ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ, СОЦИАЛЬНО - АДАПТИВНОЙ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СИСТЕМЫ ИННОВАЦИОННОЙ ОЦЕНКИ «ПОРТФОЛИО».
материал (английский язык) по теме
Формирование творческой, социально-адаптивной личности школьника на основе использования системы инновационной оценки "Портфолио".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_portfolio.docx | 72.95 КБ |
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ, СОЦИАЛЬНО - АДАПТИВНОЙ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СИСТЕМЫ ИННОВАЦИОННОЙ ОЦЕНКИ «ПОРТФОЛИО».
Уже второй год подряд маленькие ученики заводят особенную папку – ПОРТФОЛИО, в переводе с французского "портфель". Потфолио предназначен не для школьных заданий. Он необходим для записи успехов и достижений ребят. Заполняя портфолио, каждый из ребят сможет рассказать о себе, а папка сохранит их рассказы для них самих и других людей, которые захотят узнать их лучше. В ходе внедрения федеральных образовательных стандартов второго поколения, с целью индивидуализации процесса обучения в школе, личностного и профессионального самоопределения обучающихся, формирования у них мотивации на достижение определенных результатов во многих школах России, в том числе и в нашей гимназии, начали использовать портфолио ученика - как важнейшее средство мотивации личностного развития ребенка.
Портфолио ученика – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных образовательных достижений обучающихся в определенный период его обучения с 1 по 11 классы. Если говорить проще, портфолио – это портфель документов, папка, в которой ученик за всё время обучения в школе должен фиксировать все свои достижения, как творческого характера, так и учебные результаты. Портфолио призвано дополнить традиционные контрольно-оценочные средства, и позволяет учитывать результаты, достигнутые обучающимися в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной. Портфолио необходимо, чтобы ученик мог продемонстрировать свои достижения, показать какого результата он достиг за определённое время. И пусть это будет не грамота за первое место, а участие в мероприятии - всё равно ребенок достиг нового результата и это достойно похвалы.
Одной из основных задач обучения и воспитания в начальной школе в рамках внедрения нового образовательного стандарта является выявление и развитие индивидуальных творческих способностей ребенка:
— создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях;
— максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка;
— развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к самостоятельному познанию;
— формирование установки на творческую деятельность и умений творческой деятельности, развитие мотивации дальнейшего творческого роста;
— формирование положительных моральных и нравственных качеств личности;
— приобретение навыков рефлексии, формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями ("я реальный", "я идеальный");
— формирование жизненных идеалов, стимулирование стремления к самосовершенствованию.
Для решения этих задач (по мнению многих специалистов) необходимо сместить акцент, сделав основной упор не на портфолио документов, а на портфолио творческих работ. Другими словами, раздел "ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ" должен стать основным и главным, раздел "Официальные документы" должен отойти на второй план и использоваться только в качестве приложения!
Безусловная ценность портфолио заключается в том, что он способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка, развитию мотивации дальнейшего творческого роста. Поэтому крайне важно усвоить для себя и пояснить ребенку, что составление портфолио - это не гонка за дипломами и всевозможными грамотами! Важен сам процесс участия в учебной деятельности или творческой работе, а не его результат.
Цели формирования портфолио:
Портфолио вводится с целью объективного фиксирования индивидуальных достижений школьников. Портфолио – коллекция работ и результатов учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях.
Индивидуальная накопительная оценка (портфолио) - комплект документов, оценка предметных, метапредметных и личностных результатов, индивидуальных достижений, являющаяся основой для определения образовательного рейтинга выпускника начальной школы.
Структура портфолио:
Жестких требований (государственного образца) на данный момент не существует. Ведь работа над портфолио - хорошая возможность проявить себя, подойти творчески к этой задаче, придумать что-то свое, оригинальное. Единственное, чего стоит опасаться, так это того, чтобы портфолио ученика начальной школы не назывался "Портфель моих достижений" ("Мои достижения" и т.п.) и чтобы не выводился на передний план раздел, документально подтверждающий эти достижения (всевозможные грамоты и сертификаты).
В состав портфолио могут включаться результаты, достигнутые учеником не только в ходе учебной деятельности, но и в иных формах активности: творческой, коммуникативной, физкультурно- оздоровительной, трудовой деятельности.
Структура портфолио :
1. Титульный лист (оформляется педагогом)
2. Раздел «Я - первоклассник», «Я – второклассник", «Я – третьеклассник», «Я четвероклассник»: задачи на учебный год (заполняется по годам обучения детьми и родителями (законными представителями).
3. Раздел «Наблюдения в 1, 2, 3, 4 классе»: материалы и листы наблюдений, фиксирование достигнутых результатов, результаты стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по предметам, достижения ученика в различных предметных областях, трудовые успехи, общественные поручения, творческие, спортивно-оздоровительные успехи , достижения в проектной и исследовательской деятельности и т.д. (Заполняется учителем, психологом, педагогами доп. образования и т.д.)
4. Раздел «Пьедестал успехов»: мониторинг учебной и внеучебной деятельности учащегося (Заполняется по годам обучения обучающимся).
5. Раздел «Мои шаги на пути к успеху»: планирование конкретных учебных задач обучающимся (Заполняется учащимся вместе с родителем и классным руководителем).
6. Раздел «Мои общеучебные успехи в 1, 2, 3, 4 классе»: анализ успехов с целью формирования сознательного отношения к учёбе и её конечным результатам, мониторинг сформированности у учащегося УУД (Заполняется учеником и учителем).
7. Раздел «Конверты портфолио»: грамоты, лучшие рисунки, странички из тетрадей с самыми удачными и аккуратными работами, фотографии выступлений на концертах и конкурсах и т.д. (Заполняется учеником).
Важно помнить!
В первом классе, когда ребенок только начинает работать над составлением портфолио, без помощи родителей ему не обойтись. Но по мере того, как он взрослеет эту помощь надо сводить к минимуму. Старайтесь с самого начала построить работу ребенка таким образом, чтобы он сам прикладывал определенные усилия к формированию портфолио. В процессе работы неизбежно происходит процесс осмысления своих достижений, формирование личного отношения к полученным результатам и осознание своих возможностей.
Итак, что нужно для портфолио:
1. папка-регистратор
2. файлы… нет, не правильно, мнооого файлов
3. бумага А4
4. цветные карандаши (для выполнения рисунков ребенком)
5. принтер
6. ну и, конечно же, терпение и время
Задача родителей - помочь детям составить портфолио. Подсказать, как правильно заполнить разделы, выбрать нужные фотографии, рисунки.
На данный момент у портфолио есть примерные разделы, которые можно дополнять различной интересной информацией:
1. Титульный лист портфолио ученика
На этом листе указываются данные ребенка – Фамилия, Имя, Отчество, фотография ребенка, учебное заведение и город в котором учится ребенок, дата начала и окончания портфолио.
2. Раздел - Мой мир:
В этом разделе добавляется информация, которая важна для ребенка. Примерный вариант страниц:
Личные данные (Обо мне) – дата рождения, место рождения, возраст. Можно указать домашний адрес, телефон.
Мое имя – напишите, что означает имя ребенка, откуда оно произошло, можно указать в честь кого назвали (например, дедушка). А также, укажите известных людей носящие данное имя.
Моя семья – напишите короткий рассказ о своей семье или если есть желание и время, то о каждом члене семьи. Приложите к данному рассказу фотографии родных или рисунок ребенка, как он видит свою семью. В данную рубрику можно приложить родословную ребенка.
Мой город (Я живу) - в данном разделе указываем город проживания ребенка, в каком году и кем он был основан, чем знаменит этот город, какие интересные места есть.
Схема маршрута до школы – рисуем вместе с ребенком безопасный путь от дома до школы. Отмечаем опасные места – автомобильные дороги, железнодорожные пути и т.д.
Мои друзья – здесь перечисляем друзей ребенка (фамилия, имя), можно приложить фотографию друзей. А также пишем об увлечениях друга или общих интересах.
Мои увлечения (Мои интересы) – на данной страничке нужно рассказать, что ребенок любит делать, чем увлекается. По желанию ребенка можно рассказать о кружках/секциях, куда он дополнительно ходит.
3. Раздел - Моя школа:
Моя школа – адрес школы, телефон администрации, можно приклеить фотографию учреждения, ФИО директора, начало (год) учебы.
Мой класс – укажите номер класса, приклейте общую фотографию класса, а также можно написать небольшой рассказ о классе.
Мои учителя – заполняем данные о классном руководителе (ФИО + краткий рассказ, о том какой он), о педагогах (предмет + ФИО).
Мои школьные предметы – даем краткое описание по каждому предмету, т.е. помогаем ребенку понять для чего он нужен. Так же можно написать свое отношение к предмету. Например, математика сложный предмет, но я стараюсь, т.к. хочу научиться хорошо считать или мне нравится музыка, потому что я учусь красиво петь.
Моя общественная работа (общественная деятельность) – данный раздел желательно заполнить с фотографиями, где ребенок принимал участие в школьной жизни (например, выступал на празднике, оформлял класс, стенгазету, читал стихи на утреннике и т.д.) + краткое описание о впечатлении/эмоциях от выполнения общественной деятельности.
Мои впечатления (школьные мероприятия, экскурсионно-познавательные мероприятия) – тут всё стандартно, пишем коротенький отзыв-впечатление о посещении ребенка с классом экскурсии, музея, выставки и т.д. Отзыв можно оформить фотографией с данного мероприятия или нарисовать рисунок.
4. Раздел - Мои успехи:
Моя учеба – делаем заголовки листов по каждому школьному предмету (математика, русский язык, чтение, музыка и т.д.). В данные разделы будут вкладываться в файлы хорошо выполненные работы - самостоятельные, контрольные, отзывы о книгах, различные доклады и т.д.
Мое творчество – сюда мы размещаем творчество ребенка. Рисунки, поделки, его писательскую деятельность – сказки, рассказы, стихи. Про объемные работы тоже не забываем – фотографируем и добавляем к себе в портфолио. При желании, работы можно подписать – название, а также где участвовала работа (если выставлялась на конкурсе/выставке).
Мои достижения – делаем копии, и смело размещаем в этот раздел – похвальные листы, грамоты, дипломы, итоговые аттестационные ведомости, благодарственные письма и т.д.
Мои лучшие работы (Работы, которыми я горжусь) – сюда будут вкладываться работы, которые ребенок посчитает важными и ценными за целый год учебы. А оставшийся (менее ценный, по мнению ребенка) материал выкладываем, освобождая место для разделов для нового учебного года.
5. Отзывы и пожелания (Мои учителя обо мне) – это страничка для педагогов, где они могут написать свои отзывы и пожелания по проделанной работе или итогам успеваемости.
6. Содержание – на этом листе перечисляем все разделы, которые мы посчитали нужным включить с ребенком в портфолио.
Дополнительные страницы, которые можно приложить к портфолио:
- Я умею - описываем умения ребенка на данный этап (например, хорошо решает задачки, красиво рассказывает стихи и т.д.)
- Мои планы – ребенок ставит для себя определенные цели, чему бы он хотел научиться или улучшить какие-либо умения, в ближайшем будущем (например, научиться красиво писать, выучить английский алфавит и т.д.)
- Мой режим дня (Мой распорядок дня) – составьте с ребенком режим дня и постарайтесь придерживаться его
- Техника чтения – здесь фиксируются все результаты проверок
- Табель успеваемости за учебный год
- Мои каникулы (Летний отдых, Каникулы) – краткий рассказ ребенка о том, как я провел лето. Не забываем про фото или рисунок об отдыхе
- Мои мечты
Шаблоны портфолио школьника
В целях ознакомления вы можете скачать портфолио ученика начальной школы.
|
Основные разделы портфолио:
- Моя автобиография
- Моя семья
- Мой город
- Мои друзья
- Мои увлечения
- Мой характер
- Моя начальная школа
- Мои успехи
- Моя средняя школа
- Мои любимые школьные предметы
- Я культурный человек
- Мое творчество
- Мои планы на будущее
- Мои каникулы
- Мои награды
- Мои итоги
- Отзывы и пожелания
Использование технологии «Портфолио» позволяет проследить индивидуальный прогресс ученика, помогает ему осознать свои сильные и слабые стороны, позволяет судить не только об учебных, но и о творческих и коммуникативных достижениях.
- Использование технологии «Портфолио» позволяет проследить индивидуальный прогресс ученика, помогает ему осознать свои сильные и слабые стороны, позволяет судить не только об учебных, но и о творческих и коммуникативных достижениях.
Портфолио в начальной школе представляет собой портфолио достижений: включает в себя лучшие результаты работы ученика. В него входят учебные достижения по предметам, коллекция работ, которые демонстрируют увлечения ребенка (рисунки, зарисовки опытов и наблюдений, сочинения о своих путешествиях, экскурсиях, о посещении выставок, спектаклей, фото и др.)
- “Портрет”, “Мои успехи в школе”, “Мои увлечения”, “Достижения”, «Работы, которыми я горжусь».
- Портфолио является важным мотивирующим фактором обучения. Он нацеливает ребенка на демонстрацию творческого роста, на успех.
- Портфолио является важным мотивирующим фактором обучения. Он нацеливает ребенка на демонстрацию творческого роста, на успех.
- Таким образом, можно сказать, что применение современных образовательных технологий на уроках дают возможность ребёнку работать творчески, способствуют развитию любознательности, формируют творческую, социально – адаптивную личность школьника на основе использования системы инновационной оценки «Портфолио», повышают активность, приносят радость, формируют у ребёнка желание учиться и следовательно, повышается качество знаний по предмету.
- «Тот, кто обращаясь к старому, способен открывать новое, достоин быть учителем». Конфуций
- Портфолио ученика начальной школы http://neuch.org/files/portfolio-uchenika-nachalnojj-shkoly
- Портфолио ученика – что это такое? http://nfvestnik.ru/index.php?id=4800
- Людмила Орлова. Портфолио школьника http://www.solnet.ee/parents/p1_61_3.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа "Формирование творческой социально-активной личности"
Авторская Программа "Формирование творческой социально-активной личности" осуществляется несколько лет. Результаты деятельности как классного руководителя и руководителя кафедры "Воспитание" легл...
«Проектная деятельность в воспитательном процессе как способ формирования творческой, самоопределяющейся, саморазвивающейся личности школьника»
lПроектная деятельность помогает развивать самостоятельность мышления, творческие возможности, способность к самоорганизации, созиданию, сотрудничеству. Это такие качества личности, которые обес...
Методическая разработка "Формирование коммуникативных и информационных компетенций на основе использования элементов инновационных образовательных технологий в условиях социально-культурной среды курса"
В соответствии с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России воспитание ориентировано ...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ: «Формирование коммуникативных и информационных компетенций на основе использования элементов инновационных образовательных технологий в условиях социально-культурной среды курса»
Программа модернизации образования определяет цели образования таким образом, чтобы они соответствовали интересам общества в целом, интересам самих обучающихся и давали ориентиры как педагогам, так и ...
Методическая тема: Иностранный язык как средство формирования социально - адаптивной личности в современном образовательном пространстве.
Cтатья по методической теме...
«Проектная деятельность в воспитательном процессе как способ формирования творческой, самоопределяющейся, саморазвивающейся личности школьника»
Увидев возможности, которые открывает перед учителем и воспитанником проектная деятельность, я решила использовать данный метод обучения...