Деловая игра для педагогов "Воспитать патриотов России"
методическая разработка по теме
Воспитать патриотов сегодня –
это значить обеспечить будущее завтра.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
delovaya_igra_nov.docx | 35.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат № 4 VIII вида»
Подготовила Муринцева Лидия Ивановна
ТЕМА: ВОСПИТАТЬ ПАТРИОТОВ РОССИИ.
Эпиграф:
воспитать патриотов сегодня –
это значить обеспечить будущее завтра.
Цель:
- создать условия для профессионального самосовершенствования участников деловой игры;
- сформировать представления о многообразии направлений педагогической деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию;
- оказать практическую помощь в выборе и овладении современными формами и методами в работе по данной теме.
Задачи:
- формирование у педагогов понимания актуальности работы по воспитанию нравственно-патриотических начал у подрастающего поколения в современном обществе;
- создание условий для самообразования педагогов в данном направлении.
Воспитатель: Я начну свою деловую игру с показа слайда о России , так как тема нашей игры «Воспитать патриотов России.» (показ слайда о России).
Ход игры
Звучит песня. Ведущий читает стихотворение:
Начинается Родина с памяти,
С почитанья истоков своих,
С герба, гимна, Российского знамени,
С уваженья заветов святых.
Начинается Родина с Пушкина,
Чудных сказок, что прелесть одна,
Деревень с их кривыми избушками,
Где жива всё ещё старина.
Начинается Родина с детства,
С материнской, отцовской любви,
Школьной парты, букетов цветистых,
Что учителю мы принесли.
Ведущий:
уважаемые коллеги я рада Вас приветствовать на деловой игре «Воспитать патриотов России…»
Воспитать патриотов России – это значит…
- Воспитать любовь к своей семье, к школе, родному селу, родной стране к людям которые окружают, к историческому и культурному наследию страны,
- Воспитывать патриотов сегодня - это значит обеспечить будущее завтра.
Ведущий:
На современном этапе по-иному раскрывается смысл таких понятий, как «патриотизм», «гражданин», «патриот».
Прежде чем стать патриотом России, надо знать традиции России, своего края, города, семьи, жить их интересами и заботами.
Начальная школа,и школа вообще – важнейший период становления личности человека, когда закладываются основы гражданских качеств, формируются первые представлении детей об окружающем мире, обществе, и культуре на занятиях и школьных мероприятиях.
- Наша деловая игра будет проходить в соответствии с задачами, над которыми работаем мы, воспитатели, каждый день и каждый год.
Действительно, работа по патриотическому воспитанию многогранна, разнопланова, она ведётся по трём направлениям – это экологическое, историко-краеведческое и культурное направления. И мы не обойдём сегодня эти направления.
Ведущий:
А сейчас, приглашаем поиграть
И проблемы порешать
Что-то вспомнить, повторить,
Что не знаем, подучить.
Ведущий:
- С чего начинается Родина… с изучения своей страны…
- Предлагаем участникам нашей деловой игры 1-е задание.
Задание:
- Каждой команде даны конверты, в которых находятся по две карточки с ребусами. В ребусах зашифрованы слова-понятия, относящиеся к теме нашей деловой игры. Задача команд-участниц расшифровать эти ребусы, назвать зашифрованные слова.
Родина, столица, Москва, честь, память, флаг.
- Гостям предлагаем небольшой экскурс в историю рождения Государственных Российских символов - герба, гимна, флага.
Слайды (герб, гимн, флаг)
ГЕРБ
Герб России имеет свою многовековую историю рождения.
На Руси двуглавый орел впервые появляется в XIII веке и становится гербом Черниговского княжества, а затем уже в XV веке в Московском и Тверском княжествах.
Герб России видоизменялся при многих царях. Это происходило при Иване Грозном, Петре I, Павле I, Александре I и Николае I. Каждый из этих монархов вносил какие-либо изменения в государственную эмблему.
Новый символ России, созданный в 1917 году, нельзя назвать гербом – это, скорее, государственная эмблема. Орел имел расправленные и направленные вниз крылья, был лишен всех атрибутов (корон, скипетра, державы и пр.), не имел цветового решения.
Большевики в 1918 году утвердили Герб Советского Союза с изображением серпа и молота на фоне земного шара, в лучах солнца и в обрамлении колосьев, с надписью на языках союзных республик: "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!" В верхней части герба - пятиконечная звезда. Так, на некоторое время «ушёл» двуглавый орёл из государственной символики. Двуглавый орел вернулся на герб в Россию только в 1993 году. Указом Президента Б. Ельциным, он был выполнен по мотивам герба Российской империи.
ГИМН
В разные времена Руси (России) гимном являлись: церковные песнопения, гимны «Молитва русских» и, «Боже, царя храни», французская «Марсельеза», «Интернационал», гимн «Союз нерушимый республик свободных», «Патриотическая песня».
ФЛАГ
Флаг нашей страны имеет свою историю с глубокой древности.
Восточные славяне и руссы под флагом подразумевали «стяг». «Стяг» - «воинское знамя» – шест с укрепленным на нём пучком конских волос или клинком яркой ткани.
С принятием христианства на флаге стали изображать русских святых. Их называли иконы-хоругви.
20 января 1705 года день рождения Российского флага. Указом Петра I был утвержден бело-сине-красный флаг.
Но, долгое время в России использовался и черно-желто-белый флаг для различных торжеств, которые вывешивался на фасадах зданий. Этот флаг использовался до коронации Николая II 1896 года.
С 1918 года государственным флагом является красное знамя с надписью «РСФСР». РСФСР – расшифровывалось как Российская Социалистическая Федеративная Советская республика.
В конце 1980-х годов во время «Августовского путча» в России стал использоваться вновь бело-синий-красный флаг.
11 декабря 1993 года Президент РФ Б. Ельцин подписал Указ «О государственном флаге», где использовались бело-сине-красный цвета.
Значение цветов:
При отсутствии официального толкования значения цветов российского триколора, существует несколько трактовок значения цветов флага - версии. В работе с детьми педагоги трактуют значение цветов так:
Белый цвет символизирует мир, чистоту, свободу;
Синий – цвет веры, верности и правды;
Красный – цвет энергии, силы и отваги, символ державности.
Ведущий:
- Это был небольшой экскурс в историю рождения государственных символов: герба, гимна, флага.
- Команды готовы отвечать.(команды отвечают
Ведущий:
- С чего начинается Родина… с малой родины, с родного края, города, улицы, двора, с того места, где человек родился и вырос… История города – это живая история, она отражается и в биографии семьи и в судьбе каждого человека.
- Предлагаем словесную игру «Так какой он, наш город Ставрополь?»
Задание:
- Придумайте слова-признаки (по 2 прилагательных) о нашем городе на каждую букву, которые есть в названии нашего города .
Например:
С –(смелый спортивный…)
Т-(толерантный, терпиливый…)
А-(аккуратный,активный..)
В-( великий, возмужалый…)
Р-(родной, развивающийся…)
О-(отличный, оригинальный…)
П-(положительный, приветливый…)
О-(образованный, очаровательный…
Л-(ласковый, любимый…)
Ь-,
- Команды готовы?
Ведущий:
- С чего начинается Родина… с родной природы.
Кто не любит свою природу, тот не любит Отчизну свою. Общение с природой облагораживает человека, позволяет полнее ощущать красоту жизни.
Важно, чтобы первые детские ощущения были навеяны красотами родной природы, родным краем.
Хорошо, когда дети видят белоствольную березку и трепетные осинки, и понимают, что это наше родное.
Через воспитание любви к природе проявляются самые высокие нравственные качества человека, в их числе и любовь к Родине.
Игра по экологии
Следующее задание для наших команд состоит из игры «Исключи два лишних элемента …» и загадки.
- Представителю команды необходимо подойти к березе и сорвать два любых листочка, желтой и синей пометками. Задания находятся в листочках.
Вопросы для команд-участниц:
1. Назовите две лишних птицы, которые не водятся на Ставрополье: воробей, сокол, озерная чайка, белая трясогузка, тукан ,грач, синица, казуар чиж. (Тукан – Бразилия, казуар – Австралия, родственник страуса.)
2.Исключите два лекарственных растения, которые не растут на Ставрополье: шиповник, мята, полынь, элеутерококк, календула, лимонник, мать-мачеха, жень-шень,папоротник. (Лимонник – Северный Китай, Дальний Восток. Элеутерококк – Дальний Восток, северо-восток Китая, север Кореи.)
ЗАГАДКИ ДЛЯ КОМАНД:
1.Весной зеленела,
Летом загорела,
Осенью надела
Красные кораллы.
(Рябина)
2.Весной веселит,
Летом холодит,
Осенью питает,
Зимой согревает.
(Лес)
3.Не сосна я и не ёлка.
Только осень на порог –
До единой все иголки
Скину с веток точно в срок.
(Лиственница)
4.В неё льётся, из неё льётся само посебе плетётся.( река)
- БЛИЦ ВОПРОСЫ.
1. Когда температура тела у воробья выше – зимой или летом? (Одинакова.)
2. Когда птица поёт громче: в полёте или сидя на ветке? ( В полёте, т.к. при каждом взмахе крыльев растягиваются воздушные мешки, и воздух более сильной струёй поступает затем в голосовой аппарат птицы.)
3. Какие лесные растения могут заменить мясо? (Грибы.)
4. У каких деревьев осенью листья красные? (Клён, осина, рябина.)
5. Какие птицы прилетают к нам первыми после зимы? (Грачи.)
6. Какие цветы носят человеческие имена? (Роза, Лилия, Василек, Иван-да-Марья.)
7. Какой цветок служит домом для мелких насекомых в ненастную погоду и ночью? (Колокольчик.)
8. Посреди двора золотая голова. (Подсолнух.)
9. Одно бросил – целую горсть взял. (Зерно)
10. Какая рыба носит имя человека? (Карп.)
- С чего начинается Родина… с изучения традиций, национальных праздников, народных игр и культуры…
- Предлагаем командам-участницам игру: «ПРАЗДНИКИ»
Задание: 1.---необходимо правильно объяснить предназночения праздника 7 января, что знаменовала эта дата. (великий праздник христианской церкви,когда отмечается рождения Иисуса Христа. По. крестьянскому календарю знаменовал наступление Святок и начало роста святого дня.)
2.----- Когда начинается масленица—за сколько дней до ПАСХИ,(56 дней).(ответы команд)
ФИЗ. МИНУТКА
Ведущий:
- Ни один народный праздник не проходит без веселья, игр, состязаний.
- представляю народную подвижную игру: «ПОЯСОК»
«Поясок – элемент народного костюма»
Обоим Командам раздают по 4 ленточки.
Задание: Пока играет музыка, командам нужно правильно, без ошибок сплести поясок. (ОДИН ДЕРЖИТ ЛЕНТОЧКИ А ТРОЕ ЗАПЛЕТАЮТ ПЕРЕХОДЯ)
Ведущий:
- С чего начинается Родина… со сказок, легенд, былин, потешек, пословиц, поговорок. С младенчества ребенок слышит родную речь. Произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.
Задание состоит из двух маленьких заданий:
Первое – это…
- Предлагаем командам-участницам вспомнить русские пословицы, поговорки. Ваша задача собрать пословицу, поговорку из отдельных слов. Каждая команда выбирает слова на карточках одинакового цвета:
«Незабудка» – синего цвета
«Росинка» – красного цвета
Кто родителей почитает, тот век не погибает.
Береги землю родимую, как мать любимую.
(Раздаются конверты с тексом современных пословиц).
Второе – это…
- В конвертах находятся пословицы других стран современных трактовок, предлагаем их прочитать и вспомнить аналог русских, уже знакомых вам пословиц. Например:
«Разговорами риса не сваришь» (кит.) – «Соловья баснями не кормят».
Игра: «Скажи иначе пословицу»
- Переведите иностранную пословицу, поговорку на русскую, найдите аналог:
«Когда леди выходит из автомобиля, автомобиль идёт быстрее» (англ.) – «Баба с возу –кобыле легче».
«Голова – венец тела, а глаза – лучшие алмазы в том венце» ( азерб.) – «Глаза – зеркало души».
Ведущий:
- Команды готовы
Задание:
- Песня душа народа. Много песен сложено о велико России, её красотах…
- Предлагаем песенный блиц-турнир. Каждая команда должна пропеть несколько строк из полюбившихся песен о России.
Итог деловой игры.
- Вот и подходит наша деловая игра «Воспитать патриота России…» к концу. Так, что это значит «Воспитать патриота России…» - это наполнить повседневную жизнь ребенка благородными чувствами, которые окрашивали бы всё, что человек познает и делает.
- Родить патриота нельзя, его воспитать надо.
- Дмитрий Лихачев сказал: «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству».
Наша школа имеет большой опыт работы по нравственно-патриотическому воспитанию, наши воспитанники принимают активное участие в общешкольных мероприятиях «ДЕНЬ ЗАЩИТНИКОВ ОТЕЧЕСТВА, ДЕНЬ ПОЖИЛОГО ЧЕЛОВЕКА, ДЕНЬ ПОБЕДЫ, принимают активное участие в краевых мероприятиях» ИСТОКИ «и Т Д. В этом учебном году тоже запланирован военно-патриотический спортивный праздник «А ты-баты шли солдаты», Акция «Победоносный май», выставки детских творческих работ, посвященных дню победы и и др. мероприятия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Районная деловая игра "Лидеры будущей России"
Цель мероприятия - выборы нового состава районных советов пионерской организации и ассоциации учащейся молодежи...
Методическая разработка. Деловая игра по теме" Россия в период реформ Петра первого"
данный урок предназначен для систематизации и обобщения полученных знаний на предидущем уроке....
деловая игра "Мы - граждане России"
Мы- граждане нашего государства. А быть гражданином такого огромного и сильного государства не только большая честь для нас с вами, но и большая ответственность. Данное мероприятие подготовлено с цель...
Сценарий деловой игры "Родина моя - Россия"
Игра предназначена для детей 7-9 классов. Игра не требует специальной подготовки учащихся. В игре принимают участие команды (4-6 команд) по 5-6 человек....
Деловая игра "Что значит быть патриотом?"
Познакомить учащихся с понятием «патриотизм», с основными чертами патриота и его личности, роли патриотизма в будущем страны.Выявить отношение учащихся к про...
методическая разработка урока-деловой игры по теме "Байкал-жемчужина России" география 8 класс
Представленный материал - полностью разработка сценария деловой игры " Экологического форум" в 8 классе по теме "Байкал" и представлена презентация к уроку. На уроке рассматриваются ...
Игра - викторина "Патриоты России"
Воспитание патриотизма, гражданственности, чувства гордости и уважения к историческому прошлому Родины...