Управление процессом внедрения ФГОС НОО через планирование внутришкольного контроля на учебный год
статья по теме
Предварительный просмотр:
Управление процессом внедрения ФГОС НОО
через планирование внутришкольного контроля на учебный год
Федеральный государственный образовательный стандарт – принципиально новый для отечественной школы документ. Он представляет собой совокупность требований:
1) к структуре основной образовательной программы;
2) к условиям реализации основной образовательной программы;
3) к результатам освоения основной образовательной программы.
Чтобы организовать процесс введения государственного стандарта начального общего образования в нашей школе уже сделано четыре шага:
1. создание рабочей группы для разработки и управления программой изменений и дополнений образовательной системы школы;
2. определение изменений и дополнений в образовательную систему школы;
3. разработаны единичные проекты изменений; (разработаны программы внеурочной деятельности на следующий учебный год для 1-х и 2-х классов)
4. разработан план-график изменений и дополнений образовательной системы начальной ступени школы;
и, наконец, 5-й шаг «Контроль реализации запланированных изменений в образовательной системе школы» мы осуществляем в этом учебном году.
Для проведения контроля определены способы получения необходимой информации:
- посредством изучения документации,
- в процессе собеседования с исполнителями,
- с помощью наблюдения за деятельностью,
- из аналитических материалов педагогов.
В результате контроля заместитель директора по учебно-воспитательной работе, курирующий деятельность начальной школы, имеет информацию о том, какую именно работу выполняет каждый участник в данный промежуток времени; какие получены результаты.
Сбор информации о состоянии работы в первых классах идёт ежемесячно. Контроль поддерживает у педагогов желание достигать необходимых результатов в реализации нововведений, так как он не является неожиданным. Августовским педсоветом утверждена Программа внутришкольного контроля на 2011 – 2012 учебный год, а затем приказом по школе утверждён и план внутришкольного контроля над процессом внедрения ФГОС НОО. Требования и критерии оценки определены и известны контролируемым. Результаты контроля обязательно сообщаются исполнителям и обсуждаются с ними. Педагоги знают, что нужно делать, чтобы исправить выявленные недостатки, и не сомневаются в возможности этого. Систему контроля нам удобно представлять в форме таблиц или графиков. Контроль завершается анализом полученной информации и принятием решения.
В настоящее время в теории внутришкольного управления активно разрабатывается новое направление, основанное на принципах управления качеством. Дополнив привычное словосочетание "внутришкольный контроль" понятием "качество", мы выдвигаем принципиально новые требования к внутришкольному контролю.
Три группы требований к качеству, прописанные в стандартах определили для нас три направления внутришкольного контроля, соответствующие направлениям оценки качества образования.
При проектировании контроля мы следуем следующему алгоритму:
- Сначала прописываются цели ВШК как результаты деятельности всех субъектов, определяющих качество школьного образования.
- Определяется содержание по целям.
- Для данного содержания выбирается диагностический инструментарий.
- Определяются условия реализации каждой процедуры ВШК.
- Определяется формат получаемых продуктов.
На основании полученной информации проектируется подробный регламент ВШК.
Первый раздел ВШК: "Качество результатов". В этом разделе собирается и анализируется информация об уровне реализации требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования. Этот раздел начнём с оценки такого критерия результативности, как уровень здоровья обучающихся.
Для оценки личностных образовательных результатов обязательными, отражающими требования ФГОС, рассматриваем три показателя:
- уровень учебно-познавательной мотивации каждого ученика по отношению к каждому предмету;
- уровень воспитанности;
- уровень сформированности здорового образа жизни обучающегося.
Метапредметные образовательные результаты будем оценивать по следующим позициям:
- уровень реализации регулятивных УУД;
- уровень реализации познавательных УУД;
- уровень реализации коммуникативных УУД;
Качество и динамика обученности включает такие показатели:
- подтверждение обученности по результатам внешней, независимой оценки;
- уровень обучаемости;
- участие и победы в предметных конкурсах, олимпиадах, НПК.
Второй раздел "ВШК качества процесса" позволит нам определить уровень созданных условий реализации основной образовательной программы, в том числе кадровых, психолого-педагогических, информационно-методических, материально-технических и иных условий.
Первый подраздел ВШК качества процесса называется "Качество обучающей предметной деятельности". Содержание этого раздела – предмет обсуждения на проблемных педагогических советах, методических семинарах:
- качество деятельности по реализации требований по сохранению здоровья обучающихся в учебном процессе;
- качество планирования и организации уроков по предмету;
- качество деятельности по развитию метапредметных умений (УУД);
- качество деятельности по обучению и развитию обучающихся на основе использования ИКТ;
- качество деятельности по проектированию и реализации индивидуальных учебных программ для отдельных учащихся;
- качество деятельности по организации и проведению предметных событий в школе;
- качество деятельности по организации и проведению внешкольной предметной деятельности обучающихся: экскурсий, экспедиций и др.;
- качество реализации деятельности по обучению детей с ОВЗ;
- качество деятельности учителей по развитию предметного кабинета и образовательного пространства школы;
- качество деятельности педагогического коллектива по реализации внеурочной деятельности как ресурса реализации требований к "портрету выпускника".
В подразделе "Качество воспитательной работы" отслеживается три составляющие:
- содержание и структура системы воспитательной работы, отражающие требования к содержанию и структуре программы воспитательной работы (духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, их социализация, формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни);
- качество реализации программы воспитательной работы;
- качество работы с родителями.
Одним из важнейших ресурсов качества образовательного процесса является научно-методическая система школы. В формате ВШК у нас "работает" мониторинг уровня профессиональной компетентности учителя, который реализует не только функцию внутришкольного контроля, но и обеспечивает отсутствие сложностей при переходе к новой системе оплаты труда. В этом разделе представлены такие направления, как:
- динамика роста уровня профессиональной компетентности учителя;
- качество деятельности ШМО;
- качество реализации программы педагогического эксперимента;
- качество работы библиотеки;
- качество деятельности социально-психологической службы.
Представленная выше система реализации ВШК как ресурса управления качеством, несомненно, требует ещё коррекции к реальным условиям нашей школы, мы подбираем методики для каждого критерия оценивания каждого показателя. В разработке находится раздел "Контроль качества управления", который фрагментально был в нашем контроле. И согласитесь, именно в системе управления часто находятся ресурсы для инновационных изменений в школе. Наши показатели для определения качества управления:
cоставили:
- качество управления реализацией требований государственных документов (СанПиН, ГОСТ и т. д.);
- качество выполнения Положения о документообороте образовательного процесса (полнота, своевременность и правильность ведения школьной документации всеми участниками образовательного процесса);
- качество управления материально-технической базой образовательного процесса (достаточность и качество оснащения образовательной среды школы);
добавили:
- качество управления профессиональным ростом педагогов школы (наличие и реализация в ВШК необходимой совокупности показателей качества профессиональной деятельности учителя для установления размера стимулирующей части зарплаты);
- оптимальность состава и структуры ВШК;
- компетентность субъектов управления (уровень управленческой компетентности администраторов школы, специалистов, возглавляющих структурные подразделения).
Мы помним о том, что есть главное правило, основанное на принципах опережающего управления: прежде чем вводить в режим функционирования любой новый параметр качества, необходимо убедиться, что все субъекты его реализации понимают и принимают смысл требования и согласны со способами его измерения.
Только в условиях "прозрачности" оценивания и осознанности смысла каждого критерия будут эффективно реализованы контролирующая функция внутришкольного контроля, а также остальные функции управления: мотивирующая, организационная, регулятивная, плановая. При этом контроль качества школьного образования сыграет роль не только инструмента реализации требований федерального государственного образовательного стандарта и новой системы оплаты труда, но и инструмента их функционирования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Планирование внутришкольного контроля
Представлен план ВШК на год в виде очень удобной сетке мероприятий, разделенных по месяцам. Подробно расписаны направления, цели, вопросы, обекты, виды и методы контроля...
Планирование внутришкольного контроля
Планирование ВШК по четвертям...
Планирование внутришкольного контроля
Для начинающих завучей школы всегда стоит проблема внутришкольного контроля, его планирование и организация. Я предлагаю этот материал в помощь не только молодым специалистам, но и для работы всем зав...
Планирование внутришкольного контроля
Для начинающих завучей школы всегда стоит проблема внутришкольного контроля, его планирование и организация. Я предлагаю этот материал в помощь не только молодым специалистам, но и для работы всем зав...
Планирование внутришкольного контроля
Для начинающих завучей школы всегда стоит проблема внутришкольного контроля, его планирование и организация. Я предлагаю этот материал в помощь не только молодым специалистам, но и для работы всем зав...
Организация системы внутришкольного контроля за учебно-воспитательным процессом
В брошюре «Организация системы внутришкольного контроля за учебно-воспитательным процессом» описан многолетний опыт организации работы по управлению качеством образования инструментом внут...
Мастер-класс «Мониторинг как инструмент управления качеством образования. Организация внутришкольного мониторинга в процессе внедрения ФГОС ООО"
Представлен опыт по организации системного внутришкольного мониторинга предметных и метапредметных достижений обучающихся....