Деятельностный подход к освоению содержания образования при подготовке учащихся к ВОУД и ЕНТ
статья на тему
Предварительный просмотр:
Деятельностный подход к освоению содержания образования
при подготовке учащихся к ВОУД и ЕНТ
Деятельностный подход представляет собой методологическое направление исследования, предполагающее описание, объяснение и проектирование различных предметов, подлежащих научному рассмотрению с позиции категории деятельности.
Деятельностный подход выступает одним из ведущих подходов в педагогике, так как позволяет изучить и описать особенности функционирования субъектов педагогического процесса, раскрыть характеристики и этапы их взаимодействия, выявить пути оптимизации современного образования. Результаты деятельностного подхода к обучению проявляются в соответствующей деятельности учащихся с учетом реальных учебных возможностей, возрастных особенностей и уровня развития, обученности и воспитанности.
Современная экономическая обстановка, сложившаяся в мировом сообществе, предъявляет определенные требования к будущему работнику, а пока школьнику.
Выпускник школы, который будет трудиться в постиндустриальном обществе, должен обладать определенными качествами, в частности:
- самостоятельно критически мыслить, уметь увидеть возникающие в реальном мире трудности и искать пути рационального их преодоления;
- владеть богатым словарным запасом, основанным на глубоком понимании гуманитарных и естественно-математических знаний;
- самостоятельно трудиться над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня;
- быть коммуникабельным.
Именно поэтому современная концепция содержания обучения в школе предусматривает формирование различных компетенций школьников, связанной с овладением всеми видами деятельности.
Однако существует ряд факторов, препятствующих формированию у школьников высокого уровня компетенций:
1. Дети сегодня становятся основными потребителями современной поп-культуры. Все это создает среду неблагоприятную и неуправляемую, но оказывающую достаточно сильное влияние на развитие общей культуры школьников. Современная общественная практика отучает детей думать, наблюдать, оценивать. В действующих учебниках коммуникативный аспект остается недостаточно разработанным.
2. Нет сомнения в том, что формирование собственно умений и навыков возможно лишь на базе прочных знаний и умений. Но именно здесь сосредоточена главная трудность и одна из причин потери интереса учащихся к нашим учебным предметам. Предметная теория и практика в большинстве современных учебников не дает целостного представления о системе предмета как средстве, орудии мысли, средстве выражения определенного смысла, средства отражения действительности средствами.
3. Существующая методика преподавания предметов в школе не устремлена на формирование коммуникативных потребностей у учащихся, мотивации к овладению и пользованию разнообразными речевыми средствами. Речь наших детей часто бедна просто потому, что они не испытывают потребности говорить более ярко и выразительно на любом предмете.
4. Используемые в настоящее время приемы и методы обучения направлены на ознакомление учеников с предметом, но не на практическое овладение им: немотивированность детей, небольшое количество учебных часов, отводимых на изучение, недостаточный тренинг умений и навыков приводят к тому, что учащиеся обычно знают о возможностях предмета, но не умеют этими знаниями пользоваться.
Попытаемся сформулировать условия составления системы заданий к учебным курсам, чтобы обозначить впоследствии, где и каким образом могут быть заложены основы системной интерактивности проведения занятий по подготовке учащихся к ЕНТ:
во-первых, задания должны быть скоординированы с общими целями и задачами курса и действительно способствовать их достижению;
во-вторых, задания должны быть выстроены в определенную систему последовательных шагов достижения цели, простейшим вариантом реализации которой является соблюдение принципа движения от простого к сложному;
в-третьих, задания должны быть разнообразны, чтобы максимально охватывать спектр формирующихся познавательных навыков и функционально полезных (с житейско-прагматической точки зрения) качеств, но в то же время их разнообразие не должно превышать некоего порога, определяющегося тем, что типы заданий в рамках курса должны неоднократно повторяться, что способствует закреплению формируемых навыков;
в-четвертых, задания, предлагаемые учащемуся, должны по уровню сложности соответствовать его познавательным возможностям, несколько превышая их таким образом, чтобы "укладываться" в зону ближайшего развития;
в-пятых, работа по выполнению учебного задания должна быть организована таким образом, чтобы максимально эффективно конвертировать потенциал задания в формируемые навыки учащихся.
Особое внимание обращает на себя последний пункт. Организация работы с учебным заданием оказывается сферой ответственности каждого преподавателя, поскольку эта работа выстраивается каждый раз, когда учащиеся «озадачиваются» выполнением какой-либо работы, неважно, является она контрольной или формирующей.
Именно поэтому основной целью является внедрение в учебный процесс деятельностных форм обучения. При этом деятельностные формы обучения рассматриваются как составляющая новой образовательной практики.
Под деятельностной составляющей учебного процесса понимается усиление роли самостоятельности учащихся, ориентация на активные методы обучения. Проведение учебных занятий с элементами деятельностного подхода, на наш взгляд, обеспечивает включенность каждого ученика в учебный процесс на уровне индивидуального мышления, действия, рефлексии, коммуникации.
Деятельностный компонент образовательного процесса предполагает:
1.Использование специальной системы упражнений. Упражнения распределяются по трем направлениям в соответствии с типом применяемых в них умственных операций: 1) аналитические, 2) аналитико-синтетические и 3) синтетические. Упражнения первого типа – аналитические – это коллективная (в классе) коммуникация с автором текста.
Второй тип – аналитико-синтетические упражнения. Такого рода упражнения помогают отрабатывать коммуникативные позиции слушателя (читателя), критика, управляющего и организатора коммуникации.
Третий тип – синтетические упражнения, с помощью которых ученик приобретает умение сочинять текст самостоятельно, быть автором, создавать речевое произведение, адекватное ситуации.
Главный результат выполнения всех типов упражнений: школьники овладевают способами действия с текстом, т.е. самостоятельно могут: понять главную мысль, максимально близкую авторской идее; восстановить конситуацию создания текста; объяснить приемы и средства, с помощью которых автор достигает реализации своего замысла; объяснить использование конкретных грамматических и стилистических средств для выражения замысла автора и создания образов; создать собственные тексты (устные и письменные), адекватные заданной речевой ситуации.
2. Введение в образовательный процесс интерактивных форм обучения: а) ролевая игра, б) модель ситуации, в) устные дискуссии, г) устная и (или) письменная газета, д) торг решений, е) опорный текст или опорный конспект, ж) игры.
3. Работа со зрительной опорой. Ситуации должны быть тематически разнообразными, включать самые разные – наиболее распространенные в жизни – темы и сюжеты. Основная цель работы с этим видом зрительной опоры – развитие наблюдательности.
4. Написание творческих работ на основе личных впечатлений. Методика этой работы следующая: 1) обдумывание темы творческой работы (возможно, вместе с детьми); 2) чтение творческих работ; 3) анализ.
Технология полноценного сотрудничества при подготовке к ЕНТ.
Не секрет, что зачастую хорошо подготовленный тест вызывает разочарование, так как ожидаемый учителем результат расходится с реальным. В чем дело? Нередко причина заключается в том, что учитель переоценил знания учащихся, предлагая выбранный им вариант тест. Чтобы избежать этого, можно предложить использовать технологию методики полноценного сотрудничества (10-11 классы), в этом случае у учащихся уже имеются знания по изучаемым темам.
Построение любого урока с использованием такой технологии выглядит приблизительно таким образом: учащиеся, заранее ознакомленные с тематикой будущего урока, должны составить тестовые вопросы, на которые они хотели бы получить ответы в ходе урока (такое задание можно выполнять в группе или индивидуально; дома (в виде опережающего задания) или прямо на уроке (этап мотивации). Оптимальное количество вопросов – 2 - 4. Далее в ходе обсуждения отбираются основные, которые необходимы для раскрытия темы и как отвечающие интересам учащихся. По характеру вопросов учитель еще до начала урока определяет уровень знаний и подготовки как отдельных учащихся, так и всего класса в целом и корректирует свои планы на данный урок. Работа над вопросами позволяет активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся, заставляя их не только вспомнить ранее изученный материал, но и разобраться в том, что им еще хотелось бы узнать на уроке. Таким образом, заинтересованным в конечном результате урока становится не только учитель, но и ученик. Составляя тестовые вопросы, ученики одновременно кратко формулируют причину, которая побудила их поставить этот вопрос. В более подготовленном классе можно предложить спрогнозировать возможный вариант решения выдвинутой ими проблемы. Этим мы не только оказываем им доверие, но и еще больше активизируем познавательный процесс.
В процессе объяснения нового материала ребята либо подтверждают или уточняют свои знания, либо опровергают их. По времени эта вводная часть урока занимает не более 5 -7 минут, максимум – 10. В данном случае лучше всего работать в группах по 2 - 4 человека (один готовит вопросы, другой – пояснения на их основе, третий прогнозирует результат. Сотрудничество в группе распределяют самостоятельно).
После завершения вводной части следует объяснение нового материала по любой возможной, соответствующей новому материалу и уровню подготовки класса технологии.
После объяснения – подведение итогов: учащиеся отвечают на вопросы:
а) получили или нет они ответы на свои вопросы;
б) в каком объеме они получили ответы;
в) как они могут оценить свои знания после урока.
Это задание выполняется самостоятельно. Для систематизации работы можно использовать таблицу:
Тема урока | Цель урока | Комментарий | Результат работы | Само оценка | ||
вопросы, поставленные в начале урока | почему и что хотел узнать | получил ли ответ | в каком объеме | остались ли после объяснения вопросы или возникли вновь? |
Проанализировав данную таблицу, учитель не только имеет представление о знаниях своих учеников, но и перспективы дальнейшей своей работы с ними, а также уровень адекватности их самооценки.
Особенность инновационных технологий заключается в том, что в этом случае главным действующим лицом на уроке становится ученик. Учитель же организует и стимулирует учебный процесс.
Технология контрольно-обучающего тестирования при подготовке к ЕНТ.
Одним из наиболее распространенных методических приемов в преподавании отдельных предметов при подготовке учащихся к ЕНТ сегодня является использование тестов. Причем тесты используют не только с целью осуществления контроля за ЗУН (знаниями, умениями и навыками), но и как контрольно-обучающий метод:
1. Перед изучением нового материала, чтобы определить уровень подготовленности класса к его восприятию (входной контроль) или выделить в проблеме основные смысловые блоки.
2. Организация групповой самостоятельной работы с источниками, в которых учащиеся ищут ответы на поставленные в тесте вопросы. В этом случае учащиеся должны не только определить правильный ответ, но и обосновать свой выбор.
3. Эффективна постановка задачи на самостоятельное составление тестов учащимися по пройденному материалу. В ходе контрольно-обучающего тестирования могут быть использованы и такие варианты, как работа экспертов из состава учащихся, перенос незавершенного тестирования на домашнее задание, работа над тестом в группе с последующей защитой коллективно избранной позиции.
Структура работы по подготовке учащихся к ЕНТ.
Говоря о подготовке к ЕНТ нельзя не сказать об эффективности восприятия учащимися учебного материала при помощи различных методов обучения. Попытаемся структурировать работу по подготовке учащихся к ЕНТ.
Методика подготовки к ЕНТ включает в себя следующие этапы:
I. Отбор учебной литературы для учителя и учащихся при подготовке к централизованному тестированию – необходимый первоначальный этап совместной (учителя и учащихся) работы.
II. Составление индивидуальной программы подготовки к тестированию. Программа позволяет целесообразно распределить время занятий между теорией и практикой при подготовке к ЕНТ как форме государственного экзамена по предметам.
III. Крупноблочная подача материала дает возможность обобщения и закрепления изученного в средних классах и осмысления более сложного материала. Такая форма организации повторения материала при работе со старшеклассниками способствует в конечном результате повышению качества обучения учащихся, обеспечивает широту видения.
IV. Составление сводных таблиц учащимися (по крупным темам) приучает приобретать знания самостоятельно, вырабатывает умение пользоваться справочной литературой, способствует применению полученных знаний на практике (при решении тестов).
V. Корректировка собственных ошибок учащимися – важнейший момент в овладении знаниями. Системность и целенаправленность работы над ошибками, классификация ошибок способствует развитию зоркости.
VI. Различные виды контроля как средство повышения интереса к выполняемой работе, организации учащихся, приучение к самоконтролю.
VII. Создание самостоятельно учащимися отдельных тестовых заданий, полных тестов – активная форма работы. Такие задания нацеливают на отбор материала, на его группировку по разделам, видам тем, на структурирование теста, на формирование практических навыков. Поэтому представляется целесообразным при повторении базовых элементов курсов при подготовке учащихся к ЕНТ основной упор делать не на проверку уровня сформированности, т.е. не проверять знания о системе предмета, а проверять умение ими (знаниями) пользоваться в практической работе при выборе варианта написания и его обосновании.
Чтобы качественно подготовить учащихся к ЕНТ, нужна система в работе самого учителя. Для этого прежде всего необходим план работы, в котором особое место отводится ведению информационной карты, включающие в себя следующие данные: качественную характеристику, качественные показатели учебной деятельности учащихся, показатели эмоционального состояния выпускников.
Без выявления потенциальных возможностей учащихся и на основе этого разработки программы педагогической коррекции не может быть в полной мере адресно оказана помощь тому или иному ученику.
С этой целью каждый ученик ведет тетрадь индивидуальной коррекции, в которой фиксируются все ошибки, допущенные при тестировании, дается их объяснение на основе определенных источников, позволяющих осознанно усвоить ту или иную тему или раздел.
Прежде чем проверять знания учащихся, надо их комплексно дать. Вот поэтому особый акцент делается на блочном и тематическом повторении материала. Нужно помнить о разнообразии форм работы на уроке, что способствует развитию интереса к предмету.
Особое внимание следует уделять на уроке таким способам деятельности, как сравнение, сопоставление, нахождение частного в общем, так как тесты строятся именно на такой основе.
Очень важно,
- чтобы после объявленной темы урока была представлена цель урока и осмыслено значение достижения этой цели (какие новообразования обретет ученик);
- чтобы были актуализированы имеющиеся у детей представления об изучаемом предмете (встречался ли с этим в жизни, как выглядит образ явления и как видится роль его в жизни людей);
- чтобы четко обозначены были объем необходимой работы и наглядное оформление обретаемых умений (что и сколько предстоит сделать и чему научатся дети и что станут понимать);
- чтобы гарантированным был результат деятельности детей и успех каждого ребенка (личность не напрасно прожила сорок пять минут своей жизни);
- чтобы все участники урока видели Человека в каждом присутствующем на уроке и выстраивали отношение к его душе уважительно, нежно и осторожно, вне зависимости от учебных успехов.
- чтобы обеспечивалось свободное проявление индивидуального восприятия изучаемого и учитывался индивидуальный опыт взаимодействия с изучаемым объектом мира.
- чтобы неизменно присутствовала жизненная перспектива изучения научных сведений и овладения учебными навыками (пригодится в жизни каждому, так как ..., в устройстве собственного счастья это важно, потому что... и т.д.).
Широкое использование современных компьютерных технологий, проведение тренингов, учебных занятий в деятельностном режиме, проектирование, интерактивное общение посредством электронной почты, использование Интернет технологий - все это позволяет обеспечить высокую эффективность учебных занятий при подготовке к ЕНТ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
" Обеспечение компетентностного подхода через обновление содержания образования и использование современных педагогических технологий в обучении иностранному языку".
Несмотря на все увеличивающуюся динамику развития современного общества, школа остается основным институтом социализации, которая понимается и как процесс включения в социальные отношения и как резуль...
Содержание чертёжно-графической подготовки учащихся в курсе предмета технология.
Технологическая подготовка школьников подразумевает и владение учеником определённым уровнем знаний и умений передачи информации с помощью чертежей....
Обеспечение комплексного подхода через обновление содержания образования и использование современных педагогических технологий в обучении иностранному языку
Доклад подготовлен для выступления на Августовской секции ГМО учителей иностранного языка в 2014 году...
Системно-деятельностный подход в обучении географии: как организовать деятельность учащихся на уроке
Из опыта проведения уроков географии: как эффективно организовать деятельность учащихся на разных этапах урока, чтобы заинтересовать учащихся и сделать их соратниками в освоении знаний и способов дейс...
Деятельностный подход в освоении истории в рамках ФГОС
Проблемно-диалогическая технология на уроках истории ...
"Роль системно-деятельностного подхода в повышении качества образования на уроках истории и обществознания
Борьба за качество образования выдвигается как ведущая задача в деятельности образовательных учреждений....
Системно-деятельностный подход как методологическая основа формирования функциональной грамотности учащихся
Формируем функциональную грамотность учащихся...