Программа студии актерского мастерства
учебно-методический материал (9 класс) по теме
Программа студии актерского мастерства "Маскарад"
Цель программы:
- гармоничное развитие личности ребенка средствами эстетического образования; развитие его художественно – творческих умений; нравственное становление.
Задачи:
- обеспечить необходимые условия для личностного творческого развития детей;
- развивать интерес к актерскому мастерству;
- развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, находчивость и фантазию, воображение, образное мышление;
- снимать зажатость и скованность;
- активизировать познавательный интерес;
- развивать умение согласовывать свои действия со сверстниками;
- воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками;
- развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию, превращать и превращаться;
- развивать чувство ритма и координацию движения;
- развивать речевое дыхание и артикуляцию;
- развивать дикцию на материале скороговорок и стихов;
- пополнять словарный запас;
- учить строить диалог, самостоятельно выбирая партнера;
- научиться пользоваться словами выражающими основные чувства;
- знакомить учащихся с театральной терминологией;
- знакомить учащихся с видами театрального искусства;
- знакомить с устройством зрительного зала и сцены;
- воспитывать культуру поведения в театре.
В результате освоения программы студии актерского мастерства «Маскарад» учащиеся получают целый комплекс знаний и приобретают определенные умения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_maskarad.doc | 125.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №177
г.о. Самара
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
«__»__________ 2014год
__________Нефедова Л.С.
Утверждаю
Директор МБОУ СОШ №177
«__»____________2014 год
_____________Блинков С.Н.
ПРОГРАММА
СТУДИИ АКТЕРСКОГО МАСТЕРСТВА
«Маскарад»
Составитель:
Абелян Вардуи Гришаевна
____________________________________________________________
2013-2014 учебный год
Программа студии актерского мастерства «Маскарад»
Статус документа
Программа студии разработатана для старшего звена школьников, на основе учебно-методических пособий Н.Ф. Сорокиной, И.Б. Караманенко, С.М. Альхимович, Ю.Л. Алянского, Л.Б. Баряевой, И.Б. Белюшкиной, в которых рассматриваются вопросы организации театра в общеобразовательной школе.
Программа предназначена для детей старшего школьного возраста и рассчитана на 1 год обучения (по 3 часа в неделю, 108 ч в год).
Пояснительная записка
Старший школьный возраст – определённый возрастной период жизни человека, который он посвящает обучению и получению школьного образования в законодательно установленном минимальном объёме. Действенная забота о здоровье и гармоничном развитии детей предполагает создание адекватных условий обучения для каждого переступившего школьный порог ребёнка. Знания, умения и навыки сохраняют свое исключительное значение, но уже не как цель, а как средство достижения цели – развития личности учащегося.
Все дети – творцы, у каждого ребенка есть способности и таланты. Одни склонны к изобразительному творчеству, другие – к конструированию, третьи – к сочинительству, а четвёртые – ещё к чему-либо. Но все они, такие разные, любят театр.
Театр – искусство синтетическое, оно воздействует на детей целым комплексом художественных средств. При показе спектаклей применяются и художественное слово, и наглядный образ, и живописно-декоративное оформление, и музыка – песня, музыкальное сопровождение.
Актерская и театральная деятельность развивает личность ребёнка, прививает устойчивый интерес к литературе, театру, совершенствует навык воплощать в игре определённые переживания, побуждает к созданию новых образов, развивает речь. Благодаря занятиям в студии жизнь ребят становится более интересной и содержательней, наполняется яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.
Цель:
- гармоничное развитие личности ребенка средствами эстетического образования; развитие его художественно – творческих умений; нравственное становление.
Задачи:
- обеспечить необходимые условия для личностного творческого развития детей;
- развивать интерес к актерскому мастерству;
- развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, находчивость и фантазию, воображение, образное мышление;
- снимать зажатость и скованность;
- активизировать познавательный интерес;
- развивать умение согласовывать свои действия со сверстниками;
- воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками;
- развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию, превращать и превращаться;
- развивать чувство ритма и координацию движения;
- развивать речевое дыхание и артикуляцию;
- развивать дикцию на материале скороговорок и стихов;
- пополнять словарный запас;
- учить строить диалог, самостоятельно выбирая партнера;
- научиться пользоваться словами выражающими основные чувства;
- знакомить учащихся с театральной терминологией;
- знакомить учащихся с видами театрального искусства;
- знакомить с устройством зрительного зала и сцены;
- воспитывать культуру поведения в театре.
В результате освоения программы студии актерского мастерства «Маскарад» учащиеся получают целый комплекс знаний и приобретают определенные умения.
К концу года они должны:
- уметь правильно оценивать последствия человеческой деятельности и собственных поступков;
- достигнуть состояния актерской раскованности, уметь проживать тот или иной литературный сюжет этюдным методом, импровизировать за достаточно сжатые сроки;
- воспитывать в себе такие качества, как отзывчивость, сопереживание, стремление помочь, чувство собственного достоинства, уверенность;
- овладеть навыками общения, быстро адаптироваться, чувствовать себя комфортно в любой обстановке
Методическое обеспечение программы
Одним из непременных условий успешной реализации программы является разнообразие форм и видов работы, которые способствуют развитию творческих возможностей учащихся, ставя их в позицию активных участников. С целью создания условий для самореализации детей используется:
- включение в занятия игровых элементов, стимулирующих инициативу и активность детей;
- создание благоприятных диалоговых социально-психологических условий для свободного межличностного общения;
- моральное поощрение инициативы и творчества;
- продуманное сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм деятельности;
- регулирование активности и отдыха (расслабления).
На занятиях широко применяются:
- словесные методы обучения (рассказ, беседа, побуждающий или подводящий диалог);
- метод наблюдений над «языком» театра, секретами создания образа, сценической речи и пр.;
- наглядные методы обучения (работа с рисунками, картинами, просмотр пьесы, показ образца движения актёра и пр.);
- работа с книгой (чтение литературного произведения, получение нужной информации на определённую тему).
Формы подведения итогов занятий в студии:
- выступления перед зрителями в школе, в детских садах, на родительских собраниях;
- участие в конкурсах и фестивалях театральных коллективов.
Результативность работы помогут оценить и результаты анкетирования самих участников детского театра, их родителей, а также зрителей.
Методологические принципы:
- Принцип развития индивидуальности каждого учащегося.
Занятия в студии должны активировать имеющиеся у каждого ребёнка творческие способности, его жизненные познания, речевой опыт, его эмоции и настроения и развивать эти личностные параметры. Поэтому в ходе занятий ребёнок будет иметь возможность реализовать собственные намерения т.е. действовать от своего имени.
- Принцип личностно ориентированной направленности на развитие учащегося как творческой личности.
Это значит способствовать усвоению учащимися социального опыта, т.е. знаний, навыков и умений, которые необходимы для жизни в конкретном социуме, а также развивать умение самостоятельно учиться. кроме вышесказанного этот принцип позволяет развивать в ребёнке систему личностных свойств и качеств, способствующих его саморазвитию.
- Принцип деятельностной основы занятий в студии.
Это принцип выражается во внешней и внутренней (умственной) активности детей. В работе с детьми делается упор на самостоятельные и групповые формы работы. Ребёнок ставится в ситуации, когда ему приходиться действовать. Он осуществляет перевоплощение в действующее в этих обстоятельствах лицо. В данном случае речь идёт о приёмах, «стимулирующих» ситуации реального общения.
- Принцип реальности и практического применения.
Все полученные знания, умения и навыки жизненно необходимы ребёнку как в его сегодняшней жизни, так и для будущего его развития. Умение правильно говорить, двигаться, выражать свои чувства и эмоции, работать в коллективе, выполнять творческие задания и многое другое найдут применение в жизни каждого учащегося.
Содержание программы (108 ч)
Культура и техника речи актера (13 ч)
Мастерство актера в театральной игре (12)
Ритмопластика (12 ч)
Театральная игра (60 ч)
Этика и этикет (11 ч)
Учебно-тематический план.
№ п/п | Содержание | К-во часов |
1 | Культура и техника речи | 6 |
2 | Мастерство актера в театральной игре | 3 |
3 | Ритмопластика | 4 |
4 | Театральная игра | 10 |
5 | Этика и этикет | 9 |
6 | Культура и техника речи | 7 |
7 | Мастерство актера в театральной игре | 9 |
8 | Ритмопластика | 8 |
9 | Театральная игра | 26 |
10 | Этика и этикет | 2 |
11 | Театральная игра | 24 |
Тематическое планирование.
№ п/п | Тема занятия | К-во часов |
Культура и техника речи | 6 | |
1 | Вводная беседа. Знакомство с планом студии. Выборы актива кружка | 1 |
2 | Игры по развитию внимания («Имена», «Цвета», «Краски», «Садовник и цветы», «Айболит», «Адвокаты», «Глухие и немые», «Эхо», «Чепуха, или нелепица»). | 3 |
3 | Чтение газеты наоборот | 2 |
Мастерство актера в театральной игре | 3 | |
4 | Техника грима. Гигиена грима и технических средств в гриме. Приемы нанесения общего тона. | 2 |
5 | Мимические упражнения | 1 |
Ритмопластика | 4 | |
6 | Психофизический тренинг, подготовка к этюдам. Развитие координации. Совершенствование осанки и походки. | 2 |
7 | Отработка сценического этюда «Обращение» («Знакомство», «Пожелание», «Зеркало»). | 2 |
Театральная игра | 10 | |
8 | Знакомство со структурой театра, его основными профессиями: актер, режиссер, сценарист, художник, гример. Отработка сценического этюда «Уж эти профессии театра…» | 2 |
9 | Знакомство со сценарием сказки в стихах (по мотивам сказки «Двенадцать месяцев»). | 1 |
10 | Распределение ролей с учетом пожелания юных артистов и соответствие каждого из них избранной роли (внешние данные, дикция и т.п.). Выразительное чтение сказки по ролям. | 1 |
11 | Обсуждение предлагаемых обстоятельств, особенностей поведения каждого персонажа на сцене. Обсуждение декораций, костюмов, сценических эффектов, музыкального сопровождения. Помощь «художникам» в подготовке эскизов несложных декораций и костюмов. | 1 |
12 | Отработка ролей в 1, 2 явлениях. (Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением, изготовление декораций) | 1 |
13 | Отработка ролей в 3, 4, 5, 6, 7 явлениях. (Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением, изготовление декораций) | 1 |
14 | Отработка ролей в 8,9,10,11 явлениях. (Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением, изготовление декораций) | 2 |
Этика и этикет | 9 | |
15 | Связь этики с общей культурой человека. (Уважение человека к человеку, к природе, к земле, к Родине, к детству, к старости, к матери, к хлебу, к знанию; к тому, чего не знаешь, самоуважение). | 2 |
16 | Составление рассказа «Человек – высшая ценность» по фотографиям своих близких. («Людей неинтересных в мире нет») | 2 |
17 | Репетиция сценического этюда «Театр начинается с вешалки, а этикет с «волшебных» слов». (Этикет). | 1 |
18 | Привычки дурного тона. (Этикет) | 1 |
19 | Выпуск газеты «Ежели вы вежливы?» | 3 |
Культура и техника речи | 7 | |
20 | Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата. | 2 |
21 | Игры по развитию языковой догадки («Рифма», «Снова ищем начало», «Наборщик», «Ищем вторую половину», «Творческий подход», «По первой букве», «Литературное домино или домино изречений», «Из нескольких – одна» | 4 |
22 | Шутливые словесные загадки на развитие внимания, расширения словарного запаса | 1 |
Мастерство актера в театральной игре | 9 | |
23 | Подбор музыкального сопровождения к сценарию сказки. Репетиция. | 1 |
24 | Генеральная репетиция в костюмах. С декорациями, с музыкальным сопровождением и т.п. | 1 |
25 | Выступление со спектаклем перед учениками школы и родителями | 1 |
26 | Анализ дела организаторами (недостатки, что необходимо предусмотреть) и участниками (интересно ли было работать над спектаклем, нужен ли он был, что будем делать дальше - коллективное планирование следующего дела). | 1 |
27 | Сценический этюд «Скульптура». Сценические этюды в паре: «Реклама», «Противоречие». Сценические этюды по группам: «Очень большая картина», «Абстрактная картина», «натюрморт», «Пейзаж». | 2 |
28 | Сценические этюды. Шумное оформление по текстам, деление на группы, составление сценических этюдов. | 3 |
29 | Тренировка ритмичности движений. Упражнения с мячами. | 1 |
Театральная игра | 26 | |
30 | Словесное воздействие на подтекст. Речь и тело (формирование представления о составлении работы тела и речи; подтекст вскрывается через пластику). | 2 |
31 | Развитие наблюдательности. (На основе своих наблюдений показать этюд. Понять и воспроизвести характер человека, его отношение к окружающему миру). | 1 |
32 | Развитие воображения и умения работать в остром рисунке («в маске»). | 2 |
33 | Работа над органами артикуляции, дикции и знакомство с нормами орфоэпии. (Повторение букв, чередование звонких и согласных, сочетание с гласными; работа над пословицами и скороговорками). | 3 |
34 | Работа над образом. Анализ мимики лица. Прически и парики. | 3 |
35 | Знакомство со сценарием сказки «Как Иван-дурак черта перехитрил». | 1 |
36 | Распределение ролей с учетом пожелания юных артистов и соответствие каждого из них избранной роли (внешние данные, пантомима и т.п.). репетиция отдельных сцен. | 2 |
37 | Оговаривание предлагаемых обстоятельств, особенностей поведения каждого персонажа на сцене. Обсуждение декораций, костюмов, музыкального сопровождения. | 3 |
38 | Репетиция пантомимных движений. Изготовление афиш. | 3 |
39 | Генеральная репетиция в костюмах, с декорациями, с музыкальным сопровождением. | 3 |
40 | Выступление перед учащимися группы продленного дня. | 2 |
41 | Анализ выступления. (Приглашаются воспитатели группы продленного дня). | 1 |
Этика и этикет | 2 | |
42 | Понятие такта. Золотое правило нравственности «Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой». (Работа над текстом стихотворения Н. Гумилева «шестое чувство») | 1 |
43 | Развитие темы такта. (Отработка сценических этюдов «Автобус», «Критика», «Спор») | 1 |
Театральная игра | 24 | |
44 | Показать сценический этюд «Диалог – звукоподражание и «разговор» животных. (Курица – петух, свинья-корова, лев-баран, собака – кошка, две обезьяны, большая собака – маленькая собака) | 1 |
45 | Обыгрывание элементов костюмов. (Сыграть тот или иной образ, который возникает при получении атрибутов: «бабочка» и полотенце, ремень и пилотка и т.д.). Освоение сценического пространства. | 2 |
46 | Творчество Крылова, чтение басни «Волк и ягненок». Знакомство со сценарием пародии на басню Крылова «Волк и ягненок». | 1 |
47 | Распределение ролей с учетом пожелание учащихся. Обсуждение костюмов, декораций. Изготовление масок зверей. | 2 |
48 | Отработка ролей. Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением | 3 |
49 | Генеральная репетиция | 3 |
50 | Выступление. (творческий отчет на родительском собрании, выступление перед группой продленного дня, в детском саду). | 2 |
51 | Чтение и обсуждение инсценировки по сказке Сергея Михалкова «Как медведь трубку нашел». Обсуждение пьесы, ее темы, идеи, возможных принципов постановки. Распределение ролей. | 2 |
52 | Отработка ролей. Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением. Изготовление масок, декораций. | 4 |
53 | Генеральная репетиция. Оформление сцены. | 3 |
54 | Анализ дела. (Положительные стороны, отрицательные). Подведение итогов работы. | 1 |
Список литературы
Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации /сост. Н.К. Беспятова – М.: Айрис- пресс, 2003. – 176 с. – (Методика).
Школа творчества: Авторские программы эстетического воспитания детей средствами театра – М.: ВЦХТ, 1998 – 139 с.
Пирогова Л.И. Сборник словесных игр по русскому языку и литературе: Приятное с полезным. – М.: Школьная Пресса, 2003. – 144.
Скоркина Н.М. Нестандартные формы внеклассной работы. – Волгоград: учитель – АСТ, 2002. – 72 с.
Внеклассная работа: интеллектуальные марафоны в школе. 5-11 классы / авт. – сост. А.Н. Павлов. - М.: изд. НЦЭНАС, 2004. – 200 с.
Львова С.и. Уроки словесности. 5-9 кл.: Пособие для учителя. - М.: Дрофа, 1996 – 416 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по теме: Программа "Конкурс актерского мастерства". Методика проведения.
Методика предназначена для Педагогов -организаторов и руководителей театральных студийдля детей-воспитанников театральных студий.легко модифицируется под различное количество участникови различн...
Студия актерского мастерства.
Стихотворение В.Маяковского "Хорошее отношение к лошадям" актуально и в наше время. Читая любое произведение художественной литературы нужно быть внимательным, задумываться над каждым словом и помнить...
Дополнительная образовательная программа «Основы актерского мастерства и сценического искусства»
Актуальность программы определяется необходимостью успешной социализации воспитанника в современном обществе, его жизненным и профессиональным самоопределением, продуктивным освоением социальных ролей...
Образовательная программа "Основы актерского мастерства" художественно-эстетического направления
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Образовательная программа «Основы актерского мастерства» направлена на творческое, эстетическое, духовно-нравственное развитие обучающегося, создание основы для приобретени...
Образовательная программа "Студия актерского мастерства" педагога дополнительного образования Байковой Л.П.
Дополнительная образовательная программа "Студия актерского мастерства" имеет художественно-эстетическую направленность и является модифицированной....
Образовательная программа "Основы актерского мастерства"
Образовательная программа «Основы актерского мастерства» в системе образовательных программ дополнительного образования детей имеет художественно-эстетическую направленность. Программ...
Образовательная программа по актерскому мастерству
Образовательная программа театральной студии «Балаганчик» носит художественно-эстетическую направленность и непосредственно связана с искусством драматического театра....