Деятельностный подход в освоении истории в рамках ФГОС
статья по истории (5 класс) на тему

Проблемно-диалогическая технология на уроках истории

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx8.91 КБ

Предварительный просмотр:

Деятельностный подход в освоении истории в рамках ФГОС

(проблемно-диалогическая технология).

«Я слышу — я забываю, я вижу — я запоминаю, я делаю, я усваиваю»

Китайская мудрость

Проблема усвоения полученных знаний очень актуальна. Проведенное немецкими учеными исследование показало. Что человек способен запомнить:

-10% от прочитанного

20% от услышанного

- 30% от увиденного

- 50-70 % от участия в групповой дискуссии

- 80% при самостоятельном обнаружении и формулировании проблемы

- 90% при участии в реальной деятельности

Отсюда следует, что традиционный подход к обучении с его ориентацией на объем знаний (чем больше знаний, тем выше уровень образования) становится малоэффективным. Современный подход ориентирован на развитие способностей человека к реализации социально значимых целей, постепенный уход от информационно-репродуктивных знаний к знанию действий.

Поэтому учителю необходимо овладевать проблемно-даилогической технологией, ключевой момент которой - ситуация актуального активизирующего затруднения. Создание условий для самостоятельного формулирования проблемы, версий, актуализации. Цель — личный образовательный результат, полученный в ходе специально организованной деятельности. При этом велика роль учителя: ему необходимо создать образовательную среду через подбор учебного материала (отбор содержания), выбрать методы и правильно сочетать их, создать проблемную ситуацию, мотивируя учащихся к деятельности, организовать деятельность учащихся, провести первичную проверку и закрепление.

Как создать проблему? Вот некоторые способы:

- проблемное изложение

- познавательные задачи

- моделирование ситуации

- работа по проблемным вопросам.

В любом варианте — это перечень фактов, в которых нет прямого ответа, но есть путь к решению. Это образец научного подхода к решению проблемы. Принципиально: ученик не объект, а субъект учебного процесса, который сам формулирует проблему урока, выдвигает версии, составляет план решения, ищет решение, делает выводы.

Вот как распределяется время урока:

- постановка проблемы — до 7 мин.

- версии — 3-4 мин.

- актуализация (составление плана 10 мин.)

- поиск решения — 20 мин.

- выражение решения — 5 мин.

Так, на уроке истории в 5 классе по теме «Древний Рим» определяем проблему (с опорой на схему и слайды презентации)

ПРОБЛЕМА:

Римская цивилизация — особая или часть греческой?

Версии:

- греческая

- особая

- смешанная

Актуализация:

Ученики предлагают сравнить:

Греция

Линии сравнения

Рим

1. Географическое положение

2. Хозяйство

3. Общество

4. Власть

5. Культура

Для решения проблемы учащимся предлагается рабочая карта урока.

Просмотр видеофильма «Древний Рим», организация работы с текстом учебника, обращение к презентации — помогают учащимся активно работать, подводит их к правильным выводам, учит не просто запоминать факты и события, а исследовать — это и есть деятельностный подход в освоении истории.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация системно-деятельностного подхода на уроках истории как основа требований к результатам образования в рамках ФГОС.

Опыт работы по   использованию проблемно-диалогической технологии открытия нового знания....

Реализация системно-деятельностного подхода через учебную ситуацию в рамках ФГОС II поколения.

Особенности ФГОС II поколения в корне меняют подход к обучению учащихся. Во главу угла поставлены ключевые вопросы: зачем учить, чему учить, как учить. Учим как ловить рыбку......

Деловая игра "Структура и содержание урока в контексте системно – деятельностного подхода к организации обучения в рамках ФГОС"

Деловая игра "Структура и содержание урока  в контексте системно – деятельностного   подхода к организации  обучения в рамках ФГОС"...

Системно – деятельностный подход на уроках музыки в рамках реализации ФГОС

Системно-деятельностный подход на уроках музыки в рамках  реализации ФГОС...

СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В РАМКАХ ФГОС

Особенностью стандарта нового поколения является соединение системного и деятельностного подхода в обучении как методологии ФГОС, где соотношение теоретической и практической долей содержания новых ст...

СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В РАМКАХ ФГОС

Особенностью стандарта нового поколения является соединение системного и деятельностного подхода в обучении как методологии ФГОС, где соотношение теоретической и практической долей содержания новых ст...