Основы самостоятельного анализа текста как путь к творческому развитию личности школьника.
опыты и эксперименты по литературе (9 класс) на тему

Ткаченко Марина Владимировна

Опыт экспериментальной работы по развитию навыков самостоятельного анализа публицистического текста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Основы самостоятельного анализа текста как путь к творческому развитию личности школьника.

На изучение  литературы в средней школе отводится от 70 до 105 часов в каждом классе.  Но. к сожалению, многие учащиеся так и не овладевают методами самостоятельного анализа текста Для того, чтобы прояснить вопрос о путях решения данной проблемы, в 9-м классе одной нашей школы был проведён обучающий эксперимент. Мысль о нем подсказала статья аспиранта НИИ психологии И.Н.Золотаревой о развитии самостоятельного анализа текста. Этапами программы, на  основе которой осуществлялось экспериментальное обучение, предусматривали следующие этапы работы с публицистическими текстами:

  1. предварительная ориентировка а задачах и способах самостоятельной работы;
  2. анализ языковой формы;
  3. анализ текста как системы высказываний;
  4. анализ текста как логической формы
    изложения мыслей;
  5. анализ предметного содержания;
  6. систематизация способов анализа текста.

На    1-м    этапе    необходимо    было    дать учащимся общее представление о значении самостоятельной работы с литературой, о ее целях и основных способах ее оформления.

Задача 2-го и 3-го этапов — сформировать способы анализа текста на уровне лингвистической организации. Задача  анализа текста как системы высказываний состояла в том, чтобы выявит его структуру  как предикативной единицы речи. т. е.  выделить текстовой субъект (С) — то, о чём говорится (предмет, о мотором идет речь), и текстовой предикат (П), то, что  говорится о субъекте (содержание сообщения), а также смысловую связь между ними.

4-й и 5-й этапы предусматривали выполнение упражнений различных типов речевых сообщений.

На заключительном, 6-м этапе программа предусматривала  систематизацию способов работы с текстом.

Класс, в  котором проводился эксперимент по предложенной программе, назовем  экспериментальным (9 «А»).  Для сравнения результатов один из уроков провели в другом классе — контрольном (в 9 «Б»)

Старшеклассникам было предложено самостоятельно изучить статью Е. Тагер «О Мандельштаме». Учитель предупредил, что автор статьи затрагивает вопросы, которые на уроке литературы не рассматривались, поэтому необходимо не просто прочитать статью, а хорошо разобраться в её содержании.

После первичного прочтения статьи учащимися,  учителем были предложены примерные вопросы и задания для учащихся, способствующие глубокому анализу публицистической статьи.

1. Найдите слова и выражения, понимание которых вызывает у вас затруднение, уточните их значение по словарю, подберите синонимы,    антонимы,    составьте с ними    предложения.

2 В каждом абзаце текста найдите текстовой субъект и языковой материал, к нему относящийся, определите лексическую и грамматическую связь связь между субъектом и предикатом. Укажите слова, расширяющие, дополняющие, уточняющие значения субъекта и предиката, попробуйте заменить их синонимичными выражениями.

3.        Определите, какая связь существует между субъектом первого абзаца и второго, второго и третьего и т. д. (противостоят друг другу, дополняют, уточняют). То же проделайте с предикатом. Найдите в теисте утверждения, рассуждения,  предположения.

4. Составьте план и перескажите по нему текст.

5. Что нового вы узнали из текста? Выразите всё содержание одним-двумя предложениями. Сделайте свой «сжатый» вариант теиста в виде конспекта.

После конспектирования статьи учащиеся должны были выполнить три контрольных задания:

-составить план текста;

-выделить основную мысль и указать основания, на которые она опирается;     --объяснить понятие «творческая     индивидуальность      поэта».

      Проверяя качество конспектов,  учитель  подсчитывал количество смысловых элементов текста, отражённых в них, полноту отражения всех микротем содержания статьи. В экспериментальной группе оно составило 91 процент, а контрольной — 72 процента. Таким образом, если судить по полноте отражения микротем исходного текста в конспекте,  есть незначительные различия между экспериментальной и контрольной группами в 19 процентов.

        Среди микротем исходного текста, отраженных в полной мере в конспектах учащихся, были следующие: «Первое знакомство с юным поэтом», «Камень» - книжка Мандельштама», «Первый после Пушкина поэт с сильным, пристальным зрением», «Мандельштам для автора открыл ритм как основу поэтической речи…», «Благодарность поэту», «Первое знакомство пот телефону», «Творческие встречи с любителями русской поэзии», «Представление Осипа М. Сергеем Эфроном», «На войну? Мой камень не для этой пращи!», «Революция назревает!», «Стихи-заклинание о войне», «Мандельштам в ряду лучших русских поэтов», «Внутренний эмигрант» обречен», «Я – современник Ахматовой!», «История с избиением жены Мандельштама», «Репрессии», «Стихи воронежского цикла», «Смерть от нервного истощения», «Ты вернешься на зеленые луга!» и др.

Показатели же отражения логической структуры рассматриваемого текста оказались существенно различными. Очевидно, именно логическая структура изложения или рассуждения  для большинства девятиклассников явилась тем –параметром,  который  учащиеся посчитали главенствующим в анализе, первостепенным. Именно опора на логику содержания текста была ориентирована программа обучения.  Уже по общему числу структурных элементов рассуждения экспериментальная группа значительно превосходит контрольную: 87  и 56 процентов. Успешная ориентация в структуре публицистических текстов послужит хорошим подспорьем на этапе итоговой аттестации при написании изложения и сочинения.

Ещё более существенные различия обнаруживаются при сопоставлении результатов задания, требовавшего раскрыть содержание понятия «творческая индивидуальность поэта». В экспериментальной группе адекватную формулировку дали 76 процентов учащихся, а контрольной — 24 процента (а  33 процента не дали никакой более или менее внятной формулировки вообще).

        Выводом проведенного эксперимента считаю твердую убежденность в том, что самостоятельному анализу текстов различных типов, стилей и направлений необходимо учить не в 9 классе, а гораздо раньше, желательно уже в младшей школе. На пути постижения секретов самостоятельного анализа следует придерживаться системы мероприятий, предусматривающих как постановку первичной цели анализа речевого продукта,  так и ее реализацию через подходящие языковые формы. При этом рассматривать текст необходимо как систему выстроенных в определенной логической последовательности микротем. Через анализ текста становится возможным определение признаков авторского стиля писателя, поэта и разгадка тайны мастерства полюбившегося автора.

Использованная литература:

  1. И.Н.Золотарева. Основы самостоятельного анализа текста //Русский язык и литература: Вып. 4 - М, 1990
  2. Е. Тагер. О Мандельштаме // Наше наследие: Вып.6 –М.,1988

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ текста на уроках литературы как средство духовного становления и развития личности школьника

Статья содержит разработку урока на тему : "Иван Александрович Гончаров Жизнь и творчество. (Обзор).Роман «Обломов». Хорошее и дурное в характере Обломова."...

Анализ воспитательной работы в школе-интернат «Развитие творческого потенциала личности школьника через систему воспитательной работы»

Воспитание детей – рискованное дело,   ибо в случае удачи последняя приобретена ценою большого труда и заботы, в случае же неудачи – горе, несравнимо ни с каким другим.Демокрит...

Развитие и становление гармоничной всесторонне развитой личности школьника путем внедрения целевого географического образования

Статья знакомит нас с тем, что внедрение целевого географического образования позволяет развивать гармоничную, развитую личность.  И именно изучение географии в школе позволяет сформировать компл...

Доклад "Интеграция изобразительного искусства и информационных технологий как фактор творческого развития личности школьника"

В условиях модернизации системы школьного образования одной из актуальных задач, диктуемых социальным заказом общества, является развитие творческих способностей ребенка. Действенным средством решения...

АНАЛИТИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО МЕТОДИЧЕСКОЙ ТЕМЕ« ЭСТЕТИЧЕСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ И ТВОРЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА НА УРОКАХ МУЗЫКИ В ШКОЛЕ »

ВВЕДЕНИЕНа сегодняшний день термин «социализация» получил широкую распространённость, но до сих пор не имеет однозначного толкования. Самое распространённое определение даётся в Российской педаго...

Педагогический опыт Тема: «Филологический анализ текста как путь к успешному развитию компетенции учащихся в области русской словесности»

Педагогический опытТема:«Филологический анализ текста как путь к успешному развитию компетенции учащихся в области русской словесности»...