Методическая разработка. Деловая игра по теме" Россия в период реформ Петра первого"
методическая разработка по истории (11 класс) на тему

Левченко Лариса Михайловна

данный урок предназначен для систематизации и обобщения полученных знаний на предидущем уроке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл delovaya_igra.docx28.99 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

Деловая игра по теме: « Россия в период реформ Петра I».

Цель урока: расширить  объем знаний студентов по данной теме, научить анализировать значимость преобразований   Петра I в историчес-ком развитии России, способствовать формированию патриотических начал личности.

«Была та смутная пора,

Когда Россия молодая.

В бореньях силы напрягая,

Мужала с гением Петра»

Деловая игра по данной теме является итогом изучения темы «Россия в период реформ Петра I» и проводится как повторительно-обобщающий урок.

В ходе подготовки к игре группа студентов делится на микрогруппы по 4-5 человек. Из 4-5 студентов создается жюри, куда входит  и преподаватель.

Преподаватель ведет урок и выступает в качестве связывающего звена между микрогруппами и жюри.

Первый этап работы- это задания для групп «Что, где, когда?». Для работы предлагаются вопросы, которые группа выбирает по собственному желанию и очередности.  На обдумывание вопроса студентам дается  минута. Студентам заранее сообщается, что под одним из номеров находится приз. Он означает, что группа может сама задать свой вопрос другой группе и получить за это поощрительные три балла и при желании выбрать себе еще вопрос для собственного ответа. На первый этап игры отводится 15-20 мин., побеждает на данном этапе игры та команда, которая набирает большее количество баллов (за каждый правильный ответ группа получает один балл)

Вопросы:

1.Какое отношение к Северной войне имеет Полтавская битва?

2. Какими качествами, как личность обладал Петр I?

3.Первоначально к петровским заводам и мануфактурам прикрепляли «гулящий люд». Кто они какие?

4. ПетрI назвал сражение при деревне Лесной матерью Полтавской битвы, Почему?

5.Какими ремеслами владел Петр I?

6.Кто был более прав борьбе за власть Петр или Софья?

7.На 11-ти уральских заводах работало 25 тысяч «приписных крестьян» Кто такие «приписные крестьяне»?

8.Как Петр I решает проблему нехватки квалифицированных кадров для развивающейся экономики?

9.Каковы цели строительства в 1698 году канала между Доном и Волгой и в 1709 году канала между Волгой и Невой?

10.Перечислите реформы Петра I

11.В РФ сегодня существует несколько военно- морских флотов, какой из них был первым?

12.» Они воистину пакостники, а не воины». О каких прежде созданных в России войсках идет речь?

13. Что представляет собой новый порядок комплектования войск в России при Петре I?

14. Каковы функции Сената?

15. Чем Сенат отличается от Боярской думы?

16. Каковы функции генерал-прокурора?

17.Назовите фамилию первого генерал-прокурора.

18.Какова главная отличительная черта коллегий Петра I от приказов?

19. Приз

20. Цель проведения реформы местного управления Петром I.

21. «Всякий их указам да будет послушен так, как нам самому». О каком органе власти идет речь?

22. Каковы функции коллегий?

23.Как изменилось отношение церкви и государства при Петре I?

24.В 1722 году Петр I ввел так называемую «Табель о рангах», цель ее введения?

25. Чем можно объяснить народные восстания периода царствования ПетраI?

26. В 1714 году издан указ об обязательном обучении детей дворян и приказных людей в так называемых «Цифирных школах». Как наказывалось нежелание учиться?

Второй этап работы:

Каждая группа получает  индивидуальное задание составить рассказ по определенной теме, исходя их предложенного перечня предложений, в котором указана последовательность предложений (например, 1, 5, 8 и т.д.) и определить событие изложенное в рассказе  (на задание отводится 5-7 мин.)

Задание №1:

1. Карл XII, одержавший быструю и легкую победу, все же боялся удара русских войск в тыл и срочно приказал восстановить мост для русских войск.

2.Русское войско выступило из Москвы на северо-запад к Неве к шведской крепости  Нарва.

3. Потрепанные русские войска, оборванные и голодные еле доплелись до Новгорода.

4.Сам царь руководил осадой Нарвы.

5.Атака шведов была столь решительной, что полки Шереметьева и Головина бросились бежать.

6. Шведы во главе с королем подошли к Нарве 18 ноября 1700 года.

7.Царь Петр I после поражения русских войск под Нарвой приказал создать новую армию.

8. Петр I обнародовал указ о то, что в целях быстрой подготовки к новым сражениям снять колокола с церквей и перелить на пушки.

( 2,4,6,1,5,3,7,8). Начало Северной войны.

Задание №2:

1.До января месяца 1694 года Петр I практически не участвовал в управлении государством.

2 .Азов был взят в1696 году.

3.Между Россией и Турцией в 1700 году заключен мир.

4. Первым полностью самостоятельным шагом Петр I был поход на Азов.

5.Крепость Азов не была блокирована с моря, и 7 тысячный турецкий гарнизон мог обороняться долгое время.

6. Прежние ошибки были учтены, в Воронеже развернулось  строительство флота

7. Подготовка  ко второму азовскому походу началась в1696 году

8.Русские войска два раза пытались штурмовать Азов, но безуспешно.

(1,4,5, 8,67,23) Азовские походы Петра I.

Задание третье:

1.Большая часть офицеров поступало в пехотные части после службы в Преображенском и Семеновском полках.

2.После бунта 1698 года стрелецкие полки начали расформироваться.

3.Петр I был уверен, что восстание стрельцов проходило при участии сторонников Софьи Алексеевны.

4.Сестра Петра I Софья стремилась удержать власть в своих руках.

5.Стрельцы подняли бунт в тот период времени, когда Петр I из Австрии предполагал отправиться в Венецию.

6.Солдатские, рейтарские и драгунские полки, которые существовали и раньше, стали формироваться по принципу обязательной службы.

7. Армия нуждалась в военных специалистах, инженеры и навигаторы готовились в Навигацкой школе.

8 Военная реформа Петра I  началась  после подавления восстания стрельцов.

(4,5,3,2,8,1,6,7).  Военная реформа Петра I .

Задание четвертое:

  1. 22 октября 1721 года Петр I принял титул императора, а Россия была провозглашена империей.
  2. Балтийское побережье было полностью очищено от шведов, а русские десанты в Швеции дошли почти до Стокгольма, в  сложившихся обстоятельствах Швеция предложила России заключить мир.
  3. Карл XII нанес поражение польскому королю Августу, который отказался от короны в пользу ставленника Карла XII Станислава Лещинского.
  4. После разгрома сухопутных сил шведов война будет продолжаться на Балтийском море и его берегах.
  5. При деревне Лесной Карл 12 был разбит Петром I в 1708 году.
  6. Победив поляков, Карл XII двинул свои войска на Россию.
  7. Под крепость Нарву была двинута 5 тысячная русская армия.
  8. Главное сухопутное сражение Северной войны произошло под Полтавой.
  9. (7,3,6,5,8,4,2,1)/  Северная война.

Задание пятое:

1.« Цифирь»- так в России в XVIII веке называлась элементарная математика, в провинциальных городах было создано 42 школы

2.Итогом достижения петровского времени в области образования стало основание Петербургской академии наук, которая была открыта после смерти Петра I

3.С этой целью в 1699 году в Москве была основана Пушкарская школа.

4.В 1701 году в Москве открылась Навигацкая школа (морская школа) для обучения морскому делу.

5. Развитие промышленности, торговли, создание регулярной армии и т. д. требовали подготовки большого количества специалистов.

6.Только образованное и культурное дворянство могло стать опорой Петра I в его преобразованиях.

7. Начало развития системы образования в России положил указ Петра I 1714 года об обязательном образовании дворян и приказных людей.

8. На базе Навигацкой школы в 1715 году в Санкт-Петербурге открыта морская академия.

(5,3,6,7,1,4,8,2). Реформа системы образования.

Третий этап работы: студенты заранее получили домашнее задание подготовить сообщение о сподвижниках Петр I или презентацию в электронном виде. В течение  трех минут каждая команда должна охарактеризовать личные качества и деловые черты. Микрогруппа за правильный ответ получает  от 3 до пяти баллов.

1. Федор Матвеевич Апраскин.

2.Павел Иванович Ягужинский.

3.Александр Данилович Меньшиков.

4.Борис Петрович Шереметьев.

5.Федор Иванович Головин.

Четвертый этап работы:

На основании текста литературного произведения Алексея Николаевича Толстого «Петр первый» дать характеристику историческому событию/  На выполнение задания микрогруппам отводится 3-5 минут. За правильный ответ микрогруппа получает 3 балла.

(«Петр первый». А. Толстой. Москва. Издательство «Художественная литература» 1985 год).

Первый вариант текста:

«Много мелочей еще не было окончено. Не хватало гвоздей. Только вчера по ростепели пришла часть санного обоза с железом из Тулы. В кузнецах работали всю ночь. Дорог был каждый день, чтобы успеть догнать по высокой воде тяжелые корабли до гирла Дона. Наваривали лапы большому якорю для «Крепости». Якорь, подвешенный на блоке к потолочной матрице, сидел в горне. Омахивая  пот, свистя легкими, воздуходувы раскачивали рычаги шести мехов. Два молотобойца стояли наготове, опустив к ноге длинноручные молоты. Петр в грязной белой рубахе, в парусиновом фартуке, с мазками копоти на осунувшемся лице, сжав рот в куриную гузку, осторожно длинными клещами поворачивал в том же горне якорную лапу. Дело было ответственное и хитрое – наварка такой большой части»

Стр. 388-389. (Строительство  в  Воронеже кораблей для взятия крепости Азов)

Второй вариант текста:

«Матвейку разорвали на мелкие клочья,- насытили ярость, и опять стрельцы ушли ни с чем… Три дня и ночи бушевала Москва, воронья стаи над ней взлетали высоко от набатного звона. И тогда же родилось у самых отчаянных решение: отрубить самую головку, убить обоих царей и Софью. Но, когда Москва пробудилась на четвертый день, Кремль был уже пуст: ни царей, ни царевны,-ушли вместе с боярами. Ужас охватил народ. Софья уехала в село Коломенское и послала бирючей по уездам созывать дворянское ополчение. Весь август кружила она около Москвы по селам и монастырям, плакалась на папертях, жаловалась на обиды и разорения. В Кремле со стрельцами остался Иван Андреевич Хованский думать: уж не крикнуть ли его царем, - человек любезный, древнего рода, старого обычая. Будет свой царь для простого народа»

Стр. 74-75 (Борьба за власть после смерти Федора Алексеевича Романова в 1682 году)

Третий вариант текста:

«Каждый день большие обозы со всех застав въезжали в Москву: везли людей для регулярного войска,- иных связанных, как воров, но многие прибывали добровольно, от скудного жития. На  московских площадях, на столбах прибиты были писанные на жести грамоты о наборе охотников в прямое регулярное войско. Солдату обещали одиннадцать рублев в год,  хлебные и кормовые запасы и винную порцию. Холопы, кабальная челядь, жившая впроголодь на многолюдных боярских дворах, поругавшись с домоуправителем, а то и самому боярину кинув шапку под ноги, уходили в Преображенское. Туда ежедневно сгонялось до тысячи душ»

Стр.436-437 (Набор рекрутов).

Четвертый вариант текста:

«Под высокими стенами Азова стыдно было  и вспоминать недавнее молодечество – взять крепость с налета. Обложившая армия, возведя батареи и редуты, две недели кидала бомбы. В городе занимались пожары. Рухнула одна  из караульных  башен. (По сему случаю в землянке у Петра было большое шумство). Но к туркам снова подошли с моря двадцать галер с подкреплением. Пожары тушились. По ночам янычары, как змеи, подползали с кривыми ножами  к русским окопам и резали часовых. А стены продолжали  стоять отчаянно неприступными. Хуже всего было с доставкой продовольствия. На консилии генералы решили крикнуть охотников, обещали по десяти рублев за взятие каланчей. Вызвалось до двухсот конских казаков, на подкрепление им дали солдатский полк, и ночью казаки, подобравшись к каланче, что на левом берегу, попробовали взорвать ворота,- не удалось, ломами разворачивали стену, ворвались. Турок было около тридцати человек. Четверых зарубили, остальным скрутили руки. Захватили пятнадцать пушек. И так палили из них  через Дон по другой каланче, что турки ушли и оттуда. Дело было великое: Дон свободен. В лагерях служили молебны, на пированье прибыл князь-папа из Митишнй»

Стр.28 (Азовский поход Петра I).

Пятый вариант текста:

«Солдаты то и дело приходилось, навалясь, вытаскивать  из грязи телеги и пушки. Много дней дул ветер с запада, куда медленно,  растянувшись на сотню верст, двигались войска генералов Вейде и Артамона  Головина. Репнинская  дивизия  никак не могла еще тронутся из Москвы). Шли сорок  пять тысяч пеших и конных и тысяч десятков телег. Из Москвы войска выходили нарядными, в шляпах с перьями, в зеленых кафтанах, в зеленых чулках, к шведской границе подходили босыми, по шею в грязи, без строя. Когда огибали Ильмень-озеро, вздутые воды, хлынув на луговой берег, потопили много обозных телег. Передовое войско вышло из грязи только у реки Луги, близ границы, и стало лагерем, поджидая обозы. Разбили палатки, кое-как сушились. Солдаты вспоминали азовские походы, некоторые ратники помнили походы Василия Голицына в Крым. Сравнить нельзя - идти вольными степями на теплый юг! С песнями, помнится шли…  А что это за земля? Болота угрюмые, тучи да ветер. Много слез придется пролить – воевать эту голодную землю»

Стр. 517-518 (Поход русской армии на Нарву).

Пятый этап работы: каждая микрогруппа получает задание подвести итоги деятельности Петра I, определяя как положительные, так и отрицательные итоги, объяснив жюри доводы «за» и »против». Для того, чтобы обобщить знания студентов, можно предложить им просмотр DVD фильма из серии « Иллюстрация истории государства  Российского» часть первая Петр I. В заключение урока оценивается работа студентов, и подводятся итоги.

Преподаватель Левченко Л.М.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка деловый игры по теме "Клетка - элементарная единица живого" с использованием активных методов обучения

В методической разработке по теме "Клетка - элементарная единица живого" приведены 2 варианта деловых игр с использованием активных методов обучения - дискуссий, упражнений-энергизаторов, коопера...

Методическая разработка деловой игры "Собеседование при профессиональном найме на работу"

Деловая игра позволяет имитировать профессиональную деятельность, ее участники оказываются в условиях, которые близки к реальным, и имеют возможность объективно оценить свои силы и знания. Целью делов...

Методическая разработка "Деловая игра Азбука потребителя"

Методическая разработка предназначена для 10-11 класса, предполагает использование методики интерактивного обучения в сочетании с игровыми технологиями. ...

методическая разработка деловой игры "Сделай свой выбор сам"

Данная методическая разработка по профилактике употребления ПАВ раскрывает в доходчивой и яркой форме очень серьезную тему для несовершеннолетних студентов ....

Методическая разработка деловой игры "Репортер"

Сегодня игра, без преувеличения, - самый популярный вид развивающей работы как с детьми, так и со взрослыми. Прежде всего, потому, что игра – это уникальное фантастическое пространство, обладающее огр...