Деловая игра "Что значит быть патриотом?"
классный час (10, 11 класс) на тему
Познакомить учащихся с понятием «патриотизм», с основными чертами патриота и его личности, роли патриотизма в будущем страны.
Выявить отношение учащихся к проблемам патриотизма и помочь стать позитивными творцами, так как молодежь сегодня – это Россия завтра.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
delovaya_igra.doc | 244 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа№11»
Педагог дополнительного образования
Дангатарова О.Ш
Март, 2015
Цель: Воспитание у учащихся чувства патриотизма, определить роль патриотизма в жизни современного общества.
Задачи:
Образовательные
Познакомить учащихся с понятием «патриотизм», с основными чертами патриота и его личности, роли патриотизма в будущем страны.
Выявить отношение учащихся к проблемам патриотизма и помочь стать позитивными творцами, так как молодежь сегодня – это Россия завтра.
Развивающие
Формировать у школьников понятия и представления, связанные с патриотизмом.
Развивать волевые качества обучающихся, самостоятельность, умение преодолевать трудности, используя для этого проблемные ситуации, творческие задания
Воспитательные
Воспитывать у учащихся патриотические качества, позитивное отношение к военной службе, прививать ценностное отношение к Отечеству.
Совершенствование духовно - патриотического развития учащихся, воспитание граждан, готовых духовно и физически к защите Отечества;
Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор, мультимедийная презентация, видеофильм «Что ты оставишь после себя?», справочная литература, листы бумаги, ручки.
Форма проведения: деловая игра.
ХОД ИГРЫ
Звучит песня «С чего начинается Родина» (Слова Матусовский М., композитор Баснер В.)
Ведущий1: читает стихотворение:
Начинается Родина с памяти,
С почитанья истоков своих,
С герба, гимна, Российского знамени,
С уваженья заветов святых.
Начинается Родина с Пушкина,
Чудных сказок, что прелесть одна,
Деревень с их кривыми избушками,
Где жива всё ещё старина.
Начинается Родина с детства,
С материнской, отцовской любви,
Школьной парты, букетов цветистых,
Что учителю мы принесли.
Ведущий 2: Здравствуйте участники игры, болельщики и уважаемые учителя. Мы рады Вас приветствовать на деловой игре «Что значит быт патриотом сегодня?».
Вступительное слово руководителя: Сегодня мы с вами обсудим такую актуальную тему: "Что значит быть патриотом сегодня?"
Что значит быть патриотом? Любить – да, но не только любить землю свою, но и обязательно, что-то конкретное для нее делать.
Василий Розанов.
“Патриот – человек, одушевлённый патриотизмом, или человек, преданный интересам какого-нибудь дела, горячо любящий что-нибудь”.
Словарь С.И.Ожегова
Тема патриотизма – ныне жгучая и больная тема для нашей страны, для русских людей. Как пробудить в ребёнке чувство любви к Родине? Именно “пробудить”, потому что оно есть в каждой душе, и надо его усилить точным, чистым тоном. Нельзя заставить любить Отечество. Любовь надо воспитывать.
"Патриотизм", "любовь к Родине", "Отчизны верные сыны"… Сегодня только ленивый не вспоминает этих слов - возвышенных, благородных и одновременно - из-за частого упоминания донельзя затертых и потерявших свой изначальный блеск и даже смысл. Так давайте разберёмся, что есть патриотизм? И что нового привнесло в его понимание наше непростое время? Как же всё-таки воспитать патриота в современных сложных условиях, полных противоречий? Попробуем высказать свои соображения на этот счёт. (ответы детей)
Ведущий 1: Члены жюри – председатель Кундагдиева А.А. члены жюри Айдогдиев Кубан и Эреджепова Замира.
Ведущий 2: Условие-команда получает за правильный, полный ответ – 3 балла, за неполный, неточный ответ – 2 балла. За дополнение – 1балл. За всё время игры, команда может один раз обратиться за помощью к своим болельщикам
Ведущий 1: Представляем Вам команды.
Названия команд на столах.
- «Родничок»
- «Незабудка»
- «Росинка»
Ведущий1: Сейчас предлагаем перед началом деловой игры провести разминку для команд-участниц:
Разминка для участников игры:
Задание: Ответить на вопросы викторины:
- Кто является 4-ды Героем Советского Союза? (Г. Жуков)
- Кто водрузил Знамя Победы над рейхстагом в Берлине? (Фёдоров, Кантария)
- Самое популярное женское имя в годы Великой Отечественной войны? (Катюша)
- Кому из женщин первой было присвоено звание Герой Советского Союза в годы Великой Отечественной войны? (Зое Космодемьянской)
- Кто являлся Верховным главнокомандующим Советской армии в годы ВОв? (И.В. Сталин)
- Осенью 1941 года по Москве ходили слухи, что этого человека Гитлер приказал повесить первым, как только город будет взят. О ком шла речь? (Ю. Б. Левитан)
- Назовите земляков - участников ВОв. (Эюпов И.Э., Аматов М.А., Караманов М., Сафвров С. и т.д.)
- Назовите земляков - тружеников тыла. (Джанаева А.Д., Сафаралиева С., Шабанова С., и т.д.)
- Отважный летчик уроженец Северной Осетии. Принявший неравный бой с фашистскими истребителями над Ачикулаком. Его имя носит местная школа. Назовите имя героя? (Джантимир Чипиров).
Ведущий2: Спасибо нашим командам за правильные ответы.
А сейчас, приглашаем поиграть
И проблемы порешать
Что-то вспомнить, повторить,
Что не знаем, подучить.
Ведущий1:
- С чего начинается Родина… с изучения своей страны…
- Предлагаем участникам нашей деловой игры 1-е задание.
Задание:
- Каждой команде даны конверты, в которых находятся по две карточки с ребусами. В ребусах зашифрованы слова-понятия, относящиеся к теме нашей деловой игры. Задача команд-участниц расшифровать эти ребусы, назвать зашифрованные слова.
Родина
Память
Ордена
Москва
Честь
Россия
- Гостям предлагаем небольшой экскурс в историю рождения Государственных Российских символов - герба, гимна, флага.
Слайды (герб, гимн, флаг)
ГЕРБ
Герб России имеет свою многовековую историю рождения.
На Руси двуглавый орел впервые появляется в XIII веке и становится гербом Черниговского княжества, а затем уже в XV веке в Московском и Тверском княжествах.
Герб России видоизменялся при многих царях. Это происходило при Иване Грозном, Петре I, Павле I, Александре I и Николае I. Каждый из этих монархов вносил какие-либо изменения в государственную эмблему.
Новый символ России, созданный в 1917 году, нельзя назвать гербом – это, скорее, государственная эмблема. Орел имел расправленные и направленные вниз крылья, был лишен всех атрибутов (корон, скипетра, державы и пр.), не имел цветового решения.
Большевики в 1918 году утвердили Герб Советского Союза с изображением серпа и молота на фоне земного шара, в лучах солнца и в обрамлении колосьев, с надписью на языках союзных республик: "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!" В верхней части герба - пятиконечная звезда. Так, на некоторое время «ушёл» двуглавый орёл из государственной символики.
Двуглавый орел вернулся на герб в Россию только в 1993 году. Указом Президента Б. Ельциным, он был выполнен по мотивам герба Российской империи.
ГИМН
В разные времена Руси (России) гимном являлись: церковные песнопения, гимны «Молитва русских» и, «Боже, царя храни», французская «Марсельеза», «Интернационал», гимн «Союз нерушимый республик свободных», «Патриотическая песня».
ФЛАГ
Флаг нашей страны имеет свою историю с глубокой древности.
Восточные славяне и руссы под флагом подразумевали «стяг». «Стяг» - «воинское знамя» – шест с укрепленным на нём пучком конских волос или клинком яркой ткани.
С принятием христианства на флаге стали изображать русских святых. Их называли иконы-хоругви.
20 января 1705 года день рождения Российского флага. Указом Петра I был утвержден бело-сине-красный флаг.
Но, долгое время в России использовался и черно-желто-белый флаг для различных торжеств, которые вывешивался на фасадах зданий. Этот флаг использовался до коронации Николая II 1896 года.
С 1918 года государственным флагом является красное знамя с надписью «РСФСР». РСФСР – расшифровывалось как Российская Социалистическая Федеративная Советская республика.
В конце 1980-х годов во время «Августовского путча» в России стал использоваться вновь бело-синий-красный флаг.
11 декабря 1993 года Президент РФ Б. Ельцин подписал Указ «О государственном флаге», где использовались бело-сине-красный цвета.
Значение цветов:
При отсутствии официального толкования значения цветов российского триколора, существует несколько трактовок значения цветов флага - версии. В работе с детьми педагоги трактуют значение цветов так:
Белый цвет символизирует мир, чистоту, свободу;
Синий – цвет веры, верности и правды;
Красный – цвет энергии, силы и отваги, символ державности.
Ведущий1:
- Это был небольшой экскурс в историю рождения государственных символов: герба, гимна, флага.
- Команды готовы отвечать.
Слайд с ребусами
Ведущий2:
- С чего начинается Родина… с малой родины, с родного края, города, улицы, двора, с того места, где человек родился и вырос… История района– это живая история, она отражается и в биографии семьи и в судьбе каждого человека.
- Предлагаем словесную игру «Так какой он, наш район?»
Задание:
- Придумайте слова-признаки (по 2 прилагательных) о нашем районе на каждую букву, которые есть в названии нашего района «Нефтекумский».
Слайд зрителям о Нефтекумском районе.
Например:
Н – необыкновенный, новый…
Е – единственный…
К – культурный, компактный, космический…
С– славный, светлый, современный
К – красивый, комфортный…
С– спортивный, солнечный, современный…
Н – независимый…
М – молодой, музыкальный…
- Команды готовы отвечать…
Ведущий1:
- С чего начинается Родина… с родной природы.
Кто не любит свою природу, тот не любит Отчизну свою. Общение с природой облагораживает человека, позволяет полнее ощущать красоту жизни.
Важно, чтобы первые детские ощущения были навеяны красотами родной природы, родным краем.
Хорошо, когда дети видят белоствольную березку и трепетные осинки, и понимают, что это наше родное.
Через воспитание любви к природе проявляются самые высокие нравственные качества человека, в их числе и любовь к Родине.
Игра по экологии
Задание:
- Следующее задание для наших команд состоит из игры «Исключи два лишних элемента …» и загадки.
- Представителю команды необходимо подойти к березе и сорвать два любых листочка, желтой и синей пометками. Задания находятся в листочках.
Исключения для команд-участниц:
1.Назовите две лишних птицы, которые не водятся в Ставропольском крае: дрозд, синица, свиристель, казуар, ворона, дятел, тукан. (Тукан – Бразилия, казуар – Австралия, родственник страуса.)
2.Назовите две лишние реки, которых нет в Москве и Московской области: Истра, Клязьма, Незнайка, Пажа, Ахтуба, Ока. (Ахтуба левый приток Волги – Волгоградская область, Ока – Тульская область, приток Волги.)
3.Исключите два лекарственных растения, которые не растут в Ставропольском крае: шиповник, мята, полынь, элеутерококк, календула, лимонник. (Лимонник – Северный Китай, Дальний Восток. Элеутерококк – Дальний Восток, северо-восток Китая, север Кореи.)
Весной зеленела,
Летом загорела,
Осенью надела
Красные кораллы.
(Рябина)
Весной веселит,
Летом холодит,
Осенью питает,
Зимой согревает.
(Лес)
Не сосна я и не ёлка.
Только осень на порог –
До единой все иголки
Скину с веток точно в срок.
(Лиственница)
Ведущий:
- Пока наши команды готовятся, предлагаем вопросы–загадки для зрителей:
- Когда температура тела у воробья выше – зимой или летом? (Одинакова.)
- Когда птица поёт громче: в полёте или сидя на ветке? ( В полёте, т.к. при каждом взмахе крыльев растягиваются воздушные мешки, и воздух более сильной струёй поступает затем в голосовой аппарат птицы.)
- Какие лесные растения могут заменить мясо? (Грибы.)
- У каких деревьев осенью листья красные? (Клён, осина, рябина.)
- Какие птицы прилетают к нам первыми после зимы? (Грачи.)
- Какие цветы носят человеческие имена? (Роза, Лилия, Василек, Ива-да-Марья.)
- Какой цветок служит домом для мелких насекомых в ненастную погоду и ночью? (Колокольчик.)
- Посреди двора золотая голова. (Подсолнух.)
- Одно бросил – целую горсть взял. (Зерно)
- Какая рыба носит имя человека? (Карп.)
Загадки:
Он без рук, он без ног
Из земли пробиться смог.
Нас он летом в самый зной,
Ледяной поит водой.
(Родник)
В неё льется, из неё льётся,
Сама по земле плетётся.
(Река)
Ведущий2: - Команды готовы
Ведущий1: Следующее задание вопросы по картинам:
1. Назовите художника картины «Золотая осень» (Исаак Ильич Левитан)
2. «Грачи прилетели» (Алексей Кондратьевич Саврасов)
3. «Зима» (Иван Иванович Шишкин)
Следующее задание состоит из двух маленьких заданий:
Первое – это…
- Предлагаем командам-участницам вспомнить русские пословицы, поговорки. Ваша задача собрать пословицу, поговорку из отдельных слов. Каждая команда выбирает слова на карточках одинакового цвета:
Команда «Родничок» выбирает карточки - белого цвета
«Незабудка» – синего цвета
«Росинка» – красного цвета
Кто родителей почитает, тот век не погибает.
Береги землю родимую, как мать любимую.
Человек без Родины, что земля без семени.
(Раздаются конверты с тексом современных пословиц).
Второе – это…
- В конвертах находятся пословицы других стран современных трактовок, предлагаем их прочитать и вспомнить аналог русских, уже знакомых вам пословиц. Например:
«Разговорами риса не сваришь» (кит.) – «Соловья баснями не кормят».
Игра: «Скажи иначе пословицу»
- Переведите иностранную пословицу, поговорку на русскую, найдите аналог:
«Когда леди выходит из автомобиля, автомобиль идёт быстрее» (англ.) – «Баба с возу –кобыле легче».
«Голова – венец тела, а глаза – лучшие алмазы в том венце» ( азерб.) – «Глаза – зеркало души».
«Тот не заблудится, кто спрашивает» (финн.) – «Язык до Киева доведёт».
- Пока наши команды-участницы думают над своим заданием, предлагаем зрителям песню о России.
Ведущий 2:
- Команды готовы…
Задание:
Ведущий 2: Песня душа народа. Много песен сложено о великой России, её красотах…
- Предлагаем песенный блиц-турнир. Каждая команда должна пропеть несколько строк из полюбившихся песен о России.
Итог деловой игры.
- Вот и подходит наша деловая игра к концу. Так, что это значит патриота России - это наполнить повседневную жизнь ребенка благородными чувствами, которые окрашивали бы всё, что человек познает и делает.
- Родить патриота нельзя, его надо воспитать.
- Дмитрий Лихачев сказал: «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству».
Подведение итога игры. Награждение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок Что значит быть патриотом
Формирование у учащихся гражданских качеств личности, представлений о духовно- нравственном смысле понятия «патриотизм», «патриот»...
Что значит - быть хорошими родителями?
Что значит - быть хорошими родителями? У хороших родителей вырастают хорошие дети. Как часто слышим мы это утверждение, но часто затрудняемся объяснить, что же это такое - хорошие родители. Буду...
«Быть современным, значит быть толерантным!»
Цели:1. Улучшение психологического климата в группе.2. Создание условий для формирования терпимости к различ...
Быть здоровым – значит быть красивым!
Классный час для учащихся 5-6 классов...
Сценарий классного часа "Быть современным, значит быть толерантным!"
Классный час "Быть ссовременным, значит быть толерантным!" , приурочен к Всемирному дню толерантности, ориетирован на обучающихся 9 -х классов....
Быть подлинным значит быть верным самому себе. Сочинение-рассуждение по творчеству И.С.Тургенева. Направление "Верность и измена"
Данная презентация поможет в подготовке к написанию сочинения-рассуждения по творчеству И.С.Тургенева ("Отцы и дети") и в подготовке к итоговому сочинению (или к РПР в 10 кл.)...
Быть здоровым- значит быть мудрым.
Беседа о здоровом образе жизни....