Программа студии актерского мастерства
учебно-методический материал (9 класс) по теме

Абелян Вардуи Гришаевна

Программа студии актерского мастерства "Маскарад"

Цель программы:     

  • гармоничное развитие личности ребенка средствами эстетического образования; развитие его художественно – творческих умений; нравственное становление.

Задачи:

  • обеспечить необходимые  условия для личностного творческого развития детей;
  •  развивать интерес к актерскому мастерству;
  •  развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, находчивость и фантазию, воображение, образное мышление;
  • снимать зажатость и скованность;
  •  активизировать познавательный интерес;
  •  развивать умение согласовывать свои действия со сверстниками;
  •  воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками;
  •  развивать способность  искренне верить в любую  воображаемую ситуацию,   превращать и превращаться;
  •  развивать чувство ритма и координацию движения;
  •  развивать речевое дыхание и артикуляцию;
  •  развивать дикцию на материале скороговорок и стихов;
  •  пополнять словарный запас;
  •  учить строить диалог, самостоятельно выбирая  партнера;
  •  научиться пользоваться словами выражающими основные чувства;
  •  знакомить учащихся с театральной терминологией;
  •  знакомить учащихся с видами театрального искусства;
  •  знакомить с устройством зрительного зала и сцены;
  •  воспитывать культуру поведения в театре.

В результате освоения программы  студии актерского мастерства «Маскарад» учащиеся получают целый комплекс знаний и приобретают определенные умения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_maskarad.doc125.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №177

г.о. Самара

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

«__»__________ 2014год

__________Нефедова Л.С.

Утверждаю
Директор МБОУ СОШ №177
«__»____________2014 год

_____________Блинков С.Н.

ПРОГРАММА

 СТУДИИ АКТЕРСКОГО МАСТЕРСТВА

«Маскарад»

Составитель:

Абелян Вардуи Гришаевна

____________________________________________________________

2013-2014 учебный год

Программа студии актерского мастерства  «Маскарад»

 Статус документа

        Программа  студии разработатана  для старшего звена школьников, на основе учебно-методических  пособий  Н.Ф. Сорокиной, И.Б. Караманенко, С.М. Альхимович, Ю.Л. Алянского, Л.Б. Баряевой, И.Б. Белюшкиной, в которых рассматриваются вопросы организации театра  в общеобразовательной школе.

      Программа   предназначена для детей старшего школьного возраста и рассчитана на 1 год обучения (по 3 часа в неделю,  108 ч  в год).

Пояснительная записка

      Старший школьный возраст – определённый возрастной период жизни человека, который он посвящает обучению и получению школьного образования в законодательно установленном минимальном объёме. Действенная забота о здоровье и гармоничном развитии детей предполагает создание адекватных условий обучения для каждого переступившего школьный порог ребёнка. Знания, умения и навыки сохраняют свое исключительное значение, но уже не как цель, а как средство достижения цели – развития личности учащегося.

      Все дети – творцы, у каждого ребенка есть способности и таланты. Одни склонны к изобразительному творчеству, другие – к конструированию, третьи – к сочинительству, а четвёртые – ещё к чему-либо.  Но все они, такие разные,  любят  театр.

     Театр – искусство синтетическое, оно воздействует на детей целым комплексом художественных средств. При показе спектаклей  применяются и художественное слово, и наглядный образ, и живописно-декоративное оформление, и музыка – песня, музыкальное сопровождение.

     Актерская и театральная деятельность развивает личность ребёнка, прививает устойчивый интерес к литературе, театру, совершенствует навык воплощать в игре определённые переживания, побуждает к созданию новых образов, развивает речь. Благодаря занятиям в студии жизнь ребят становится более интересной и содержательней, наполняется яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.

Цель:    

  • гармоничное развитие личности ребенка средствами эстетического образования; развитие его художественно – творческих умений; нравственное становление.

Задачи:

  • обеспечить необходимые  условия для личностного творческого развития детей;
  •  развивать интерес к актерскому мастерству;
  •  развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, находчивость и фантазию, воображение, образное мышление;
  • снимать зажатость и скованность;
  •  активизировать познавательный интерес;
  •  развивать умение согласовывать свои действия со сверстниками;
  •  воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками;
  •  развивать способность  искренне верить в любую  воображаемую ситуацию,   превращать и превращаться;
  •  развивать чувство ритма и координацию движения;
  •  развивать речевое дыхание и артикуляцию;
  •  развивать дикцию на материале скороговорок и стихов;
  •  пополнять словарный запас;
  •  учить строить диалог, самостоятельно выбирая  партнера;
  •  научиться пользоваться словами выражающими основные чувства;
  •  знакомить учащихся с театральной терминологией;
  •  знакомить учащихся с видами театрального искусства;
  •  знакомить с устройством зрительного зала и сцены;
  •  воспитывать культуру поведения в театре.

В результате освоения программы  студии актерского мастерства «Маскарад» учащиеся получают целый комплекс знаний и приобретают определенные умения.

 К концу  года они должны:

  • уметь правильно оценивать последствия человеческой деятельности и собственных поступков;
  • достигнуть состояния актерской раскованности, уметь проживать тот или иной литературный сюжет этюдным методом, импровизировать за достаточно сжатые сроки;
  • воспитывать в себе такие качества, как отзывчивость, сопереживание, стремление помочь, чувство собственного достоинства, уверенность;
  • овладеть навыками общения, быстро адаптироваться, чувствовать себя комфортно в любой обстановке

Методическое обеспечение программы

     Одним из непременных условий успешной реализации программы является разнообразие форм и видов работы, которые способствуют развитию творческих возможностей учащихся, ставя их в позицию активных участников. С целью создания  условий для самореализации детей используется:

  • включение в занятия игровых элементов, стимулирующих инициативу и активность детей;
  • создание благоприятных диалоговых социально-психологических условий для свободного межличностного общения;
  • моральное поощрение инициативы и творчества;
  • продуманное сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм деятельности;
  • регулирование активности и отдыха (расслабления).

     На занятиях  широко применяются:

  • словесные методы обучения (рассказ, беседа, побуждающий или подводящий диалог);
  • метод наблюдений над «языком» театра, секретами создания образа, сценической речи и пр.;
  • наглядные методы обучения (работа с рисунками, картинами, просмотр пьесы, показ образца движения актёра и пр.);
  • работа с книгой (чтение литературного произведения, получение нужной информации на определённую тему).

      Формы подведения итогов занятий в студии:

  • выступления перед зрителями в школе, в  детских садах, на родительских собраниях;
  • участие в конкурсах и фестивалях театральных коллективов.

     Результативность работы помогут оценить и результаты анкетирования самих участников детского театра, их родителей, а также зрителей.

   Методологические принципы:

  • Принцип развития индивидуальности каждого учащегося.

        Занятия в студии  должны активировать имеющиеся у каждого ребёнка творческие способности, его жизненные познания, речевой опыт, его эмоции и настроения и развивать эти личностные параметры. Поэтому в ходе занятий  ребёнок будет иметь возможность реализовать собственные намерения т.е. действовать от своего имени.

  • Принцип личностно ориентированной направленности на развитие учащегося как творческой  личности.

       Это значит способствовать усвоению учащимися социального опыта,  т.е. знаний, навыков и умений, которые необходимы для жизни в       конкретном социуме, а также развивать умение самостоятельно  учиться. кроме вышесказанного этот принцип позволяет развивать в    ребёнке систему личностных свойств и качеств, способствующих его  саморазвитию.

  • Принцип деятельностной основы занятий в студии.

      Это принцип выражается во внешней и внутренней (умственной)   активности детей. В работе с детьми делается упор на самостоятельные и групповые формы работы. Ребёнок ставится в ситуации,  когда ему приходиться действовать. Он осуществляет перевоплощение   в действующее в этих обстоятельствах лицо. В данном случае речь идёт   о приёмах, «стимулирующих» ситуации реального общения.

  • Принцип реальности и практического применения.

       Все полученные знания, умения и навыки жизненно необходимы ребёнку   как в его сегодняшней жизни,  так и для будущего его развития. Умение     правильно говорить, двигаться, выражать свои чувства и эмоции,     работать в коллективе, выполнять творческие задания и многое другое    найдут применение в жизни каждого учащегося.

Содержание программы (108 ч)

Культура и техника речи актера  (13 ч)

Мастерство актера в театральной игре (12)

Ритмопластика  (12 ч)

Театральная игра (60 ч)

Этика и этикет  (11 ч)

Учебно-тематический план.

№ п/п

Содержание

К-во  часов

1

Культура и техника речи

6

2

Мастерство актера в театральной игре

3

3

Ритмопластика

4

4

Театральная игра

10

5

Этика и этикет

9

6

Культура и техника речи

7

7

Мастерство актера в театральной игре

9

8

Ритмопластика

8

9

Театральная игра

26

10

Этика и этикет

2

11

Театральная игра

24

                                         Тематическое планирование.

№ п/п

Тема занятия

К-во  часов

Культура и техника речи

6

1

Вводная беседа. Знакомство с планом студии. Выборы актива кружка        

1

2

Игры по развитию внимания («Имена», «Цвета», «Краски», «Садовник и цветы», «Айболит», «Адвокаты», «Глухие и немые», «Эхо», «Чепуха, или нелепица»).

3

3

Чтение   газеты наоборот

2

Мастерство актера в театральной игре

3

4

Техника грима. Гигиена грима и технических средств в гриме. Приемы нанесения общего тона.

2

5

Мимические упражнения

1

Ритмопластика

4

6

Психофизический тренинг, подготовка к этюдам. Развитие координации. Совершенствование осанки и походки.

2

7

Отработка сценического этюда «Обращение» («Знакомство», «Пожелание», «Зеркало»).

2

Театральная игра

10

8

Знакомство со структурой театра, его основными профессиями: актер, режиссер, сценарист, художник, гример. Отработка сценического этюда «Уж эти профессии театра…»

2

9

Знакомство со сценарием сказки в стихах (по мотивам сказки «Двенадцать месяцев»).

1

10

Распределение ролей с учетом пожелания юных артистов и соответствие каждого из них избранной роли (внешние данные, дикция и т.п.). Выразительное чтение сказки по ролям.

1

11

Обсуждение предлагаемых обстоятельств, особенностей поведения каждого персонажа на сцене. Обсуждение декораций, костюмов, сценических эффектов, музыкального сопровождения. Помощь «художникам» в подготовке эскизов несложных декораций и костюмов.

1

12

Отработка ролей в 1, 2 явлениях. (Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением, изготовление декораций)

1

13

Отработка ролей в 3, 4, 5, 6, 7 явлениях. (Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением, изготовление декораций)

1

14

Отработка ролей в 8,9,10,11 явлениях. (Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением, изготовление декораций)

2

Этика и этикет

9

15

Связь этики с общей культурой человека. (Уважение человека к человеку, к природе, к земле, к Родине, к детству, к старости, к матери, к хлебу, к знанию; к тому, чего не знаешь, самоуважение).

2

16

Составление рассказа «Человек – высшая ценность» по фотографиям своих близких. («Людей неинтересных в мире нет»)

2

17

Репетиция сценического этюда «Театр начинается с вешалки, а этикет с «волшебных» слов». (Этикет).

1

18

Привычки дурного тона. (Этикет)

1

19

Выпуск газеты «Ежели вы вежливы?»

3

Культура и техника речи

7

20

Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.

2

21

Игры по развитию языковой догадки («Рифма», «Снова ищем начало», «Наборщик», «Ищем вторую половину», «Творческий подход», «По первой букве», «Литературное домино или домино изречений», «Из нескольких – одна»

4

22

Шутливые словесные загадки на развитие внимания, расширения словарного запаса

1

Мастерство актера в театральной игре

9

23

Подбор музыкального сопровождения к сценарию сказки. Репетиция.

1

24

Генеральная репетиция в костюмах. С декорациями, с музыкальным сопровождением и т.п.

1

25

Выступление со спектаклем перед учениками школы и родителями

1

26

Анализ дела организаторами (недостатки, что необходимо предусмотреть) и участниками (интересно ли было работать над спектаклем, нужен ли он был, что будем делать дальше - коллективное планирование следующего дела).

1

27

Сценический этюд «Скульптура». Сценические этюды в паре: «Реклама», «Противоречие». Сценические этюды по группам: «Очень большая картина», «Абстрактная картина», «натюрморт», «Пейзаж».

2

28

Сценические этюды. Шумное оформление по текстам, деление на группы, составление сценических этюдов.

3

29

Тренировка ритмичности движений. Упражнения с мячами.

1

Театральная игра

26

30

Словесное воздействие на подтекст. Речь и тело (формирование представления о составлении работы тела и речи; подтекст вскрывается через пластику).

2

31

Развитие наблюдательности. (На основе своих наблюдений показать этюд. Понять и воспроизвести характер человека, его отношение к окружающему миру).

1

32

Развитие воображения и умения работать в остром рисунке («в маске»).

2

33

Работа над органами артикуляции, дикции и знакомство с нормами орфоэпии. (Повторение букв, чередование звонких и согласных, сочетание с гласными; работа над пословицами и скороговорками).

3

34

        Работа над образом. Анализ мимики лица. Прически и парики.

3

35

Знакомство со сценарием сказки «Как Иван-дурак черта перехитрил».

1

36

Распределение ролей с учетом пожелания юных артистов и соответствие каждого из них избранной роли (внешние данные, пантомима и т.п.). репетиция отдельных сцен.

2

37

Оговаривание предлагаемых обстоятельств, особенностей поведения каждого персонажа на сцене. Обсуждение декораций, костюмов, музыкального сопровождения.

3

38

Репетиция пантомимных движений. Изготовление афиш.

3

39

Генеральная репетиция в костюмах, с декорациями, с музыкальным сопровождением.

3

40

Выступление перед учащимися группы продленного дня.

2

41

Анализ выступления. (Приглашаются воспитатели группы продленного дня).

1

Этика и этикет

2

42

Понятие такта. Золотое правило нравственности «Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой». (Работа над текстом стихотворения Н. Гумилева «шестое чувство»)

1

43

Развитие темы такта. (Отработка сценических этюдов «Автобус», «Критика», «Спор»)

1

Театральная игра

24

44

Показать сценический этюд «Диалог – звукоподражание и «разговор» животных. (Курица – петух, свинья-корова, лев-баран, собака – кошка, две обезьяны, большая собака – маленькая собака)

1

45

Обыгрывание элементов костюмов. (Сыграть тот или иной образ, который возникает при получении атрибутов: «бабочка» и полотенце, ремень и пилотка и т.д.). Освоение сценического пространства.

2

46

Творчество Крылова, чтение басни «Волк и ягненок». Знакомство со сценарием пародии на басню Крылова «Волк и ягненок».

1

47

Распределение ролей с учетом пожелание учащихся. Обсуждение костюмов, декораций. Изготовление масок зверей.

2

48

Отработка ролей. Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением

3

49

Генеральная репетиция

3

50

Выступление. (творческий отчет на родительском собрании,  выступление перед группой продленного дня, в детском саду).

2

51

Чтение и обсуждение инсценировки по сказке Сергея Михалкова «Как медведь трубку нашел». Обсуждение пьесы, ее темы, идеи, возможных принципов постановки. Распределение ролей.

2

52

Отработка ролей. Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением. Изготовление масок, декораций.

4

53

Генеральная репетиция. Оформление сцены.

3

54

Анализ дела. (Положительные стороны, отрицательные). Подведение итогов работы.

1

 Список литературы

Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации /сост. Н.К. Беспятова – М.: Айрис- пресс, 2003. – 176 с. – (Методика).

Школа творчества: Авторские программы эстетического воспитания детей средствами театра – М.: ВЦХТ, 1998 – 139 с.

Пирогова Л.И. Сборник словесных игр по русскому языку и литературе: Приятное с полезным. – М.: Школьная Пресса, 2003. – 144.

Скоркина Н.М. Нестандартные формы внеклассной работы. – Волгоград: учитель – АСТ, 2002. – 72 с.

Внеклассная работа: интеллектуальные марафоны в школе. 5-11 классы / авт. – сост. А.Н. Павлов. - М.: изд. НЦЭНАС, 2004. – 200 с.

Львова С.и. Уроки словесности. 5-9 кл.: Пособие для учителя. - М.: Дрофа, 1996 – 416 с.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме: Программа "Конкурс актерского мастерства". Методика проведения.

Методика предназначена для Педагогов -организаторов и руководителей  театральных студийдля детей-воспитанников театральных студий.легко модифицируется под различное количество участникови различн...

Студия актерского мастерства.

Стихотворение В.Маяковского "Хорошее отношение к лошадям" актуально и в наше время. Читая любое произведение художественной литературы нужно быть внимательным, задумываться над каждым словом и помнить...

Дополнительная образовательная программа «Основы актерского мастерства и сценического искусства»

Актуальность программы определяется необходимостью успешной социализации воспитанника в современном обществе, его жизненным и профессиональным самоопределением, продуктивным освоением социальных ролей...

Образовательная программа "Основы актерского мастерства" художественно-эстетического направления

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Образовательная программа «Основы актерского мастерства» направлена на творческое, эстетическое, духовно-нравственное развитие обучающегося, создание основы для приобретени...

Образовательная программа "Студия актерского мастерства" педагога дополнительного образования Байковой Л.П.

Дополнительная образовательная программа "Студия актерского мастерства" имеет художественно-эстетическую направленность и является модифицированной....

Образовательная программа "Основы актерского мастерства"

Образовательная программа «Основы актерского мастерства» в системе образовательных программ дополнительного образования детей имеет художественно-эстетическую направленность. Программ...

Образовательная программа по актерскому мастерству

Образовательная программа театральной студии «Балаганчик» носит художественно-эстетическую направленность и непосредственно связана с искусством драматического театра....