методическая разработка урока-деловой игры по теме "Байкал-жемчужина России" география 8 класс
методическая разработка по географии (8 класс) на тему
Представленный материал - полностью разработка сценария деловой игры " Экологического форум" в 8 классе по теме "Байкал" и представлена презентация к уроку. На уроке рассматриваются вопросы уникальности природы и его сохранения, как объекта Всемирного наследия. Деловая игра- один из методов формирования коммуникативной компетенции учащихся .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
delovaya_igra_baykal_8_klass.zip | 2.73 МБ |
Предварительный просмотр:
Федяй Валентина Всеволодовна
учитель географии
МБОУ СОШ № 4
г.Балтийска
Калининградской области
Сценарий урока-деловой игры по физической географии России
Тема урока: « БАЙКАЛ – ЖЕМЧУЖИНА СИБИРИ »
Цели урока: Образовательные:
-Изучить природу Байкала, выявить экологические проблемы и пути их решения.
-Показать красоту и неповторимость русской природы, ее уникальность.
-Углубление и расширение знаний по экологическому состоянию природной среды в нашей стране.
Развивающие: развитие познавательного интереса через проведение нетрадиционных форм урока, использование проблемных ситуаций, развивать умение учащихся работать с дополнительными источниками знаний, развитие творческой самостоятельности, речи, внимания, экологической культуры школьников.
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе, чувство ответственности за ее сохранение, любовь к Родине, взаимопомощь при работе в группе.
Тип и форма урока: Изучение нового материала, деловая игра – экологический форум
Оборудование: физическая карта России, листы опорных конспектов, презентации групп специалистов.
Опережающие задания: Класс разбит на 4 группы (группа ученых исследователей, экологов, представителей СМИ), подготовка сообщений для каждой группы специалистов и участников форума.
ХОД УРОКА
- Организационный момент
- Постановка цели и задач урока, знакомство с участниками форума. Слово учителя: У нас сегодня необычный урок. Мы сегодня проводим экологический форум. Вы сегодня не учащиеся, а ученые Иркутского ГУ, они же руководители Научно- образовательного центра « Байкал», участники Российского ГРИНПИС, корреспонденты газет. Наш форум ведет председатель. Передаем ему слово.
Председатель ( ученик): Я приветствую всех, кто собрался на наш экологический форум, посвященный уникальному озеру Сибири и всей России - Байкалу. Мы должны рассмотреть вопросы:
-В чем уникальность озера Байкал
-экологическая обстановка на озере
-какие меры мы можем предложить по сохранению озера. Во время форума мы должны заполнить листы участников и в конце их сдать (прим. лист опорного конспекта)
Но перед тем как, я предоставлю слово коллегам, начну форум словами Андрея Вознесенского: Я ночью проснулся. Мне кто-то сказал:
«Мертвое море – священный Байкал».
Я на себе почувствовал взор
Будто я моря убийца и вор
Слышу – не спит иркутянин во мгле
Курит. Их предок проснулся в земле.
Когда ты болеешь, все мы больны
Байкал, ты – хрустальная печень страны.
Плыл я на лодке краем Байкала
Вечер просвечивал в полнакала
Ну, неужели наука солгала
Над запрокинутым взором Байкала.
И неужели мы будем в истории-
« Эти, Байкал загубили которые?»
Надо вывесить бюллетень,
Как себя чувствует омуль, тюлень.
Это не только отстойников числа-
Совесть народа – должна быть чистой.
Вот почему, узнав показуху,
Борются наши «прорабы духа»
Чтоб заповедником стало озеро,
Чтоб его воды не целлюлозило,
Чтобы никто никогда не сказал
Мертвое море – священный Байкал!
Я передаю слово профессору кафедры физической географии ИГУ. Выступление ограничено – 3-4 мин.
Профессор кафедры физической географии:
Байкал-это одно из неповторимых чудес планеты, поистине, это святыня не только Россиян, но всего человечества. В 1996 он объявлен объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО. «Чиста, уникальна, прозрачна вода.
Безмолвна, но полная жизни тайга.
Шумит и волнуется бешеный вал –
Таким мне заполнился древний Байкал.
Красавица дочь - Ангара удалая
Свой путь начинает из этого края,
А с нею три сотни речушек и рек
Все устремили к Байкалу свой бег»
«Байгал –далай» - называют его буряты, что означает «большое море». Нет на Земле другого столь глубокого озера. Дно Байкала на 1167 м ниже уровня океана, а поверхность воды на 456 м выше. Нет на Земле столь древнего озера – 25 – 3 5 млн лет. Здесь собрано 23,5 тыс куб. км пресной воды, это 5 часть пресной воды Земли. Как в Балтийском море, только при меньшей площади. Полная смена воды в Байкале происходит через 332 года. В озеро впадает 336 рек, а вытекает одна Ангара. О реке Ангара существует очень красивая бурятская легенда. Передаю слово своему коллеге - антропологу.
Антрополог: При выходе из Байкала Ангара имеет ширину 2 км и много камней. Самый большой называется Шаманским камнем. И так легенда: Жил на свете старик по имени Байкал, было у него 336 сыновей и одна дочь Ангара. Сыновья день и ночь тработали и все добро несли к отцу. А красавица дочь все добро безрассудно тратила на наряды. Долго терпел Байкал, но потом запер Ангару в доме. Однажды от странствующих певцов узнала Ангара о подвигах северного богатыря Енисея и захотела убежать к нему, стать ему женой. В одну из темных ночей, когда Байкал заснул, Ангара размыла утесы, вырвалась на свободу и помчалась быстро к северу. От шума проснулся Отец, разгневался и бросил вслед своей дочери целый утес. Ангару он не удержал, а утес этот лежит и поныне. Это и есть Шаманский камнем
Председатель: Слово доктору геолого-минералогических наук
Геолог: Озеро, лежащее на юге Восточной Сибири окружают величественные горные хребты: на северо – западе Приморский, на севере – Байкальский, на юге Хатар-Дабан и на юго-востоке Баргузинский . Район находится в сейсмоактивной зоне: в новогоднюю ночь 1862 г. в результате землетрясения 200кв.км прибрежной полосы дельты реки Селенга с поселениями ушла по воду. Образовался залив Провал». Разрушительные землетрясения повторяются каждые 20-30 лет. Последнее 9-бальное зарегистрировано в 2008 и 6-бальное в 2010. Байкал располагается вдоль стыка нескольких литосферных плит, которые отодвигаются друг от друга в среднем на 2-3 мм в год. За 300 млн. лет - на 600 км. В 1977 на подводных аппаратах «Пайсис» мы исследовали дно. Оно расчленено подводными каньонами и ложбинами, имеет ступенчатое строение. 3 котловины разделяются 2 хребтами. Самый высокий Академический в длину 100 км, а высоту 1848 м. Вдоль трещин и разломов, тянущихся вдоль озера, наблюдались выходы газов и теплых источников. Кроме этого мы обнаружили 6 км толщу рыхлых донных отложений.
Сотрудник лимнологического факультета ИГУ: Вода в Байкале уникальна. Из всех озер она самая прозрачная и экстрапресная. Белый диск, используемый для определения прозрачности воды, виден на глубине 40 м. При этом в 1 литре воды содержится 96 миллиграмм солей, что в десятки раз меньше, чем в речной воде. Горные хребты и бассейн сложены кристаллическими горными породами гранитного состава. Гранит растворяется плохо, дает минимум примесей и то в виде песка. Байкальская вода имеет уникальный химический состав. Она очень агрессивна, то есть в ней быстрее идет растворение отмерших остатков и прибрежных сооружений. Здесь береговые укрепления можно строить только из стойких марок бетона.
Профессор кафедры микробиологии: Своей исключительной чистоте Байкал обязан большой семье живых организмов. Начало всему дают микроскопические растения ,которые за год выделяют 10млн т кислорода и создают 4млн т органических веществ; 300 видов инфузорий. А главные смотрители за чистотой – рачки и бокоплавы. В Байкале их 255 видов, т.е. треть всех известных в мире рачков. 90% приходится на 2 вида: эпишура и веслоногий макрогектопус. Они встречаются только в Байкале. На 2/3 фауна озера эндемична и нигде больше не встречается. Передаю слово доктору биологических наук.
Доктор биологических наук: На Байкале водится 2630 видов животных и 1000 видов растений, 58 видов рыб: омуль, сиг, хариус, таймень, ленок, байкальский Осетр, голомнянка. 27 видов встречаются только в Байкале. На берегах гнездятся 200видов птиц. Интересная рыбка –голомнянка. Она прозрачна и состоит на 35% из жира, может подниматься с 1500 м глубины на поверхность. В Байкале водится единственное пресноводное морское млекопитающее – байкальская нерпа. Ученые до сих пор не могут точно сказать, как она здесь появилась.
Гидрометеоролог: По продолжительности солнечных дней район Байкала превосходит Кавказские курорты и Средиземноморье. Эта область находится под влиянием Азиатского антициклона. Поэтому и зимой при температуре -25 и летом при температуре 20 – 25 стоят солнечные ясные дни. Спокоен и ласков Байкал при тихой погоде. Но суров и неприступен при шторме. Особенно суров и свиреп ветер «сарма», он налетает с севера-запада со скоростью 60м/с и сметает все на своем пути. Сарма назван по названию реки, в ущелье которого поступает холодный арктический воздух. К местным ветрам относят и баргузин, верховик, култук, шелонник.
Геоэколог: Байкал окружен тайгой с ценными породами деревьев: лиственница, сосна, кедр, пихта, ель сибирская. Здесь обитают много животных: соболь, медведь, рысь, колонок, горностай, марал, пищуха, лось, орлан-белохвост, скопа, кабарга и др. В районе образованы 5 заповедников, 3 национальных парка,25 заказников, более 200 памятников природы и уникальных объектов. Вроде бы много, но это не вся территория Байкала.
Председатель: представляю группу специалистов из организаций « Байкальская экологическая волна», экологического фонда « ЧИСТЫЙ Байкал», Гринпис России.
Эколог: Изучаемая территория – район активного хозяйственного освоения, чему способствуют благоприятный климат, черноземные почвы, богатство полезных ископаемых. Добыча полезных ископаемых, развитие промышленности в городах, тепловые электростанции – это угроза экологии Байкала. Загрязняющие предприятия: нефтепереработка, машиностроение, деревообрабатывающие и целлюлозно-бумажные расположены в городах Улан-Уде, Байкальск, Иркутск, Северобайкальск. В Ангарске работает химический завод по производству минеральных удобрений. Тонны химических веществ и бытовых отходов, нефтепродуктов сбрасываются в реки, воздух, почву. Со сточными водами в Байкал ежегодно поступает 700 т нитратов, 13000 т хлоритов, тяжелые металлы, фенол. Большие площади заняты по вырубку деревьев, что ведет к ежегодно повторяющимся селям. Более 100 000 людей отдыхают на берегах Байкала. Полчища вандалов усеивают берега и оставляют тонны мусора. А какой разгул браконьеров, пробуренные нефтяные скважины в дельте Селенги – все это несет смерть всему живому.
Биохимик: Самая большая наша боль – Байкальский ЦБК, построенный в 1966 г на берегу Байкала. Все отходы поступали в озеро. Постоянные обращения, требования по перепрофилированию, строительству очистных сооружений привели к строительству системы замкнутого водоснабжения в 2008 г. Но система смогла проработать 1 месяц и вышла из строя. Завод законсервировали. Но в 2010 г. вышло постановление правительства РФ позволяющее возобновить производство и сброс ядовитых стоков в Байкал. С 8 июля комбинат работает. Пробы воды, взятые при погружении «миров» выявили высокое содержание диоксинов, а в районе стоков БЦБК в 40-50 раз превосходил. Естественный диоксиновый фон Байкала нулевой. Берега озера покрываются нитевидными водорослями, которые отмирая, дают пищу микроорганизмам, а они в свою очередь поглощают огромное количество кислорода. Рыбаки в Баргузинском заливе отмечают исчезновение прибрежного сига, нерестившегося возле берега.
Представитель Гринпис России: В нашей организации действует 5 направлений, одно из них сохранение озера Байкал. Не всем нравится наши выступления, демонстрации, действия, которые заставляют власти принимать реальные решения. Наши реальные результаты: - придание статусу Байкала объектом всемирного наследия ЮНЕСКО. --Ведем учет байкальской нерпы, популяция которой сократилась на 30% ( по нашему требованию в 2007 г. квоты на отстрел нерпы не выдавались).
- Ведем борьбу с браконьерами, которые из-за ценного меха убивают тюленей.
- Проведенные массовые протесты против строительства нефтепровода вблизи Байкала в2006 г, заставили правительство РФ пересмотреть проект ( нефтепровод пройдет в 200 км от Байкала).
-В 2008 г приостановили разработку Холоднинского месторождения нефти в устье реки Селенга.
В настоящий момент требуем закрытия БЦБК, провести инвентаризацию всех источников загрязнения, проводить постоянный мониторинг состояния озера( с2007 г не проводится, нет исследовательского судна),Провести общественные слушания и обсуждение целевой программы правительства РФ «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие природной территории на 2012-2020 г» Внести коррективы.
Объявить весь Прибайкальский район – особо охраняемой территорией. Свою работу мы будем продолжать.
Председатель: Для подготовки общего постановления нашего форума, даю время поработать над последним пунктом нашего конспекта.
Учитель: Составим резолюцию нашего форума. Предлагаю внести свои предложения
Составление рекомендаций по сохранению озераДомашнее задание: стр 216 - 220 учебника, дополнительно для не выступавших- написать статью на тему: « Каким я вижу Байкал через 10 лет».
ЛИСТ ОПОРНОГО КОНСПЕКТА
Фамилия, Имя__________________________________________
БАЙКАЛ
Глубина________
Возраст Байкала__________________
Площадь озера_____________________
Находится в____________________________
Впадает ____________ рек, вытекает___________
Хребты, окружающие озеро:_______________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Что происходит с литосферными плитами в районе Байкала? _______________________
____________________________________________________________________________
Что представляет собой дно озера? ____________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
В чем уникальность воды Байкала? _____________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
В озере обитают ______________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Назовите местные ветры: ______________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Основные источники загрязнения Байкала:_______________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Назовите две причины, почему нельзя прокладывать нефтепровод вблизи Байкала
______________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Назовите ваши предложения для спасения озера Байкал
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока-деловой игры по теме "Четырехугольники". 8 класс
Существует различные пути формирования учебно- познавательной компетенции, одним из которых являются нестандартные уроки. Приведем пример деловой игры.На таких уроках моделируется реальная ситуа...
Методическая разработка урока "Интеллектуальная игра по теме "Вселенная" 5 класс
Интеллектуальная игра по теме «Вселенная» проводится при изучении курса "Природоведение" в пятом классе на заключительном уроке. Мероприятие позволяет расширить...
Методическая разработка внеклассного мероприятия. Игра "Вокруг света" для 8 классов
Игра проводилась во время школьного месячника естественных наук среди 8 классов. Игра способствует развитию познавательного интереса учащихся в игровой обстановке через применение на практике зн...
разработка урока Деловая игра "Инвестиция"
Урок в 9 классе по теме: "Экономико-географическая характеристика Центрально-Чернозёмного района " в форме деловой игры....
Разработка урока Деловая игра Мастер по оказанию услуг
Рабочая программа....
Методическая разработка внеклассного мероприятия Игра «Крестики-Нолики» в 5а классе по теме «Школа»
Игра "Крестики-Нолики" по теме "Школа" для 5 класса...
Разработка урока Деловая игра по естествознанию 10 класс «Как вы думаете?»
Развитие самостоятельной деятельности, активизация мышления, выработка системного логического мышления...