«Самостоятельные работы учащихся как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии»
статья по биологии (8, 9, 10, 11 класс)
В нашей школе уже длительное время изучение общей биологии в 10-11 классах осуществляется на профильном уровне, т. е. с углубленным изучением предмета. Школьники на профильном уровне должны усвоить основы биохимии клетки, цитологии, генетики, селекции, теории эволюции, экологии, учения о биосфере; получить определенный комплекс знаний о методах, применяемых в биологии, биологических открытиях и современных исследованиях; они должны уметь самостоятельно проводить наблюдения, ставить опыты, предусмотренные Программой; оформлять полученные результаты, анализировать современные экологические проблемы, возникшие перед человечеством, использовать полученные знания в жизни с целью бережного отношения к природе, к себе и собственному здоровью. Выпускники профильных классов, как правило, имеют цель поступить в ВУЗы, связанные со сдачей экзаменов по биологии.
Для выполнения любых Программ и реализации педагогических идей образовательных технологий необходима учебно-материальная база школы, кабинета биологии. Средства обучения - так называемый базовый модуль - включает учебное оборудование, технические средства, специальную мебель, дидактические пособия, учебно-методическую литературу. Углубленное обучение биологии и экологии предполагает проведение лабораторных, разнообразных самостоятельных работ исследовательского и поискового характера и требует проектирования и составления дополнительных разнообразных модулей, наличия для каждого блока учебного содержания соответствующего блока (комплекса) средств обучения, рационально встроенных в учебную деятельность учителя и учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_chemposova_og.doc | 438.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования Республики Саха (Якутия)
МОБУ СОШ №7 ГО «Город Якутск»
Доклад на тему:
«Самостоятельные работы учащихся как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии»
Автор: учитель биологии
высшей УПД МОБУ СОШ №7
г. Якутска Чемпосова О.Г.
г. Якутск 2017 г.
Оглавление:
I. Введение.
а) Задачи профильного обучения биологии.
б) Значение средств обучения в преподавании биологии.
в) Основные требования к современному уроку биологии
г) О кабинете биологии средней школы №7.
П. Основная часть.
а) Самостоятельная работа как активный метод обучения.
б) Общие требования к подготовке и содержанию самостоятельных работ
(из опыта работы).
III. Заключение. Выводы.
IV. Практическая часть. Примеры уроков.
V. Список использованной литературы.
ВВЕДЕНИЕ
В нашей школе уже длительное время изучение общей биологии в 10-11 классах осуществляется на профильном уровне, т. е. с углубленным изучением предмета. Школьники на профильном уровне должны усвоить основы биохимии клетки, цитологии, генетики, селекции, теории эволюции, экологии, учения о биосфере; получить определенный комплекс знаний о методах, применяемых в биологии, биологических открытиях и современных исследованиях; они должны уметь самостоятельно проводить наблюдения, ставить опыты, предусмотренные Программой; оформлять полученные результаты, анализировать современные экологические проблемы, возникшие перед человечеством, использовать полученные знания в жизни с целью бережного отношения к природе, к себе и собственному здоровью. Выпускники профильных классов, как правило, имеют цель поступить в ВУЗы, связанные со сдачей экзаменов по биологии.
Для выполнения любых Программ и реализации педагогических идей образовательных технологий необходима учебно-материальная база школы, кабинета биологии. Средства обучения - так называемый базовый модуль - включает учебное оборудование, технические средства, специальную мебель, дидактические пособия, учебно-методическую литературу. Углубленное обучение биологии и экологии предполагает проведение лабораторных, разнообразных самостоятельных работ исследовательского и поискового характера и требует проектирования и составления дополнительных разнообразных модулей, наличия для каждого блока учебного содержания соответствующего блока (комплекса) средств обучения, рационально встроенных в учебную деятельность учителя и учащихся.
П. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Психологами установлено и практика показывает: если учитель на уроках систематически применяет такие пассивные методы обучения как рассказ, объяснение, лекция и монотонно излагает весь новый материал, то ученики запоминают лишь 20-30% из всего объема даваемой информации. Даже демонстрация разнообразных наглядных пособий, лабораторные наблюдения, экранные средства обучения без умелого их применения могут стать пассивными.
Известно, что лучше запоминается материал, имеющий практическое значение, связанный с жизнью, понятный, интересный, содержащий поражающие воображение факты. Запоминание и усвоение знаний зависит также от применения учителем методов обучения. В последнее время возросло внимание методистов к обучению школьников работе с учебником, книгами учебно-методического комплекта (УМК) и учебно-методической литературой. Овладение этими методиками предполагает уменьшить нагрузку при выполнении домашних заданий, привить интерес к учебнику, к книгам, научит школьников ориентироваться в учебнике в справочной литературе, работать с текстом, схемами, рисунками по вопросам дидактических заданий и в конечном итоге, повысит уровень знаний и обученности предмету.
Любые группы методов обладают активизирующими потенциями, это зависит от компетентности и мастерства учителя, от воспитанности, любознательности и сознательности учащихся. Однако, как важное требование к современному уроку, педагогами и психологами ценится метод самостоятельных работ, где все этапы усвоения (воспринять, осмыслить, запомнить, применить) каждый из учеников осуществляет лично, хотя и под руководством учителя.
Одна из задач школы в современных условиях развития общества – формирование навыков самостоятельного приобретения знаний.
Для меня, как и для многих учителей, сегодня актуален вопрос: как эффективнее учить школьников? Какие методы использовать в обучении, чтобы оно способствовало дальнейшей самореализации и самоопределению личности?
Известно, кто учится самостоятельно, преуспевает гораздо больше, чем тот, кому всё объяснили. Поэтому задача учителя – не давать учащимся знания в готовом виде, а научить их самостоятельно добывать эти знания.
Современные методисты самостоятельные работы по изучению нового материала считают ведущим методом активизации учебной деятельности школьников. Для реализации этого метода необходимы разнообразные дидактические карточки с дифференцированными заданиями, учебники, соответствующая дополнительная литература, лабораторное оборудование, экранные и др. пособия. При умелой деятельности учителя заданиям самостоятельных работ, лабораторных опытов и наблюдениям можно придать творческий проблемно - поисковый характер. Такие самостоятельные работы являются активным методом обучения, т.к. побуждают школьников к учению.
В практике моей работы также уделено место деятельностному подходу к обучению, который включает проблемное преподавание, элементы технологии критического мышления, а также развитие творческой активности учащихся.
Одним из ценных свойств личности является ее самостоятельность. Признание самостоятельности ценным свойством личности влечет за собой необходимость ее развития в школе. Самостоятельность проявляется при усвоении учащимися знаний и овладении умениями. Это свойство формируется в учебном процессе в значительной степени при помощи так называемых самостоятельных работ.
Научно доказано безусловное положительное влияние самостоятельных работ на качество знаний, развитие мышления и воспитания положительных сторон психики учащихся.
Что же такое самостоятельная работа? Самостоятельная работа – это такая учебная деятельность учащихся, которая осуществляется с разной степенью самостоятельности при выполнении заданий с целью усвоения знания или овладения умениями.
Программа курса биологии средней школы требует всемерного использования на уроках основного педагогического принципа - наглядности, т. е. применения разнообразных наглядных пособий, призванных провести необходимые программные демонстрации, лабораторные и самостоятельные работы. Современный отечественный биолог Б. Е Райков писал в своих методических разработках: «Язык натуралиста - это язык опытов и наблюдений и именно в этом заключается особенность естествознания и как науки, и как учебного предмета».
Для решения образовательных, воспитательных и методических задач, поставленных перед современным уроком, в постоянном развитии и обновлении находится кабинет биологии средней школы № 7. Кабинет - не самоцель, в нем комфортно и уютно чувствуют себя, находящиеся в педагогическом сотрудничестве ученики и учителя. Средства обучения: ТСО, экранные пособия, демонстрационный и раздаточный материал, лабораторное оборудование, самодельные наглядные пособия (в том числе, краеведческий материал), комнатные растения, аквариум, разнообразные дидактические разработки, собранные в кабинете, можно назвать творческой лабораторией учителя, т.к. позволяют применять на уроках методы и приемы, способствующие активизации познавательной деятельности учащихся. Кабинет биологии нашей школы хорошо оснащен основными средствами обучения, аттестован и соответствует кабинету городского уровня.
Самостоятельная работа на уроке - это такая активная познавательная деятельность всех учащихся класса, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию и в специально отведенное для этого время, при этом результаты самостоятельных мыслительных и моторных действий школьников выражаются во внешне контролируемых формах» - Г. М. Муртазин.
Действительно, по степени взаимодействия учителя и учащихся, самостоятельная работа, как метод, является более продуктивным, чем полное объяснение нового материала учителем.
Целью урока, на котором проводится самостоятельная работа, является организация продуктивной деятельности учащихся учителем, а ученики должны создать творческую продукцию.
Познавательная активность - условие для умственного развития учащихся, при котором создаются педагогические предпосылки для оптимального развития внимания, мышления, памяти путем повышения самостоятельности в учебной деятельности.
Самостоятельные работы помогают учащимся лучше усвоить фундаментальные биологические понятия, теории, обобщить фактический материал, выделить главное из второстепенного, сформулировать выводы и обобщения.
Для того, чтобы учащиеся могли выполнять задания самостоятельных работ, необходимо обучение их приемам работы по принципу: от простого к более сложному.
Работа с учебником должна проводиться систематично, с учетом специфики и на всех этапах урока.
Методисты советуют на первом этапе знакомить учащихся со структурой учебника, оглавлением, делением содержания на главы, параграфы, обращать внимание на указатели терминов, рекомендуется прочитать статью «Как пользоваться учебником». На следующем этапе учащиеся постепенно привлекаются к работе с текстом - устно или письменно. Если ученики не умеют работать с книгой, следует начать с самого простого: буквального воспроизведения небольшого, простого текста, т. е. научить пересказывать текст, делить его на смысловые части, озаглавливать их, отвечать на вопросы параграфа. Для более эффективной работы учитель готовит усложненные задания, связанные с нахождением терминов, составлением схем, таблиц, рисунков, вводит задания,
требующие сравнения, анализа, обобщения, подведения итогов и выводов, следующих из текста и книжных рисунков. В ходе самостоятельной работы учащиеся могут составлять рассказ по рисункам, находить нужные сведения, проводить сравнение, устанавливать взаимосвязи, находить черты приспособленности. Некоторые задания самостоятельных работ могут иметь элементы проблемного и частично-поискового характера. Важными признаками самостоятельной работы являются и обязательно присутствуют в наших дидактических заданиях для самостоятельных работ могут иметь элементы проблемного и частично-поискового характера.
Важными признаками самостоятельной работы являются и обязательно присутствуют в наших дидактических заданиях для самостоятельных работ: тема, наличие цели конкретного задания, оборудование, четкое определение формы отражения результата, выводы.
По дидактическим целям Муртазин выделяет пять групп самостоятельных работ:
1) Работа в начале урока с целью проверки домашнего задания;
2) Самостоятельное изучение нового материала без объяснения учителя;
3) Самостоятельная работа с целью повторения, закрепления изученного материала;
4) Проверочная работа контрольного характера;
5) Самостоятельные работы для домашнего выполнения.
В условиях нашего кабинета фронтальные самостоятельные работы с целью проверки домашнего материала и закрепления изученного в конце урока возможны с применением тестов и микропроцессоров «Символ». Для этого заготовлены тестовые задания по всем темам курса общей биологии. «Символ» удобен в применении, школьники работают с ним с интересом, контроль над знаниями осуществляется очень быстро.
Для изучения нового материала без объяснения учителя разработаны разнообразные задания с соблюдением выше отмеченных методических рекомендаций, выполнив которые, учащиеся получают предусмотренные Программой знания, приобретают новые умения, развивают свои умственные способности, овладевают методами научного познания.
Для самостоятельной работы на уроке учащимся отводится достаточное время; после инструкции, проведенной учителем в начале урока, ученики трудятся, в основном, без вмешательства учителя. Результаты самостоятельной работы могут оформляться письменно в виде ответов на вопросы, таблиц, рисунков с надписями, а также устно. В
такой ситуации все учащиеся в классе поставлены в условия, при которых каждый должен думать и выполнять задание самостоятельно.
Самостоятельные работы могут выполняться учащимися в сочетании с другими методами, во всех формах обучения, при любом содержании и с любыми дидактическими целями.
В условиях аттестованного кабинета биологии, каким является кабинет биологии средней школы № 7, кроме УМК, для каждого учебного раздела имеется блок наглядных пособий, который может применяться во время самостоятельных работ в комплексе с учебником. Это таблицы, натуральные объекты (коллекции, гербарный материал, влажные препараты), разнообразное оборудование для лабораторных наблюдений, видеофильмы, комнатные растения, аквариум, коллекции, динамические пособия, самодельный краеведческий материал, средства ТСО и разнообразные экранные пособия. Поэтому при изготовлении дидактических заданий для самостоятельных работ с учебником, привлекаются в качестве дополнительной информации к тексту учебника демонстрации видеофильмов, опыты, лабораторные наблюдения, специфичные для биологии и активизирующие учебу. Активизация происходит за счет решения отдельных биологических задач познавательного характера - эффективного средства проверки знания биологических понятий и законов, умения сравнивать, анализировать и обобщать. Из сравнения должен последовать вывод как вклад в формирование новых понятий. Для успешного проведения самостоятельной работы необходима хорошая подготовка учителя: необходимо подобрать средства обучения (наглядные пособия), придумать способы их применения в условиях данной темы урока, а самое главное, тщательно продумать и точно сформулировать вопросы и задания, так, чтобы они направляли мысли учащихся, содействовали их общему развитию. Необходимо также выбрать форму фиксации результатов работы учащихся класса.
Демонстрация видеоматериалов и другой экранной продукции является важной дополнительной информацией к учебной литературе и, объединенная определенными дидактическими целями и содержанием, обладает значительным эмоциональным воздействием на учеников. Фабричные традиционные фильмы имеют дикторский текст и близкое к учебнику содержание и это, в какой-то мере, лишает школьников возможности поиска. Они применяются, но особенно интересны видеозаписи с телевизора по теории эволюции, на экологические темы, по разделу «Биосфера» и др. Они не сопровождаются стандартным дикторским текстом, не дублируют содержания учебника, не содержат готового знания, но являются источником информации, которую ученик должен добыть сам. Фактически такой подход в предъявлении учебного материала по праву можно назвать эвристическим т.к. приводит ученика к самостоятельному «открытию». Видеозаписи довольно эмоциональны, несут определенную воспитательную нагрузку, содержат сообщение об интересных научных проблемах, требующих обсуждения и выводов, по ним, в сочетании с текстом учебника, можно составить разнообразные задания развивающего характера.
Содержание кадров из фильмов можно как бы дублировать с лабораторными наблюдениями натуральных объектов. Метод демонстрации экранных пособий постепенно усложняется: осуществляется переход от воспроизведения, виденного к сравнениям, сопоставлениям и выводам, связям содержания фильма со сложными биологическими понятиями, явлениями.
В самостоятельной работе можно обеспечить дифференциацию обучения, установить причинно-следственные связи, использовать проблемный подход, при котором предполагается значительная степень самостоятельности учащихся в решении учебной проблемы, сформулированной на основе анализа противоречий в исходной постановке проблемной ситуации. Согласно идее проблемного обучения, знания передаются не в готовом виде, а приобретаются в процессе самостоятельной деятельности.
Задания самостоятельных работ можно спланировать с учетом уровня мыслительной активности учащихся: репродуктивном, высоком и высшем. Усложнение методов самостоятельной работы может выражаться в усложнении задач, увеличении объема знаний, включения заданий, требующих доказательства. В дальнейшем познавательная активность возрастает, возрастает также способность учащихся ориентироваться в научной информации.
Таким образом, в структуре и содержании самостоятельных работ может находиться:
- работа с учебником и пособиями УМК.
- работа со справочниками и др. литературой;
- работа с натуральными объектами и раздаточным материалом;
- выполнение упражнений и практических познавательных задач;
- работа с экранными пособиями;
- индивидуальные домашние задания, связанные с проектной деятельностью и подготовкой презентаций;
- обработка результатов экскурсий;
- практические и лабораторные работы, наблюдения;
- работа с микропроцессорами «Символ».
В методической литературе можно найти готовые карточки-задания для организации самостоятельной работы на уроке и во внеурочное время, появились хорошие пособия к учебникам, так называемый УМК (тестовые задания, тетради для лабораторных работ, рабочие тетради и т.д.) Все они находят в учебной деятельности свое применение. Тем не менее, каждый учитель, как правило, имеет свой арсенал эффективных, на его взгляд, средств обучения. Так и в нашем кабинете к каждой теме по общей биологии имеется комплект наглядных пособий и разработаны дидактические задания для самостоятельных работ различного назначения.
Индивидуальная самостоятельная работа для домашнего выполнения в проектной форме проводится по разнообразной тематике. Например: «Человеческие расы. Критика расизма и др. идеологий», «Антропогенез», «Вирусы», «Карл Линней и его система природы» и др. Результаты проектной деятельности можно применить как презентацию во время изучения нового материала, а также на обобщающем уроке, на повторение. Содержание некоторых тем презентаций может иметь развивающее и воспитательное значение на уроке.
Ученикам предлагаются темы (по выбору), даются рекомендации и консультации, предлагается соответствующая литература, оговаривается содержание слайдов. Проектная деятельность является новшеством на уроках и вызывает большой интерес у школьников. Индивидуальные самостоятельные работы во время экскурсий содержат тему экскурсии, цель, сообщение о форме отчета по результатам наблюдений во время экскурсии.
Экскурсии имеют большое эстетическое, экологическое и образовательное значение, они осуществляют связь теории с практикой.
Этапы экскурсии:
1) подготовка:
2) сообщение темы, цели, места проведения, повторение правил техники безопасности, учебного материала;
3) проведение;
4) отчет, подведение итогов;
5) использование результатов в дальнейшей учебе.
В условиях города Якутска с учениками нашей школы регулярно проводятся экскурсии в палеонтологический отдел музея при ЯФАНе и в анатомические музеи ЯГУ и Медколледжа.
III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. ВЫВОДЫ.
Самостоятельные работы учащихся по изучению нового материала можно организовать по любой теме биологии и среди других методов должны занимать ведущее место.
Систематическое проведение самостоятельных работ активизирует учебную деятельность, развивает, воспитывает, дисциплинирует учащихся, вырабатывает у них чувство ответственности за учебу.
Правильно организованные самостоятельные работы облегчают работу учителя и учеников, экономят ученическое время, дефицит которого у них налицо.
Комплексное применение разнообразных средств обучения, экранных пособий и др. разнообразят структуру и содержание самостоятельных работ, делают процесс обучения более интересным и привлекательным.
Самостоятельные работы способствуют основной цели школы: давать глубокие и прочные знания (это знания добытые самостоятельно).
Объем знаний, полученных в ходе самостоятельной работы гораздо больше, чем во время объяснения.
Замечено, что учащиеся, приученные в ходе самостоятельной работы с учебником, справочной литературой и лабораторным оборудованием в дальнейшем, обучаясь в ВУЗах, учатся хорошо и как правило не отчисляются. При хорошей организации во время проведения самостоятельных работ в классе царит спокойная обстановка рабочей дисциплины, что важно для профилактики так называемых школьных неврозов.
IV. Практическая часть.
Урок по теме: «Внутренняя среда организма. Состав крови. Плазма крови».
Цель урока: формировать знания учащихся о составе внутренней среды организма и её основой- кровью; познакомить с составом, строением, значением плазмы и форменных элементов крови; расширить знания о группах крови.
Задачи:
- Формировать у учащихся новые анатомо-физические понятия: о внутренней среде организма, составе крови, переливании и свертывании крови, фагоцитозе, об относительном постоянстве состава крови,
- познакомить с понятием внутренняя среда организма, ее составы;
- Разъяснить роль внутренней среды в жизнедеятельности организма, значение постоянства ее состава;
- Сформировать знания о плазме крови, ее функции, о свертываемости крови и группах крови, форменных элементов крови.
- Продолжить формирование умений работать с учебником, анализировать, делать выводы
- Развивать у учащихся общебиологические понятия о клеточном строении, взаимосвязи строения и функции
- Развивать логическое мышление и речь учащихся путем организации их напряженной умственной работы на уроках (анализ, сравнение, обобщение, самонаблюдения, синтез).
- Развивать умения работы с различными информационными источниками, заполнять таблицы, составлять схемы.
Тип урока: изучение нового материала.
Основные приемы и методы: рассказ учителя, беседа, составление презентаций, схем, таблиц, работа по инструктивной карточке, демонстрация, наблюдение, работа в группах.
Обеспечение занятия: учебник, компьютеры, мультимедийный проектор.
План урока:
1.Актуализация опорных знаний по теме: «Внутренняя среда организма».
2. Изучение нового материала.
1). Внутренняя среда организма.
2). Состав крови:
Плазма
Форменные элементы
3)Лабораторная работа:
«Микроскопическое строение клеток крови человека и лягушки»
4) Эритроциты, их строение и функции.
5). Лейкоциты, их строение и функции.
6). Тромбоциты, их строение и функции.
7). Функции крови.
3. Закрепление знаний учащихся.
4. Итог урока.
5. Домашнее задание.
Ход урока
1. Оргмомент.
11.Актуализация опорных знаний по теме «Внутренняя среда организма».
Внимание! Ребята, начинаем наш урок. Будьте внимательны, активно отвечайте на вопросы. Выделяйте главное, проводите анализ, прослеживая взаимосвязь строения и функций биологических структур.
І. Биологическая разминка:
1.Что представляет собой внутренняя среда организма? Какова ее роль в жизни
клетки?
2. Из каких компонентов состоит внутренняя среда организма? Какую функцию выполняет кровь?
3.Откуда клетки получают кислород и питательные вещества и куда выделяют
продукты распада?
4.Что такое гомеостаз?
Учитель . В следующем задании нас ожидает – анатомический ералаш.
В предложениях все перепуталось. Помогите вернуть смысл, расставьте слова в нужном порядке, выбрав необходимые?
Внутренняя среда – это все внутренние органы, пищеварительный сок желудка, тканевая жидкость, содержимое кишечника, кровь, слюна, лимфа.
111.Изучение новой темы.
Учитель. Переходим к изучению новой темы. Ребята, сегодня на уроке мы продолжаем изучать компоненты «Внутренней среды».
Тема урока. «Состав крови. Значение в обеспечении жизнедеятельности организма».
Цель урока: изучить состав крови как компонента внутренней среды организма, ее функции. Помогут нам рисунки, таблицы, наблюдения под микроскопом, слайды на экране.
Давайте составим план мысленной деятельности.
Какие вопросы нужно рассмотреть, чтобы достичь цели урока.
План мыслительной деятельности
1.Состав крови.
2.Особенности строения клеток крови.
3.Функции клеток крови.
Ребята, давайте вспомним, что вы знаете о крови.
(на доске таблица).
Что мы знаем о крови | Что хотим узнать |
1.Ткань 2.Состоит из клеток и жидкого межклеточного вещества 3.Красного цвета, переносит О2, питает вещества 4.Бесцветная у насекомых гемолимфа переносит питательные вещества. 5.Бесцветная у моллюсков или голубая, по составу похожа на морскую соль. | 1.Из каких клеток состоит 2.Функции |
1. Вступительное слово учителя.
- Делали ли вам анализ крови? При каких обстоятельствах? Объясните, зачем.
При любом обращении к врачу назначается анализ крови. Состав крови является важной характеристикой состояния организма, поэтому анализ крови – одно из наиболее часто проводимых исследований.
Формулируется задача для изучения всей темы:
Почему для определения состояния здоровья человека ему обязательно делают анализ крови?
В чём значение крови в жизни организма?
Для решения этих задач нужно выявить, что такое кровь, из чего она состоит, какие осуществляет функции, какова её роль в поддержании здоровья человека.
Учитель: Большинство клеток тела не связаны с окружающей средой. Их жизнедеятельность обеспечивается внутренней средой, которую составляют типы жидкостей:
•Межклеточная (тканевая) жидкость.
•Лимфа.
•Кровь
Значение внутренней среды организма: обеспечивает клетки веществами необходимыми для их жизнедеятельности, и через неё удаляются продукты распада.
Учитель: Сегодня на уроке мы с вами выясним, что кровь - самая удивительная ткань нашего организма.
Какие функции в организме выполняет кровь?
Чтобы ответить на этот вопрос нам предстоит выполнить поисковое задание 1. (Карточка поисковое задание №1)
•Дыхательная – переносит кислород от легких к тканям и углекислый газ от тканей к легким;
•Питательная – доставляет пищевые вещества к клеткам;
•Выделительная – выносит ненужные продукты обмена веществ;
•Терморегуляторная – регулирует температуру тела.
•Защитная – вырабатывает вещества, необходимые для борьбы с микроорганизмами;
•Гуморальная – связывает между собой различные органы и системы, перенося вещества, которые в них образуются.
Подвижность крови - важнейшее условие жизни организма. Как нельзя себе представить государство без транспортных линий связи, так нельзя понять существование человека без движения крови по сосудам, когда во все органы и ткани разносятся кислород, вода, белки и другие вещества. Единственный жидкий орган нашего тела изучают давно. И все же таинственная алая жидкость, омывающая наши ткани, продолжает удивлять новыми загадками.
Что такое кровь? Кровь-жидкость красного цвета, представляет собой вид соединительной ткани, состоит из клеток и межклеточного вещества – плазмы. Если кровь предохранить от свертывания и дать ей отстояться, то произойдет ее расслоение на составные части. Сверху окажется прозрачная, слегка желтоватая жидкость-плазма, внизу осядут форменные элементы.
Общее количество крови 6-8% от массы. В кровеносной системе 60-70%-это циркулирующая кровь, 30-40% депонированная или резервная (печени, селезенке).
Кровь состоит из жидкой части – плазмы…
А из чего состоит плазма и какую роль выполняет?
Чтобы ответить на эти вопросы нам предстоит выполнить поисковое задание 2. (Карточка поисковое задание №2)
Плазма представляет собой бесцветную прозрачную жидкость. Плазма состоит из неорганических (90% - вода и различные минеральные соли) и органических веществ. К органическим веществам плазмы относятся белки, глюкоза, витамины, гормоны и продукты распада белков. Играет роль межклеточной жидкости.
Кроме плазмы в состав крови входят форменные элементы.
А какие? Мы сейчас поиграем в игру, вы когда-нибудь собирали пазлы? …Хорошо. У каждой группы на столе лежат пазлы, собираем и выясняем из каких форменных элементов состоит кровь…
Из красных кровяных клеток - эритроцитов, белых кровяных клеток - лейкоцитов и кровяных пластинок – тромбоцитов.
Объем крови в организме человека в среднем около 5 л.
И так, ребята, мы раскрыли состав крови и функции крови. Состав крови запишем в виде схемы.
Кровь
↙↘
плазмы форменные элементы
55-60% 45%
🡧🡣🡦
лейкоциты эритроциты тромбоциты
96% 3% 1%
Учитель: Чтобы изучить строение эритроцитов, мы выполним исследовательское
задание с помощью микроскопа.
Выполним с вами лабораторную работу «Микроскопическое строение крови человека и лягушки». Возьмите инструктивные карточки. Прочитайте цель работы и последовательность её выполнения.
Лабораторная работа.
Тема: «Микроскопическое строение крови человека и лягушки».
Цель: 1. Изучить строение крови человека и лягушки.
- Сравнить строение крови человека и лягушки и определить, чья кровь способна переносить больше кислорода.
Оборудование: готовые окрашенные микропрепараты крови человека и лягушки, микроскопы.
Ход работы:
- Рассмотрите препарат крови человека. Обратите внимание на форму, относительную величину, особенности строения и количество эритроцитов.
Зарисуйте в тетрадь.
- При том же увеличении микроскопа рассмотрите препарат крови лягушки. Обратите на форму, относительную величину, особенности строения и количество эритроцитов в препарате. Зарисуйте в тетрадь.
- Сравните особенности строения эритроцитов человека и лягушки.
Найдите черты сходства в строении эритроцитов крови человека и лягушки.
Найдите различия в строении эритроцитов крови человека и лягушки.
Запишите вывод:
Сделайте вывод из этого сравнения. Запишите в тетради, эритроциты, чьей крови – человека или лягушки – способны переносить больше кислорода. Объясните причину.
«Эволюция эритроцитов позвоночных животных шла в направлении……………………..».
- После завершения работы приведите в порядок оборудование и своё рабочее место.
Вывод: Эритроциты крови человека двояковогнутые диски, не имеют
ядер, мелкие, но количество значительно больше.
Весь объём клетки используется для переноса кислорода.
Эволюция шла по пути увеличения площади соприкосновения.
1Y Закрепление знаний:
А теперь поиграем в «Биологический светофор». Повторим и закрепим знания, полученные на уроке. Мне нужны по 1 игроку с каждой команды. Перед вами 2 стула: красный и зеленый. Вы должны выбирать суждения (правильно-зеленый или неправильно-красный).
1. Кровь – жидкая соединительная ткань.
2. Она состоит из плазмы и форменных элементов.
3. Красные кровяные клетки – лейкоциты.
3. Красные кровяные клетки – эритроциты.
4. Белые кровяные клетки – лейкоциты.
5. Пластинки музыкальные – тромбоциты.
6. Тромбоциты участвуют в процессе свертывания крови.
7. Лейкоциты играют важную роль в защите организма от микробов, ядовитых веществ, чужеродных для организма клеток и тканей.
8. Эритроциты не переносят кислород от легких к тканям и углекислый газ от тканей к легким, участвуют в поддержании постоянства внутренней среды организма.
Y. Домашнее задание:
«Особенности строения и функции клеток крови»
Форменные элементы | Строение клетки | Место образования и содержание в 1 мм3 крови | Продолжи | Функции |
Эритроциты | ||||
Лейкоциты | ||||
Тромбоциты |
Итог урока
1.Если вы были внимательны и уверены в себе, поставьте себе на полях «5»
2. Если вы были внимательны, усвоили материал в целом, поставьте себе «4».
3.Кто сомневается в себе, поставьте себе «3».
4.Поднимайте руку «кто поставил 5,4,3»
5. Кто поставил «5» Почему вы уверены, что оценили себя верно?
6.Что наиболее запомнилось? Что было трудным?
7.Как вы себя чувствовали на уроке? (смайлики)
Учитель: Какие анализы крови бывают и что они могут рассказать врачу о человеке?
При любом обращении к врачу назначается анализ крови. Состав крови является важной характеристикой состояния организма, поэтому анализ крови – одно из наиболее часто проводимых исследований.
Анализ крови может быть:
•Общим – показывает количество клеток крови, содержание гемоглобина, концентрацию сахара и других веществ, а также скорость оседания эритроцитов (СОЭ). При наличии какого-нибудь воспалительного процесса СОЭ увеличивается.
•Биохимическим - (для определения кол-ва белков, азота и его компонентов, липидов и холестерина, сахара в крови, гормонов, и т.д.)
•На группу крови – у человека их 4 группы (агглютинины и аглютиногены).
•На билирубин - пигмент определяющий цвет кожи и работы печени.
•На гемоглобин - при нарушении функций красного костного мозга, недостатке в организме железа и некоторых других веществ, а также при значительной потере крови (кровотечении) возникает кратковременное или длительное малокровие (анемия). При этом в крови снижается содержание эритроцитов и гемоглобина. Норма гемоглобина у мужчин 13-16г%, у женщин 12-14г% (т.е. число граммов в 100см² крови).
•На лейкоцитоз - повышение числа лейкоцитов, указывает на воспалительную реакцию крови.
•На свертываемость крови – количество протромбина указывает на скорость свертывания крови.
•На белокровие (лейкоз) и серповидно клеточную анемию – изменение строения клеток крови.
Поурочное планирование – схема урока на тему «Внутренняя среда организма. Состав крови. Плазма крови».
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формирование УУД |
Организационный момент | Проверяет готовность учащихся | Показывают свою готовность к уроку | Регулятивные |
Проверка домашнего задания. | Актуализация опорных знаний по теме «Внутренняя среда организма».
І. Биологическая разминка:
1.Что представляет собой внутренняя среда организма? Какова ее роль в жизни клетки? 2. Из каких компонентов состоит внутренняя среда организма? Какую функцию выполняет кровь? 3.Откуда клетки получают кислород и питательные вещества и куда выделяют продукты распада? 4.Что такое гомеостаз?
В следующем задании нас ожидает – анатомический ералаш. В предложениях все перепуталось. Помогите вернуть смысл, расставьте слова в нужном порядке, выбрав необходимые?
Внутренняя среда – это все внутренние органы, пищеварительный сок желудка, тканевая жидкость, содержимое кишечника, кровь, слюна, лимфа. | Отвечают на вопросы устно. Оценивают и корректируют свои знания. | Познавательные Коммуникативные Личностные |
Актуализация знаний учащихся | Ребята, давайте вспомним, что вы знаете о крови. (на доске таблица). | 1.Ткань 2.Состоит из клеток и жидкого межклеточного вещества 3.Красного цвета, переносит О2, питает вещества 4.Бесцветная у насекомых гемолимфа переносит питательные вещества. 5.Бесцветная у моллюсков или голубая, по составу похожа на морскую соль. | Познавательные Коммуникативные Регулятивные |
Что хотим узнать? | 1.Из каких клеток состоит 2.Функции | ||
Определение темы урока | Озвучивает тему и задачу урока | Записывают тему в тетрадь. | Познавательные |
Изучение нового материала | Рассказывает что такое кровь, из чего она состоит, какие осуществляет функции, какова её роль в поддержании здоровья человека используя ресурсы ЦОР. Комментирует материалы презентации, ведет диалог с учащимися. | Слушают рассказ, рассматривают слайды ЦОР и иллюстрации учебника, участвуют в диалоге. | Познавательные Коммуникативные Регулятивные |
Большинство клеток тела не связаны с окружающей средой. Их жизнедеятельность обеспечивается внутренней средой, которую составляют 3 типа жидкостей: •Межклеточная (тканевая) жидкость. •Лимфа. •Кровь Значение внутренней среды организма: обеспечивает клетки веществами необходимыми для их жизнедеятельности, и через неё удаляются продукты распада. Учитель: Сегодня на уроке мы с вами выясним, что кровь - самая удивительная ткань нашего организма. Подвижность крови - важнейшее условие жизни организма. Как нельзя себе представить государство без транспортных линий связи, так нельзя понять существование человека без движения крови по сосудам, когда во все органы и ткани разносятся кислород, вода, белки и другие вещества. Единственный жидкий орган нашего тела изучают давно. И все же таинственная алая жидкость, омывающая наши ткани, продолжает удивлять новыми загадками. Что такое кровь? Кровь-жидкость красного цвета, представляет собой вид соединительной ткани, состоит из клеток и межклеточного вещества – плазмы. Общее количество крови 6-8% от массы. В кровеносной системе 60-70%-это циркулирующая кровь, 30-40% депонированная или резервная (печени, селезенке). Кровь состоит из жидкой части – плазмы, выполняющей роль межклеточного вещества, и форменных элементов… | Слушают учителя. Делают (по желанию) записи в тетради | Познавательные Регулятивные | |
А каких? Мы сейчас поиграем в игру, вы когда-нибудь собирали пазлы? …Хорошо. У каждой группы на столе лежат пазлы, собираем и выясняем из каких форменных элементов состоит кровь… Из красных кровяных клеток - эритроцитов, белых кровяных клеток - лейкоцитов и кровяных пластинок – тромбоцитов. | Слушают учителя. Собирая пазлы выясняют клетки крови. | Познавательные Поисковые | |
Дает задание учащимся. Работая с текстом учебника выясните какие функции в организме выполняет кровь? Чтобы ответить на эти вопросы выполните поисковое задание 1. (Карточка поисковое задание №1) | Работают с текстом учебника. •Дыхательная – переносит кислород от легких к тканям и углекислый газ от тканей к легким; •Питательная – доставляет пищевые вещества к клеткам; •Выделительная – выносит ненужные продукты обмена веществ; •Терморегуляторная – регулирует температуру тела. •Защитная – вырабатывает вещества, необходимые для борьбы с микроорганизмами; •Гуморальная – связывает между собой различные органы и системы, перенося вещества, которые в них образуются. | Поисковые Познавательные | |
Из чего состоит плазма крови и какую роль выполняет? Чтобы ответить на эти вопросы нам предстоит выполнить поисковое задание 2. (Карточка поисковое задание №2) | Работают с текстом учебника и выясняют: плазма представляет собой бесцветную прозрачную жидкость. Плазма состоит из неорганических (90% - вода и различные минеральные соли) и органических веществ. К органическим веществам плазмы относятся белки, глюкоза, витамины, гормоны и продукты распада белков. Играет роль межклеточной жидкости. | Поисковые Познавательные | |
Чтобы изучить строение эритроцитов, мы выполним исследовательское задание с помощью микроскопа. Выполним с вами лабораторную работу «Микроскопическое строение крови человека и лягушки». Возьмите инструктивные карточки. Прочитайте цель работы и последовательность её выполнения. | Выполняют лабораторную работу по инструктивным карточкам, данные записывают в тетрадь. | Познавательные Регулятивные Исследовательские | |
Первичное закрепление знаний | А теперь поиграем в «Биологический светофор». Повторим и закрепим знания, полученные на уроке. Мне нужны по 1 игроку с каждой команды. Перед вами 2 стула: красный и зеленый. Вы должны выбирать суждения (правильно-зеленый или неправильно-красный). | В игровой форме отвечают на вопросы, используя собственные знания, материалы учебника, рисунки, схемы, таблицы. | Познавательные Коммуникативные Регулятивные |
Рефлексия | Оцените и объясните свой уровень знания, психологическое состояние и работу на уроке. | Оценивают свою работу на уроке и обсуждают перспективы познавательного процесса. | Регулятивные Личностные |
Домашнее задание | Повторить тему «Строение и функции крови», заполнить таблицу «Особенности строения и функции клеток крови» | Записывают задания. | Регулятивные |
Итог урока | Самыми активными сегодня были … Урок окончен. Спасибо за работу. | Слушают, получают оценки и расходятся. | Регулятивные |
ТЕМА: Общие закономерности биологической эволюции.
Откройте стр. 66, найдите параграф 13. Внимательно прочитайте текст и выполните следующие задания.
- Дайте определение дивергенции и охарактеризуйте ее эволюционный результат. Приведите по два примера из курсов ботаники и зоологии.
Дивергенция-_____________________________________________________________
Эволюционный результат дивергенции: ______________________________________
Примеры:________________________________________________________________
- Сформулируйте определение конвергенции и охарактеризуйте ее эволюционный результат. Приведите примеры из курсов ботаники и эволюции.
Конвергенция-____________________________________________________________
Эволюционный результат конвергенции:_____________________________________
Примеры:________________________________________________________________
- Ответьте, можно ли на основании в строении летательного аппарата бабочек и птиц утверждать, что в эволюции они возникли путем дивергенции. Ответ аргументируйте.
- Приведите в соответствие начала утверждений (А, Б) и их продолжения (1-4).
А. Данные органы возникли в эволюции путем дивергенции.
Б. Данные органы возникли в эволюции путем конвергенции.
- Усики гороха, иглы барбариса
- Глаза человека, глаза осьминога
- Корневище ландыша, донце репчатого лука
- Конечности медведки, конечности крота
А:______________________________________________
Б:______________________________________________
5. Раскройте содержание принципа необратимости эволюции.
6. Объясните, какое принципиальное ограничение имеется для «обратного хода» эволюционного процесса, если организмы вновь попадают в ту среду, в которой когда-то обитали их предки.
№ | ||
1 | Тема урока: | «Класс птицы. Особенности организации птиц, связанные с полетом» |
2 | Тип урока: | Изучение нового материала. |
3 | Цель урока: | Изучить происхождение птиц. Особенности внешнего строения птиц, связанные с полетом; сформировать знания о приспособленности птиц к жизни в различных условиях; учить находить связь между особенностями строения органов и выполняемой ими функцией; развивать познавательный интерес, умение анализировать информацию, отвечать на поставленные вопросы; |
4 | Материал к занятию: | Таблица «Класс Птицы», карточки, задания, алгоритм выполнения, презентация к уроку, компьютер, проектор, экран. |
5 | Раздаточный материал: |
Ход урока:
ПРИЛОЖЕНИЯ
ТЕСТ
- Пресмыкающиеся – наземные хордовые, которые дышат при помощи:
А – кожи;
Б – легких и кожи;
В – жабр;
Г – легких;
- В связи с жизнью на суше у пресмыкающихся:
А – тело покрыто сухой кожей с роговыми чешуйками;
Б – появляется кожное дыхание;
В – внутреннее оплодотворение;
Г – имеется третье веко;
- Яйца пресмыкающихся покрыты:
А – известковой скорлупой;
Б – тонкой нежной оболочкой;
В – кожистой оболочкой;
Г – не имеют оболочки;
- Температура тела пресмыкающихся зависит от строения:
А – выделительной системы;
Б – кровеносных сосудов;
В – сердца;
Г – дыхательной системы;
- Для пресмыкающихся характерны процессы:
А – регенерации;
Б – обмена веществ;
В – линьки;
Г – бесполого размножения;
- У безногой ящерицы в отличие от змей:
А – подвижные непрозрачные веки;
Б – тело покрыто чешуёй;
В – раздвоенный на конце язык;
Г – покровительственная окраска;
- Свою добычу заглатывают целиком:
А – только ядовитые змеи;
Б – все змеи;
В – только удавы;
Г – только неядовитые змеи;
- Длинный раздвоенный на конце язык змеи – это:
А – ядовитый аппарат;
Б – орган осязания;
В – орган вкуса;
Г – орган, управляющий координацией движений;
Вопросы для групповой работы.
1 вопрос:
Сделайте описание внешнего строения птицы, перечислите основные части тела. Какие особенности внешнего строения птицы связаны с её способностью к полёту?
2 вопрос:
Изучите скелет птицы. Укажите особенности скелета, связанные с приспособленностью птиц к полёту?
3 вопрос:
Опишите процесс двойного дыхания птицы. Каковы особенности строения дыхательной системы птиц, связанные с приспособлением к полету?
4 вопрос:
Каково строение нервной системы у птиц? Почему отдел головного мозга у птиц - мозжечок развит сильнее, чем у пресмыкающихся? С чем это связано?
5 вопрос:
Опишите половую систему у птиц. Докажите что половая система у птиц также приспособлена к полёту?
6 вопрос:
Как развито зрение у птиц? Объясните.
Решите, правильно или неправильно то или иное предложенное суждение. Выпишите номера правильных суждений.
- Все птицы способны к полету.
- Киль, как вырост грудины, способствует рассеканию воздуха при полете птицы.
- Предком птиц был археоптерикс.
- Клюв птицы – это видоизмененная верхняя и нижняя челюсти, лишенные зубов.
- Кожа птиц тонкая, сухая (имеется лишь копчиковая железа).
- Воздушные мешки птиц – часть их дыхательной системы.
- Сердце у птиц четырехкамерное.
- У птиц хорошо развиты передний мозг и мозжечок.
9. У самок развит только один яичник.
Список использованной литературы:
1. Хуторской. Практикум по дидактике и современным методам обучения. Издательство «ПИТЕР», 2004 г.
2. Конаржевский Ю. А. Анализ урока. Москва, Центр «Педагогический поиск», 2000 г.
3. Г. М. Муртазин. Задачи и упражнения по общей биологии. Москва, «Просвещение», 1981г.
4. Л.С. Короткова, С. С. Красновидова. Дидактический материал по общей биологии. Москва, «Просвещение», 1990г.
5. Л. П. Анастасова. Самостоятельные работы учащихся по общей биологии. Москва, «Просвещение» 1989г.
6. С. Конюшко, С. Е. Павлюченко, С. В. Чубаро. Методика обучения биологии. Минск, «Книжный дом» 2004 г.
7. Г.С Калинова, А.Н.Мягкова, Методика обучения биологии. Москва. «Просвещение». 1999 г.
8. И.Сонин, В.Н. Семенцова, В. Н. Мишакова. Биология (Дидактические карточки - задания). Москва. «Дрофа» 2005г.
9. В.Н.Винокуров, А.В. Винокурова. Материалы Красной Книги Якутии в школьной практике. Якутск.
10. 1600 задач, тестов и проверочных работ по биологии для школьников, поступающих в ВУЗы. Москва, 1999г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры, занимательность, наглядность, как средства активизации познавательной деятельности учащихся на уроках иностранного языка
Статья отнесена к разделу преподавания иностранного языка. Она посвящена активизации познавательной деятельности учащихся на уроках иностранного языка. Уровень усвоения программного материал...
ТЕМА: «Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии»
В последнее время отмечается падение интереса учащихся к изучению естественнонаучных дисциплин. И это печально, поскольку именно они дают знания о Земле как о природном теле, формируют правильно...
Доклад "Игра как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии"
Доклад по теме самообразования...
Нестандартные уроки как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках ОБЖ
Предмет ОБЖ никогда не воспринимался всерьёз, многие ученики считают его слишком простым, поэтому не уделяют должного внимания подготовке домашнего задания. Да и многие взрослые считают, что ОБЖ - пре...
Статья "Познавательные игры как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии."
В статье приводится обзор игр как средства повышения активности учащихся на уроках биологии. Отмечается роль игровых приемов в формировании заинтересованности учащихся к изучению материала урока.Рассм...
Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии, химии.
Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии, химии....
Использование образовательного комплекса «1С:Образование 4.Дом» как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии.
Данный материал раскрывает возможности использования образовательного комплекса «1С:Образование 4.Дом» как средства активизации познавательной деятельности учащихся на уро...