Деятельностный подход в освоении истории в рамках ФГОС
статья по истории (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Деятельностный подход в освоении истории в рамках ФГОС
(проблемно-диалогическая технология).
«Я слышу — я забываю, я вижу — я запоминаю, я делаю, я усваиваю»
Китайская мудрость
Проблема усвоения полученных знаний очень актуальна. Проведенное немецкими учеными исследование показало. Что человек способен запомнить:
-10% от прочитанного
20% от услышанного
- 30% от увиденного
- 50-70 % от участия в групповой дискуссии
- 80% при самостоятельном обнаружении и формулировании проблемы
- 90% при участии в реальной деятельности
Отсюда следует, что традиционный подход к обучении с его ориентацией на объем знаний (чем больше знаний, тем выше уровень образования) становится малоэффективным. Современный подход ориентирован на развитие способностей человека к реализации социально значимых целей, постепенный уход от информационно-репродуктивных знаний к знанию действий.
Поэтому учителю необходимо овладевать проблемно-даилогической технологией, ключевой момент которой - ситуация актуального активизирующего затруднения. Создание условий для самостоятельного формулирования проблемы, версий, актуализации. Цель — личный образовательный результат, полученный в ходе специально организованной деятельности. При этом велика роль учителя: ему необходимо создать образовательную среду через подбор учебного материала (отбор содержания), выбрать методы и правильно сочетать их, создать проблемную ситуацию, мотивируя учащихся к деятельности, организовать деятельность учащихся, провести первичную проверку и закрепление.
Как создать проблему? Вот некоторые способы:
- проблемное изложение
- познавательные задачи
- моделирование ситуации
- работа по проблемным вопросам.
В любом варианте — это перечень фактов, в которых нет прямого ответа, но есть путь к решению. Это образец научного подхода к решению проблемы. Принципиально: ученик не объект, а субъект учебного процесса, который сам формулирует проблему урока, выдвигает версии, составляет план решения, ищет решение, делает выводы.
Вот как распределяется время урока:
- постановка проблемы — до 7 мин.
- версии — 3-4 мин.
- актуализация (составление плана 10 мин.)
- поиск решения — 20 мин.
- выражение решения — 5 мин.
Так, на уроке истории в 5 классе по теме «Древний Рим» определяем проблему (с опорой на схему и слайды презентации)
ПРОБЛЕМА:
Римская цивилизация — особая или часть греческой?
Версии:
- греческая
- особая
- смешанная
Актуализация:
Ученики предлагают сравнить:
Греция | Линии сравнения | Рим |
1. Географическое положение 2. Хозяйство 3. Общество 4. Власть 5. Культура |
Для решения проблемы учащимся предлагается рабочая карта урока.
Просмотр видеофильма «Древний Рим», организация работы с текстом учебника, обращение к презентации — помогают учащимся активно работать, подводит их к правильным выводам, учит не просто запоминать факты и события, а исследовать — это и есть деятельностный подход в освоении истории.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация системно-деятельностного подхода на уроках истории как основа требований к результатам образования в рамках ФГОС.
Опыт работы по использованию проблемно-диалогической технологии открытия нового знания....
Реализация системно-деятельностного подхода через учебную ситуацию в рамках ФГОС II поколения.
Особенности ФГОС II поколения в корне меняют подход к обучению учащихся. Во главу угла поставлены ключевые вопросы: зачем учить, чему учить, как учить. Учим как ловить рыбку......
Деловая игра "Структура и содержание урока в контексте системно – деятельностного подхода к организации обучения в рамках ФГОС"
Деловая игра "Структура и содержание урока в контексте системно – деятельностного подхода к организации обучения в рамках ФГОС"...
Системно – деятельностный подход на уроках музыки в рамках реализации ФГОС
Системно-деятельностный подход на уроках музыки в рамках реализации ФГОС...
СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В РАМКАХ ФГОС
Особенностью стандарта нового поколения является соединение системного и деятельностного подхода в обучении как методологии ФГОС, где соотношение теоретической и практической долей содержания новых ст...
СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В РАМКАХ ФГОС
Особенностью стандарта нового поколения является соединение системного и деятельностного подхода в обучении как методологии ФГОС, где соотношение теоретической и практической долей содержания новых ст...