РЕКОМЕНДАЦИИ ЛОГОПЕДА ПО ИСПРАВЛЕНИЮ ДИСГРАФИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
консультация ( класс) по теме
РЕКОМЕНДАЦИИ
ЛОГОПЕДА ПО ИСПРАВЛЕНИЮ ДИСГРАФИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.
Цель:
Познакомить учителей начальных классов с различными видами дисграфических ошибок и методами их устранения
Дисграфия — это частичное специфическое нарушение процесса письма,
проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма.
Причины дисграфии
• органическое повреждение корковых зон головного мозга, участвующих в процессе чтения и письма,
• запаздывание созревания этих систем мозга,
• нарушением их функционирования.
• длительные соматические заболевания детей в ранний период их развития
Неблагоприятные внешние факторы
• неправильная речь окружающих,
• двуязычие,
• недостаточное внимание к развитию речи ребенка в семье,
• недостаточность речевых контактов,
• неблагоприятная семейная обстановка.
Три основных вида дисграфии:
- Акустическая дисграфия
- Оптическая дисграфия
- Аграмматическая дисграфия
1. Акустическая дисграфия:
Замены букв, обозначающих акустически сходные звуки
. Причины:
• Затруднения в слуховой дифференциации звуков речи.
• Нарушения произношения ( не всегда).
Типичные ошибки
• Замены звонких согласных парными глухими и наоборот («томик» вместо «домик» или «удюг» вместо «утюг»).
• Замены мягких согласных соответствующими твердыми и наоборот («ден» вместо «день» или «клюмба» вместо «клумба»).
• Разнообразные замены в группах свистящих (С, 3, Ц) и шипящих (Ш, Ж, Ч, Щ) звуков: «сапка» вместо «шапка»; «зук» вместо «жук»;
• Разнообразные буквенные замены в группе сонорных согласных (Р, РЬ, Л, ЛЬ): «глачи» вместо «грачи»; «ледиска» вместо «редиска»;
• Орфографические ошибки (Парные согласные. Смягчение согласных при помощи гласных и мягкого знака)
• (еще одна из ошибок акустической дисграфии) Искажение звуко-слоговой структуры слов и нарушение границ между словами
- Затруднения в анализе речевого потока.
- Недостаточное овладение навыками языкового анализа и синтеза.
Типичные ошибки
• пропуски букв в словах («лто» вместо «лето»);
• вставка лишних букв («стлол» вместо «стол»)
• перестановка букв («вебра» вместо «верба»)»
• пропуск слогов в словах («гова» вместо «голова»); .
• вставка лишних слогов («гололова»);
• перестановка слогов («мотолок» вместо«молоток»)
• слияние нескольких слов в одно слово
• («детиигралиналугу»);
• разделение одного слова на части («у тюг», «о кно»).
Приёмы формирования звукового анализа и синтеза на уроке письма
• различать гласные- согласные,
• определять твёрдость-мягкость согласных,
• последовательно называть звуки в слоге,
• составлять схему слога.
• Делить слова на слоги, определять количество слогов и их последовательность.
• Выделять гласные,
• Определять количество звуков в каждом слоге и общее количество звуков в слове.
• Последовательно называть звуки в слове, определять каким по счёту стоит заданный звук.
• Составлять схему слова.
• Узнавать слова, предъявленные в виде последовательно произнесенных звуков или слогов.
• Образовывать новые слова с помощью «наращивания» звуков, слогов ( рот – крот, пол – полка)
• Образовать новые слова путем замены в слове первого звука на какой-либо другой звук, слог (дом –сом, лом; сок –песок –носок)
• Письменные задания: вставить пропущенную букву, выбрать нужную букву, найти «опасные буквы».
Упражнения для преодоления замен букв.
• Писать под диктовку по 3 слога (ша-са-ша, ми-мы-ми)
• Определить каким по счёту стоит звук в слове, затем написать слово и проверить ( с-5, ш-3 – пушистый).
• Графический диктант - составить схему предложения и подписать буквы С-Ш над теми словами в которых есть эти звуки.
• Записать диктуемые слова в два столбика под буквой С или Ш.
• Выбрать или придумать и записать слова с буквой С, а затем — с буквой Ш.
• Выбрать или придумать и записать слова, в которых содержатся сразу оба дифференцируемых звука
• Вставить вместо точек пропущенные в словах буквы С или Ш (капу-та, ко-ка, -умка)
•
2. Оптическая дисграфия
Замена букв по принципу оптического сходства и искажённое их написание
• Ребенок, как бы не видит разницы в начертании оптически сходных букв, что и приводит к их заменам на письме или к неправильному написанию некоторых букв.
Буквы, состоящие из однотипных элементов.
• в рукописном шрифте это:
г, п, т, р; и, ш ; ц, щ ; б, в, д, у, з
• буквы отличаются различным количеством совершенно одинаковых элементов
(и, ш, ц, щ),
• разным расположением их в пространстве
(ш, т, в, д)
• кроме одинаковых, есть дополнительные элементы
(и, ц; ш, щ).
Типичные ошибки
• В недописывании элементов букв
• В добавлении лишних элементов.
• В написании вместо нужного элемента относительно сходного с ним.
• В неправильном расположении элементов букв в пространстве по отношению друг к другу.
• Полные буквенные замены касаются в основном сходных по начертанию букв.
Для различения сходных по начертанию букв можно предложить следующие задания:
• Сравнить картинки, найди отличия.
• «Зашумлённые» рисунки – найди птиц среди ветвей.
• Выбор из всех букв алфавита, сходных по начертанию букв.
• Называние написанных рядом сходных по начертанию букв (печатных и рукописных).
• Узнавание недописанных букв.
• Узнавание букв, наложенных друг на друга.
• Конструирование букв из элементов.
• Найди неправильные буквы.
• Переделать букву, сделать из одной буквы другую.
• Письмо под диктовку оптически сходных букв, а также слогов и слов, включающих эти буквы.
• Расшифруй слово.
• Найди ошибки.
• Расшифруй и запиши слова.
1 = б ! = д по!1оро!ок, 1лю!о, 1у!ильник, !о1ро!ушный.
2 = п 3 = т 2арЗа, 2лоЗник, 2оЗо2, 2лоЗ.
|| - п ||| - т ||ор|||ной ||ос|||авил за||ла|||ку на ||аль|||о.
• Исправь ошибки, найди правильное слово.
бубина дудина будина бидуна дубина дубна
• Найди и исправь ошибки
Воп таучок тлепёт понкую паупинку. Обнажбы лесоруды свалили дуд.
Расшифруй и запиши слова.
Найди лишнее слово
стул
кресло
муха
шкаф
Аграмматическая дисграфия
Задержка речевого развития
Бедный словарный запас
и неумение грамматически правильно
связывать слова между собой.
Основные направления работы:
Уточнение и обогащение словаря.
• Подобрать синонимы, антонимы.
• Подобрать глагол, прилагательное к существительному.
• Образовывать прилагательное от существительного.
• Образовывать глаголы с различными приставками.
Формирование структуры предложения
• Составление графической схемы предложения.
• Изменение порядка слов в предложении.
• Изменить одно слово в предложении.
• Дополнить предложение.
• Увеличивать предложение по одному слову.
• Считать слова в предложении. Назвать 3, 2, 5 и т.д. слово в предложении.
• Сократить предложение по одному слову.
• Составить из слов предложение.
Приёмы направленные на формирование орфографической зоркости.
• Прочитай, запомни написание. Закрой глаза и повтори орфографически.
• Прочитай, назови «опасные» буквы и объясни почему надо писать именно эту букву.
• Проверять от конца к началу предложения.
• Подчеркивать дугами слоги - слияния и полоской согласный без гласного. (ка-пу-с-та).
• Найди правильное слово среди неправильных.
• Сравни предложения (с ошибками и без ошибок). Найди ошибки.
• Найди ошибки самостоятельно.
• Спиши, выделяя «опасные» буквы.
• Спиши, пропуская «опасные» буквы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
disgrafiya.pptx | 2.69 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Дисграфия — это частичное специфическое нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций , участвующих в процессе письма.
Причины дисграфии органическое повреждение корковых зон головного мозга, участвующих в процессе чтения и письма, запаздывание созревания этих систем мозга, нарушением их функционирования. длительные соматические заболевания детей в ранний период их развития
неблагоприятные внешние факторы неправильная речь окружающих, двуязычие, недостаточное внимание к развитию речи ребенка в семье, недостаточность речевых контактов, неблагоприятная семейная обстановка.
Акустическая дисграфия: Замены букв, обозначающих акустически сходные звуки . Причины: Затруднения в слуховой дифференциации звуков речи. Нарушения произношения ( не всегда).
Типичные ошибки Замены звонких согласных парными глухими и наоборот («томик» вместо «домик» или «удюг» вместо «утюг»). Замены мягких согласных соответствующими твердыми и наоборот («ден» вместо «день» или «клюмба» вместо «клумба»). Разнообразные замены в группах свистящих (С, 3, Ц) и шипящих (Ш, Ж, Ч, Щ) звуков: «сапка» вместо «шапка»; «зук» вместо «жук»; Разнообразные буквенные замены в группе сонорных согласных (Р, РЬ, Л, ЛЬ): «глачи» вместо «грачи»; «ледиска» вместо «редиска»; Орфографические ошибки (Парные согласные. Смягчение согласных при помощи гласных и мягкого знака)
Искажение звуко-слоговой структуры слов и нарушение границ между словами. Затруднения в анализе речевого потока. Недостаточное овладение навыками языкового анализа и синтеза .
Типичные ошибки пропуски букв в словах («лто» вместо «лето»); вставка лишних букв («стлол» вместо «стол») перестановка букв («вебра» вместо «верба»)» пропуск слогов в словах («гова» вместо «голова»); . вставка лишних слогов («гололова»); перестановка слогов («мотолок» вместо«молоток») слияние нескольких слов в одно слово («детиигралиналугу»); разделение одного слова на части («у тюг», «о кно»).
Приёмы формирования звукового анализа и синтеза различать гласные- согласные, определять твёрдость-мягкость согласных, последовательно называть звуки в слоге, составлять схему слога. Делить слова на слоги, определять количество слогов и их последовательность. Выделять гласные, Определять количество звуков в каждом слоге и общее количество звуков в слове.
Последовательно называть звуки в слове, определять каким по счёту стоит заданный звук. Составлять схему слова. Узнавать слова, предъявленные в виде последовательно произнесенных звуков или слогов. Образовывать новые слова с помощью « наращивания » звуков, слогов ( рот – крот, пол – полка) Образовать новые слова путем замены в слове первого звука на какой-либо другой звук, слог (дом –сом, лом; сок –песок –носок) Письменные задания: вставить пропущенную букву, выбрать нужную букву, найти «опасные буквы».
Упражнения для преодоления замен букв. Писать под диктовку по 3 слога (ша-са-ша, ми-мы-ми) Определить каким по счёту стоит звук в слове , затем написать слово и проверить ( с- 5 , ш- 3 – пушистый). Графический диктант - составить схему предложения и подписать буквы С-Ш над теми словами в которых есть эти звуки. Записать диктуемые слова в два столбика под буквой С или Ш. Выбрать или придумать и записать слова с буквой С, а затем — с буквой Ш. Выбрать или придумать и записать слова, в которых содержатся сразу оба дифференцируемых звука Вставить вместо точек пропущенные в словах буквы С или Ш (капу-та, ко-ка, -умка)
Оптическая дисграфия Замена букв по принципу оптического сходства и искажённое их написание Ребенок, как бы не видит разницы в начертании оптически сходных букв , что и приводит к их заменам на письме или к неправильному написанию некоторых букв.
Буквы, состоящие из однотипных элементов. в рукописном шрифте это : г, п, т, р; и, ш ; ц, щ ; б, в, д, у, з буквы отличаются различным количеством совершенно одинаковых элементов (и, ш, ц, щ) , разным расположением их в пространстве (ш, т, в, д) кроме одинаковых, есть дополнительные элементы (и, ц; ш, щ).
Типичные ошибки В недописывании элементов букв В добавлении лишних элементов. В написании вместо нужного элемента относительно сходного с ним. В неправильном расположении элементов букв в пространстве по отношению друг к другу. Полные буквенные замены касаются в основном сходных по начертанию букв .
Для различения сходных по начертанию букв можно предложить следующие задания: Сравнить картинки, найди отличия. «Зашумлённые» рисунки – найди птиц среди ветвей. Выбор из всех букв алфавита, сходных по начертанию букв. Называние написанных рядом сходных по начертанию букв (печатных и рукописных). Узнавание недописанных букв.
Узнавание букв, наложенных друг на друга. Конструирование букв из элементов . Найди неправильные буквы. Переделать букву, сделать из одной буквы другую. Письмо под диктовку оптически сходных букв, а также слогов и слов, включающих эти буквы. Расшифруй слово. Найди ошибки.
Расшифруй и запиши слова. 1 = б ! = д по!1оро!ок, 1лю!о, 1у!ильник, !о1ро!ушный. 2 = п 3 = т 2арЗа, 2лоЗник, 2оЗо2, 2лоЗ. || - п ||| - т ||ор|||ной ||ос|||авил за||ла|||ку на ||аль|||о. Исправь ошибки, найди правильное слово. бубина дудина будина бидуна дубина дубна Найди и исправь ошибки Воп таучок тлепёт понкую паупинку. Обнажбы лесоруды свалили дуд.
Расшифруй и запиши слова. Найди лишнее слово стул кресло муха шкаф
Аграмматическая дисграфия Задержка речевого развития Бедный словарный запас и неумение грамматически правильно связывать слова между собой.
Основные направления работы: Уточнение и обогащение словаря. Подобрать синонимы, антонимы. Подобрать глагол, прилагательное к существительному. Образовывать прилагательное от существительного. Образовывать глаголы с различными приставками.
Формирование структуры предложения Составление графической схемы предложения. Изменение порядка слов в предложении. Изменить одно слово в предложении. Дополнить предложение. Увеличивать предложение по одному слову. Считать слова в предложении. Назвать 3, 2, 5 и т.д. слово в предложении. Сократить предложение по одному слову. Составить из слов предложение.
Приёмы направленные на формирование орфографической зоркости. Прочитай, запомни написание. Закрой глаза и повтори орфографически. Прочитай, назови «опасные» буквы и объясни почему надо писать именно эту букву. Проверять от конца к началу предложения.
Подчеркивать дугами слоги - слияния и полоской согласный без гласного. (ка-пу-с-та). Найди правильное слово среди неправильных. Сравни предложения (с ошибками и без ошибок). Найди ошибки. Найди ошибки самостоятельно. Спиши, выделяя «опасные» буквы. Спиши, пропуская «опасные» буквы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ СМЕШАННОЙ ДИСГРАФИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ (1 – 4 классов)
За последние годы среди учащихся, поступающих в начальные классы , значительно увеличилось число детей с различными отклонениями в речевом развитии. С началом обучения...
Методические рекомендации для педагогов по использованию дидактических игр в процессе устранения дисграфии у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.
В данных рекомендациях представлены некоторые игры и упражнения, которые направлены на устранение дисграфии у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью...
Статья "О некоторых видах логопедической работы, используемых при коррекции смешанной дисграфии у младших школьников"
Статья из опыта работы по коррекции смешанной дисграфии...
Система упражнений для преодоления дисграфии у младших школьников
За основу была взята система занятий, изложенная в пособии Мазановой Е.В....
Факторы, средства, методы и приемы коррекции дисграфии у младших школьников
Особый интерес к изучению дисграфии связан с тем, что она является специфическим расстройством речевой деятельности у детей и, одновременно, нарушением усвоения и функционирования одного из важнейших ...
«Современные методы или технологии преодоления аграмматической дисграфии у младших школьников в условиях логопункта»
Предлагаемая презентация содержит рекомендации к проведению логопедического массажа родителями и педагогами. А так же обзор методической литературы по теме....
Рекомендации логопеда по исправлению дисграфии у младших школьников
Познакомить учителей начальных классов с различными видами дисграфических ошибок и методами их устранения....