О рисках введения в образовательный процесс учебно-методического комплекса «Истоки» под редакцией И. А. Кузьмина и А. В. Камкина
статья по теме
Каждый учитель имеет право выбора УМК, но в разнообразии учебников и программ легко заблудиться, особенно если само содержание предмета является новым для учителя. По опыту каждый из нас знает, что учебники бывают хорошие и разные. Если вам попадется неудачный учебник по математике, это вызовет трудности в освоении детьми математики и только. С предметами, формирующими мировоззрение, ценностные ориентиры, личностные качества, все намного серьёзней и даже опасней. Талант или опыт педагога может восполнить недостатки слабого учебника или поверхностной программы по истории. Но как быть с таким предметом, как Основы православной культуры? Как быть, если учебник, например, содержит сомнительные истины, противоречащие духу православия? И хватит ли у учителя опыта заметить это и отделить зерна от плевел? Этими вопросами мы, учителя, которые не один год занимаются основами православной культуры, задавались на городском методическом объединении, которое было посвящено знакомству с УМК «Истоки» (под редакцией И. А. Кузьмина и А. В. Камкина). Как известно, «Истоки» предлагаются в качестве альтернативы «Основам православной культуры».
Что привлекательного в «Истоках»? Учебное пособие, довольно внушительное по содержанию (и по цене), привлекает целостностью содержательной линии (с 1-го по 11-й кл.); в нем довольно интересно представлены некоторые темы, однако мы не имеем права умолчать о рисках, о так называемых подводных рифах, которые необходимо учесть при выборе этого УМК. Итак, моя задача – озвучить наши сомнения и претензии к содержанию курса и методике организации занятий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istoki.docx | 23.84 КБ |
Предварительный просмотр:
О рисках введения в образовательный процесс
учебно-методического комплекса «Истоки»
под редакцией И. А. Кузьмина и А. В. Камкина.
Каждый учитель имеет право выбора УМК, но в разнообразии учебников и программ легко заблудиться, особенно если само содержание предмета является новым для учителя. По опыту каждый из нас знает, что учебники бывают хорошие и разные. Если вам попадется неудачный учебник по математике, это вызовет трудности в освоении детьми математики и только. С предметами, формирующими мировоззрение, ценностные ориентиры, личностные качества, все намного серьёзней и даже опасней. Талант или опыт педагога может восполнить недостатки слабого учебника или поверхностной программы по истории. Но как быть с таким предметом, как Основы православной культуры? Как быть, если учебник, например, содержит сомнительные истины, противоречащие духу православия? И хватит ли у учителя опыта заметить это и отделить зерна от плевел? Этими вопросами мы, учителя, которые не один год занимаются основами православной культуры, задавались на городском методическом объединении, которое было посвящено знакомству с УМК «Истоки» (под редакцией И. А. Кузьмина и А. В. Камкина). Как известно, «Истоки» предлагаются в качестве альтернативы «Основам православной культуры».
Что привлекательного в «Истоках»? Учебное пособие, довольно внушительное по содержанию (и по цене), привлекает целостностью содержательной линии (с 1-го по 11-й кл.); в нем довольно интересно представлены некоторые темы, однако мы не имеем права умолчать о рисках, о так называемых подводных рифах, которые необходимо учесть при выборе этого УМК. Итак, моя задача – озвучить наши сомнения и претензии к содержанию курса и методике организации занятий.
1. Претензии к учебникам
Что нас смутило сразу? На страницах учебников для всех ступеней обучения смысл православных праздников затемняется, и чем старше класс, тем сильнее это чувствуется. На первый план выступают языческие празднования, языческие обряды и традиции, а в православных праздниках – совместные трапезы, их регламентированность. Создается впечатление, что самым главным в празднике Пасхи было правильно поесть, то есть не ошибиться в выборе продуктов и блюд.
На страницах учебников открыто проповедуется языческое поклонение твари вместо Творца. Почти обожествляются образы природы (и это не метафорически, как у русских поэтов, а буквально, без всякого переносного смысла), например, одухотворяется образ так называемой «Матушки-земли» и других природных объектов. О приносимых им жертвах говорится как о великом и вечном священнодействии. Земля, например, предстает как существо, способное мыслить и чувствовать. Её нельзя «тревожить» в дни «именин» (обрабатывать мотыгой, трогать лопатой), а то беда. И все это подается не как заблуждения неразвитого сознания наших предков, а как мудрая, но по обидной случайности забытая традиция. С некоторым сожалением даже.
Заметьте, в изложении авторов учебника языческие праздники имеют более привлекательный характер, нежели православные. Православные праздники упомянуты между прочим, а в языческих торжествах утверждается общенародный характер. Зато православный смысл двунадесятых праздников порой затушеван или откровенно подменен языческим содержанием. Например:
1) в учебнике для 4 кл. на стр. 135 праздник Преображения Господня толкуется как день «преображения природы», день «созревания плодов». О том, что Господь явил ученикам свою Божественную природу, что путь следования за Христом для человека - это путь к преображению – ни слова. Не думаю, что авторы этого не знали. Думаю, им не нравится идея Божественной природы Христа. В таком случае я уважала бы их больше, если бы они этой темы не касались вовсе. А то лукавство какое-то получается.
2) в учебнике для 6 кл. на стр. Рождество Христово почему-то названо «детским праздником», то есть только для детей. Аргументы поражают своей безапелляционностью: Рождественские праздники, дескать, «напоминают о Христе-младенце» и потому считаются «детскими». Чувствуется влияние западной традиции, по словам о. Олега, где с размахом празднуется Рождество без главного слова – ХРИСТОВО. Где глубоко почитаемый в России святитель Николай Мирликийский представлен в нелепом, зачастую комичном виде.
В брошюре под названием «Проблема «поколенческой справедливости» и пути ее решения в системе ценностей национальной социокультурной образовательной программы «Истоки» (приложение для учителя к УМК) на стр. 56 приводится стих Евангелия от Иоанна: «В начале было Слово…» и комментарий к нему: «Слово – талант, данный человеку».
Это, поверьте лишь некоторые примеры, подобных подмен немало. Есть и небезопасные с точки зрения духовной жизни советы и рекомендации.
Например, опасно сообщать ребенку, что избавиться от болезней и бед можно, давая обет, зарок Богу, как учат на стр. 69 учебника для 4 класса. Мы считаем, что такие вопросы нужно решать только лично и только со священником – своим духовником, если таковой есть.
2. Претензии к содержанию программ
В состав УМК «Истоки» входит многотомное серийное издание «Истоковедение», на страницах которого христианские догматические понятия заменены понятиями оккультными, широко используется оккультный новояз, чем-то напоминающий лингвистическое программирование. Кстати, этот прием используется в сайентологии, дианетике. Суть его в том, что новичка вводят в состояние растерянности обилием звучных и малопонятных слов, большей частью абстрактных понятий, для которых нет соотнесения в личном опыте. Чтобы стать своим в новой среде, нужно освоить этот язык. Механизм таков – нужно наполнить оболочки слов собственными образами, создать СМЫСЛООБРАЗЫ или СМЫСЛОФОРМЫ (терминология Рерихов). Довольно увлекательная игра, в которой человек неожиданно для себя оказывается в секте. Усваивая язык, он незаметно усваивает и идеологию.
Так, в 10-м томе «Истоковедения» представлен курс для 9 класса «В поисках истины», в рамках которого (на стр. 122) СПАСЕНИЕ трактуется как «избавление от поверхностной жизни и приобщение к полной и прекрасной жизни». Звучит заманчиво, но кто может дать точное определение, что такое полная и прекрасная жизнь?
Чехов однажды справедливо заметил: когда вы призываете людей идти вперед, к высокой, светлой цели, не забудьте указать точное направление, иначе они двинутся в разные стороны!
Там же, в курсе 9-го класса, спасение трактуется как «соборное действо через духовное общество». Скажите честно, кому это понятно? А детям каково? Во-первых, нужно разобраться сначала, кому и от кого нужно спасаться. А уж потом говорить как.
Предположим, разобрались. Тогда возникает закономерный вопрос: если спасение совершается через некое «духовное общество», координаты которого неизвестны, то зачем нужен Христос? О Нём же в трактате о спасении не сказано ни слова. И что, приставка к Его имени СПАСИТЕЛЬ – просто красивый эпитет?
В том же 10-м томе на стр. 121 встречаем такие оккультные понятия, как «мужской и женский миры», «поля власти», «Свет» как некая самодостаточная энергия, непонятно от кого исходящая и куда приводящая. Там же дается любопытная формула: «Мир как истина». Но не уточняется, какой именно мир имеется в виду. А какой смысл извлечет из этого ребенок? Вот этот мир, эта жизнь и есть единственная реальность и всё в ней – истина: и добро, и зло. Все пути ведут к Богу. А отсюда напрашивается вывод: зачем тогда ограничивать себя, утруждать самовоспитанием, противостоять собственным дурным наклонностям?
Совершенно очевидно, что на страницах учебных пособий происходит приучение ребенка к оккультному новоязу через обилие слов-понятий, которые пишутся с прописной буквы, как имена собственные: «Добро», «Свет», «Весна», «Земля», «Образ», «Образ Отечества», «Образ Света». К тому же обилие слов с большой буквы нивелирует значимость имени Христа и основных понятий Православия: «Бог» пишется с большой буквы и «Земля» пишется с большой буквы, следовательно, они равнозначны.
3. Претензии к технологиям.
1) Анализируя методические разработки к учебникам, мы увидели, что особое место в технологии курса «Истоки» занимает необычная методика – «ресурсный круг». Об этом свидетельствует даже стихотворение ученицы, помещенное в учебнике 1 класса на стр. 16: «Любим мы работать в парах и в ресурсный круг вставать…».
Авторы УМК «Истоки» утверждают, что буквально на первом занятии, используя технологию «ресурсного круга», они избавляют детей от любой тревоги и дают им радость взаимопонимания. Заметьте, то, что прорастает годами в обычной педагогической практике, здесь вызывается очень скоро и искусственно при одном условии: нужно научиться обращаться к безликим энергиям, которые появляются на страницах учебного пособия в словесных образах с большой буквы «Добро», «Доброе Слово», «Добрый Мир», «Свет», «Истоки». Между тем источники этих энергий не прояснены, а духовность, она разная бывает, как и духи. Но этого мало – перед нами самая настоящая духовная практика, что, кстати, недопустимо в светской школе. Мы не имеем права привлекать детей не только к молитве, но и к медитации. Молитва, как известно, – это просительное обращение к Богу или божеству. Или на уроках в светской школе нельзя молиться только христианскому Богу, а языческим энергиям можно?
2) Одна из самых часто используемых методик курса – «мнемотехника». Она основана на развитии образной памяти. В результате применения этой методики образная память младшего школьника наполняется обилием абстрактных образов, которые ребенок должен наделить собственными смыслами под руководством учителя. Тот, в свою очередь, волен трактовать их как угодно. Таким образом, в словарь и мир ребенка вводятся новые понятия, а посредством их и новые образы, по преимуществу взятые из «Живой этики» и делающие ее язык понятным, близким, родным. Впоследствии, если в руки к ребенку попадет «Живая этика», её язык и идеи будут своими.
3) Вызывают недоумение такие методические приемы, как «прикосновение к предплечью сидящего в круге», «предложение сидящему рядом закончить собственную фразу», «стремление прийти к единомыслию в круге». Как здесь не вспомнить хрестоматийный проект «О введении единомыслия в России»! Все эти приёмы традиционны в сектантской практике. Детям предлагают публично (в круге) анализировать собственное поведение, что подозрительно напоминает общую исповедь.
Некорректными считаем такие задания, как «привести примеры собственного хорошего поведения», причем публично. Например, «рассказать о том, как я уважаю родителей», то есть каким образом я проявляю это уважение. Рассказать в присутствии учителей и родителей о том, какой я хороший. Представляете состояние ребенка? Выбор у него небольшой: либо увлеченно хвастать, либо скромно гордиться собой. А если похвастать нечем? Тогда либо каяться, опять же публично, либо врать. В любом случае ребенок педагогами помещен в заведомо безнравственную ситуацию.
Считаем неприемлемой технику двойного круга, когда дети откровенно говорят о своих духовных переживаниях вслух, а родители слушают и имеют право корректировать эти высказывания или говорить вместо ребенка.
Мы вообще считаем активные формы обучения пригодными лишь для тех учебных предметов, которые имеют под собой научную основу, и не пригодными для предметов, которые обращены к духовному опыту, религиозным переживаниям ребенка (этика, ОПК и т. д.). Например, ответить на вопрос: «Помогает ли и сегодня Илья Муромец, если к нему обратиться с молитвой?» ребенок может, только имея опыт молитвенного общения со святым, но этот вопрос на страницах учебника адресован всем детям.
И все-таки, скажут мне те, кто листал учебное пособие, там есть много привлекательного, особенно в начальных классах. И даже в сторону православия есть реверансы. Да, не спорим. Но ведь даже рыба без приманки на крючок не поймается. Не стоит об этом забывать.
В заключение хотим сказать, что если, несмотря на эти предостережения, УМК «Истоки» все же будет избран каким-либо образовательным учреждением, то курс не должен называться ОПК. У него, несмотря на обилие информации об иконах, храмах и праздниках, нет ничего общего с ОПК. У него иное название! ИСТОКИ или ИСТОКОВЕДЕНИЕ. Кстати, авторы этого и не скрывают. Учителю нельзя допустить путаницы. Но всё это – техническая информация, и не самая важная. А что важно? Делая выбор, мы, учителя, думаем о личной ответственности. Обобщая сказанное, дерзну предположить, что на страницах УМК «Истоки» речь идет о духовности без Святого Духа и о христианстве без Христа. Следовательно, замена уже апробированных учебников «Основ православной культуры» вышеупомянутым УМК является не только методически нецелесообразным действием, но и влекущим за собой серьезные искажения в мировоззрении подростка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социально-профилактическая работа с детьми группы риска в условиях образовательного учреждения
Любое явление жизни разворачивается в пространстве. Воспитательный процесс располагается и развивается во вполне определенном социуме, имеющем свои пространственные рамки. Сем...
Открытое занятие "введение в образовательную программу курсов предпрофильной подготовки Фитодизайн"
Наиболее актуальной задачей для учреждений дополнительного образования детей является отработка эффективной модели предпрофильной подготовки учащихся, обеспечивающей формирование у выпускников готовно...
разработка занятия "Введение в образовательную программу"
Цель: познакомить обучающихся с основами, историй развития прикладного творчества, с разными природными материалами....
Социально - образовательный православно - краеведческий проект "Истоки"
Главная цель проекта - создание специальной развивающей среды для адаптации детей с интеллектуальными нарушениями в современных условиях, расширение их круга общения,формирование толерантного отношени...
Социально-педагогическая деятельность социального педагога с семьей «группы риска» в условиях образовательного учреждения
Социальный педагог в школе – это человек, который знает обучающихся не по их успеваемости или совершению или несовершению правонарушений, а с точки зрения их личности, особенностей се...
выявление групп социального риска среди обучающихся образовательных организаций
методтческие рекомендации Д.Е. Щипановой-кандидата психологических наук, доцента кафедры педагогики и психологии ГАОУ ДПО СО "ИРО"...
Тема доклада: «Использование новых образовательных технологий в работе учителя в коррекционной школе в связи с введением новых образовательных стандартов»
laquo;Использование новых образовательных технологий в работе учителя в коррекционной школе в связи с введением новых образовательных стандартов»...