Управление процессом внедрения ФГОС НОО через планирование внутришкольного контроля на учебный год
статья по теме

Cедова Лариса Валентиновна

ВШК при внедрении ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon upr-e_vnedreniya_fgos_noo.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Управление процессом внедрения ФГОС НОО

через планирование внутришкольного контроля на учебный год

        Федеральный государственный образовательный стандарт – принципиально новый для отечественной школы документ. Он представляет собой совокупность требований:

1) к структуре основной образовательной программы;

2) к условиям реализации основной образовательной программы;

3) к результатам освоения основной образовательной программы.

        Чтобы организовать процесс введения государственного стандарта начального общего образования в нашей школе уже сделано четыре шага:

1. создание рабочей группы для разработки и управления программой изменений и дополнений образовательной системы школы;

2. определение изменений и дополнений в образовательную систему школы;

3. разработаны единичные проекты изменений; (разработаны программы внеурочной деятельности на следующий учебный год для 1-х и 2-х классов)

4. разработан план-график изменений и дополнений образовательной системы начальной ступени школы;

и, наконец, 5-й шаг «Контроль реализации запланированных изменений в образовательной системе школы» мы осуществляем в этом учебном году.

        Для проведения контроля определены способы получения необходимой информации:

  1. посредством изучения документации,
  2. в процессе собеседования с исполнителями,
  3. с помощью наблюдения за деятельностью,
  4. из аналитических материалов педагогов.

        В результате контроля заместитель директора по учебно-воспитательной работе, курирующий деятельность начальной школы, имеет информацию о том, какую именно работу выполняет каждый участник в данный промежуток времени; какие получены результаты.

        Сбор информации о состоянии работы в первых классах идёт ежемесячно. Контроль поддерживает у педагогов желание достигать необходимых результатов в реализации нововведений, так как он не является неожиданным. Августовским педсоветом утверждена Программа внутришкольного контроля на 2011 – 2012  учебный год, а затем приказом по школе утверждён и план внутришкольного контроля над процессом внедрения ФГОС НОО.  Требования и критерии оценки определены и известны контролируемым. Результаты контроля обязательно сообщаются  исполнителям и обсуждаются с ними. Педагоги знают, что нужно делать, чтобы исправить выявленные недостатки, и не сомневаются в возможности этого. Систему контроля нам удобно представлять в форме таблиц или графиков. Контроль завершается анализом полученной информации и принятием решения.

        В настоящее время в теории внутришкольного управления активно разрабатывается новое направление, основанное на принципах управления качеством.        Дополнив привычное словосочетание "внутришкольный контроль" понятием "качество", мы выдвигаем принципиально новые требования к внутришкольному контролю.

        Три группы требований к качеству, прописанные в стандартах определили для нас три направления внутришкольного контроля, соответствующие направлениям оценки качества образования.

        При проектировании контроля мы следуем следующему алгоритму:

  1. Сначала прописываются цели ВШК как результаты деятельности всех субъектов, определяющих качество школьного образования.
  2. Определяется содержание по целям.
  3. Для данного содержания выбирается диагностический инструментарий.
  4. Определяются условия реализации каждой процедуры ВШК.
  5. Определяется формат получаемых продуктов.

        На основании полученной информации проектируется подробный регламент ВШК.

        Первый раздел ВШК: "Качество результатов". В этом разделе собирается и анализируется информация об уровне реализации требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования. Этот раздел начнём с оценки такого критерия результативности, как уровень здоровья обучающихся.

        

        Для оценки личностных образовательных результатов обязательными, отражающими требования ФГОС, рассматриваем три показателя:

  1. уровень учебно-познавательной мотивации каждого ученика по отношению к каждому предмету;
  2. уровень  воспитанности;
  3. уровень сформированности здорового образа жизни обучающегося.

Метапредметные образовательные результаты будем оценивать по следующим позициям:

  1. уровень реализации регулятивных УУД;
  2. уровень реализации познавательных УУД;
  3. уровень реализации коммуникативных УУД;

Качество и динамика обученности включает такие показатели:

  1. подтверждение обученности по результатам внешней, независимой оценки;
  2. уровень обучаемости;
  3. участие и победы в предметных конкурсах, олимпиадах, НПК.

        

        Второй раздел "ВШК качества процесса" позволит нам определить уровень созданных условий реализации основной образовательной программы, в том числе кадровых, психолого-педагогических, информационно-методических, материально-технических и иных условий.

        

        Первый подраздел ВШК качества процесса называется "Качество обучающей предметной деятельности". Содержание этого раздела – предмет обсуждения на проблемных педагогических советах, методических семинарах:

  1. качество деятельности по реализации требований по сохранению здоровья обучающихся в учебном процессе;
  2. качество планирования и организации уроков по предмету;
  3. качество деятельности по развитию метапредметных умений (УУД);
  4. качество деятельности по обучению и развитию обучающихся на основе использования ИКТ;
  5. качество деятельности по проектированию и реализации индивидуальных учебных программ для отдельных учащихся;
  6. качество деятельности по организации и проведению предметных событий в школе;
  7. качество деятельности по организации и проведению внешкольной предметной деятельности обучающихся: экскурсий, экспедиций и др.;
  8. качество реализации деятельности по обучению детей с ОВЗ;
  9. качество деятельности учителей по развитию предметного кабинета и образовательного пространства школы;
  10. качество деятельности педагогического коллектива по реализации внеурочной деятельности как ресурса реализации требований к "портрету выпускника".

        

        В подразделе "Качество воспитательной работы" отслеживается три составляющие:

  1. содержание и структура системы воспитательной работы, отражающие требования к содержанию и структуре программы воспитательной работы (духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, их социализация, формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни);
  2. качество реализации программы воспитательной работы;
  3. качество работы с родителями.

                

        Одним из важнейших ресурсов качества образовательного процесса является научно-методическая система школы. В формате ВШК у нас "работает" мониторинг уровня профессиональной компетентности учителя, который реализует не только функцию внутришкольного контроля, но и обеспечивает отсутствие сложностей при переходе к новой системе оплаты труда. В этом разделе представлены такие направления, как:

  1. динамика роста уровня профессиональной компетентности учителя;
  2. качество деятельности ШМО;
  3. качество реализации программы педагогического эксперимента;
  4. качество работы библиотеки;
  5. качество деятельности социально-психологической службы.

        

        Представленная выше система реализации ВШК как ресурса управления качеством, несомненно, требует ещё коррекции к реальным условиям нашей школы, мы подбираем методики для каждого критерия оценивания каждого показателя. В разработке находится раздел "Контроль качества управления", который фрагментально был в нашем контроле. И согласитесь, именно в системе управления часто находятся ресурсы для инновационных изменений в школе. Наши показатели для определения качества управления:

cоставили:

  1. качество управления реализацией требований государственных документов (СанПиН, ГОСТ и т. д.);
  2. качество выполнения Положения о документообороте образовательного процесса (полнота, своевременность и правильность ведения школьной документации всеми участниками образовательного процесса);
  3. качество управления материально-технической базой образовательного процесса (достаточность и качество оснащения образовательной среды школы);

добавили:

  1. качество управления профессиональным ростом педагогов школы (наличие и реализация в ВШК необходимой совокупности показателей качества профессиональной деятельности учителя для установления размера стимулирующей части зарплаты);
  2. оптимальность состава и структуры ВШК;
  3. компетентность субъектов управления (уровень управленческой компетентности администраторов школы, специалистов, возглавляющих структурные подразделения).

Мы помним о том, что есть главное правило, основанное на принципах опережающего управления: прежде чем вводить в режим функционирования любой новый параметр качества, необходимо убедиться, что все субъекты его реализации понимают и принимают смысл требования и согласны со способами его измерения.

        Только в условиях "прозрачности" оценивания и осознанности смысла каждого критерия будут эффективно реализованы контролирующая функция внутришкольного контроля, а также остальные функции управления: мотивирующая, организационная, регулятивная, плановая. При этом контроль качества школьного образования сыграет роль не только инструмента реализации требований федерального государственного образовательного стандарта и новой системы оплаты труда, но и инструмента их функционирования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование внутришкольного контроля

Представлен план ВШК на год в виде очень удобной сетке мероприятий, разделенных по месяцам. Подробно расписаны направления, цели, вопросы, обекты, виды и методы контроля...

Планирование внутришкольного контроля

Планирование ВШК по четвертям...

Планирование внутришкольного контроля

Для начинающих завучей школы всегда стоит проблема внутришкольного контроля, его планирование и организация. Я предлагаю этот материал в помощь не только молодым специалистам, но и для работы всем зав...

Планирование внутришкольного контроля

Для начинающих завучей школы всегда стоит проблема внутришкольного контроля, его планирование и организация. Я предлагаю этот материал в помощь не только молодым специалистам, но и для работы всем зав...

Планирование внутришкольного контроля

Для начинающих завучей школы всегда стоит проблема внутришкольного контроля, его планирование и организация. Я предлагаю этот материал в помощь не только молодым специалистам, но и для работы всем зав...

Организация системы внутришкольного контроля за учебно-воспитательным процессом

В брошюре «Организация системы  внутришкольного контроля за учебно-воспитательным процессом» описан многолетний опыт организации  работы по управлению качеством образования инструментом внут...

Мастер-класс «Мониторинг как инструмент управления качеством образования. Организация внутришкольного мониторинга в процессе внедрения ФГОС ООО"

Представлен опыт по организации  системного внутришкольного мониторинга предметных и метапредметных достижений обучающихся....