АКТИВИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ С ОВР В ПРИОБРЕТЕНИИ И ПРИМЕНЕНИИ ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ.
учебно-методический материал по теме
Выступление на школьно-методическом объединении. Из опыта работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aktivnye_formy.doc | 53.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Огальцова Р.Н.
ШМО (2013г.)
АКТИВИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ С ОВЗ В ПРИОБРЕТЕНИИ И ПРИМЕНЕНИИ ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ.
Ни для кого не секрет, что система школьного исторического образования в настоящее время переживает фазу кризисного развития и сложный процесс реформирования.
Анализ и обработка больших объемов разноплановой информации, творческое решение проблем теории и практики невозможны без личной заинтересованности учеников.
Личностно-ориентированное обучение истории возможно в условиях тесного контакта учителя с учеником, взаимного сотрудничества и уважения.
Используя активные формы обучения, большое внимание уделяю организации учебного процесса. Задания выполняются индивидуально, в парах и малых группах. Эффективными при обучении были три вида размещения учащихся в классе для выполнения заданий: по рядам, «подковой», парами и малыми группами. Наиболее благоприятные условия для группового общения и для контакта с учителем создает расположение ребят в классе «подковой».
Как показал анализ использования активных форм, более эффективным обучение было тогда, когда учащиеся:
• могли связать новый материал с предыдущим;
• заинтересованы в том, что делают;
• четко знают, что должны делать и понимают, зачем это нужно;
• имеют самостоятельность в работе;
• имеют возможность для развития нужных умений;
• имеют доступ к необходимым ресурсам (документам, справочному материалу);
• обеспечены разными видами деятельности;
• имеют необходимую поддержку со стороны учителя;
• работают в подходящем для них темпе;
• понимают когда и как будут оценены;
• могут оценить собственные успехи.
Подбор упражнений для занятий позволяет детям с ОВЗ активно участвовать во всем, что происходит на занятии; не узнавать о чужих открытиях, а открывать новое самим (занимать активную исследовательскую позицию); осознавать результаты занятий для группы и для самого себя. Предлагаемые ученикам упражнения затрагивают не только и не столько интеллектуальную сферу детей, но и чувства, эмоции, отношение к окружающему миру, ценностные ориентации.
Взаимоотношения, установленные в классе или группе учащихся, также важны, как и содержание занятий. Создание атмосферы доверия, в которой учащиеся с ОВЗ чувствуют себя достаточно безопасно, могут свободно мыслить и выражать свое мнение, является важным аспектом в организации образовательного процесса для моих детей. Важное условие эффективности образовательного процесса - включенность всех сфер личности ребенка и поддержание интереса и активности в течение всего занятия.
Интерес к использованию активных форм обусловлен широкими возможностями их применения в системе исторического школьного образования, так как адаптировать эти формы к различным возрастным категориям не представляет особых трудностей.
О реализации цели и задач образовательно-воспитательного процесса можно судить не только по уже обозначенным концептуальным и методическим аспектам, но и по конкретному содержанию типов заданий, получаемых учениками обычно на уроках.
Сбор и упорядочение содержательной информации заданий ведет к созданию определенного «исторического фундамента» по данной теме.
Упорядочение и сортировка содержательной информации заданий способствует созданию схемы, графика, диаграммы, ранжированного списка, таблицы и тому подобного.
Работа с историческими документами (или с документально-методическими комплексами): исследовательская работа, которая проводится как в группах, так и индивидуально. Результатом деятельности служит план исследования, сообщения о проведении исследования, представление результатов исследования и рефлексия отдельных этапов работы или ее итогов. Как наиболее эффективные (особенно для старшеклассников) можно выделить такие методы исследования как моделирование (конструирование) и прогнозирование.
Творческие задания. Использую подход к эвристическому обучению А.В. Хуторского. Он выделяет среди основных эвристических качеств учащихся когнитивные (необходимые в процессе познания учеником внешнего мира), креативные (обеспечивающие условия создания учеником с ОВЗ творческого продукта деятельности) и методологические качества, проявляющиеся при организации образовательной деятельности ученика в двух предыдущих ее проявлениях - в познании и творчестве. Руководствуясь данной классификацией, предлагаю ученикам следующие виды заданий.
Задания когнитивного характера:
• решение реальных проблем, существующих в исторической науке;
• исследование объекта (исторический текст, понятие, картина, музыка и т.д.);
• отыскание принципов построения различных структур (видов и стилей текста, государств);
• «проживание» исторических событий и явлений, отыскание их первопричин;
• метапредметные формы обучения, включая одновременную работу с разными способами исследования одного и того же объекта - гуманитарными и социологическими.
Задания креативного характера:
• предложение учащимся по-своему выполнить то, что учителю уже известно, например, самостоятельно дать определение изучаемому понятию. В преподавании пропедевтического курса истории в 3 и 5 классах продуктивно использовалась система работы Ю.Л. Троицкого;
• создание словесного продукта в различных жанрах: изобретение букв;
• составление словарей, современных видов текста (интервью, реклама, деловые диалоги);
• сочинение оды, очерка, роли;
• составление кроссворда, игры, викторины, родословной сценария спектакля, своего задания для других учеников;
• создание образа (рисуночного, двигательного, словесного);
• изготовление макетов замка, орудий труда и т.д., костюмов;
• проведение урока в роли учителя, разработка своих памяток, инструкций.
Задания оргдеятельностного характера:
• разработка целей своих занятий по истории на четверть, год; разработка плана творческой работы; выработка самооценки, рецензии, анализа своей работы;
• составление и проведение викторины, игры, кроссворда, урока для младших школьников.
В результате использования перечисленных типов заданий рождаются творческие уроки. Для облегчения восприятия приводятся только отдельные примеры каждого вида заданий, при этом необходимо отметить, что автор имеет систему использования активных форм обучения:
• урок-дискуссия («Была ли неизбежной феодальная раздробленность на Руси», 8кл.);
• урок постановки проблем и их решения («Декабристы на Сенатской площади - акт гражданского неповиновения? Восстание? Революция?», 9 кл.);
• урок «наоборот» (ученик в роли учителя) предполагает активное привлечение старшеклассников;
• урок защиты творческих работ, проектов;
• урок творческого обобщения;
• урок конструирования понятий (работа с «историческими кубиками» Ю.Л. Троицкого, 5 кл.);
• урок-консультация (эффективен накануне контрольных уроков);
• урок рецензирования, взаимоконтроля, самооценки;
• урок-выставка («Восточные славяне в древности», 8 кл.);
• урок-конференция;
• урок-театрализованная игра - («Колесо истории», 6-9 кл.);
• урок-путешествие («Путешествие в древнюю Грецию», 5 кл);
• урок-экскурсия (посещение музеев, выставок, памятных исторических мест);
• урок-спектакль («Герои древней Эллады»- 5 кл.),
- и многие другие.
Интерес к использованию активных форм обусловлен широкими возможностями их применения в системе непрерывного исторического образования, так как адаптировать эти формы к различным возрастным категориям не представляет особых трудностей.
Что движет учеником в процессе исторического познания?
Думаю, что в 5,6,7 классах это может быть интерес к предмету в целом, возможность получить положительную отметку, завоевать авторитет в глазах учителя, родителей, желание всегда и во всем быть успешным, стать лучше, стать отличником! Формы проявления интереса, активности разнообразны: яркие ответы, системность в подготовке домашнего задания, активное изучение дополнительной литературы.
В 8-9 классах ситуация усложняется, подобная активность постепенно угасает, что имеет внешнее и внутреннее проявления: отсутствует «лес» рук, учитель не страдает от огромного количества вопросов. Детская непосредственность трансформируется в подростковый нигилизм. Любой ценой подросток желает получить высокую отметку (подсказки, обман учителя), которая является средством самоутверждения в коллективе. Мотив достижения успеха в учебе практически не развивается, познавательный интерес только у высокомотивированных.
В процессе реализации активных форм на уроках истории акцентирование внимания делается на следующих ключевых моментах:
• эффективном взаимодействии учителя и ученика;
• создании учителем наилучших условий для развития мотивации творческой, эмоциональной, экспериментальной деятельности обучаемых;
• понимании учителем существования различных стилей познания учеников и выборе различных форм и методов взаимодействия с ними.
• создании благоприятного эмоционального фона, способствующего чувственному восприятию сухих исторических фактов.
Также положительно апробированным является использование активных форм в историческом образовании, в основе которых лежат идеи:
• максимального использования личностного опыта ученика;
• опоры на групповой опыт;
• использование социального моделирования, т.е. проигрывания ситуаций, которые могут реально возникать в обществе, группе, реальной жизни;
• реализация конструктивного доброжелательного сотрудничества обучаемого и обучающего;
• занятия обучаемым исследовательской позиции (не узнавать о чужих открытиях, а открывать самому), используя исторические источники знаний.
Активные методы обучения построены на сознательном создании напряженной ситуации, вынуждающей учащихся принимать решения для достижения заданной цели в различных условиях. Выработка решений сопровождается эмоциями, что в свою очередь обеспечивает мобилизацию интеллектуальных резервов, стимулирует познавательную деятельность, позволяет длительно удерживать внимание.
В соответствии с приведенной классификацией автор выделил в своей практике следующие модели учебных занятий.
На основе игровой деятельности:
• Игры-реконструкции (наличие воображаемой ситуации, которая происходила в прошлом или настоящем, распределение ролей) «Путешествие на Олимпийские игры», 6кл.; «Ярмарка в Шампани», 7кл.
• Игры-соревнования (наличие фиксированных правил, отсутствие сюжета и ролей, первый план субъектно-объектных отношений) КВН (по различной тематике) и др.
В процесс обучения истории включаю игры, активизирующие мыслительные процессы. Применение различных игр обеспечивает большую плотность общения, коллегиальность, контактность, аргументированность (для некоторых игр), большую рефлективность (ученик оценивает самого себя и свою роль в решении общей задачи), мотивированность (желание победить). В игре может самореализоваться даже ученик со слабой подготовкой. Использование различных режимов (ученик - ученик, ученик - группа, группа учащихся - группа учащихся) и их чередование способствует оптимизации занятий.
Использую игры на различных этапах урока:
• при подготовке к изучению нового материала - «игры-разминки» для мобилизации внимания: «Руки- ноги», «Волна», «Пишущая машинка», «Спасибо, садись», «Молчать - говорить», «Колобок», «Приветствие», «Давай познакомимся!»;
• при устном изложении учебного материала - «Из уст в уста», «Найди ошибки», «Живая картина», «Реставрация», «Зашифруй текст», «Древо познания», «Новый учитель»;
• при закреплении - «Исторический снежный ком», «Рассказ наоборот», «Интервью с историческими героями», «Ассоциации», «Крестословица», «Историческая азбука», «Пирамида», «От первой до последней буквы», «Исторические акулы пера» и др.;
• при повторении и обобщении исторического материала - «Отгадай термин», «Переводчик», «Интеллектуальный турнир», «Рекламный плакат», «Интервью с историческими героями», «Одень куклу», «Восстанови карту», «Кроссворд», «Что хотите говорите», «Старт-финиш»;
• при проверке и систематизации знаний - «Чудо-фраза», «Летает - не летает» (вариант известной детской игры), «Черная метка», «Контакт», «Спрятанное слово», «Умный листок», «Помню - знаю», Парные карточки», «Волшебники», «Кто больше», «Намеки», «Прерванный рассказ», «Части текста», «Дружный пересказ», «Я - как Юлий Цезарь».
Налажен творческий контакт с преподавателями географии, литературы, изобразительного искусства и музыки. Требования современного общества в формировании исторического мировоззрения школьников предполагает междисциплинарный подход.
Для определения эффективности системы использую различные методики:
• тестирование;
• анкетирование;
• система диагностических контрольных срезов;
• рейтинг;
• самооценка.
Текущий контроль осуществляю следующим образом:
• обучающий зачет (совместный анализ ответов; учитель-ученик);
• викторина;
• письменные и устные зачеты;
• опрос при помощи системы карточек;
• проверка текстов ошибками.
Контролирующий материал составлен по общепринятым педагогическим нормам, рекомендованным министерством, но адаптированным к особенностям школы, и контингенту учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Кейс-технология, как условие активизации самостоятельной работы учащихся, на уроках технологии»
Применение "Кейс-технологии" на уроках технологии...
Формирование умений самостоятельной работы учащихся 8 класс
Для работы в современном обществе учащиеся должны быть широко образованы,уметь самостоятельно пополнять свои знания в условиях постоянного растущего потока информации,быстро осваивать новую техн...
Статья:Задания, направленные на развитие коммуникативных УУД, на примерах применения полученных знаний учащихся при изучении лексики по теме «Здоровое питание» (из опыта практической работы учителя английского языка Железняковой З.И.)
В данной статье рассматриваются задания, направленные на развитие коммуникативных УУД , на примерах прменения полученных знаний учащихся при изучении лексики по теме "Здоровое питание": лексические иг...
Дифференциация в обучении. Типы, виды и форма активизации самостоятельной работы учащихся
В настоящее время задача, образования не может сводиться только к вооружению учащихся определенной суммой знаний. Необходимо сформировать у них умение оперировать приобретенными знаниями, применять их...
«Самостоятельная работа учащихся как средство формирования познавательных умений учащихся»
Одним из самых доступных и проверенных практикой путей повышения эффективности урока, активизации познавательной деятельности учащихся на уроке является соответствующая организация самостоятельной уче...
Систематизация материала логопедических рекомендаций для закрепления дома полученных знаний и умений. Из опыта работы учителей-логопедов МДОУ д/с №3 г. Можайска (учитель-логопед Новосёлова Ю.И)
Рекомендации по ведению папок с домашними заданиями...
«Самостоятельные работы учащихся как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии»
В нашей школе уже длительное время изучение общей биологии в 10-11 классах осуществляется на профильном уровне, т. е. с углубленным изучением предмета. Школьники на профильн...