Деловая игра "Что значит быть патриотом?"
классный час (10, 11 класс) на тему

Дангатарова Огулхан Шамильевна

Познакомить   учащихся  с понятием  «патриотизм», с основными чертами  патриота и его  личности, роли патриотизма в будущем страны.

Выявить отношение  учащихся  к проблемам патриотизма и помочь стать позитивными творцами, так как молодежь сегодня – это Россия завтра. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon delovaya_igra.doc244 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя  общеобразовательная школа№11»

                                                                Педагог дополнительного образования

                                                                 Дангатарова О.Ш

                                             Март, 2015

Цель: Воспитание у учащихся чувства патриотизма, определить роль патриотизма в жизни современного общества.

Задачи:

Образовательные 

Познакомить  учащихся  с понятием  «патриотизм», с основными чертами  патриота и его  личности, роли патриотизма в будущем страны.

Выявить отношение  учащихся  к проблемам патриотизма и помочь стать позитивными творцами, так как молодежь сегодня – это Россия завтра.

 Развивающие 

Формировать у школьников понятия и представления, связанные с патриотизмом.

Развивать волевые качества обучающихся, самостоятельность, умение преодолевать трудности, используя для этого проблемные ситуации, творческие задания

Воспитательные 

Воспитывать у учащихся патриотические качества, позитивное отношение к военной службе, прививать ценностное отношение к Отечеству.

Совершенствование духовно - патриотического развития учащихся, воспитание граждан, готовых духовно и физически к защите Отечества;

Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор, мультимедийная презентация,  видеофильм «Что ты оставишь после себя?», справочная литература, листы бумаги, ручки.

Форма проведения:  деловая игра.

ХОД ИГРЫ

Звучит песня «С чего начинается Родина» (Слова Матусовский М., композитор Баснер В.)

Ведущий1: читает стихотворение:

Начинается Родина с памяти,

С почитанья истоков своих,

С герба, гимна, Российского знамени,

С уваженья заветов святых.

Начинается Родина с Пушкина,

Чудных сказок, что прелесть одна,

Деревень с их кривыми избушками,

Где жива всё ещё старина.

Начинается Родина с детства,

С материнской, отцовской любви,

Школьной парты, букетов цветистых,

Что учителю мы принесли.

Ведущий 2: Здравствуйте участники игры, болельщики и уважаемые учителя. Мы рады Вас приветствовать на деловой игре «Что значит быт патриотом  сегодня?».

Вступительное слово  руководителя:  Сегодня мы с вами обсудим такую актуальную тему:  "Что значит быть патриотом сегодня?"

Что значит быть патриотом? Любить – да, но не только любить землю свою, но и обязательно, что-то конкретное для нее делать.

                                                                                                                           Василий Розанов.

“Патриот – человек, одушевлённый патриотизмом, или человек, преданный интересам какого-нибудь дела, горячо любящий что-нибудь”.

                                                                                                             Словарь С.И.Ожегова

       Тема патриотизма – ныне жгучая и больная тема для нашей страны, для русских людей. Как пробудить в ребёнке чувство любви к Родине? Именно “пробудить”, потому что оно есть в каждой душе, и надо его усилить точным, чистым тоном. Нельзя заставить любить Отечество. Любовь надо воспитывать.

      "Патриотизм", "любовь к Родине", "Отчизны верные сыны"… Сегодня только ленивый не вспоминает этих слов - возвышенных, благородных и одновременно - из-за частого упоминания донельзя затертых и потерявших свой изначальный блеск и даже смысл. Так давайте разберёмся, что есть патриотизм? И что нового привнесло в его понимание наше непростое время? Как же всё-таки воспитать патриота в современных сложных условиях, полных противоречий? Попробуем высказать свои соображения на этот счёт. (ответы детей)

Ведущий 1: Члены  жюри – председатель Кундагдиева А.А. члены жюри  Айдогдиев Кубан и Эреджепова Замира.

Ведущий 2: Условие-команда получает за правильный, полный ответ – 3 балла, за неполный, неточный ответ – 2 балла. За дополнение – 1балл. За всё время игры, команда может один раз обратиться за помощью к своим болельщикам

 Ведущий 1: Представляем  Вам команды.

Названия команд на столах.

  1. «Родничок»  
  2. «Незабудка»  
  3. «Росинка»      

Ведущий1:  Сейчас предлагаем перед началом деловой игры провести разминку для команд-участниц:

Разминка для участников игры:

Задание: Ответить на вопросы викторины:

  1. Кто является 4-ды Героем Советского Союза?  (Г. Жуков)
  2. Кто водрузил Знамя Победы над рейхстагом в Берлине?  (Фёдоров, Кантария)
  3. Самое популярное женское имя в годы Великой Отечественной войны? (Катюша)
  4. Кому из женщин первой было присвоено звание Герой Советского Союза в годы Великой Отечественной войны? (Зое Космодемьянской)
  5. Кто являлся Верховным главнокомандующим Советской армии в годы ВОв? (И.В. Сталин)
  6. Осенью 1941 года по Москве ходили слухи, что этого человека Гитлер приказал повесить первым, как только город будет взят. О ком шла речь? (Ю. Б. Левитан)
  7. Назовите земляков - участников ВОв. (Эюпов И.Э., Аматов М.А., Караманов М., Сафвров С. и т.д.)
  8. Назовите земляков - тружеников тыла. (Джанаева А.Д., Сафаралиева С., Шабанова С., и т.д.)
  9. Отважный  летчик уроженец Северной Осетии. Принявший неравный бой  с  фашистскими истребителями над Ачикулаком.  Его имя носит местная школа. Назовите имя героя? (Джантимир  Чипиров).

Ведущий2: Спасибо нашим командам за правильные ответы.

А сейчас, приглашаем поиграть

И проблемы порешать

Что-то вспомнить, повторить,

Что не знаем, подучить.

Ведущий1:

- С чего начинается Родина… с изучения своей страны…

- Предлагаем участникам нашей деловой  игры 1-е задание.

Задание:

- Каждой команде даны конверты, в которых находятся  по две карточки с ребусами. В ребусах зашифрованы слова-понятия, относящиеся к теме нашей деловой игры. Задача команд-участниц  расшифровать эти ребусы, назвать зашифрованные слова.

Родина

Память

Ордена

Москва

Честь

Россия

- Гостям предлагаем небольшой экскурс в историю рождения Государственных Российских символов - герба, гимна, флага.

Слайды (герб, гимн, флаг)

ГЕРБ

     Герб России имеет свою многовековую историю рождения.

     На Руси двуглавый орел впервые появляется в XIII веке и становится гербом Черниговского княжества, а затем уже в XV веке в Московском и Тверском княжествах.  

   Герб России видоизменялся при многих царях. Это происходило при Иване Грозном, Петре I, Павле I, Александре I и Николае I. Каждый из этих монархов вносил какие-либо изменения в государственную эмблему.

    Новый символ России, созданный в 1917 году, нельзя назвать гербом – это, скорее, государственная эмблема. Орел имел расправленные и направленные вниз крылья, был лишен всех атрибутов (корон, скипетра, державы и пр.), не имел цветового решения.

     Большевики в 1918 году утвердили Герб Советского Союза с изображением серпа и молота на фоне земного шара, в лучах солнца и в обрамлении колосьев, с надписью на языках союзных республик: "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!" В верхней части герба - пятиконечная звезда. Так, на некоторое время «ушёл» двуглавый орёл из государственной символики.    

      Двуглавый орел вернулся на герб в Россию только в 1993 году. Указом Президента Б. Ельциным, он был выполнен по мотивам герба Российской империи.

ГИМН

    В разные времена Руси (России) гимном являлись: церковные песнопения,  гимны «Молитва русских» и, «Боже, царя храни», французская «Марсельеза», «Интернационал»,  гимн «Союз нерушимый республик свободных»,  «Патриотическая песня».

ФЛАГ

    Флаг нашей страны имеет свою историю с глубокой древности.

     Восточные славяне и руссы под флагом подразумевали «стяг». «Стяг»  - «воинское знамя» – шест с укрепленным на нём пучком конских волос или клинком яркой ткани.

     С принятием христианства на флаге стали изображать русских святых. Их называли иконы-хоругви.

     20 января 1705 года день рождения Российского флага. Указом Петра I был утвержден бело-сине-красный флаг.

     Но, долгое время в России использовался и черно-желто-белый флаг для различных торжеств, которые вывешивался на фасадах зданий. Этот флаг использовался до коронации Николая II  1896 года.

     С 1918 года государственным флагом является красное знамя с надписью «РСФСР». РСФСР – расшифровывалось как Российская Социалистическая Федеративная Советская республика.

     В конце 1980-х годов во время «Августовского путча» в России стал использоваться вновь бело-синий-красный флаг.  

     11 декабря 1993 года Президент РФ Б. Ельцин подписал Указ «О государственном флаге», где использовались бело-сине-красный цвета.  

               

Значение цветов:

При отсутствии официального толкования значения цветов российского триколора, существует несколько трактовок значения цветов флага - версии. В работе с детьми педагоги трактуют значение цветов так:

Белый  цвет символизирует мир, чистоту, свободу;

Синий – цвет веры, верности и правды;

Красный – цвет энергии, силы и отваги, символ державности.

Ведущий1:

- Это был небольшой экскурс в историю рождения государственных символов: герба, гимна, флага.

- Команды готовы отвечать.

Слайд  с ребусами

Ведущий2:

- С чего начинается Родина… с малой родины, с родного края, города, улицы, двора, с того места, где человек родился и вырос… История  района– это живая история, она отражается и в биографии семьи и в судьбе каждого человека.

- Предлагаем словесную игру  «Так какой он, наш район?»

Задание:

- Придумайте слова-признаки (по 2 прилагательных)  о нашем районе  на каждую букву, которые есть в названии нашего района  «Нефтекумский».

Слайд зрителям о Нефтекумском районе.

Например:

Н – необыкновенный, новый…

Е – единственный…

К – культурный, компактный, космический…

С– славный, светлый, современный

К – красивый, комфортный…

С– спортивный, солнечный, современный…

Н – независимый…

М – молодой, музыкальный…

- Команды готовы отвечать…

Ведущий1:

- С чего начинается Родина… с родной природы.

    Кто не любит свою природу, тот не любит Отчизну свою. Общение с природой облагораживает человека, позволяет полнее ощущать красоту жизни.

    Важно, чтобы первые детские ощущения были навеяны красотами родной природы, родным краем.

     Хорошо, когда дети видят белоствольную березку и трепетные осинки, и понимают, что это наше родное.  

    Через воспитание любви к природе проявляются самые высокие нравственные качества человека, в их числе и любовь к Родине.

Игра по экологии

Задание:

- Следующее задание для наших команд состоит из игры «Исключи два лишних элемента …» и загадки.

- Представителю команды необходимо подойти к березе и сорвать два любых листочка, желтой и синей пометками. Задания находятся в листочках.

Исключения для команд-участниц:

1.Назовите две лишних  птицы, которые не водятся в Ставропольском  крае: дрозд, синица, свиристель, казуар, ворона, дятел, тукан. (Тукан – Бразилия, казуар – Австралия, родственник страуса.)

2.Назовите две лишние реки, которых нет в Москве и Московской области: Истра, Клязьма, Незнайка, Пажа, Ахтуба, Ока. (Ахтуба левый приток Волги – Волгоградская область, Ока – Тульская область, приток Волги.)

3.Исключите два лекарственных растения, которые не растут в Ставропольском крае: шиповник, мята, полынь, элеутерококк, календула, лимонник. (Лимонник – Северный Китай,  Дальний Восток. Элеутерококк – Дальний Восток,  северо-восток  Китая, север Кореи.)

Весной зеленела,

Летом загорела,

Осенью надела

Красные кораллы.

(Рябина)

Весной веселит,

Летом холодит,

Осенью питает,

Зимой согревает.

(Лес)

Не сосна я и не ёлка.

Только осень на порог –

До единой все иголки

Скину с веток точно в срок.

 (Лиственница)

Ведущий:

- Пока наши команды готовятся, предлагаем вопросы–загадки для зрителей:

  1. Когда температура тела у воробья выше – зимой или летом? (Одинакова.)
  2. Когда птица поёт громче: в полёте или сидя на ветке? ( В полёте, т.к. при каждом взмахе крыльев растягиваются воздушные мешки, и воздух более сильной струёй поступает затем в голосовой аппарат птицы.)
  3. Какие лесные растения могут заменить мясо? (Грибы.)
  4. У каких деревьев осенью листья красные? (Клён, осина, рябина.)
  5. Какие птицы прилетают к нам первыми после зимы? (Грачи.)
  6. Какие цветы носят человеческие имена? (Роза, Лилия, Василек, Ива-да-Марья.)
  7. Какой цветок служит домом для мелких насекомых в ненастную погоду и ночью? (Колокольчик.)
  8. Посреди двора золотая голова. (Подсолнух.)
  9. Одно бросил – целую горсть взял. (Зерно)
  10. Какая рыба носит имя человека? (Карп.)

Загадки:

             Он без рук, он без ног

Из земли пробиться смог.

Нас он летом в самый зной,

Ледяной поит водой.

 (Родник)

В неё льется, из неё льётся,

Сама по земле плетётся.

(Река)

Ведущий2:  - Команды готовы

Ведущий1:   Следующее задание вопросы по картинам:

1. Назовите художника  картины «Золотая осень»          (Исаак Ильич Левитан)

2.                                                       «Грачи прилетели»    (Алексей Кондратьевич Саврасов)

3.                                                       «Зима»                         (Иван Иванович Шишкин)

Следующее задание состоит из двух маленьких заданий:

Первое – это…

- Предлагаем командам-участницам  вспомнить русские  пословицы, поговорки. Ваша задача собрать пословицу, поговорку из отдельных слов. Каждая команда выбирает слова на карточках одинакового цвета:

Команда «Родничок»  выбирает карточки                 - белого цвета

                «Незабудка»                                                  – синего цвета

                «Росинка»                                                      – красного цвета

Кто родителей почитает, тот век не погибает.

Береги землю родимую, как мать любимую.

Человек без Родины, что земля без семени.

(Раздаются конверты с тексом современных пословиц).

Второе – это…

- В конвертах находятся пословицы других стран современных трактовок,  предлагаем их прочитать и вспомнить аналог русских, уже знакомых вам пословиц. Например:

«Разговорами риса не сваришь» (кит.) – «Соловья баснями не кормят».

Игра: «Скажи иначе пословицу»

- Переведите иностранную пословицу, поговорку на русскую, найдите аналог:

«Когда леди выходит из автомобиля, автомобиль идёт быстрее» (англ.) – «Баба с возу –кобыле легче».

«Голова – венец тела, а глаза – лучшие алмазы в том венце»  ( азерб.) – «Глаза – зеркало души».

«Тот не заблудится, кто спрашивает» (финн.) – «Язык до Киева доведёт».

- Пока наши команды-участницы думают над своим заданием, предлагаем зрителям песню  о  России.

Ведущий 2:

- Команды готовы…

Задание:

Ведущий 2:  Песня душа народа. Много песен сложено о великой  России, её красотах…

- Предлагаем песенный блиц-турнир. Каждая команда должна пропеть  несколько строк из полюбившихся песен о России.

Итог деловой игры.

- Вот и подходит наша деловая игра к концу. Так, что это значит патриота России - это наполнить повседневную жизнь ребенка благородными чувствами, которые окрашивали бы всё, что человек познает и делает.

- Родить патриота нельзя, его  надо воспитать.

- Дмитрий Лихачев сказал: «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству».

   Подведение итога игры. Награждение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок Что значит быть патриотом

Формирование у учащихся гражданских качеств личности, представлений о  духовно- нравственном смысле понятия «патриотизм», «патриот»...

Что значит - быть хорошими родителями?

Что значит - быть хорошими родителями? У хороших родителей вырастают хорошие дети. Как часто слышим мы это утверждение, но часто затрудняемся объяснить, что же это такое - хорошие родители. Буду...

«Быть современным, значит быть толерантным!»

      Цели:1.     Улучшение психологического климата в группе.2.     Создание условий для формирования терпимости к различ...

Быть здоровым – значит быть красивым!

Классный час для учащихся 5-6 классов...

Сценарий классного часа "Быть современным, значит быть толерантным!"

Классный час "Быть ссовременным, значит быть толерантным!"  , приурочен  к Всемирному дню толерантности, ориетирован на обучающихся 9 -х классов....

Быть подлинным значит быть верным самому себе. Сочинение-рассуждение по творчеству И.С.Тургенева. Направление "Верность и измена"

Данная презентация поможет в подготовке к написанию сочинения-рассуждения по творчеству И.С.Тургенева ("Отцы и дети") и в подготовке к итоговому сочинению (или к РПР в 10 кл.)...

Быть здоровым- значит быть мудрым.

Беседа о здоровом образе жизни....