«Реализация компетентностного подхода в процессе обучения иностранным языкам студентов колледжа через аудирование лнгвострановедческих текстов».
статья по английскому языку на тему

Крошкина Татьяна Ивановна

    Умение слушать – одно из основных умений, которое необходимо для эффективной коммуникации. Оно является одним из основных критериев коммуникабельности человека и его успешной деятельности. Подготовка выпускников колледжа к профессиональной деятельности требует развития общих и профессиональных компетенций, результатом этого развития должен стать специалист готовый приступить к своим обязанностям с первых дней пребывания на рабочем месте. В этой статье рассматривается технология работы на уроках английского языка по развитию навыков аудирования у студентов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Развитие навыков аудирования38.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Нам даны два уха и только один рот,

чтобы мы слушали больше, а говорили меньше».

«Реализация компетентностного подхода в процессе обучения иностранным языкам студентов колледжа через аудирование лнгвострановедческих текстов».

Крошкина Т.И.

преподаватель ИЯ

ГБОУ СПО ВО

«Гусевский стекольный колледж»

           Подготовка выпускников колледжа к профессиональной деятельности, в соответствии с ФГОС третьего поколения, требует развития общих и профессиональных компетенций, результатом этого развития должен стать специалист готовый приступить к своим обязанностям с первых дней пребывания на рабочем месте.  Внедрение компетентностного подхода в учебный процесс – это ключ к достижению поставленной цели.

    Умение слушать – одно из основных умений, которое необходимо для эффективной коммуникации. Оно является одним из основных критериев коммуникабельности человека и его успешной деятельности. Древнегреческая мудрость гласит: «Нам даны 2 уха и только один рот, чтобы мы слушали больше, а говорили меньше». В процессе слушания различают 2 аспекта: 1) слух как физиологическую характеристику и 2) слушание как процесс осознанного познавательного действия, ведущего к итерпритации и пониманию. Не случайно существует 2 глагола означающие указанные действия: слышать и слушать , hear-listen, horen-vernehmen, entendre-ecouter etc.

        Слушание- это восприятие речи на слух и одновременное её понимание, в методической литературе этот процесс называется – аудированием.

  В процессе развития навыков слушания мы рассматриваем два вида: слушание с общим пониманием содержания (for gist)  и с выделением специальной информации (listening for details).

  Рассмотрим технологию работы на уроках английского языка по развитию навыков аудирования у студентов ГСК, на примере темы «Father’s  Day in different Countries of the World» («Празднование дня отца в разных странах мира»), с учётом новых требований ФГОС к планированию урока.

1 этап - организационно-мотивационный, который способствует подготовки  студентов к работе на уроке, обеспечивает  благоприятный  микроклимат. Студенты погружаются в ситуацию предстоящего общения при помощи песни «You’re my hero», в исполнении Teresa James.  

2 этап - постановка цели урока. Преподаватель создаёт  проблемную  ситуацию, путем взаимодействия со студентами выходит на проблемный вопрос  и формирует потребность целеполагания. Студенты подходят к идеи учебной цели урока на основе соотнесения известного с неизвестным. 

3 этап - актуализация уже имеющихся  знаний по данной теме. Организация  различных форм работы по повторению  и систематизации материала. В нашем уроке это задания перед прослушиванием текста  (pre-listening activity), в котором содержится большое количество дат и лексических единиц (ЛЕ), связанных с темой «Праздники». Поэтому уместным является повторение образования порядковых числительных и дат. Задание на повторение ЛЕ- подбор английских и русских эквивалентов (matching activity).

4 этап - открытие нового знания и  первичное закрепление. Совместно с преподавателем студенты находят решение проблемного вопроса и применяют  полученные знания на практике.  На этом этапе студенты смотрят видео  об истории образования праздника и выполняют задание по прослушанному и увиденному материалу - выбор из множества (listening for details).

5 этап- самостоятельная работа в парах. Студентам предлагается прослушать и прочитать текст «AMERICAN MOSAIC - Father’s Day» и обсудить его в парах по вопросам. Далее организуем работу по составлению тематических диалогов.

6 этап - включение нового знания в систему.  Организуется  работа в группах, с целью обсуждения проблемных вопросов. Студенты учатся  работать в сотрудничестве и коллективно решать поставленные задачи. На этом этапе студенты делятся на группы по 4 человека, далее им предлагается прочитать текст о данном празднике в разных странах мира, заполнить таблицу, обменятся информацией и сравнить традиции празднования (case study).

7 этап – этап обратной связи (feedback). Проверяется результативность усвоения студентами материала. На этом этапе можно включить работу с интерактивной доской. Для проверки усвоения ЛЕ – задания по разгадыванию, например анаграммы. Для контроля усвоения информации – подбор ключевого слова и сортировка вихрей.

8 этап-  рефлексия. Обобщение и выводы по учебной теме. Студенты заполняют листы саморефлексии, учатся подводить итоги и  анализировать свою деятельность.

9 этап - домашнее задание. В качестве домашнего задания студенты получают составление презентации по теме, которая даёт им возможность участия в тематическом конкурсе проектов, который пройдёт в 3 тура.

1 тур – конкурс между группами колледжа;  

2 тур – конкурс между школами района;

3 тур – внеклассное мероприятие  с участием представителей иноязычных культур и объявление победителя. 

Подводя итоги опыта работы по данной технологии, мы можем ответить на вопрос: « Что нам даёт проведение таких уроков?»:

    -  современные специалисты должны быть  готовыми работать не только в своей стране, но и за рубежом. Это требует формирование  коммуникативной компетентности, которая включает в себя не только знание иностранного языка, но и понимание особенностей менталитета, культуры и обычаев разных стран;

- подготовку к проведению совместных мероприятий  с сотрудниками международной компании, где происходит обмен культурно-страноведческой информацией и общение в диалоге культур;

- погружение студентов  в иноязычную культуру  позволяет им  почувствовать себя гражданином мира, но при этом  оставаться гражданином России, т.к. общение происходит в диалоге сравнения своей культуры и иноязычной;

- студенты учатся достигать цели в результате самостоятельной работы при эффективном взаимодействии с другими участниками своей команды;

- использование информационных технологий;

- вовлечение  в процесс коммуникативного  взаимодействие студентов с различным уровнем подготовки, где они могут проявлять свои индивидуальные способности, ощущать себя значимым и успешным в совместной деятельности, что ведёт к стимулированию процесса  саморазвития и самосовершенствования.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация компетентностного подхода в процессе обучения физике в средней школе через создание мотивации.

Обоснование реализации компетентностного подхода в процессе обучения физике в средней школе через создание мотивации....

Реализация компетентностного подхода в процессе обучения на уроках физики.

Мировая педагогическая практика пока­зывает, что одной из образовательных тех­нологий, поддерживающих компетентност­ный подход в образовании, является метод проектов. Метод проекто...

Реализация компетентностного подхода в процессе обучения учащихся иностранному языку

методическая статья, раскрывающая понятие компетентностного подхода в обучении...

Презентация"Роль современных образовательных технологий в реализации компетентностного подхода в процессе обучения английскому языку"

Актуальность: усиление в предметном преподавании составляющих, обеспечивающих успешную социализациюучащихся, формирование ключевых компетентностей....

Деятельностно-компетентностный подход в организации обучения иностранному языку

Теоретическое обоснование и опыт практического применения деятельностно-компетентностного подхода на занятиях по иностранному языку...

Статья "Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения иностранному языку посредством ИКТ, через проектную деятельность"

Статья в районный сборник. Научно-практическая конференция. Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения иностранном у языку посредством ИКТ, через проектную деятельность....

Статья "ÜFLAZ-методика-синергетический подход к коммуникативному обучению иностранным языкам студентов медицинских специальностей"

В статье описывается более подробно об ÜFLAZ-методике и об ее применении в коммуникативном обучении...