"Роль системно-деятельностного подхода в повышении качества образования на уроках истории и обществознания
материал
Борьба за качество образования выдвигается как ведущая задача в деятельности образовательных учреждений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
povyshenie_kachestva_obrazovaniya_na_urokah_istorii.docx | 28.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Повышение качества образования на уроках истории
«Образование – величайшее из земных благ,
если оно наивысшего качества.
В противном случае оно совершенно бесполезно»
Р.Киплинг
Борьба за качество образования выдвигается как ведущая задача в деятельности образовательных учреждений.
Для того чтобы успешно решать вопросы управления качеством образования, необходимо помнить, что образование – это процесс целостного развития растущего человека. При этом необходимо учитывать факторы, влияющие на развитие личности:
- Генетические факторы. Генетическая природа человека, как наиболее древняя и консервативная, в наименьшей степени поддаётся изменениям и, как правило, играет доминирующую роль.
- Социально-экономические факторы.
- Психолого-педагогические факторы, которые создают среду развития человека.
Если первые два фактора необходимо учитывать в педагогической деятельности, то последний не только напрямую связан с ней, но и во многом формируется трудом учителя.
В современной педагогике образовательная среда трактуется как часть социокультурного пространства, зона взаимодействия образовательных систем, их элементов, образовательного материала и субъектов образовательного процесса.
Образовательная среда имеет свою структуру, однако нет единого подхода к выделению ее компонентов. Известный советский педагог и психолог Г.А. Ковалев, единицами образовательной среды считал физическое окружение, человеческие факторы и программу обучения.
К программе обучения отнесены: структура деятельности учащихся, содержание программ обучения, стиль преподавания и характер контроля и т.д.
Организация процесса обучения непосредственно влияет на результаты труда педагога. Каждый учитель ищет пути повышения качества образования по-своему. Осмысление личного педагогического опыта приводит к согласию с устоявшейся точкой зрения о значимости системно-деятельностного подхода в повышении эффективности обучения.
Главным фактором повышения качества образования является организация учебного процесса, преобладающей формой которого остаётся урок. Использование системно - деятельностного подхода на современном уроке обеспечивает активизацию учебной деятельности обучающихся и его познавательного интереса. Ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их. Он выступает субъектом образовательного процесса на всех этапах урока.
Существуют различные методы обучения способствующие повышению эффективности образовательного процесса, при использовании системно – деятельностного подхода, это :
- проблемное обучение,
- групповая форма обучения и работа в парах,
- проектная деятельность учащихся,
- самостоятельное изучение нового материала,
- работа с источниками, ЦОР, интернетом.
- практико-ориентированное обучение и т.д.
В зависимости от темы занятия, типа урока и его этапа целесообразно применение различных технологий, методов, приемов, но не ради их самих и не просто потому, что они передовые, и не во имя стремления к внешней красоте урока, а потому, что они нужны для достижения наилучшей эффективности урока.
Таблица № 1. Взаимосвязь методической и дидактической структуры урока.
Таблица № 2. Типология уроков и формы их проведения.
Тип урока | Форма урока |
Уроки формирования новых знаний. | Урок - лекция, урок-путешествие, урок-исследование. |
Уроки обучения умениям и навыка, их совершенствование. | Практикумы, практические работы, уроки ролевой и деловой игры. |
Уроки обобщения, систематизации и повторения знаний, закрепление умений и навыков. | Повторительно-обобщающие уроки, семинары, диспуты. Игровые уроки, интегрированные театрализованные уроки, уроки - конкурсы. |
Уроки проверки и учета знаний и умений. | Контрольные работы, зачет, урок-конкурс, защита творческих работ. |
В основе эффективного урока лежит понимание того, что цель и задачи обучения, развития и воспитания учащихся достигаются за счет глубокого и органического единства и согласования с содержанием учебного материала, методами обучения, а также формой организации учебно-познавательной деятельности школьников, которая должна быть структурированной и логичной.
Одним из путей повышения качества обучения является контроль знаний. Контроль результатов обучения позволяет ученику корректировать свои знания и умения. Постоянная проверка приучает обучающихся систематически работать, отчитываться перед классом за качество приобретённых знаний и умений. У обучающихся вырабатывается чувство ответственности, стремление добиваться лучших результатов. Реализация дифференцированного подхода в системе проверки и оценки качества знаний учащихся повышает мотивацию к учению как у сильных так и слабых учеников. При этом мною используется поочередная смена устных и письменных форм опроса для тех и других категорий обучающихся. Если задания повышенной сложности, направленные на анализ, сравнение материала, выполнение заданий олимпиадного характера выполняются высокомотивированными учащимися в устной форме, то в это время слабоуспевающие ученики работают письменно, иногда с опорой на учебное пособие.
Всем обучающимся дается возможность работать на продуктивном, интерактивном или репродуктивном уровне при установке на соответствующую оценку. Индивидуальные беседы с учащимися, первоначальная без оценочная форма контроля для слабоуспевающих помогает им менее болезненно осознать необходимость работать в соответствии с собственным уровнем познавательных возможностей. В случае заниженной самооценки и низком уровне мотивации при наличии способностей с обучающимся и его родителями также проводится индивидуальная работа, направленная на повышение заинтересованности в успехе.
Однако риск снижения качества знаний всегда присутствует. Причины негативных тенденций в результатах обучения зависят от ученика, учителя и контроля родителей:
- отсутствие единства требований к ответу обучащихся со стороны учительского состава;
- слабый контроль за посещаемостью и со стороны родителей, и со стороны школы;
- пропуски занятий, как по болезни, так и без уважительных причин;
- невидение учениками перспективы для приложения своих знаний и ряд других факторов.
Для решения проблем повышения качества необходимо тесное сотрудничество со всеми субъектами образовательного процесса, в том числе учителями-предметниками всех учебных дисциплин с целью выработки единых требований (например, определение критериев оценивания пересказа или составления плана текста на уроках истории и литературы; правила составления конспекта).
Метапредметность можно рассматривать как основной принцип выстраивания содержания в рамках системно-деятельностного подхода. Метапредметный подход в обучении выступает в качестве одного из наиболее важных условий обеспечения качества образования. Внедрение метапредметности предполагает широкую межпредметную связь: получение знаний об учебном объекте с точки зрения различных наук, привлечение знаний по смежным дисциплинам для лучшего усвоения материала данной области.
Уже в начальной школе большинство обучающихся занимают в учебном процессе пассивную роль и начинают терять интерес к учебе. Поэтому важно развивать способности и поддерживать стремление ученика, не учить его, а помогать ему учиться и развиваться. Школьники будут успешны в учебной деятельности только тогда, когда мы, учителя, научимся понимать их, сопереживать и поддерживать, создавать условия для развития и самореализации. Создание развивающей образовательной среды на уроке, способствующей повышения качества образования, представлено в авторской методической разработке урока по теме «Что такое деятельность» (Приложение1.), реализованной на уроках обществознания.
«Чтобы качество образования было высоким, должно быть высоким качество преподавания» - вот такой бесспорный вывод, с которым согласится каждый педагог.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Пути повышения качества знаний на уроках истории и обществознания"
Сообщение к выступлению на заседании районного методического объединения включает в себя основные технологии, методы и приемы повышения качества знаний учащихся на уроках истории и общество...
«Пути повышения качества знаний на уроках истории и обществознания»
Данная статья посвящена проблеме повышения качества образования на уроках истории и обществознания через применение инновационных технологий и методик образования....
Презентация "Управление качеством образования на уроках истории и обществознания".
В презентации показаны некоторые способы и приемы организации самостоятельной работы учащихся на уроках истории и обществознания. Подобная деятельность формирует и углубляет интерес к изучаемому матер...
Статья по английскому языку по теме "Роль инновационных педагогических технологий в повышении качества образования на уроках иностранного языка"
Данный материал освещает роль современных педагогических технологий в контексте повышения качества образования на уроках иностранного языка....
Статья на тему "Пути повышения качества знаний на уроках истории и обществознания"
В статье рассказывается о торетических и практических аспектах в использовании технологии критического мышления учащихся....
Доклад "Формы и методы повышения качества образования на уроках истории и обществознания"
Доклад для педсовета "Формы и методы повышения качества образования на уроках истории и обществознания"...
Пути повышения качества знаний на уроках истории и обществознания
Вокруг проблемы качества образования сегодня ведётся много споров. Борьба за качество образования выдвигается как ведущая задача в деятельности образовательных учреждений. Каждый ищет её...