Статья "Судомоделизм как элемент технического творчества в системе дополнительного образования"
статья

Лебедев Никита Кириллович

Судомоделизм как элемент технического творчества в системе дополнительного образования

Образовательная программа "Судомоделизм" предназначена для детей младшего, среднего и старшего возраста от 7 до 18 лет. Возрастной диапазон максимально широк и потому благоприятен для массовой заинтересованности ребят техническим моделированием, а также для решения ими различных технических задач, возникающих в процессе занятий. Занятия судомоделизмом развивают у ребят конструкторское и инженерное мышление, мелкую моторику и способности к единоличной работе. Ребята в процессе занятий знакомятся с историей морской техники, ее применением в различных эпохах и странах мира, также узнают о создателях этой техники.

Программа "Судомоделизм" рассчитана на четырехлетний цикл обучения. Пробуя свои силы в разных направлениях судомоделизма, ребята вместе с тем приобретают знания, умения и навыки, которые всегда будут актуальны, независимо от их будущей профессиональной и творческой деятельности.

Цель занятий в детском объединении — развитие творческих способностей и расширение кругозора обучающихся.

Программа детского объединения способствует выработке умений и навыков, таких, например, как понимание и раскрытие понятия "модель", грамотное чтение чертежа модели, владение обрабатывающим инструментом и умение работать с цветами и материями, применение основ конструирования, работа с кистью и краскораспылителем, самостоятельный выбор инструментов и способов обработки деталей модели, изготовление приспособлений для сборки моделей. Все эти параметры приводят обучающихся к главному – расширению объема знаний и приобретению новых умений и навыков в процессе практической работы.

В процессе занятий обучающиеся учатся самостоятельно работать с технической литературой, отыскивать необходимую им информацию в справочных изданиях и в периодике, пользоваться электронными базами данных. Ребята, имеющие дома компьютер, используют для получения информации поисковые системы сети Интернет, сохраняя информацию в электронном виде, с которой затем знакомятся другие дети.

Педагогом в середине и конце учебного года проводится конкурс среди обучающихся объединения с целью выявления лучших моделей, причем судьями выступают и сами ребята, одновременно защищая свои модели. При помощи таких конкурсов можно выявить наиболее технически одаренных ребят с тем, чтобы впоследствии работать с ними по индивидуальным карточкам-заданиям, предоставить им больше инициативы и самостоятельности при работе с моделью.

Традиционно занятия в объединении сопровождаются демонстрацией наглядных пособий судов, техники, диорам, изготовленных педагогом совместно с обучающимися, что позволяет последним шире реализовать свой творческий замысел и потенциал. Здесь прослеживается взаимосвязь между работой педагога и техническим моделированием, т.е. между педагогикой и техническим творчеством в целом, чувствуется обратная связь, отдача со стороны ребят, что является позитивным моментом педагогической деятельности. Совместная работа педагога и ребят позволяет детям оценить чувство своей значимости в общем трудовом процессе, внести свою лепту в общую работу, попробовать свои силы в коллективном творчестве. Все предложения педагога о помощи в изготовлении наглядных пособий — моделей-копий — встречают понимание и ответный отклик среди обучающихся. В такой ситуации мы можем наблюдать обоснованную мотивацию ребят к коллективному творчеству, их чувство необходимости. Факт того, что они остаются нужными, их вклад в общее дело, участие старшего по возрасту педагога, также заинтересованного в этом процессе, является необходимым моментом приобщения молодежи к общественно-полезному труду. Обучающиеся также понимают, что на смену им придут младшие их товарищи, поэтому наблюдается стремление оставить что-то "материальное" после себя, то, чтобы их помнили. Это также является элементом учебно-воспитательной работы со стороны педагога.

В процессе занятия с обучающимися педагогом проводятся также беседы на историческую и техническую тематику. Имели место, например, такие темы как: "Роль отечественной армии, ВВС, ВМФ в Победе в Великой Отечественной войне", "Локальные конфликты второй половины XX века", "Перспективы развития техники и вооружения", “История судостроения" и др. На таких беседах, не отвлекающих от основной темы занятия, ребята задают вопросы, обмениваются своим мнением как с педагогом, так и друг с другом, что чрезвычайно полезно для расширения кругозора и общей эрудиции детей.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Судомоделизм как элемент технического творчества в системе дополнительного образования

Образовательная программа "Судомоделизм" предназначена для детей младшего, среднего и старшего возраста от 7 до 18 лет. Возрастной диапазон максимально широк и потому благоприятен для массовой заинтересованности ребят техническим моделированием, а также для решения ими различных технических задач, возникающих в процессе занятий. Занятия судомоделизмом развивают у ребят конструкторское и инженерное мышление, мелкую моторику и способности к единоличной работе. Ребята в процессе занятий знакомятся с историей морской техники, ее применением в различных эпохах и странах мира, также узнают о создателях этой техники.

Программа "Судомоделизм" рассчитана на четырехлетний цикл обучения. Пробуя свои силы в разных направлениях судомоделизма, ребята вместе с тем приобретают знания, умения и навыки, которые всегда будут актуальны, независимо от их будущей профессиональной и творческой деятельности.

Цель занятий в детском объединении — развитие творческих способностей и расширение кругозора обучающихся.

Программа детского объединения способствует выработке умений и навыков, таких, например, как понимание и раскрытие понятия "модель", грамотное чтение чертежа модели, владение обрабатывающим инструментом и умение работать с цветами и материями, применение основ конструирования, работа с кистью и краскораспылителем, самостоятельный выбор инструментов и способов обработки деталей модели, изготовление приспособлений для сборки моделей. Все эти параметры приводят обучающихся к главному – расширению объема знаний и приобретению новых умений и навыков в процессе практической работы.

В процессе занятий обучающиеся учатся самостоятельно работать с технической литературой, отыскивать необходимую им информацию в справочных изданиях и в периодике, пользоваться электронными базами данных. Ребята, имеющие дома компьютер, используют для получения информации поисковые системы сети Интернет, сохраняя информацию в электронном виде, с которой затем знакомятся другие дети.

Педагогом в середине и конце учебного года проводится конкурс среди обучающихся объединения с целью выявления лучших моделей, причем судьями выступают и сами ребята, одновременно защищая свои модели. При помощи таких конкурсов можно выявить наиболее технически одаренных ребят с тем, чтобы впоследствии работать с ними по индивидуальным карточкам-заданиям, предоставить им больше инициативы и самостоятельности при работе с моделью.

Традиционно занятия в объединении сопровождаются демонстрацией наглядных пособий судов, техники, диорам, изготовленных педагогом совместно с обучающимися, что позволяет последним шире реализовать свой творческий замысел и потенциал. Здесь прослеживается взаимосвязь между работой педагога и техническим моделированием, т.е. между педагогикой и техническим творчеством в целом, чувствуется обратная связь, отдача со стороны ребят, что является позитивным моментом педагогической деятельности. Совместная работа педагога и ребят позволяет детям оценить чувство своей значимости в общем трудовом процессе, внести свою лепту в общую работу, попробовать свои силы в коллективном творчестве. Все предложения педагога о помощи в изготовлении наглядных пособий — моделей-копий — встречают понимание и ответный отклик среди обучающихся. В такой ситуации мы можем наблюдать обоснованную мотивацию ребят к коллективному творчеству, их чувство необходимости. Факт того, что они остаются нужными, их вклад в общее дело, участие старшего по возрасту педагога, также заинтересованного в этом процессе, является необходимым моментом приобщения молодежи к общественно-полезному труду. Обучающиеся также понимают, что на смену им придут младшие их товарищи, поэтому наблюдается стремление оставить что-то "материальное" после себя, то, чтобы их помнили. Это также является элементом учебно-воспитательной работы со стороны педагога.

В процессе занятия с обучающимися педагогом проводятся также беседы на историческую и техническую тематику. Имели место, например, такие темы как: "Роль отечественной армии, ВВС, ВМФ в Победе в Великой Отечественной войне", "Локальные конфликты второй половины XX века", "Перспективы развития техники и вооружения", “История судостроения" и др. На таких беседах, не отвлекающих от основной темы занятия, ребята задают вопросы, обмениваются своим мнением как с педагогом, так и друг с другом, что чрезвычайно полезно для расширения кругозора и общей эрудиции детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Профессиональное самосовершенствование педагога – новые горизонты творчества в системе дополнительного образования»

СЕМИНАР ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ТЕМЕ:«Профессиональное самосовершенствование педагога – новые горизонты творчества в системе дополнительного образования»      ...

Развитие научно-технического творчества в условиях дополнительного образования по Саратовской области

На сегодняшний день важными приоритетами государственной политики в сфере образования становится поддержка и развитие детского технического творчества, привлечение молодежи в научно-техническую сферу ...

Методическое сообщение ПЕДАГОГИКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Нравственное воспитание детей и подростков одна из главнейших задач современной педагогики.          Эстетическое воспитание, в основе которого заложено ду...

"Профессиональная ориентация детей в процессе обучения изобразительному творчеству в системе дополнительного образования »

Статья описывает каким образом происходит профессиональная ориентация детей в студии изобразительного творчества "Мир фантазий" под руководством Мамаевой О.А....

Статья "Научно-техническое творчество как часть дополнительного образования"

Важную роль играет интеграция общего и дополнительного образования, которая позволяет на занятиях технического творчества готовить ребят к самостоятельной трудовой деятельности....

Статья "Развитие детского технического творчества в учреждениях дополнительного образования"

Статья о необходимости поддержки развития детского технического творчества в условиях учреждения дополнительного образования....