Системно-деятельностный подход как методологическая основа формирования функциональной грамотности учащихся
методическая разработка по биологии (9 класс)

Хайбулина Карина Владимировна

Формируем функциональную грамотность учащихся

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Системно-деятельностный подход как методологическая основа формирования функциональной грамотности учащихся Хайбулина К.В. к.п.н., доцент кафедры общеобразовательных дисциплин АСОУ

Слайд 2

А. А. Леонтьев: «Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений»

Слайд 3

Цель Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся PISA оценить, обладают ли учащиеся, получившие общее обязательное образование, знаниями и умениями, необходимыми для полноценного функционирования в обществе, т.е. функциональной грамотностью.

Слайд 4

ОЭСР Компетентность рассматривается как интеграция знаний, умений, отношений и ценностей, возникающих как эффект формирования знаний и умений. Проявляется компетентность в действии. Такое понимание компетентности было сформулировано в Образовательной организации экономического сотрудничества и развития.

Слайд 5

Компетентностная составляющая функциональной грамотности 4К

Слайд 7

Грамотность чтения Излагать свои мысли о прочитанном Размышлять над содержанием Понимать тексты Грамотно читать Оценивать смысл и значение

Слайд 8

Естественнонаучная грамотность это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками его готовность интересоваться естественнонаучными идеями. Естественнонаучно грамотный человек стремиться участвовать в аргументированном обсуждении проблем, относящихся к естественным наукам и технологиям, что требует от него следующих компетенций: научно объяснять явления, оценивать и планировать научные исследования, научно интерпретировать данные и доказательства.

Слайд 9

9

Слайд 10

Отличительная особенность ФГОС основной результат образования рассматривается на основе системно-деятельностного подхода как достижение учащимися новых уровней развития на основе освоения ими как универсальных способов действий, так и способов, специфических для изучаемых предметов. Реализация этой особенности в образовательном процессе требует его новой организации на основе планирования совместной деятельности учителя и учащихся.

Слайд 11

Что важно знать и уметь учителю? знать принципы деятельностного подхода; — уметь реализовать его на практике; — освоить новую систему оценивания – критериальную; — освоить принципы организации различных форм учебной деятельности с учетом возрастных особенностей учащихся на уроке.

Слайд 12

в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов: непрерывности целостности минимакса психологической комфортности Вариативности творчества Реализация технологии деятельностного метода

Слайд 13

непрерывности означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

Слайд 14

целостности предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).

Слайд 15

минимакса заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

Слайд 16

психологической комфортности предполагает снятие всех стрессобразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

Слайд 17

вариативности предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

Слайд 18

творчества означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.

Слайд 19

Деятельностный подход на уроках осуществляется через: Моделирование и анализ жизненных ситуаций на занятиях; Использование активных и интерактивных методик; Участие в проектной деятельности, владение приёмами исследовательской деятельности. Вовлечение учащихся в игровую, оценочно-дискуссионную, рефлексивную деятельность, Использование коллективных форм деятельности

Слайд 20

Важной характеристикой деятельностного подхода в работе педагогов является системность . Так, в практике работы учителей системно-деятельностный подход осуществляется на различных этапах урока.

Слайд 21

Системно-деятельностный подход способствует формированию ключевых компетентностей учащихся: - готовность к разрешению проблем, - технологическая компетентность, - готовность к самообразованию, - готовность к использованию информационных ресурсов, - готовность к социальному взаимодействию, - коммуникативная компетентность.

Слайд 22

Специфика заданий PISA: - учащимся предлагается продемонстрировать свои знания и умения применительно к ситуациям, основанным на новом , незнакомом им материале. Это одно из типичных условий демонстрации учащимися естественнонаучной грамотности; - соответствии с данной моделью могут разрабатываться новые задания, опирающиеся на содержание одного предмета естественнонаучного цикла (физики, химии, биологии, географии, астрономии) или же основанные на межпредметном материале. 22

Слайд 23

Основные характеристики заданий PISA-2018 Типы знаний (содержательное, процессуальное, методологическое) Компетенции (научное объяснение явлений, …) Контекcт/ситуация (здоровье; природные ресурсы; окружающая среда; опасности и риски; новые знания в области науки и технологии) / личная, местная/ национальная, глобальная Когнитивный уровень (низкий, средний, высокий) Тип задания (стандартное или интерактивное) Форма задания (с закрытым или открытым ответом)

Слайд 25

Алгоритм формирования компонентов функциональной грамотности Предметные знания 1. Формирование знаний на содержании предметов. 2. Формирование ценностных отношений к знаниям. 3. Формирование действий по применению знаний. 4. Универсализация предметных действий на основе их переноса на содержание других предметов. 5. Формирование опыта применения УУД в учебной, проектной и практической деятельности. Ценностные отношения Предметные действи я Универсализация на основе переноса Позитивный опыт деятельности

Слайд 26

Формируем функциональную грамотность Оценочная самостоятельность школьников, задания на само- и взаимооценку : кейсы, ролевые игры, диспуты и д р. Поисковая активность – задания поискового характера, учебные исследования, проекты Приобретение опыта успешной деятельности , разрешения проблем, принятия решений, позитивного поведения Учение в общении , или учебное сотрудничество, задания на работу в парах и малых группах Интеграция знаний: общие методологические подходы, выявление связей, аналогий Эффективные педагогические практики Поисковая активность – задания поискового характера, учебные исследования, проекты Поисковая активность – задания поискового характера, учебные исследования, проекты Поисковая активность – задания поискового характера, учебные исследования, проекты Создание учебных ситуаций, инициирующих учебную. Деятельность учащихся, мотивирующих их на учебную деятельность и проясняющих смыслы этой деятельности

Слайд 27

Методическая система обучения биологии на основе индивидуально-групповой методики базируется на самостоятельной познавательной деятельности учащихся; предусматривает организацию коллективной познавательной деятельности с учетом индивидуальных особенностей, как отдельных учащихся, так и класса в целом; позволяет активно использовать, как традиционные, так и новые (усовершенствованные) формы, методы и средства обучения.

Слайд 28

Деятельность учителя меняется организационная информационная

Слайд 29

Основные этапы деятельности учителя в образовательном процессе

Слайд 30

Основные этапы 1 этап - инструктаж, вводная беседа или лекция 2 этап - самостоятельная работа школьников 3 этап - систематизация и коррекция знаний 4 этап - обобщение и оценка знаний учащихся

Слайд 31

Инструктаж, вводная беседа или лекция учитель организует учащихся к работе на занятии, проводит инструктаж, вводную беседу или лекцию используя различные средства наглядности и современные ИКТ, мотивирует учащихся на изучение новой темы, контролирует включенность в работу всех обучающихся

Слайд 32

Самостоятельная работа школьников организуется самостоятельная работа в группах, осуществляется проверка знаний учащихся в группах, разъясняются вопросы, вызвавшие затруднения, корректируются высказывания учащихся, разъясняются неизвестные им термины, направляется работа в группах, контролируется включенность в работу всех обучающихся, проверяется выполнение групповых заданий, оказывается помощь при проведении лабораторной работы, опыта или эксперимента и проводится рефлексия. Д/З задается в том случае, если группа работала не достаточно интенсивно на уроке. Руководство работой групп осуществляется через устные или письменные инструкции, которые даются до начала работы

Слайд 33

Систематизация и коррекция знаний организует учащихся к работе на уроке, проверяет, как усваивается школьниками изучаемый самостоятельно материал, осуществляет систематизацию и коррекцию знаний. В процессе беседы выявляется осмысленность усвоенных знаний и способность учащихся использовать их на практике, вносятся дополнения и уточнения, корректируются высказывания учащихся. Разъясняются вопросы, вызвавшие затруднения, контролируется включенность в работу всех учащихся, осуществляется рефлексия

Слайд 34

Обобщение и оценка знаний учащихся учитель организует учащихся к работе на уроке, проводит опрос в форме «мозговой атаки», обобщение и оценку зна­ний школьников. На данном этапе осуществляется оценка результатов как за индивидуальную, так и за групповую работу. В конце урока подводятся итоги и оцениваются результаты работы групп и отдельных учащихся, проводится рефлексия

Слайд 35

Учебно-методические материалы МБОУ СОШ №10 - Инновационная деятельность (nethouse.ru) ; Хайбулина Карина Владимировна | сайт учителя биологии | Образовательная социальная сеть (nsportal.ru) ; МБОУ СОШ №10 - ХАЙБУЛИНА Карина Владимировна (nethouse.ru)

Слайд 36

Использованные источники Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности (fipi.ru) Исследование PISA-2018. Материалы (centeroko.ru) Группа компаний «Просвещение» (prosv.ru) Главная - ФГОС (fgos.ru) МБОУ СОШ №10 - Инновационная деятельность (nethouse.ru) ; Хайбулина Карина Владимировна | сайт учителя биологии | Образовательная социальная сеть (nsportal.ru) ; МБОУ СОШ №10 - ХАЙБУЛИНА Карина Владимировна (nethouse.ru)

Слайд 37

Спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разноуровневые задания по курсу: Физическая география» 6 класс по формированию функциональной грамотности учащихся на уроках географии.

Тематические     требованияРазноуровневые   заданияТема: ВведениеНазывать и показывать:• форму и размеры Земли (длину окружности);• угол наклона земной оси к плоскости ор...

Разноуровневые задания по курсу: Физическая география» 6 класс по формированию функциональной грамотности учащихся на уроках географии.

Тематические     требованияРазноуровневые   заданияТема: ВведениеНазывать и показывать:• форму и размеры Земли (длину окружности);• угол наклона земной оси к плоскости ор...

Разноуровневые задания по курсу: Физическая география» 6 класс по формированию функциональной грамотности учащихся на уроках географии.

Тематические     требованияРазноуровневые   заданияТема: ВведениеНазывать и показывать:• форму и размеры Земли (длину окружности);• угол наклона земной оси к плоскости ор...

Формирование функциональной грамотности учащихся на уроках биологии.

Формирование функциональной грамотности учащихся на уроках биологии. Функциональная грамотность –рассматривается как способность личности использовать все постоянно приобретаемые в жизни зн...

эссе "Творческий подход к формированию функциональной грамотности учащихся на уроках музыки."

в эссе раскрываются некоторые методы формирования читательской грамотности на уроках музыки...

Смысловое чтение как основа формирования функциональной грамотности школьников

На уроках литературы можно использовать различные приёмы, такие как: «Кластер» «Мозговой штурм», «Глоссарий»,  «ИНСЕРТ», «Рассечение вопроса...

выступление на педсовете по теме "Функциональная грамотность учителя как основа развития функциональной грамотности учащихся".

Актуальность проблемы еще более усиливается в связи с необходимостью подготовки учащихся к работе в совершенно новых условиях, которые характеризуются демократизацией общественной жизни, открытием вне...