Рекомендации логопеда по исправлению дисграфии у младших школьников
презентация к уроку по теме
Познакомить учителей начальных классов с различными видами дисграфических ошибок и методами их устранения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rekomendatsii_logopeda_uchitelyam_nachalnykh_klassov.pptx | 2.81 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Дисграфия — это частичное специфическое нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций , участвующих в процессе письма.
Причины дисграфии органическое повреждение корковых зон головного мозга, участвующих в процессе чтения и письма, запаздывание созревания этих систем мозга, нарушением их функционирования. длительные соматические заболевания детей в ранний период их развития
неблагоприятные внешние факторы неправильная речь окружающих, двуязычие, недостаточное внимание к развитию речи ребенка в семье, недостаточность речевых контактов, неблагоприятная семейная обстановка.
Письмо - это многоуровневый процесс . Структура этого процесса зависит от вида письма. диктант списывание изложение и сочинение
Диктант 1. Восприятие слуховое: Услышать фразу Запомнить Повторить 2. Анализ и синтез: Разбить фразу на слова. Последовательно выделять каждый звук Вспомнить букву, обозначающую этот звук. Вспомнить, как пишется слово. Представить «печатный» образ слова.
3. Письмо: Чётко и последовательно диктовать себе по слогам. Писать буквы, используя визуальный и кинестетический контроль. 4. Проверка: Пробежать глазами, проговаривая внутри себя, следить ручкой, чтобы удержать полный контроль над письмом – зрительный, аудиальный, кинестетический.
Списывание 1. Восприятие зрительное: Прочитать фразу, Запомнить Повторить 2. Анализ и синтез: 3.Письмо. (Типичная ошибка – дети «перерисовывают» по одной букве не только не диктуя себе, но даже не прочитывая слово).
Сочинение и изложение 1.Конструирование Внутреннее оформление мысли в слова. Повторение и выделение части этой мысли. Составление предложения. Внешнее проговаривание части предложения. 2. Анализ и синтез. 3 .Письмо: 4 . Проверка:
Акустическая дисграфия: Замены букв, обозначающих акустически сходные звуки . Причины: Затруднения в слуховой дифференциации звуков речи. Нарушения произношения ( не всегда).
Типичные ошибки Замены звонких согласных парными глухими и наоборот («томик» вместо «домик» или «удюг» вместо «утюг»). Замены мягких согласных соответствующими твердыми и наоборот («ден» вместо «день» или «клюмба» вместо «клумба»). Разнообразные замены в группах свистящих (С, 3, Ц) и шипящих (Ш, Ж, Ч, Щ) звуков: «сапка» вместо «шапка»; «зук» вместо «жук»; Разнообразные буквенные замены в группе сонорных согласных (Р, РЬ, Л, ЛЬ): «глачи» вместо «грачи»; «ледиска» вместо «редиска»; Орфографические ошибки (Парные согласные. Смягчение согласных при помощи гласных и мягкого знака)
Искажение звуко-слоговой структуры слов и нарушение границ между словами. Затруднения в анализе речевого потока. Недостаточное овладение навыками языкового анализа и синтеза .
Типичные ошибки пропуски букв в словах («лто» вместо «лето»); вставка лишних букв («стлол» вместо «стол») перестановка букв («вебра» вместо «верба»)» пропуск слогов в словах («гова» вместо «голова»); . вставка лишних слогов («гололова»); перестановка слогов («мотолок» вместо«молоток») слияние нескольких слов в одно слово («детиигралиналугу»); разделение одного слова на части («у тюг», «о кно»).
Приёмы формирования звукового анализа и синтеза различать гласные- согласные, определять твёрдость-мягкость согласных, последовательно называть звуки в слоге, составлять схему слога. Делить слова на слоги, определять количество слогов и их последовательность. Выделять гласные, Определять количество звуков в каждом слоге и общее количество звуков в слове.
Последовательно называть звуки в слове, определять каким по счёту стоит заданный звук. Составлять схему слова. Узнавать слова, предъявленные в виде последовательно произнесенных звуков или слогов. Образовывать новые слова с помощью « наращивания » звуков, слогов ( рот – крот, пол – полка) Образовать новые слова путем замены в слове первого звука на какой-либо другой звук, слог (дом –сом, лом; сок –песок –носок) Письменные задания: вставить пропущенную букву, выбрать нужную букву, найти «опасные буквы».
Упражнения для преодоления замен букв. Писать под диктовку по 3 слога (ша-са-ша, ми-мы-ми) Определить каким по счёту стоит звук в слове , затем написать слово и проверить ( с- 5 , ш- 3 – пушистый). Графический диктант - составить схему предложения и подписать буквы С-Ш над теми словами в которых есть эти звуки. Записать диктуемые слова в два столбика под буквой С или Ш. Выбрать или придумать и записать слова с буквой С, а затем — с буквой Ш. Выбрать или придумать и записать слова, в которых содержатся сразу оба дифференцируемых звука Вставить вместо точек пропущенные в словах буквы С или Ш (капу-та, ко-ка, -умка)
Оптическая дисграфия Замена букв по принципу оптического сходства и искажённое их написание Ребенок, как бы не видит разницы в начертании оптически сходных букв , что и приводит к их заменам на письме или к неправильному написанию некоторых букв.
Буквы, состоящие из однотипных элементов. в рукописном шрифте это : г, п, т, р; и, ш ; ц, щ ; б, в, д, у, з буквы отличаются различным количеством совершенно одинаковых элементов (и, ш, ц, щ) , разным расположением их в пространстве (ш, т, в, д) кроме одинаковых, есть дополнительные элементы (и, ц; ш, щ).
Типичные ошибки В недописывании элементов букв В добавлении лишних элементов. В написании вместо нужного элемента относительно сходного с ним. В неправильном расположении элементов букв в пространстве по отношению друг к другу. Полные буквенные замены касаются в основном сходных по начертанию букв .
Для различения сходных по начертанию букв можно предложить следующие задания: Сравнить картинки, найди отличия. «Зашумлённые» рисунки – найди птиц среди ветвей. Выбор из всех букв алфавита, сходных по начертанию букв. Называние написанных рядом сходных по начертанию букв (печатных и рукописных). Узнавание недописанных букв.
Узнавание букв, наложенных друг на друга. Конструирование букв из элементов . Найди неправильные буквы. Переделать букву, сделать из одной буквы другую. Письмо под диктовку оптически сходных букв, а также слогов и слов, включающих эти буквы. Расшифруй слово. Найди ошибки.
Расшифруй и запиши слова. 1 = б ! = д по!1оро!ок, 1лю!о, 1у!ильник, !о1ро!ушный. 2 = п 3 = т 2арЗа, 2лоЗник, 2оЗо2, 2лоЗ. || - п ||| - т ||ор|||ной ||ос|||авил за||ла|||ку на ||аль|||о. Исправь ошибки, найди правильное слово. бубина дудина будина бидуна дубина дубна Найди и исправь ошибки Воп таучок тлепёт понкую паупинку. Обнажбы лесоруды свалили дуд.
Расшифруй и запиши слова. Найди лишнее слово стул кресло муха шкаф
Аграмматическая дисграфия Задержка речевого развития Бедный словарный запас и неумение грамматически правильно связывать слова между собой.
Основные направления работы: Уточнение и обогащение словаря. Подобрать синонимы, антонимы. Подобрать глагол, прилагательное к существительному. Образовывать прилагательное от существительного. Образовывать глаголы с различными приставками.
Формирование структуры предложения Составление графической схемы предложения. Изменение порядка слов в предложении. Изменить одно слово в предложении. Дополнить предложение. Увеличивать предложение по одному слову. Считать слова в предложении. Назвать 3, 2, 5 и т.д. слово в предложении. Сократить предложение по одному слову. Составить из слов предложение.
Приёмы направленные на формирование орфографической зоркости. Прочитай, запомни написание. Закрой глаза и повтори орфографически. Прочитай, назови «опасные» буквы и объясни почему надо писать именно эту букву. Проверять от конца к началу предложения.
Подчеркивать дугами слоги - слияния и полоской согласный без гласного. (ка-пу-с-та). Найди правильное слово среди неправильных. Сравни предложения (с ошибками и без ошибок). Найди ошибки. Найди ошибки самостоятельно. Спиши, выделяя «опасные» буквы. Спиши, пропуская «опасные» буквы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ СМЕШАННОЙ ДИСГРАФИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ (1 – 4 классов)
За последние годы среди учащихся, поступающих в начальные классы , значительно увеличилось число детей с различными отклонениями в речевом развитии. С началом обучения...
Методические рекомендации для педагогов по использованию дидактических игр в процессе устранения дисграфии у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.
В данных рекомендациях представлены некоторые игры и упражнения, которые направлены на устранение дисграфии у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью...
Статья "О некоторых видах логопедической работы, используемых при коррекции смешанной дисграфии у младших школьников"
Статья из опыта работы по коррекции смешанной дисграфии...
Методические рекомендации по коррекции смешанной дисграфии у младших школьников с ОВЗ.
В практике моей работы чаще всего встречается смешанная дисграфия, в основе которой лежит несформированность сразу нескольких операций письма , поэтому при смешанной дисграфии приёмы коррекционной раб...
РЕКОМЕНДАЦИИ ЛОГОПЕДА ПО ИСПРАВЛЕНИЮ ДИСГРАФИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
РЕКОМЕНДАЦИИЛОГОПЕДА ПО ИСПРАВЛЕНИЮ ДИСГРАФИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.Цель: Познакомить учителей начальных классов с различными видами дисграфических ошибок и методами их устранения Дисграфия — это ...
Статья по логопедии: "Причины появления дисграфии у младших школьников"
В статье описываются извесные науки причины появления дисграфии у детей младшего школьного возраста....
Методические рекомендации по коррекции смешанной дисграфии у младших школьников с ОВЗ.
В практике моей работы чаще всего встречается смешанная дисграфия, в основе которой лежит несформированность сразу нескольких операций письма , поэтому при смешанной дисграфии приёмы корр...