Управление процессом профессионального и культурного становления студентов через институт кураторства
статья по теме
Работа кураторов направлена на решение одной из важнейших задач образования — способствовать становлению гражданской позиции и профессиональному самоопределению личности студентов. От качества образования и воспитания, которые получат наши студенты в колледже, в решающей мере зависят темпы технологического, экономического, политического развития страны, состояние культуры и духовности общества. Можно смело сказать, что кураторство является одним из основных стратегических направлений воспитательной работы колледжа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchastie_rukovoditeley_grupp_i_roditeley_.doc | 57 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление процессом профессионального и культурного становления студентов через институт кураторства
Автор Трондина Альфия Хаматнуровна
Заведующая отделением ГАОУ СПО «ЛПК»
Процесс становления личности включает в себя одним из важнейших элементов выбор человеком профессионального пути, получение образования. В колледж студенты приходят еще школьниками, детьми, а, получив диплом, уходят от нас практически коллегами – программистами, техниками, экономистами, технологами и т.д. Безусловно, эти несколько лет превращения детей в профессионалов, специалистов – в социальном отношении решающие годы, определяющие в общих чертах всю последующую общественную жизнь личности. В данном аспекте трудно переоценить роль наставников, кураторов, которые в силах помочь каждому из наших студентов адаптироваться в новой для них социальной сфере, реализоваться, предложить варианты жизненного определения, посоветовать, подсказать и т.д.
Институт кураторства существует достаточно давно. Одним из первых официальных документов российской школы, посвященных кураторской работе, является Инструкция для кураторов Томского технологического института, утвержденная в 1903 г. Императором Николаем II. В ней была обозначена основная функция куратора «ходатайствовать перед академическими органами об удовлетворении уважительных и в законных формах заявленных нужд и потребностей студентов, а также заботиться об удовлетворении духовных и материальных потребностей студентов, в том числе устройства научных и литературных кружков, учреждения кружков для занятий искусствами, физическими упражнениями, организации студенческих библиотек и читален, столовых, чайных, кассы, приходить студентам на помощь при искании дешевых и здоровых квартир».
Прошло более чем сто лет, но надобность в работе куратора не отпала, а, наоборот, скорее возросла. Свидетельством тому являются разработанные специальные Положения, Уставы, Памятки кураторов, проводятся методические семинары для кураторов, где педагоги делятся собственными наблюдениями и предпринять попытку обобщить опыт кураторской работы. С одной стороны, меняются требования к системе образования, предъявляемые обществом. Мы неизбежно в ближайшем времени перейдем к многоуровневой подготовке специалистов, при которой возрастет важность работы куратора и качественно изменится ее содержание. С другой стороны, наблюдая ежегодно за студентами и невольно сравнивая разные поколения студентов, многие кураторы отмечают возрастающий инфантилизм современных молодых людей. Получив частично ложное воспитание со стороны телевидения, они имеют завышенные и не обоснованные потребности. Хотя зачастую не ориентируются в элементарных вещах. Тем более, далеко не сразу привыкают к новой системе обучения и к новым академическим требованиям, которые им предъявляет система образования.
Как официально закреплена деятельность куратора в нашем колледже? Кураторы осуществляют организацию и руководство учебной и воспитательной работой в соответствии с нормативно-правовой документацией по СПО, нормативными актами РФ в сфере образования, реализуя личностно-ориентированный подход в подготовке компетентных, социально активных специалистов, имеющих устойчивые духовно-нравственные ценности, обеспечивают «сопровождение» студентов, начиная с адаптационного периода и заканчивая итоговой государственной аттестацией (ИГА), применением системы мероприятий учебно-воспитательного характера. В расписании всех курсов предусматривается час куратора, на котором проводится анализ состояния воспитательной работы в группе, текущей и итоговой успеваемости студентов, посещаемость ими занятий, участие в культурной и общественной жизни колледжа.
Существенная роль в адаптации студентов отводится кураторам академических групп. Насколько студенту необходим куратор? Согласно социологическому опросу, проведенному в колледже, потребность в кураторе испытывают около 85 % студентов-первокурсников. Это мнение сохраняется у 91 % студентов старших курсов. Куратор, в основном, помогает решить проблемы, связанные с успеваемостью (77 %), со здоровьем (19 %), личные проблемы (25 %), помогает наладить взаимоотношения с сокурсниками (29 %), приобщиться к общественной жизни колледжа (60 %), оказывает помощь при оформлении курсовых и научных работ (81 %), помогает разрешить конфликт с преподавателем (15 %), улучшить бытовые условия (20 %). В том случае, если бы не было куратора, было бы сложнее адаптироваться к студенческой жизни для 65 % студентов, было бы сложно в первые месяцы обучения 80 % студентов. Куратор необходим студентам для того, чтобы рассказать об основных требованиях к учебе (89 %), помочь при составлении курсовых и научных работ (81 %). Не испытывали потребность в кураторе 8 % студентов. Сами предпочитают решать проблемы 17 % студентов.
Вчерашний школьник, приходя в колледж, сталкивается с совершенно новой для него системой образования во всех отношениях. Эта система отличается от школьного обучения и организационно, и методически, и содержательно, и по своим основным целям и направлениям. Проблемы сводятся, главным образом, к трудностям освоения учебной программы, самостоятельной работы, посещаемости занятий. Неумение адекватно адаптироваться в сфере указанных проблем зачастую приводит к «хвостам» и, в результате, к отчислению из колледжа. А если добавить сюда различные бытовые сложности, соблазны города (особенно для тех, кто приехал из небольших поселков), то становится очевидным, что студенты на первых порах нуждаются в помощи. Для успешной адаптации необходимым представляется проявление активной позиции, которая должна быть не только у преподавателя, но и у студента, то есть предполагается совместная деятельность. Студент должен сам находить и выбирать для себя способы и пути достижения той или иной образовательной цели, а, преподаватель, в том числе и куратор, – создавать для этого условия. Таким образом, можно утверждать, что куратор должен быть другом и наставником, помощником в решении многообразных образовательных и воспитательных проблем, связующим звеном между студентами и администрацией вуза.
Сегодня работа кураторов в нашем колледже направлена на решение приоритетной задачи воспитания — создание оптимальных условий для саморазвития личности студента. «Кураторство – это система взаимодействия студентов и преподавателей, позволяющая передавать опыт, традиции учебного заведения, оказывать влияние на мировоззрение и даже поведение студентов»
Таким образом, можно сформулировать основную цель кураторства, как формирование коллектива студентов, способного работать на принципах самоуправления и активизация как группового, так и индивидуального потенциала студентов академической группы. Задачи, которые могут быть реализованы в процессе достижения указанной цели, всем хорошо известны. Назовем лишь некоторые из них: помощь студентам в разрешении образовательных и иных проблем в период их адаптации в колледже, создание благоприятного психологического климата в студенческой группе, содействие в организации внеаудиторных форм студенческой жизни, помощь в самореализации личности студентов, сориентировать студентов-первокурсников, в первую очередь, на получение профессионального образования, убедить, что самое главное для него в настоящее время — это овладеть профессией, поддержать и помочь ему в этом.
Существует множество способов эффективного разрешения заявленных задач. Прежде всего, следует отметить, что кураторская работа в группе осуществляется на индивидуальном и групповом уровне. Индивидуальная работа предполагает осуществление личных встреч студента и куратора, чаще всего – с целью выявить трудности, возникающие у студента в учебном процессе, во взаимоотношениях в группе и т. д. Такое общение помогает выработать пути преодоления возникших затруднений; перспективу учебного и профессионального роста студента; конструирование новой, более успешной, модели поведения студента; отметить личные, академические, общественные достижения студента. Если у кого-то из работающих студентов возникали сложности на работе, то мы вместе решали с ними вопрос об урегулировании конфликтов с работодателями. В течение всего учебного года по запросу студента осуществлялись ситуативные индивидуальные беседы, иногда приходилось разбираться в семейных неурядицах, иногда наоборот – порадоваться всем вместе, например, по случаю свадьбы или дня рождения и т.д. Некоторым отстающим в учебе студентам требуется помочь правильно организовать подготовку к занятиям, подсказать наиболее рациональные приемы выполнения домашних заданий, курсовых и лабораторных работ.
Представляется совершенно необходимым осуществления куратором контроля за ходом учебного процесса на всех этапах обучения студентов. В рамках этой деятельности дважды в год проводятся родительские собрания во всех группах. Ежемесячно вывешиваются данные о посещаемости и успеваемости всех студентов. С этой целью куратор ежедневно изучает групповые журналы, журналы посещаемости, ведомости, договаривается с преподавателями о посещении их занятий с курируемой группой. По результатам таких наблюдений очень важно побеседовать со студентами, одобрить их успехи в учебе, а в случае необходимости – указать на недостатки, выяснить причины учебных проблем и вместе искать пути их преодоления. Куратор организовывает встречи студентов с преподавательским составом, руководителями различных уровней; создает условий для успешной учебной и научной исследовательской работы студентов, укрепления учебной дисциплины, развития умений и навыков самостоятельной учебной работы; знакомить студентов с научно-исследовательскими работами колледжа, вовлекает их в НИР. Куратор контролирует за работой студентов в период курсового и дипломного проектирования. Участвует в организации профессиональной практики и проведении ИГА студентов. Участие куратора в работе педагогического, административного, методического советов колледжа, позволяет обеспечить постоянную взаимосвязь кураторов с преподавателями и администрацией колледжа, с целью формирования единой концепции учебно-воспитательной работы.
В целях развития интереса к знаниям куратором проводятся тематические вечера, олимпиады, конкурсы, «круглые столы», мероприятия недель специальностей, экскурсии, внеклассные мероприятия самодеятельного творчества студентов; оказывается помощь студентам в создании информационных стендов (стенгазеты, реклама и пр.). Конечно же, главным средством создания традиций стал учебный процесс, в рамках которого сформировалась такая интересная форма ознакомления с профессией и приобщения к ней как недели предметно-цикловых комиссий. Мероприятия, проводимые в рамках этих недель, - это мастер-классы, олимпиады, тренинги, деловые игры, творческие конкурсы, позволяют активизировать познавательную и творческую активность студентов, развивают профессиональный кругозор и профессиональную культуру, повышают мотивацию в изучении специальных дисциплин.
Весьма важным представляется проявление теплоты, душевности куратора по отношению к своим подопечным. Как радуются студенты, когда куратор приходит «поболеть» за них в спортивных соревнованиях или в моменты сдачи особо трудных экзаменов, навестит ребят, живущих в общежитии, чтобы выяснить, нет ли бытовых проблем! Несмотря на то, что студенты считают себя уже достаточно взрослыми, все-таки представляется нелишним наладить постоянные контакты с родителями, которые всегда могут пообщаться с куратором своих детей и узнать о положении учебных дел, выразить свои пожелания, оказать необходимую помощь.
Многие педагоги неуклонно ищут новые формы кураторской деятельности. Весьма способствует взаимопониманию куратора и студентов совместное ведение летописи группы (группа АСОИ-13-08 куратор Величко А.В.), составление фотоальбомов; компьютерной и стендовой презентации о жизни группы, видео-, CD-записи и др. (группа ЭМ-03-09 куратор Каримова Э.М.), конкурс на лучшую бригаду в группе строителей СЗ-13-08 (куратор Стенькина В.Л.). Результатом эксперимента послужили итоги экзаменационной сессии. Абсолютная успеваемость среди студентов, охваченных кураторской работой, резко возросла и на конец сессии составила 100 %.
Цель итоговой государственной аттестации является установление соответствия уровня, и качества подготовки выпускника колледжа Государственному образовательному стандарту среднего профессионального образования в части государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников и дополнительным требованиям образовательного учреждения по конкретной специальности. По отзывам председателей итоговой государственной аттестации в группах колледжа всех специальностей хорошая организация процедуры ИГА, царит доброжелательная, комфортная атмосфера; выпускники демонстрируют понимание теории и умение связать ее с практикой, владение специальной терминологией. Качество работы колледжа в любой сфере деятельности, в любом подразделении обеспечивает ее кадровый потенциал педагогов-профессионалов. Работа кураторов направлена на решение одной из важнейших задач образования — способствовать становлению гражданской позиции и профессиональному самоопределению личности студентов. От качества образования и воспитания, которые получат наши студенты в колледже, в решающей мере зависят темпы технологического, экономического, политического развития страны, состояние культуры и духовности общества. Таким образом, кураторство является одним из основных стратегических направлений воспитательной работы колледжа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Управление процессом внедрения ФГОС НОО через планирование внутришкольного контроля на учебный год
ВШК при внедрении ФГОС...
Методические указания и контрольные задания для домашней контрольной работы по ПМ 04. Управление работами по производству и переработке продукции животноводства МДК.04.01. Управление структурным подразделением организации для студентов заочной формы
Методические указания и контрольные задания для домашней контрольной работы по ПМ 04. Управление работами по производству и переработке продукции животноводства МДК.04.01. Управление ...
Управление процессами. Представление об автоматических и автоматизированных системах управления.
Управление процессами. Представление об автоматических и автоматизированных системах управления....
Научная статья "Модель управления процессом формирования информационно - образовательной среды сельской малочисленной школы как средство повышения информационной компетентности участников образовательного процесса".
Научная статья "Модель управления процессом формирования информационно - образовательной среды сельской малочисленной школы как средство повышения информационной компетентности участников образователь...
«Реализация компетентностного подхода в процессе обучения иностранным языкам студентов колледжа через аудирование лнгвострановедческих текстов».
Умение слушать – одно из основных умений, которое необходимо для эффективной коммуникации. Оно является одним из основных критериев коммуникабельности человека и его успешной деяте...
ПРОГРАММА ВНЕАУДИТОРНОЙ РАБОТЫ по профессиональному становлению студентов ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 49.02.01 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
Цель: Создание и функционирование системы внеаудиторной работой направленной на формирование и развитие общих и профессиональных компетенций обучающихся, освоение основной профессиональной программы.З...
Программа внеаудиторной работы по профессиональному становлению студентов
Фрагмент программы внеаудиторной работы по профессиональному становлению студентов по специальности Физическая культура (2018 года приема)...