Развитие личности школьника на основе усвоения УУД, познания и освоения мира
статья по теме
Наше методическое объединение учителей естественно-научного цикла занимается изучением темы "системно-деятельностный подход в преподавании предметов естественно-научного цикла". На заседании методического объединения мы обобщили те знания и наработки, которые успели сделать за время изучения данной темы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие личности школьника на основе усвоения
универсальных учебных действий, познания и освоения мира.
Современное общество достаточно стремительно развивается. Каждый день количество информации удваивается. В связи с этим перед школой поставлены новые требования к развитию личности школьника. Разработан новый образовательный стандарт, в основе которого лежит системно-деятельностный подход (федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: раздел 1 пункт 5). Данный подход обеспечивает:
- формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
- проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
- активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
- построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
Приоритетным направлением, обозначенным в новом образовательном стандарте, является целостное развитие личности в системе образования. Оно обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться.
Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника основной школы»):
- любящий свой край и свое Отечество;
- осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, общества, человечества;
- активно и заинтересованно познающий мир;
- владеющий основами умения учиться;
- социально активный, законопослушный, осознающий свои обязанности перед семьей, обществом, Отечеством;
- уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;
- выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни;
- ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности.
Чтоже такое УУД? Разберемся с этим понятием более подробно.
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося ( а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, включая организацию этого процесса.
Почему они носят название «универсальные»?
Способность учащегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т.е. умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщенные действия открывают учащимся возможности широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операционных характеристик.
Универсальный характер УУД проявляется в том, что они:
- носят надпредметный, метапредметный характер;
- обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности;
- обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса;
- лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально‐предметного содержания;
- обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося.
Виды универсальных учебных действий:
1) личностные УУД;
2) Регулятивные УУД;
3) познавательные УУД;
4) коммуникативные УУД.
Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Это действия смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом о том, “какое значение, смысл имеет для меня учение”, и уметь находить ответ на него; действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.
Регулятивные универсальные учебные действия:
- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
- планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
- прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
- коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
- оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
- волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.
Познавательные универсальные учебные действия:
– общеучебные универсальные учебные действия;
- знаково-символические универсальные учебные действия;
– логические универсальные учебные действия.
Общеучебные универсальные действия включают:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
- структурирование знаний;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;
- умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи, передавая содержание текста в соответствии с целью (подробно, сжато,
выборочно) и соблюдая нормы построения текста (соответствие теме, жанру, стилю речи и др.);
- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Универсальные логические действия:
- сравнение конкретно-чувственных и иных данных (с целью выделения тождеств / различия, определения общих признаков и составления классификации);
- опознание конкретно-чувственных и иных объектов (с целью их включения в тот или иной класс);
- анализ – выделение элементов и “единиц” из целого; расчленение целого на части;
- синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;
- сериация – упорядочение объектов по выделенному основанию.
- классификация – отнесение предмета к группе на основе заданного признака;
- обобщение – генерализация и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
- доказательство – установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство;
- подведение под понятие – распознавание объектов, выделение существенных признаков и их синтез;
- вывод следствий;
- установление аналогий.
Знаково-символические универсальные учебные действия:
- обеспечивают конкретные способы преобразования учебного материала, представляют действия моделирования, выполняющие функции отображения учебного материала;
- выделения существенного;
- отрыва от конкретных ситуативных значений; формирования обобщенных знаний.
- моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическую или знаково-символическую);
- преобразование модели – изменение модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
Коммуникативные универсальные действия обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Коммуникативные универсальные действия:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
- управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;
- умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Формирование УУД должно происходить на всех предметах, в том числе и на уроках физики. Школьный курс физики является системообразующим для естественно-научных предметов, поскольку физические законы лежат в основе содержания курсов химии, биологии, географии и астрономии. Достаточно большое количество информации учащиеся могут добывать сами, проводя различные эксперименты на уроках, во внеурочное время, дома. Что мы с ними и пытаемся делать. Конечно начинать им тяжело. Но по истечении некоторого времени они привыкают к такой деятельности на уроке и им это начинает нравиться. Учащиеся сами начинают заинтересовываться в такой работе на уроке. И это дает не плохие результаты в учебе.
На уроках мы делимся на группы, работаем парами. Всегда даю возможность высказать каждому учащемуся свои мысли, направляя их в правильное русло. Некоторые конспекты уроков в данном направлении у меня собраны в папке, с которыми можно познакомиться. Также они будут опубликованы на образовательных порталах в сети Интернет. Конечно тяжело нам самим все это внедрять в свою деятельность. И те учащиеся, которые сейчас обучаются у нас в среднем звене не совсем готовы к такой работе, так как в начальной школе они занимались по другим стандартам. Но ничего невозможного не бывает. Нам, учителям, предстоит научиться организовывать учебный процесс таким образом, чтобы освоение учащимся основных понятий происходило одновременно с накоплением опытов действий, обеспечивая развитие умения учиться, самостоятельно искать, находить и усваивать знания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ, СОЦИАЛЬНО - АДАПТИВНОЙ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СИСТЕМЫ ИННОВАЦИОННОЙ ОЦЕНКИ «ПОРТФОЛИО».
Формирование творческой, социально-адаптивной личности школьника на основе использования системы инновационной оценки "Портфолио"....
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/17/picture-33859-1387259891.jpg)
Обобщение опыта по теме "Развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий"
Процессы глобализации, информатизации, ускорение внедрения новых научных открытий, быстрое обновление знаний и появление новых профессий определяют актуальность развития «универсальных учебных действи...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/27/picture-386963-1390838181.jpg)
Развитие и становление гармоничной всесторонне развитой личности школьника путем внедрения целевого географического образования
Статья знакомит нас с тем, что внедрение целевого географического образования позволяет развивать гармоничную, развитую личность. И именно изучение географии в школе позволяет сформировать компл...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/22/picture-62157-1424609943.png)
Основы самостоятельного анализа текста как путь к творческому развитию личности школьника.
Опыт экспериментальной работы по развитию навыков самостоятельного анализа публицистического текста...
![](/sites/default/files/pictures/2019/03/06/picture-1005404-1551868881.jpg)
Освоение технологий эффективной коммуникации как фактор укрепления психического здоровья и развития личности школьников
Внедрение здоровьесберегающих технологий в курс химии, обусловлено необходимостью формирования осознанного отношения учащихся к своему здоровью, так как, предмет химии неразрывно связан с жизнедеятель...