Дифференциация в обучении. Типы, виды и форма активизации самостоятельной работы учащихся
статья по математике (6, 7, 8, 9 класс) на тему

Фомина Ирина Карловна

В настоящее время задача, образования не может сводиться только к вооружению учащихся определенной суммой знаний. Необходимо сформировать у них умение оперировать приобретенными знаниями, применять их в новых ситуациях, делать самостоятельные выводы и обобщения, находить решения в нестандартных условиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл differentsiatsiya_v_obuchenii.docx53.46 КБ

Предварительный просмотр:

Дифференциация в обучении. Типы, виды и форма активизации самостоятельной работы учащихся

И.КФoмина

ГБОУ СОШ №69 г. Санкт-Петербург, учитель высшей категории;

В настоящее время задача, образования не может сводиться только к вооружению учащихся определенной суммой знаний. Необходимо сформировать у них умение оперировать приобретенными знаниями, применять их в новых ситуациях, делать самостоятельные выводы и обобщения, находить решения в нестандартных условиях.

В решении вышеуказанных проблем важное место отводится дифференциации и индивидуальности обучения,важнейшей частью которых является самоспятельная работа учащихся.

Под самостоятельной работой обычно понимают любую организованную учителем активную деятеяьность учащихся, направленную на выполнение поставленной дедактической цели в специально отведенное для этого время.

Самостоятельная работа в обучении какому-то ни было предмету не самоцель. Она необходима для перевода званий извне во внутреннее дocтoяниe учащегocя, необходима для овладения этими знаниями, а также для осуществления контроля со стороны учителя за их усвоением.

Самостоятельная работа является также необходимым условием развития мышления учащихся, воспитания самостоятельности и познавательной aктивности, привития навыков учебного труда.

Самостоятельная paбoтa – это такой способ учебной работы, при которой:

1) учащимся пpeдлaгaютcя учебные задания и руководства для их

выполнения;

2) работа проводится без непосредcтвeннoгo участия учителя, под его

руководством;

3) выполнение работы требует от учащегося умственного напряжения.

Самостоятельная работа активизирует учащихся, как своим организационным устройством, так и содержанием знаний. С точки зрения организационного устройства преимущecто самосюятельной работы при активизации в том, что она лучше, чем фронтальная работа, способствует вовлечению в работу всех учеников. В случае обычной фронтальной работы, особенно во время усного изложения материала, учителю практически невозможно проверить участие каждого отельного ученика в работе. Как показывает повседневный опыт школьной работы, внимание учищихся здесь по разным причинам часто притупляется. В ходе самостоятельной же работы каждый ученик получает конкретное задание, которое предпологает выполнение определенной письменной работы. В этом случае можно проверить степень участия ученика в выполнении своего задания.

Самостоятельная работа позволяет работать в индивидуальном темпе и стиле. Для фронтальной работы характерен одинаковый темп, при котором трудно активизировать всех учеников. Для одних предложенный темп слишком быстрый, для других, наоборот, слишком медленный. В условиях самостоятельной работы ученик может заниматься в индивидуальном стиле , может вникнуть в то, что ему неясно, выполнять задание соответсвенно своим умением, способностям и т. д.

Самостоятельная работа активизирует учащихся в том смысле, что все ученики, даже болем пассивные и ленивые, должны выполнить задание сами, не дожидаясь пока кто-то другой его выполнит, как это нередко происходит при фронтальной работе.

В святи с повышением актуальности проблемы развивающего обучения не обходимо четко раз личать типы, виды и формы самостоятельной роботы.

По характеру мыслительной деятельности существует четыре типа самостоятельной работы:

  1. Воспроизводящая по образцу (репродуктивные);
  2. Реконструктивно-вариантные;
  3. Познавательно-поисковые (эвристические)
  4. Творческие,

Любая самостоятельная работа состоит из заданий, которые по характеру учебной деятельности ученика делятся на три вида:

  1. учебные задания, пеpeдающие учебную информацию. Этот вид заданий типичен для работы с новым учебным материалом. Основная цель его - доведение нового учебного материала до сознания учащегося. Чаще всего учебный материал предьявляется в виде текста для чтения (текст учебника; например, изучение теоремы, обратной теореме Виета). Учебный материал можно приводить и наглядно, в виде натурального предмeтa, рисунка, картинки, посредcтвoм телевидения, радио, видео, фильмов, слайдов, магнитофона и прочих технических средств (Например, таблица решения квадратных неравенств, сжатый конспект по теме" Векторы"). Эти задания необходимо сформулировать так, чтобы внимание ученика сконцентрировать на основном и существенном;
  2. учебные задания, направляющие рoтy ученика с учебным материалом (наблюдения, работа с текстом учебника или другим источником информации, упражнения, пpaктические и лабораторные работы);
  3.  творческие задания. Сюда oтноcятся задания, которые требуют от учащихся творческой деятельности. Ученик сам должен найти способ решения, пpименить знания в новых условиях, создать нeчтo новое. Сюда относятся все задания, которые используются в проблемном обучении.

Успех любой самостоятельной работы, как правило во многом зависит от того, как выполняющий ее умеет организовать свою деятельность. Поэтому учителю целесообразно в качестве первого шага раскрыть учащимся содержание основных видов самостоятельной работы (по источникам информации):

1) работа с книгой;

2) выполнение упражнений, направленных на выработку практических умений и навыков;

3) решение разнообразных задач и выполнение практических и лабораторных работ с последующим анализом и выводом;

4) проверочные самостоятельные, контрольные работы, математические диктанты;

5) подготовка рефератов;

6) выполнение индивидуальных и групповых заданий в связи с экскурсиями и наблюдениями;

7) техническое моделирование и конструирование.

Поскольку во время самостоятельной работы происходит не непосредственное, косвенное руководство деятельностью учащихся, то при организации этой работы необходимо обратить внимание на то, каким образом происходит это руководство. В самостоятельной работе учащиеся должны выполнять задания различные, причем в той последовательности, которая соответствовала бы психологическим закономерностям процесса обучения. Для выполнения такой работы ученику нужна инструкция (памятка, совет, рекомендации): как решать геометрическую задачу на построение, как изучать теорему, алгоритм решения задач на совместную работу, как готовиться к контрольной работе, как составить план изучаемого материала, конспект лекции, как готовиться к экзамену по математике и т. д.

Самостоятельная деятельность учащихся на уроках тесно связана с организацией учебного труда школьников.

Поэтому различает три формы caмocтoятельной работы: индивидуальные, фронтальные и групповые.

Фронтальная форма самостоятельной работы наиболее часто прослеживается на уроках. Она предоставляет учителю возможность свободно влиять на весь коллектив класса, она рассчитана на равную подготовленность учащихся, единый фонд знаний, одинаковый уровень работоспособности, поскольку такого в реальной жизни не существует, учителю приходится вносить всевозможные коррективы в организацию учебной деятельности школьников.

Вот уже несколько лет мы дифференцируем классы по уровню реальных учебных возможностей учащихся, но создать идеальные классы, в которых все учащиеся отличались бы одним каким-то уровнем пpaктически невозможно, поэтому кроме внешней дифференциации (по классам) необходима еще и внутренняя диффepeнциация (внyткласса), т. е. разделение учащихся на группы для успешной учебной деятельности. Смостоятельная работа по группам учащихся дaет больший эффект, нежели фронтальная, т.к. здесь учитываются нотopыe индивидуальные особенности учащихся (степень их обученности, темпа работы), Проводя самостоятельную работу по группам, учащиехся лучше рассадить по рядам (для удобства) и тогда каждой группе учащихся даются задания по схеме:

  1. более легкий вариант;
  2. средний вариaнт,
  3. более трудный вариант.

Самостоятельная гpyпповая работа перед каждым учащимся раскрывает возможность проявить себя при выполнении сложных заданий. Это превращается в своеобразный стимул в учебной деятельности. Например, работая по более легкому варианту, ученик успешно справляется со всеми предусмотренными в нем заданиями. В этом случае он переводится на выполнение заданий среднего варианта и т.д. Эта форма самостоятельной работы усложняет руководство деятельностью учащихся. Замечено, что групповая форма самocтoятeльной работы cпocoбcтвует повышению интереса к учебной деятельности, уровня продуктивности деятельности у всех учащихся.

При этой форме каждая группа учеников работает над выполнением заданий, соответствующих их учебным возможностям. Она ценна и в воспитательном отношении. При ней не увидишь скучающих учеников, которым нечего делать на уроке. В ритмичной работе у учащихся развивается учебная работоспособность, формируется трудолюбие. Такая повсеадневная деятельность вырабатывает у школьников соответствующий стиль в работе, приучает ценить время, рационально его использовать.

В учебной деятельности чрезвычайно важно то, насколько самocтoятeлeн учащийся в усвоении знаний, формировании умений и навыков. Самостоятельность - качество которое необходимо воспитывать у учащихся. Для этого в процессе обучения нужно ставить их в такое положеиие, чтобы они, без чьей бы то ни было помощи могли бы решать познавательные задачи. Эти проблемы призвана решать индивидуальная форма самocroятeльной работы. Эта форма предлагает такую организацию

работы, при которой кажаый ученик выполняет специфическое задание с учетом учебных возможностей и практикуется чаше всего с целью проверки качества усвоения учащимися материала и выявления умения работать самостоятельно. Обычно учитель определяет 6-8 заданий разного уровня трудности. Эти задания оформляются на спeциальных кapтoчкax, работая с котopыми, ученики проявляют полную самостоятельность, Учитeль, нaблюдая за их дeятельностью, в крайних случаях оказывает помощь тем кто испытывает затруднения. Работу по карточкам - заданиям целесообразно проводить на уроке контроля знаний, а также на отдельных этaпах других уроков.

Самостоятельность в учебной деятельности прямо саязана с самостоятельностью мышления, осознанным выбором вариaнтoв решения познавательных задач, критической самооценкой всего воспринимаемого, перерабатываемого. Познавательная самостоятельность школьника выступает как условие его творческой деятельности, осуществляемых им продуктивных мыслительных операций. Самостоятельность учащихся является показатeлeм aктивности личности и ее высоких способностей к познавательной деятельности. Она проявляется в их умении увидeть новый вопрос, новую проблему, решить ее словами, в способности осмыслить многообразие связей и отношений, выделяя  существенное. Вот почему необходимо выделить требования к организации самостоятельной работы:

  1. Любая самостоятельная работа должна иметь цель.
  2. Работа должна соответствовать учебным возможностям ученика, а  степень сложности - удовлетворять пpинципу пocтeпенного перехода с одного уровня самостоятельности на другой.
  3. Результаты работы обязaтeльно должны использоваться в учебном процессе.
  4. Должно обеспечиваться сочетание разнообразных видов работы и управление самим процессом работы.
  5. Предназначение самостоятельной работы - развитие познавательных способностей, инициативы в принятии решения.
  6. Злоупотребление самостоятельной работой на уроке может быть вредно, равно как и ее недооценка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы с аутентичным текстом. Поисковое чтение как форма управления самостоятельной работой учащихся.

Известно, что необходимо стимулировать и создавать условия для поисковой деятельности обучающихся. Чтобы пробудить мыслительную активность, мы представляем учащимся текст...

Планирование видов, форм, содержания самостоятельной работы учебных дисциплин и профессиональных модулей в условиях очного и заочного обучения

В методических указаниях рассмотрены основные требования к содержанию заданий и организации проведения самостоятельной работы студентов, рекомендации по методическому обеспечению и контролю самос...

Виды и формы самостоятельной работы учащихся на уроке

В презентации " Виды и формы самостоятельной работы учащихся  на уроке" анализируется значение, актуальность самообразования, саморазвития в связи с тем,что Федеральный общеобразовательный госуда...

Метод проекта при обучении иностранному языку как средство активизации самостоятельной деятельности учащихся на основе УМК «Английский в фокусе 5» (“Spotlight 5”)

Аннотация: в статье рассматриваются особенности использования проектной технологии при организации самостоятельной работы обучающихся средствами УМК «Английский в фокусе 5», подчеркивается особая роль...

Формы организации самостоятельной работы учащихся при обучении информатике

Информатика как школьный предмет имеет очень большое и всё возрастающее число междисциплинарных связей с другими предметами, причём как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария....