Освоение технологий эффективной коммуникации как фактор укрепления психического здоровья и развития личности школьников
статья по теме

Подольная Оксана Анатольевна

Внедрение здоровьесберегающих технологий в курс химии, обусловлено необходимостью формирования осознанного отношения учащихся к своему здоровью, так как, предмет химии неразрывно связан с жизнедеятельностью человека. Преподование химии позволяет органично вписывать принципы здоровьсбережения в темы уроков, в различные задания как на уроках, так и во время подготовки домашнего задания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberegayushchie_tehnologii_na_urokah_himii.odt25.32 КБ

Предварительный просмотр:

Развивающемуся обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности. Но духовная жизнь, умственное развитие детей, прочность знаний, вера в свои силы зависит от их здоровья и жизнерадостности. Период учебы – это период взросления ребенка, становления его как личности, формирования и коррекции представлений о жизненных ценностях, это период формирования умений заботы о своем здоровье.  Реализацию принципов здорового образа жизни, базирующихся на психолого-педагогических и медико-экологических основах, направленных на сохранение духовного, интеллектуального и физического благополучия учащихся предполагает здоровьесберегающее обучение и воспитание детей. В уставе Всемирной организации здравоохранения сказано, что здоровье – это состояние полного физического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.  Здоровье учащихся – одна из острых проблем современной жизни. Эта проблема, по большей части, имеет социальный характер, и решать её нужно среди всех возрастных категорий.

Причины ухудшения здоровья зависят от многого: наследственных факторов, неправильного отношения взрослых к своему здоровью и здоровью детей, отрицательного влияния окружающей среды.

В формировании представлений о здоровом образе жизни, о здоровье мы можем участвовать не только через воспитательную работу, но и через образовательный процесс, который должен происходить без ущерба для  здоровья учащихся, а так же воспитывать культуру здоровья, которая  практически воплощается  в потребности вести здоровый образ жизни.

Внедрение здоровьесберегающих технологий в курс химии, обусловлено необходимостью формирования осознанного отношения учащихся к своему здоровью, так как, предмет химии неразрывно связан с жизнедеятельностью человека. Преподование химии позволяет органично вписывать принципы  здоровьсбережения в темы уроков, в различные задания как на уроках, так и во время подготовки домашнего задания.

Что же это такое здоровьесберегающий урок? Суть такого урока заключается в том, чтобы этот урок обеспечивал ученику и учителю сохранение запаса их жизненных сил от начала до конца  урока.

Здоровьесберегающие уроки: воспитывают, стимулируют у детей желание быть здоровыми, учат ощущать радость от каждого прожитого дня, вызывают у них позитивную самооценку.

Основой здоровьесберехающей технологии на таких уроках является соблюдение следующих принципов: учет возрастных особенностей учащихся, учет состояния здоровья ученика и его психофизических особенностей при выборе методов обучения, создание благоприятного психологическго климата;

, использование приемов, способствующих появлению и сохранению интереса к учебе; создание условий для самовыражения;

 .

По характеру действия выделяют следующие здоровьесберегающие технологии: защитно-профилактические, компенсаторно-нейтрализующие, информационно-обучающие.

        Если говорить об информационно-обучающих технологиях  на уроках химии, то один из эффективных методов эдоровьесбережения и формирования знаний у учащихся по курсу химии, это решение задач, направленных на здоровый образ жизни. Решая такие задачи, учащиеся невольно становятся сопричастны к проблеме формирования здорового образа жизни. В задачи по курсу химии целесообразно и необходимо включать следующие проблемы:

- влияние некоторых неорганических веществ и органических соединений на здоровье человека и окружающую среду;

- влияние отходов промышленной переработки и химической промышленности на все живое;

- состав пищевых продуктов и влияние ингредиентов пищи на здоровье людей;

- применение бытовых химических средств в повседневной жизни, их влияние на природу и здоровье человека.

Исследовательская деятельность на уроках химии

Немаловажную роль в сбережении здоровья детей имеет процесс правильного использования на уроках химии применяемых для демонстрации опытов и анализов химической посуды и оборудования, наглядных пособий и образцов. Оптимальное их применение в учебном процессе дает возможность снизить учебную нагрузку и теоретический материал сделать более аргументированным и полезным в повседневной жизни.

Также дети учатся применять полученные знания и умения для безопасного использования веществ и материалов в быту, на производстве, в сельском хозяйстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, приносящих вред здоровью и окружающей среде. А повторение и соблюдение правил техники безопасности при выполнении химических экспериментов является здоровьесберегающей технологией защитно – профилактического характера.

Также для формирования представлений о здоровом образе жизни в курсе химии может быть использован проектный метод обучения.

Использование проектного метода обучения дает возможность:

- раскрыть особую роль химической науки в борьбе с такими вредными привычками как курение, упортребление алкоголя, наркомания, таксикомания;

- ответить на многие вопросы, интересующие учащихся, например, о составе пищи и пищевых добаках, о вреде или пользе диет, о составе косметики и правилах ее использования;

- привлечь школьников к исследовательской деятельности по изучению состояния здоровья своих одноклассников, учащихся своей школы;

- воспитать у учащихся чувство личной ответственности за свое здоровье и здоровье окружающих.

Примеры исследовательских работ учащихся:

- “Кофе: вред или польза”

- “Пищпевые добавки и здоровье человека”

- “Кровь – жидкость, дарующая жизнь”

_ “ Чай, черный или зеленый?”

Таким образом, знакомство учащихся с веществами их химическими, физическими и биохимическими свойствами и составом, это необходимый и важный процесс в формировании у детей стремления к здоровому образу жизни.

Немаловажную роль в сбережении здоровья детей имеет использование на уроках оздоровительных моментов, таких как динамические паузы, минутки релаксации, гимнастика для глаз, а также ни один урок химии, как, впрочем, и любой другой урок, не должен обходится без создания благоприятного эмоционально – психологического климата.

        Таким образом, цель здоровьесберегающих технологий в обучении химии - это  формирование здорового полноправного члена общества, с правильным представлением о жизни, со своими взглядами и принципами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эффективные коммуникации как фактор уменьшения конфликтогенности школьного социума и укрепления психического здоровья детей.

Эффективные коммуникации как фактор уменьшения конфликтогенности школьного социума и укрепления психического здоровья детей...

Развитие личности школьника на основе усвоения УУД, познания и освоения мира

Наше методическое объединение учителей естественно-научного цикла занимается изучением темы "системно-деятельностный подход в преподавании предметов естественно-научного цикла". На заседании методичес...

Направления психолого-педагогического сопровождения в сохранении и укреплении психического здоровья учащихся в рамках введения ФГОС

Из опыта работы по психолого-педагогическому сопровождению участников образовательного процесса в рамках введения ФГОС...

Доклад "Интеграция изобразительного искусства и информационных технологий как фактор творческого развития личности школьника"

В условиях модернизации системы школьного образования одной из актуальных задач, диктуемых социальным заказом общества, является развитие творческих способностей ребенка. Действенным средством решения...

Программа работы педагога-психолога по сохранению и укреплению психического здоровья педагогов

В течение последних десятилетий особенно острой стала проблема сохранения психического здоровья педагога в образовательном учреждении. Переход современной школы на личностно-ориентированные моде...

Взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности как фактор развития личности школьника

Следует подчеркнуть, что не может быть успешной внеурочной работы без ее начала на уроке биологии. Именно на уроках учитель ставит перед учащимися вопросы, которые должны стимулировать их любознательн...