Работа со слабоуспевающими учащимися как фактор повышения качества знаний и умений.
статья по русскому языку
В статье представлена общая организация работы со слабоуспевающими учащимися, а также приемы обучения на уроках русского языка, которые направлены на компенсацию психофизиологических «мертвых зон» у детей со слабым интеллектуальным и речевым развитием.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
article.docx | 31.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа со слабоуспевающими обучающимися на уроках русского языка
как фактор повышения качества знаний и умений учащихся
Школа ставит перед собой и решает множество задач. Самая главная задача - научить ребенка учиться, не только владеть материалом, но и уметь им пользоваться. Современный мир требует, чтобы школа помогала ребенку стать личностью творческой, мыслящей, занимающей активную жизненную позицию. Современная школа перестраивается, но основные дидактические принципы остаются.
Как показывает опыт, в общеобразовательных классах обучаются дети с неодинаковым уровнем подготовки по русскому языку. Передо мной встала задача использования в практике учебной деятельности таких методов и приемов, которые позволили бы учащимся, слабо владеющим знаниями и умениями по русскому языку, достигнуть стандартного базового уровня, а учащимся, имеющим успехи в освоении предмета, продвинуться вперед.
Как же добиться того, чтобы дети не только усваивали материал, но и могли им активно пользоваться, чтобы полученные знания не хранились в памяти ненужным грузом, чтобы дети сами видели, что важно учиться новому, что это им действительно помогает в жизни.
Вывод напрашивался сам: процесс обучения должен соответствовать важнейшей цели-развитию ребенка. Насколько осмысленно овладевает ученик знаниями, настолько успешной будет его работа. Чётко осознавая конечную цель, мыслящий человек сможет найти пути её реализации на любом жизненном этапе. «Надо стремиться к многомыслию, а не к многознанию» /Демокрит/
Федеральный государственный образовательный стандарт образования предлагает: изменение метода обучения (с объяснительного на деятельностный); изменение оценки результатов обучения (оценки не только предметных ЗУН, но личностных и метапредметных результатов); изменение системы аттестации учителей (оценка качества управления учебной деятельностью учащихся);
Освоение основной образовательной программы происходит посредством формирования универсальных учебных действий как основы ведущей образовательной компетенции - умения учиться.
В последнее время психологи и педагоги вместе с медиками отмечают неуклонный рост числа детей с проблемами поведения и обучения. Поэтому методика работы со слабоуспевающими детьми должна быть специальной, учитывать особенности развития этих детей.
Рассмотрим параллели между требованиями ФГОС и организацией работы со слабоуспевающими обучающимися.
Требования ФГОС | Работа со слабоуспевающими обучающимися |
Деятельностный метод | Учёт индивидуальных особенностей развития. |
Тексты с заданиями, логическая обработка текстов. | Формирование навыка чтения. Определение целей работы на каждом этапе урока. |
Мотивация. | Постоянное вовлечение и привлечение в различные виды деятельности на уроке, ребенок должен быть занят. |
Групповая работа. | Стимулирование самостоятельной деятельности, вовлечение в те сферы, где ребёнок может проявить себя; вовлечение в деятельность, в процессе которой имеют место быть объяснения одноклассников. |
Постановка проблемы. Открытие новых знаний. | Озадачивание, возможность выдвинуть свою гипотезу, пусть даже самую необычную. |
Рефлексия. | Самоконтроль, самооценка. |
Гуманистическая парадигма образования. | Психологический микроклимат, каждому «есть место в классе». |
Фиксирование и выявление места затруднения. | Алгоритм: сравни, найди, повтори (подготовительно-опережающее обучение). |
Составление программы действий. | Вместе с классом. |
Самостоятельная работа. | С эталоном. |
Таким образом, требования Федерального государственного образовательного стандарта сводятся к основной цели для преподавателя – научить ребёнка учиться. По силам ли слабоуспевающему научиться самостоятельности? Это возможно, если преподаватель сумеет не только показать, как надо выполнять то или иное учебное действие, но и поможет научиться с помощью различных вспомогательных средств обучения.
Кто же такой слабоуспевающий, или какой он? Каковы причины, порождающие неуспеваемость? Существуют ли методы и приёмы преодоления неуспеваемости учащихся?
Ученик может отставать в обучении по разным зависящим и не зависящим от него причинам:
пропуски занятий по болезни;
слабое общее физическое развитие, наличие хронических заболеваний;
задержка психического развития;
педагогическая запущенность: отсутствие у ребенка наработанных общеучебных умений и навыков за предыдущие годы обучения: низкая техника чтения, техника письма, отсутствие навыков самостоятельности в работе и др.;
неблагополучная семья;
проблема «улицы»;
прогулы и др.
Что прежде всего нужно сделать в работе со слабоуспевающими?
В работе со слабыми воспитанниками преподаватель должен опираться на следующие правила, разработанные психологами:
1. Выбирать такие формы и методы учебной работы на уроках, чтобы преодолеть пассивность обучающихся и превратить их в активный субъект деятельности;
2. Не ставить слабого в ситуацию неожиданного вопроса и не требовать быстрого ответа на него, давать ребенку достаточно времени на обдумывание и подготовку. Желательно, чтобы ответ был не в устной, а в письменной форме.
3. Нельзя давать для усвоения в ограниченный промежуток времени сложный материал, а по возможности разбить его на отдельные информационные части и давать их постепенно, по мере усвоения.
4. Не следует заставлять таких обучающихся отвечать на вопросы по новому, только что усвоенному материалу, лучше отложить опрос на следующий урок, дав возможность позаниматься на самоподготовке.
5. Освободить уч-ся от страха перед ошибками, создавая ситуацию свободного выбора и успеха. Путём правильной тактики опросов и поощрений (не только оценкой, но и замечаниями типа «отлично», «молодец») нужно формировать у таких обучающихся уверенность в своих силах, в возможности учиться. Эта уверенность поможет ребенку в стрессовых ситуациях.
6. Следует осторожнее оценивать неудачи, ведь он сам болезненно к ним относится. Своевременно оказывать помощь и организовывать работу консультантов.
7. Во время подготовки ответа нужно дать время для проверки и исправления написанного.
8. Следует в минимальной степени отвлекать ученика, стараться не переключать его внимание, создавать благоприятную атмосферу на уроке.
Приемы обучения слабоуспевающих учащихся на уроках русского языка
Учитывая специфику содержания учебного материала при обучении русскому языку (обилие слов, предназначенных для запоминания, труднозаучиваемые и легкозабываемые правила, преобладание неяркого материала и т.д.), хочу рассказать о тех приемах, которые я использую в своей работе.
Работа со слабоуспевающими требует особого подхода, иного взгляда на процесс обучения. Для таких детей характерны низкая работоспособность, повышенная утомляемость, неорганизованность, ослабленная память, низкий образовательный уровень.
Методика обучения слабоуспевающих детей особенная, она должна строиться с учетом особенностей развития этой части школьников. Например, бесполезно говорить о правописании личных окончаний глаголов, если эта часть речи не опознается в предложении. Не следует требовать пересказа теории, особенно в такой отвлеченной форме, как определения и правила, пока у детей не сложатся необходимые умения и навыки. Дети не могут запомнить теоретический материал, если не понимают его.
Одним из основных методов обучения в слабых классах является наглядно-действенный («единство слова, образа, действия»). Этот метод нацелен на компенсацию психофизиологических «мертвых зон» у детей со слабым интеллектуальным и речевым развитием. Такой зоной, например, является неспособность учащихся воспринимать на слух и в печатном виде абстрактно-понятийную лексику, не только научную, н и бытовую. Примером реализации наглядного метода служат семы, таблицы, рисунки. Проблема №1: материал объясняется 2-3 раза. Первое объяснение должно быть эмоциональным, с применением наглядности и живых демонстраций.
Включить учащихся в работу по изучению новой темы поможет сказка, герои которой королева Грамматика, глаголы, частицы. (Глаголы задумали построить Дом дружбы. Но появилась коварная частица НЕ, начались ссоры. Со всех сторон неслось: «Не хочу, не буду». И королева Грамматика повесила на всех улицах таблички: «НЕ и глаголы живут отдельно», «НЕ с глаголами пишется раздельно»). Дети помогают королеве Грамматике расселить глаголы и частицу НЕ по разным домикам. Они берут листочки со словами и, объяснив, что частица НЕ и глаголы пишутся раздельно, «не дружат между собой», раскладывают листочки в разные домики-конверты. Таким образом, правило в сознании учащихся прокручивается несколько раз: в начале урока примеры могут быть записаны на доске, затем правило звучит в сказке, в третий раз ученики сами разделяют частицу НЕ и глаголы, комментируя действия. Это позволяет закрепить в сознании детей тот набор слов (правило), который необходимо запомнить.
Для каждой темы желательно придумать какой-то символ, образ. Например, при изучении темы «Причастие» можно использовать лист бумаги. Постоянные признаки называем с помощью прилагательных (тетрадный, белый). Затем совершаем с листом разные действия и отвечаем на вопрос КАКОЙ? с помощью причастий (смятый, согнутый, летящий, сгоревший). Это позволяет лучше понять новый материал. Не нужно говорить со слабыми детьми языком учебника. Лучше напомнить: что за тема с листочком?
Тему «Приставка и частица НЕ» можно назвать магнитным правилом. Частица НЕ прилипает к тем словам, с которыми она создает новое слово (новую семантику).
Тему «Слитное и раздельное написание неопределенных и отрицательных местоимений» называем правилом гармошки (на сложенном гармошкой листе записываются местоимения: ни/у/кого, не/с/кем).
Школьное окно – предметный символ двух тем: «Н и НН в суффиксах прилагательных» и «Правописание наречий с приставками ИЗ-, ДО-, С-.
Проверочные слова для проверки падежных окончаний можно поселить в классе: доска, стол, дверь. Или провести ассоциацию с хакасской степью: земля, конь, степь.
При изучении ССП и СПП использую такой прием: на бумажной ленте записывается предложение, затем разрезается на слова. Детям надо составить предложение (собрать группу подлежащего, группу сказуемого, деепричастный оборот, причастный оборот и т.д.).
Живые демонстрации – учитель и ученик как средство наглядности. Например, при изучении темы «Фонетика» ученики наблюдают за работой органов речи при произнесении звонких и глухих согласных; за движение языка при произнесении твердых мягких согласных. При изучении форм слов и однокоренных слов кружим ученика вокруг своей оси. Спрашиваем: поменялся ли он? Нет. Так и слово, например, существительное, изменяясь по падежам и числам, не меняет своей сути.
Основываясь на том, что у слабоуспевающих преобладает зрительная память, рекомендую использовать прием «усиления» орфограммы.
Например, при изучении темы « Мягкий знак на конце существительных после шипящих» «подсказываю»:
«У женщин характер мягче, чем у мужчин и написание это подтверждает, женский род – с ь, мужской род – без ь».
В русском языке много правил, которые необходимо знать.
Предлагаю использовать следующие приемы заучивания правил.
Рассказывание правила в разных вариантах и ролях:
а) по «телефону» маме или товарищу;
б) игра «Поучи правилу попугая». Один учащийся выступает в роли учителя, а другой (это может быть слабоуспевающий) в роли «попугая», т.е. повторяет правило за учителем;
в) расскажите правило так, как будто вы сами сделали открытие. Например, «Ребята, эврика! Оказывается, в русском языке есть слова, в которых некоторые согласные не произносятся! Не верите?» и т.д.;
г) передайте правило «по радио», как самую свежую новость:
«Внимание! Передаю последнее известие! Ученикам 5 класса стало известно, что НЕ с глаголами пишется отдельно» и т.д.
д) угадайте, какое слово «проглотил» диктор.
В роли диктора – учитель или ученик. «Диктор» рассказывает правило, пропуская в предложении одно слово. После каждого предложения «диктор» останавливается. Ребята отгадывают, какое слово «проглочено».
Такие формы работы целесообразны после 30-ой минуты урока. Именно в это время психологи советуют для повышения интереса школьников к работе включать занимательные элементы, применять средства эмоциональной разрядки, вовлекать в эту работу в первую очередь учащихся с пониженной работоспособностью.
Для увеличения объема запоминаемого материала и развития памяти рекомендую проводить диктанты.
Устный диктант - четкое проговаривание слов с помощью орфографического чтения. Это особенно действенно при изучении определенных орфограмм, например, непроизносимых согласных (сверстник, лестница).
С полной подготовкой.
Материал пишется на доске и предъявляется учащимся для знакомства и объяснения опасных мест. Далее запись закрывается.
Диктант проводят согласно алгоритму.
С выборочной подготовкой.
Весь диктант записан на доске и закрыт. В другой части из текста выписаны слова с орфограммами, над ними ведется работа. Учитель предупреждает, что эти слова встретятся в диктанте. Ребята объясняют написание этих слов, после чего стираются с доски. Проводится диктант по обычной форме.
«Для красного карандаша».
Текст диктанта записан на доске с ошибками. Учащиеся получают задание: найти и исправить ошибки. Подготовиться к записи «чистого» текста; ребята поочередно выходят к доске, исправляют ошибки, объясняют орфограммы. Когда все ошибки найдены, текст закрывается, ученики пишут под диктовку.
Самодиктант.
На доске записан текст. Учащиеся читают каждое предложение один раз, повторяют его про себя (не глядя на доску), пишут в тетрадь по памяти, делают самопроверку написанного по доске.
На уроках отрабатываем разные приемы проверки-самоконтроля. Ребенок должен знать не один способ проверки, а несколько. Например, ученикам предлагаются памятки:
-проверяй правилом
-проверяй формой слова
- проверяй вопросом
-проверяй однокоренным словом
- проверяй по этимологическому словарю (колья – коло, колесо – круг)
-проверяй иностранным языком (футбол, фут – нога, бол – мяч)
- проверяй опорным словом ( на парте – на доскЕ, на землЕ)
- проверяй шуткой (Кот, который съел котлету. Костя пришел в костюме, а Павел в пальто.
Участвовать – не чавкай. Интеллигент – не от слова телега. Извини – не от слов веник).
Работа по развитию речи в слабых классах ведется постепенно, поэтапно. Сначала можно провести творческий диктант. Дается опорная лексика, учащиеся вставляют слова, отвечают на вопросы по содержанию, составляют план. Можно проводить изложение с продолжением, когда ребенок дописывает концовку. Изложение можно заменить свободным диктантом. Суть в том, что после чтения текста записываются отдельные предложения, и ученики записывают их своими словами. Такую работу можно проводить по абзацам.
Виды помощи неуспевающему ученику на уроке:
- В процессе контроля: создаю атмосферу доброжелательности при опросе; снижение темпа опроса, увеличение времени для подготовки ответа; предложение учащимся примерного плана ответа; разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления; стимулирование оценкой, похвалой.
- При изложении нового материала обращаюсь с вопросами, выясняющими степень понимания учебного материала; привлекаю к высказыванию предложений при проблемном обучении к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы;
- В ходе самостоятельной работы на уроке разбиваю задания на части, этапы, выделяю в сложных заданиях ряда простых; напоминаю приемы и способы выполнения задания; ссылаюсь на правила, которые необходимы для упражнений; стимулирую самостоятельные действия.
Таким образом, осуществляя работу по развитию и обучению слабоуспевающих учащихся, необходимо опираться на знания психологии, возрастной физиологии, особенностей развития школьников. Современные УМК, разработанные в соответствии с новыми образовательными стандартами, позволяют учителю правильно организовать работу со слабоуспевающими учащимися и имеют для этого соответствующие инструменты, позволяют формировать весь комплекс заданных ФГОС личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных учебных действий и умения учиться в целом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование ИКТ на уроках английского языка как фактор повышения качества знаний учащихся
Статья...
Обобщение опыта на тему "Применение информационно – коммуникационных технологий (ИКТ) в преподавании основ безопасности жизнедеятельности как фактор повышения качества знаний учащихся".
Опыт представлен на районном заседании методического объединения учителей ОБЖ....
«Работа со слабоуспевающими учениками как фактор повышения качества знаний и умений учащихся»
В образовании, впрочем, как всегда с учётом нашей профессии, необходимо ответить как минимум на два вопроса: «Чему учить? Как учить?»...
Изучение роли личности в истории,как фактор повышения качества знаний учащихся.
Описание проекта самообразования учителя истории....
Использование ИКТ на уроках английского языка в средней школе как фактор повышения качества знаний учащихся
Современные информационные и коммуникационные технологии успешно применяются во всем мире для изучения английского языка....
Выступление на заседании МО учителей естественно- математического цикла по теме «Развитие творческих способностей учащихся как фактор повышения качества знаний на уроках математики.»
В настоящее время существует острая социальная потребность в творчестве и творческих индивидах. Развитие у школьников творческого мышления – одна из важнейших задач в сегодняшней школе. Стремлен...
Статья. Формирование здорового образа жизни в условиях школы-интерната как фактор повышения качества знаний и успешной социализации учащихся.
Формирование здорового образа жизни в условиях школы-интерната как фактор повышения качества знаний и успешной социализации учащихся....