"Профессиональная ориентация детей в процессе обучения изобразительному творчеству в системе дополнительного образования »
статья по изобразительному искусству (изо)

Мамаева Ольга Александровна

Статья описывает каким образом происходит профессиональная ориентация детей в студии изобразительного творчества "Мир фантазий" под руководством Мамаевой О.А.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proforientatsiya.docx16.44 КБ

Предварительный просмотр:

"Профессиональная ориентация детей в процессе обучения изобразительному творчеству  в системе дополнительного образования »

                                                                                             Мамаева О.А.

МБУДО «Центр детского творчества п. Дербышки»

 Советского района г. Казани

         

  Выбор профессии - один из главных жизненных выборов, совершаемых человеком в подростковом возрасте, а подготовка детей к выбору ими своих будущих профессий - одна из основных задач образовательных учреждений. В учреждениях дополнительного образования детей каждое объединение по своему ориентирует на выбор какой-то определённой профессии. Но особенно, на мой взгляд, в этом направлении развития детей, уникальна студия изобразительного творчества, так как она через заинтересованность изобразительной деятельностью, заинтересовывает художественными специализациями, даёт старт  в огромное количество профессий, связанных с художественными умениями и навыками. Среди этих профессий могут найти своё призвание дети с разным  уровнем таланта и одарённости.

  Программа обучения студии изобразительного творчества «Мир фантазий» на базе ЦДТ пос. Дербышки включает разные направления творческой деятельности, каждое из которых, помимо решения учебных: обучающих, развивающих и воспитательных задач носит и профессионально ориентирующие задачи.

Дети обучаются основам изобразительной деятельности: рисунку, живописи, композиции. Занимаются различными направлениями декоративно-прикладного творчества: флористикой, бумагопластикой, тестопластикой, аппликацией из ткани, лепкой, изучают основы дизайна, знакомятся с историей искусств и материальной культуры. Учатся различать виды, жанры, стили изобразительного искусства и создавать свои работы в разных видах, жанрах и стилях. Программа включает большое количество разнообразных заданий, знакомящих детей с максимально возможным количеством техник исполнения художественных работ, самыми разными художественными материалами, приёмами работы с отдельными материалами и их сочетаниями.

 Такое большое разнообразие деятельности внутри занятий студии позволяет не только удерживать интерес к изобразительной деятельности, но и  знакомить детей с различными профессиями, объединяющимися одним словом: художник.

Художник-живописец, художник-график, архитектор, скульптор, иллюстратор, художник анимации и компьютерной графики, художник миниатюрной росписи, театральный художник, художник по текстилю, художник-бутафор, художник декоративно-прикладного искусства, художник-модельер, дизайнер, художник кино, художник-стилист, художник-флорист, искусствовед, преподаватель изобразительного творчества, художник-реставратор и множество других специализаций.

    Программа обучения  студии «Мир фантазий» направлена на максимальное раскрытие и развитие творческого потенциала заложенного в ребёнке, при этом задачи обучения развивают профессионально - важные качества, необходимые в профессии художника. Это: инициативность; самодостаточность (ориентация на собственные силы, уверенность в себе,); самокритичность; способность планировать свою деятельность во времени; стремление к профессиональному совершенству; целеустремленность; хорошее зрительное восприятие; хорошее цветоразличение; концентрированность внимания; способность к зрительным представлениям; способность к образному представлению предметов, процессов и явлений; способность к созданию образа по словесному описанию; способность к переводу образа в словесное описание; способность к пространственному воображению; ассоциативность мышления; интуитивное мышление; пространственно–образное мышление; творческое мышление; эмоциональная память; память на образы предметного мира; память; способность к выполнению мелких точных движений; твердость руки, устойчивость кистей рук умение импровизировать; развитый эстетический и художественный вкус; чувство гармонии; чувство симметрии; усидчивость.

   Детский  и подростковый возраст - это время первичной профессиональной ориентации,  поэтому очень важно именно в этом возрасте расширять представление о профессиях, повышать статус творческих профессий в глазах ребёнка.

  На занятиях студии регулярно делаются акценты на многообразие профессий художника, детям предлагается в игровой форме пробовать свои силы то в одной, то в другой специализации.  Например, на уроках, связанных с развитием чувства композиции, гармонии цвета и т. п. педагог говорит детям, что на этом занятии они художники-дизайнеры. При рисовании портрета – художники-портретисты, на уроках лепки - скульпторы, придумывают необыкновенное здание - архитекторы, работают с растительным материалом- художники-флористы, рисуют сюжет из сказки- художники-иллюстраторы, постигают законы цвета в работе с красками- художники-живописцы, изучают виды штриховок- художники-графики. Так, постепенно, дети, примеряя к себе разные профессии, связанные с изобразительным искусством, могут понять, чем им больше нравиться заниматься, в чём больше сильны, какое направление изобразительного творчества больше  их привлекает. На каждом из подобных занятий, педагог в доступной для детей форме рассказывает об особенностях той или иной специализации художественных профессий: чем занимается данный художник, какими материалами работает, чему нужно учиться, чтобы стать таким специалистом. Таким образом, у ребёнка постепенно формируются более конкретные цели, ради чего он занимается в Изо-студии.

   Немаловажную роль в формировании профессиональной художественной заинтересованности имеет посещение детьми тематических выставок музея изобразительных искусств, выставок профессиональных художников различных направлений, выставок студентов художественных учебных заведений и своих ровесников. Почувствовать уверенность в своих способностях поможет ребёнку участие в детских конкурсах изобразительного и декоративно-прикладного творчества различного уровня.

 Особенно важно, чтобы педагог, развивая в детях максимум изобразительных возможностей и изобразительной грамотности, согласно возрасту обучаемых, увидел наклонности к конкретной деятельности в каждом ребёнке и смог подсказать детям и их родителям, как продолжить профессиональное образование, какие учебные заведения предпочесть.

 Уже на организационных родительских собраниях педагог подчёркивает актуальность обучения изобразительному искусству, в связи с не только развитием изобразительных способностей, эстетического восприятия, художественного вкуса у каждого ребёнка, но и перспективы профессиональной ориентации детей, тем более, что в Казани имеется множество учебных заведений разного уровня, в том числе и высших учебных заведений, готовящих профессиональных художников и специалистов художественного профиля.

  И, наконец, самое главное: чтобы ребёнок «горел» желанием рисовать, лепить. Заниматься декоративно-прикладным творчеством; стремился к самовыражению через художественные образы, не боялся фантазировать необходимо очень чутко, внимательно находить подход к каждому ребёнку, давать каждому уверенность в своих силах. Проводить занятия на достаточно высоком уровне сложности, в соответствии с возрастом учащихся. Постоянно поддерживать интерес к изобразительному творчеству, показывая детям всё новые и новые изобразительные возможности. Только в этом случае выпускник студии изобразительного творчества захочет и в дальнейшем связать свою жизнь с изобразительным искусством уже на профессиональном уровне.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка мероприятия в форме «круглого стола» по профессиональной ориентации старшеклассников в системе дополнительного образования детей

В работе приводится разработка мероприятия по профессиональной ориентации подростков, которое весьма позитивно воспринимается участниками, а также служат активно используемой методической разработкой ...

«Компетентностно-ориентированнное обучение экологии в системе дополнительного образования»

В статье рассматриваются вопросы копетентностно-ориентированного обучения эколого-биологических дисциплин  в системе дополнительного образования....

Развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста в процессе занятий квиллингом в системе дополнительного образования.

Развитие творческих способносетй у детей младшего школьного возраста в процесее занятий квиллингом.Диагностика творческих способностей у детей младшего школьного возраста...

Новые технологи в обучении краеведению в системе дополнительного образования

Какие методы и формы целесообразно применять в краеведческой работе? Как сделать краеведение интересным и нужным нынешним школьникам? Необходимо ли изменение и преобразование консервативных методов,...

Новые технологии в обучении краеведения в системе дополнительного образования / БелИРО.Материалы научно -практической конференции с международным участием. Белгород,2015

Практика изучения истории родного края (краеведение) показала, что обучающиеся с особым интересом воспринимают содержание полученной информации как старыми проверенными методами, так и новыми. Краевед...

Статья - Профессиональная ориентация учащихся в процессе обучения физике.

В данной статье рассматриваются методы по профессиональной ориентации учащихся в процессе обучения физике....