Системно-деятельностный подход в обучении географии: как организовать деятельность учащихся на уроке
учебно-методический материал по географии на тему
Из опыта проведения уроков географии: как эффективно организовать деятельность учащихся на разных этапах урока, чтобы заинтересовать учащихся и сделать их соратниками в освоении знаний и способов действий. Советы: как стать режиссером своего урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistemno-deyatelnostnyy_podkhod_na_uroke_geografii.docx | 18.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Качество образования в XXI веке определяются не суммой знаний, а знаниями о том как и где правильно их применять, поэтому результаты обучения—это решение различных задач—это способы деятельности. Обучение для учащихся – процесс приобретения опыта решения значимых практико-ориентированных проблем.
Задача обучаемого—обучение умению осуществлять деятельность или владеть способами деятельности. Значит, задача учителя на уроке—не передача суммы знаний, а управление учебной деятельностью. Ученик, который научится владеть разными способами действий, в реальной жизни будет принимать правильные решения, действовать эффективно, т.е. сможет стать успешным, компетентностным и конкурентно способным работником, научится заниматься самообразованием всю жизнь.
Содержание курса географии позволяет организовать деятельность учащихся по освоению, изменению и преобразованию окружающей среды на основе идеи разумного, гармонического взаимодействия природы и общества, социальной ответственности каждого человека за сохранение жизни на Земле, в то же время, формирует бережное отношение к природным богатствам, географии, истории и культуре своего Отечества.
География—один из любимых учениками предметов. Каждый урок географии готовит учащихся к ориентации в мировом пространстве, способствует формированию экологического мышления, воспитывает любовь к своей Родине.
Географические умения, так же как метапредметные, формируются только в процессе учебной деятельности на уроке и не только. Какие формы деятельности на отдельных этапах урока географии наиболее эффективны? Я предлагаю разные формы деятельности учеников на разных этапах урока, которые нравятся моим ученикам.
ЭТАП: Введение в урок. | Цель: создание доброжелательной атмосферы через приветствие друг другу или советы друг другу как успешно работать на уроке. Например, рекомендации или правила, как надо работать на уроке: 1.внимательно слушать друг друга и не перебивать, 2 активно участвовать в обсуждении,.. |
Мотивация. Целеполагание | Цель: выяснить, почему именно эта тема важна для решения реальных жизненных заданий. Например, предложить учащимся ответить на вопросы: Что узнаем? Чему научимся? Что для этого необходимо? Для чего необходимы эти знания? Например, предложить учащимся, прочитав цитату, пословицу объяснить ее, высказать свое мнение; просмотрев видеофильм или слайд-шоу, высказать предположение, какая тема урока. Учащимся можно предложить составить «Дерево прогнозов», ветви которого станут планом проведения урока или планом характеристики географического объекта |
ЭТАП: Актуализация опорных знаний | Цель: установить полноту и выявить пробелы в знаниях, умениях, навыках, способах действий. Например, предло-жить учащимся закончить фразу: Урбанизация—это…, обменяться вопросами друг с другом, или выполнить тесты, проверить знания на Аукционе знаний, когда учащиеся по цепочке друг за другом, проговаривают информацию, полученную на предыдущих уроках |
ЭТАП: Усвоения новых знаний и способов действий | Цель: обеспечить восприятие, осмысление нового материала, способствовать усвоению способа действий. Проведение «мозгового штурма» с записью на доске Составление кластеров (это графическое оформление материала): учащиеся вокруг ключевого понятия темы располагают понятия, факты, образы, которые выражают или относятся к главной теме ( создание mind-map ) Составление «картины темы», на которой знаками отмечают основные элементы темы. Учитель может ознакомить учащихся с презентацией по теме. |
ЭТАП: Закрепления новых знаний и способов действий | Цель: установить правильность усвоения изученного материала и способов действий. Учащиеся могут индивидуально и в группах работать с учебником, другими источниками информации; сравнивать свои знания с эталоном, для того, чтобы привести свои примеры или составить свои задачи. Учащиеся задают вопросы «эксперту», роль которого играет сильный ученику, получивший опережающее задание), |
ЭТАП: Этап применения знаний и способов действий | Цель: обеспечить усвоение изученного материала и способов действий на уровне применения их в новых учебных ситуациях. Учитель предлагает учащимся групповые или индивидуальные разноуровневые самостоятельные работы: заполнение таблиц, составление графиков, диаграмм на основе анализа статистических данных, «дневников путешествий», путеводителей, картосхем, маршрутов путешествий. |
ЭТАП: Контроля или самоконтроля знаний и способов действий | Цель: выявить качество и уровень усвоения знаний и способов действий. Учитель может предложить учащимся тесты, или задания для самопроверки в игровой форме «Верю--не верю», «Найти ошибку», поставь факты в правильном или логическом порядке, «Что лишнее?». Сложные задания для прогноза развития ситуации «Что будет, если….» помогут определить глубину знаний и способность к оценочным действиям |
ЭТАП: Коррекции знаний и способов действий | Цель: осуществить коррекцию знаний, если это необходимо. Поможет сделать это, например прием «микрофон», который позволит каждому учащемуся высказать свое мнение |
ЭТАП: Информирования о домашнем задании | Цель: обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способа действий по выполнению домашнего задания. Учитель предлагает разноуровневое домашнее задание (предпочтительно, по выбору), например, особое задание или мини-проект |
ЭТАП: рефлексии | Цель: организовать рефлексию учащихся, предложив учащимся написать телеграмму, которая отражает главную мысль урока, или для определения настроения учащихся после работы на уроке, «барометр настроения» или «пейзаж настроения» |
Вот поэтому разные формы деятельности на уроке географии способствуют развитию личности обучаемого. В основе формирования навыков деятельности обучаемых лежит системно-деятельностный подход как основа реализации новых ФГОС. А, для учителя—это реальный шанс стать режиссером и дирижером каждого своего урока.
http://www.prosv.ru/info.aspx?ob_no=43878
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Использование системно-деятельностного подхода в обучении географии"
Статья раскрывает актуальность системно-деятельностного подхода в обучении школьников, содержит описание принципов системно-деятельностного подхода, примеры их применения на уроках....
Системно - деятельностный подход в обучении географии.
Системно - деятельностный подход в обучении географии....
Метод проектов как системно-деятельностный подход в обучении географии.
Статья о проектной деятельности на уроках географии. Работа с проектами облегчает получение географических знаний, развивает навыки работы с компьютерными технологиями. Используя их, учащиеся не...
системно-деятельностный подход в обучении географии
статья из опыта работы по системно -деятельностному подходу в обучении....
Системно – деятельностный подход в формирование ключевых компетенций у учащихся на уроках биологии, химии через активные формы и методы обучения в свете ФГОС второго поколения.
В проекте модернизации образования главная задача российской образовательной политики сформулирована как обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соот...
Системно - деятельностный подход в обучении географии в условиях внедрения в ФГОС
Разработка урока "Биосфера" в 6 классе по учебнику А. А. Летягина...
«Системно - деятельностный подход в формировании ключевых компетенций у учащихся на уроках биологии через активные формы и методы обучения»
статья для участия в городских педагогических чтениях...