальной составляющей в экономической географии направлено на социализацию - на усвоение учеником определенной системы знаний, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Одним из факторов повышения качества знаний и умений является совершенствования контроля знаний и умений учащихся. Отбор адекватных видов заданий и организационных форм контроля должен происходить в зависимости от содержания учебного материла. Данный материал отрожает взаимосвязь между содержанием и организационными формами контроля

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Выступление на педагогическом совете на тему: « Совершенствование контроля знаний и умений учащихся - фактор повышения качества обучения» Работу выполнила: Протопоп Светлана Васильевна Учитель географии МОБУ СОШ №4, г.п. Пойковский, Нефтеюганский район, ХМАО

Слайд 2

Школьная экономическая география всегда была социальной, поскольку охватывает свои содержанием вопросы населения и его хозяйственной деятельности. По мнению ученых, социальная география изучает вопросы организации жизни людей и общественного производства прежде всего с точки зрения человека - условий его труда, быта, отдыха, развития личности и воспроизводства жизни.

Слайд 3

Таким образом, содержание социальной составляющей в экономической географии направлено на социализацию - на усвоение учеником определенной системы знаний, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества.

Слайд 4

Одним из факторов повышения качества знаний и умений является совершенствования контроля знаний и умений учащихся. На мой взгляд, недостаточно внимания уделяется отбору содержанию географического материала для разных форм контроля - индивидуального, группового, фронтального. Содержание учебного материала является ведущим по отношению к методам, средствам, формам обучения.

Слайд 5

В зависимости от содержания (факты, понятия, причинно - следственные связи и т.д.) должен происходить отбор адекватных ему видов заданий и организационных форм контроля.

Слайд 6

Некоторые подходы к решению проблемы - соответствие между группами знаний и формами контроля предлагает кандидат педагогических наук Н. С. Шахова (Горно-Алтайский государственный педагогический институт). Выявленная взаимосвязь между содержанием и организационными формами контроля показано в таблице.

Слайд 7

Связь содержания и организационных форм контроля . Группа знаний Виды заданий (характер вопросов и источники географической информации) Организационные формы контроля Факты Географические задачи, тесты, работа на контурной карте, краткие вопросы. Вопросы и задания: где? кто? когда? Отметить на контурной карте: чему равно? Фронтальная и индивидуальная работа. Номенклатура Цифровой графический диктант, географические игры (путешествие по карте, викторины, контроль знаний на контурной карте и т.д.) Вопросы и задания: что это? какие? какой? какая? где? Подписать, найти, назвать и показать. Фронтальная, индивидуальная, парная и групповая работы.

Слайд 8

Понятия Определения понятия, выделение его существенных признаков, сравнение двух или нескольких понятий. Географический диктант, тесты на воспроизведение понятий, индивидуальные карточки задания. Вопросы и задания: что называется? что такое? Приведите примеры. Назовите черты сходства и различия. Назовите существенные признаки понятия. Расскажите, опишите, прочтите схему. Фронтальная и индивидуальная работа. Причинно - следственные связи Составление структурно - логических схем, заполнение таблиц, картосхем, схематические рисунки, тесты на соответствие. Вопросы и задания: объясните почему? почему? от чего зависят? Выявите. Оцените. какова причина? Приведите примеры. Какие могут быть последствия? Фронтальная и индивидуальная работа.

Слайд 9

Закономерности Постановка кратких проблемных вопросов, составление таблиц, схем, графиков. Вопросы и задания: докажите. Объясните. Сравните. Установите. Как проявляется? Почему? Какая существенная закономерность? и т.д. Фронтальная и индивидуальная работа. Знания о способах действия Проблемные, исследовательские вопросы, что можно извлечь из..? Что надо сделать, чтобы..? С помощью каких источников знаний? Почему изучение территории начинается с раскрытия ее ЭГП? Все организационные формы контроля.

Слайд 10

Из таблицы следует, что индивидуальный контроль целесообразно применять к значимым, основополагающим группам знаний (понятия, причинно-следственные связи, закономерности...)

Слайд 11

Групповую форму контроля целесообразно использовать при выполнении заданий, которые предполагают: Разные точки зрения Выдвижение гипотез Проблемность изложения

Слайд 12

Фронтальную работу проводят при контроле за знаниями большого фактического материала, номенклатуры.

Слайд 13

Выбор формы контроля зависит от сложности, объема, степени известности учащимся. Несложный материал, но с большим объемом фактических знаний требует сочетания фронтального и группового контроля (знания имен путешественников, географических объектов номенклатуры, о населении территории..); Учебный материал, требующий глубокого осмысления, анализа, синтеза, и большой по объему, предполагает сочетание индивидуального контроля с фронтальным (знания о рельефообразующих факторах, о ПТК, о взаимосвязях компонентов природы..); Учебный материал, небольшой по объему, но сложный по содержанию предполагает сочетание парного или группового с фронтальным контролем (сравнительная характеристика компонентов природы, знания о закономерностях, о взаимодействии общества и природы..).

Слайд 14

Таким образом, выделенные факторы - характер содержания, затраты времени, возможности учащихся класса - позволяют в зависимости от конкретного урока осуществлять разнообразные сочетания организационных форм контроля, совершенствовать контроль знаний и умений учащихся, что повышает качество процесса обучения в целом.

Слайд 15

Предлагаю, рассмотреть связь содержания и организационных форм контроля при изучении темы: "Географическая оболочка" Знания закономерностей ГО позволяют человеку использовать богатства природы не нанося ущерба окружающей среде. Учебный материал данного урока достаточно большой по объему и сложный по содержанию.

Слайд 16

Основополагающими знаниями данной темы являются: Понятия ГО Закономерности ГО Причинно-следственные связи при его определении роли живых организмов в формировании природы земли.

Слайд 17

Данные знания предполагают следующие вопросы и задания : Определите понятия: атмосфера, литосфера, гидросфера, биосфера. Начертите схему "Строение ГО" Какие существуют закономерности ГО? Как проявляется ритмичность ГО? Как проявляется географическая зональность ГО? Объясните, почему ГО целостна? Объясните, почему живые организмы являются ведущими факторами развития ГО Учебный материал данного урока предполагает сочетание индивидуального контроля с фронтальным.

Слайд 18

Список используемых источников: Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.М ., Народное образование, 1998 Шамова Т.И., Третьяков П.И. Педагогические технологии, что это такое и как это использовать в школе. Москва-Тюмень, 1994 Юстимов П.П. Контроль знаний и умений на уроке.– М.: Дрофа, 2005. Корнейчук З.Л. Взаимоконтроль учащихся на уроке. /Школа и пр-во.- 1998, № 5. Шахова, Н.С. Содержание и формы организации контроля знаний и умений учащихся по физической географии: Автореф . дисс . . канд. пед . наук.13.00.02. / Н.С. Шахова. М., 1990 . Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функции оценки обучения школьников: Экспериментальное педагогическое исследование. – М.: Педагогика, 1984 Амонашвили Ш.А. Обучение.Оценка.Отметка .–М.:Знание,1980

Слайд 19

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Курсовая работа по теме: «Тесты контроля знаний и умений учащихся по избранным разделам школьной программы математики»

Управлять, и корректировать каким бы то ни было процессом возможно лишь на основании данных контроля над его течением, не составляет исключения и процесс учебной деятельности. Эффективность применения...

Конструирование современного урока-контроль знаний и умений учащихся

Составными частями совместной деятельности учителя и учащихся по освоению программного материала являются ориентировочная, исполнительная и контролирующая.В контролирующей части устанавливается ...

Организация работы над ошибками через анализ контрольных работ как фактор повышения качества обученности (выступление)

Выступление на заседании педагогического совета «Аналитическая деятельность учителя: содержание, результаты, пути совершенствования"...

Методическая тема:«Активизация познавательного интереса учащихся на уроках и во внеурочное время как один из факторов повышения качества обучения учащихся в развивающейся среде».

Необходимость и целесообразность обращения к темеОтечественный педагог М.В. Остроградский писал: «…Скука является самой опасной отравой. Она действует беспрестанно; она растет, овладевает человеком и ...

Тестовый контроль знаний как один из методов повышения качества знаний учащихся

В методической разработке по проблеме «Тестовый контроль знаний как один из методов повышения качества знаний учащихся» рассмотрены принципы отбора содержания тестовых заданий и требования к заданиям ...

выступление на педсовете на тему «Личностно ориентированный подход, как фактор повышения качества образования в МБОУлицей г.Зернограда»

Доклад (выступление на педсовете) на тему «Личностно ориентированный подход, как фактор повышения качества образования в МБОУлицей г.Зернограда». В данном выступлении я поделилась с коллегами о своем ...

выступление из опыта работы по теме :«Семинарское занятие как фактор повышения качества образования»

Выступление из опыта работы на районном методическом объединении учителей истории и обществознания в 2018 году по теме :«Семинарское занятие как фактор повышения качества образования»...