Развитие личности школьника на основе усвоения УУД, познания и освоения мира
статья по теме

Чикалева Елена Николаевна

Наше методическое объединение учителей естественно-научного цикла занимается изучением темы "системно-деятельностный подход в преподавании предметов естественно-научного цикла". На заседании методического объединения мы обобщили те знания и наработки, которые успели сделать за время изучения данной темы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_lichnosti_shkolnika.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие личности школьника на основе усвоения

универсальных учебных действий, познания и освоения мира.

Современное общество достаточно стремительно развивается. Каждый день количество информации удваивается. В связи с этим перед школой поставлены новые требования к развитию личности школьника. Разработан новый образовательный стандарт, в основе которого лежит системно-деятельностный подход (федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: раздел 1 пункт 5). Данный подход обеспечивает:

- формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

- проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;

- активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;

- построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

Приоритетным направлением, обозначенным в новом образовательном стандарте, является целостное развитие личности в системе образования. Оно обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться.

Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника основной школы»):

- любящий свой край и свое Отечество;

- осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, общества, человечества;

- активно и заинтересованно познающий мир;

- владеющий основами умения учиться;

- социально активный, законопослушный, осознающий свои обязанности перед семьей, обществом, Отечеством;

- уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;

- выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни;

- ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности.

Чтоже такое УУД? Разберемся с этим понятием более подробно.

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося ( а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, включая организацию этого процесса.

Почему они носят название «универсальные»?

Способность учащегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т.е. умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщенные действия открывают учащимся возможности широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операционных характеристик.

Универсальный характер УУД проявляется в том, что они:

- носят надпредметный, метапредметный характер;

- обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности;

- обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса;

- лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально‐предметного содержания;

- обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося.

Виды универсальных учебных действий:

1) личностные УУД;

2) Регулятивные УУД;

3) познавательные УУД;

4) коммуникативные УУД.

Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Это действия смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом о том, “какое значение, смысл имеет для меня учение”, и уметь находить ответ на него; действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.

Регулятивные универсальные учебные действия:

  • целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
  • планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
  • прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
  • контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
  • коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
  • оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
  • волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

Познавательные универсальные учебные действия:

общеучебные универсальные учебные действия;

- знаково-символические универсальные учебные действия;

логические универсальные учебные действия.

Общеучебные универсальные действия включают:

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
  • поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
  • структурирование знаний;
  • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
  • смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;
  • умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи, передавая содержание текста в соответствии с целью (подробно, сжато,

выборочно) и соблюдая нормы построения текста (соответствие теме, жанру, стилю речи и др.);

  • постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Универсальные логические действия:

  • сравнение конкретно-чувственных и иных данных (с целью выделения тождеств / различия, определения общих признаков и составления классификации);
  • опознание конкретно-чувственных и иных объектов (с целью их включения в тот или иной класс);
  • анализ – выделение элементов и “единиц” из целого; расчленение целого на части;
  • синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;
  • сериация – упорядочение объектов по выделенному основанию.
  • классификация – отнесение предмета к группе на основе заданного признака;
  • обобщение – генерализация и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
  • доказательство – установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство;
  • подведение под понятие – распознавание объектов, выделение существенных признаков и их синтез;
  • вывод следствий;
  • установление аналогий.

Знаково-символические универсальные учебные действия:

  • обеспечивают конкретные способы преобразования учебного материала, представляют действия моделирования, выполняющие функции отображения учебного материала;
  • выделения существенного;
  • отрыва от конкретных ситуативных значений; формирования обобщенных знаний.
  • моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическую или знаково-символическую);
  • преобразование модели – изменение модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Коммуникативные универсальные действия обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Коммуникативные универсальные действия:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
  • постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
  • разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
  • управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;
  • умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Формирование УУД должно происходить на всех предметах, в том числе и на уроках физики.  Школьный курс физики является системообразующим для естественно-научных предметов, поскольку физические законы лежат в основе содержания курсов химии, биологии, географии и астрономии. Достаточно большое количество информации учащиеся могут добывать сами, проводя различные эксперименты на уроках, во внеурочное время, дома. Что мы с ними и пытаемся делать. Конечно начинать им тяжело. Но по истечении некоторого времени они привыкают к такой деятельности на уроке и им это начинает нравиться. Учащиеся сами начинают заинтересовываться в такой работе на уроке. И это дает не плохие результаты в учебе.

На уроках мы делимся на группы, работаем парами.  Всегда даю возможность высказать каждому учащемуся свои мысли, направляя их в правильное русло. Некоторые конспекты уроков в данном направлении у меня собраны в папке, с которыми можно познакомиться. Также они будут опубликованы на образовательных порталах в сети Интернет. Конечно тяжело нам самим все это внедрять в свою деятельность. И те учащиеся, которые сейчас обучаются у нас в среднем звене не совсем готовы к такой работе, так как в начальной школе они занимались по другим стандартам. Но ничего невозможного не бывает. Нам, учителям, предстоит научиться организовывать учебный процесс таким образом, чтобы освоение учащимся основных понятий происходило одновременно с накоплением опытов действий, обеспечивая развитие умения учиться, самостоятельно искать, находить и усваивать знания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ, СОЦИАЛЬНО - АДАПТИВНОЙ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СИСТЕМЫ ИННОВАЦИОННОЙ ОЦЕНКИ «ПОРТФОЛИО».

Формирование творческой, социально-адаптивной личности школьника на основе использования системы инновационной оценки "Портфолио"....

Обобщение опыта по теме "Развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий"

Процессы глобализации, информатизации, ускорение внедрения новых научных открытий, быстрое обновление знаний и появление новых профессий определяют актуальность развития «универсальных учебных действи...

Развитие и становление гармоничной всесторонне развитой личности школьника путем внедрения целевого географического образования

Статья знакомит нас с тем, что внедрение целевого географического образования позволяет развивать гармоничную, развитую личность.  И именно изучение географии в школе позволяет сформировать компл...

Основы самостоятельного анализа текста как путь к творческому развитию личности школьника.

Опыт экспериментальной работы по развитию навыков самостоятельного анализа публицистического текста...

Освоение технологий эффективной коммуникации как фактор укрепления психического здоровья и развития личности школьников

Внедрение здоровьесберегающих технологий в курс химии, обусловлено необходимостью формирования осознанного отношения учащихся к своему здоровью, так как, предмет химии неразрывно связан с жизнедеятель...