«Самостоятельная работа учащихся как средство формирования познавательных умений учащихся»
статья на тему
Одним из самых доступных и проверенных практикой путей повышения эффективности урока, активизации познавательной деятельности учащихся на уроке является соответствующая организация самостоятельной учебной работы. Она занимает особое место на современном уроке, потому что ученик приобретает знания только в процессе личной самостоятельной учебной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Круглый стол | 24.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогические чтения ИНО 23.04.2018
Слайд 1
Тема «Самостоятельная работа учащихся как средство формирования познавательных умений учащихся»
Слайд 2
Если умыть кошку, она, многие говорят, никогда больше не станет умываться сама. Человек никогда не научится тому, чему его учат. ( Бернард ШОУ)
Новые образовательные стандарты нацеливают учителя по-новому взглянуть на организацию самостоятельной работы учащихся. Учитель должен обеспечить
- формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию через активную учебно-познавательную деятельность обучающихся в урочное и внеурочное время.
Одним из самых доступных и проверенных практикой путей повышения эффективности урока, активизации познавательной деятельности учащихся на уроке является соответствующая организация самостоятельной учебной работы. Она занимает особое место на современном уроке, потому что ученик приобретает знания только в процессе личной самостоятельной учебной деятельности.
Передовые педагоги всегда считали, что на уроке учащиеся должны работать по возможности самостоятельно, а учитель - руководить их самостоятельной работой. Между тем, в школе не часто можно видеть самостоятельные работы, которые были направлены на формирование приемов познавательной деятельности, школьников мало обучают способам и приемам самостоятельной работы.
Следует различать понятия «самостоятельная работа» и самостоятельная деятельность». « Самостоятельная деятельность». – это более обобщенное понятие, которое включает в себя различные формы организации ( проекты, подготовка к конкурсам и олимпиадам, выпуск газеты, исследовательская деятельность и т.д.).
Слайд 3
Обратимся к определению «Самостоятельная работа».
Под самостоятельной учебной работой понимают любую, организованную учителем, активную деятельность учащихся, направленную на выполнение определенной дидактической цели в специально отведенное для этого время: поиск знаний, их осмысление, закрепление, формирование и развитие умений и навыков, обобщение и систематизацию знания.. Как дидактическое явление, самостоятельная работа, с одной стороны, является учебной задачей, которую должен выполнить ученик, с другой - форма проявления соответствующей деятельности: памяти, мышления, творчества.
Слайд 4
Содержание работы, форма ее выполнения должны вызывать интерес у учащихся, желание выполнить работу до конца. По форме организации самостоятельные работы можно разделить на индивидуальные, фронтальные и групповые.
Слайд 4
Рассмотрим основные требования к организации самостоятельной работы учащихся на уроке. Любая самостоятельная работа на любом уровне имеет конкретную цель. Каждый ученик знает порядок и приемы выполнения работы. Самостоятельная работа соответствует учебным возможностям ученика, а степень сложности удовлетворяет принцип постепенного перехода от одного уровня самостоятельности к другому, обеспечивая сочетание различных видов самостоятельной работы.
Слайд 5
В соответствии с уровнем самостоятельной продуктивной деятельности учащихся выделяют четыре типа самостоятельных работ: воспроизводящие, реконструктивно- вариативные, эвристические и творческие работы.
- Самостоятельную работу по образцу можно использовать:
- при составлении устного высказывания диалогического или монологического характера,
- Вариативную самостоятельную работу можно использовать:
- при написании личного письма
- Творческую самостоятельную работу можно использовать:
- в мини-проектах на уроках
- Конструктивная самостоятельная работа включает в себя комбинирование ранее известных способов при решении новой задачи.
Слайд 6
Чтобы самостоятельная работа давала положительные результаты, помогала учащимся усвоить знания и приобрести умения, способствовала развитию их способностей, учителю необходимо соблюдать определенные условия, которые выработаны практикой обучения.
- 1. Чтобы они имели знания и умения, которыми потребуется самостоятельно пользоваться.
- 2. Каждый новый для них вид работы они сначала осваивают при непосредственном участии учителя, который их обучает соответствующим приемам и порядку действий.
- 3. Работа, не требующая никакого умственного напряжения от учащихся, не рассчитанная на проявление ими сообразительности, не будет самостоятельной. Она не будет иметь развивающего значения.
- 4. Задание должно даваться так, чтобы учащиеся восприняли его как свою собственную познавательную или практическую цель и активно стремились к лучшим успехам.
- 5. Если в классе есть ученики, для которых вообще задание по какой-либо причине непосильно, то этим ученикам учитель дает особые, индивидуальные задания.
Самостоятельная работа может проводиться на любом этапе урока. Все зависит от цели, с
которой она проводиться. Если с целью проверить, как дети справляются с домашним заданием, то она дается в начале урока, при этом берутся задания
аналогичные тем, которые были даны на дом. По времени она занимает 5-10 минут. Если самостоятельнаяработа проводится с целью посмотреть, как дети усвоили новый материал, то она дается на этапе закрепления. По времени она занимает 5-10 минут. Такие самостоятельныеработы даются детям в том случае, если новый материал был не очень сложным. Самостоятельные работы на этапе работы над пройденном материалом занимают 15-20 минут.
- Для индивидуальной самостоятельной работы учителем должны быть подготовлены специальные дидактические пособия. Они должны содержать задания разной трудности. Результативность самостоятельной работы на уроке математике зависит от умелой постановки цели. В них проектируются близкие и отдаленные результаты учения, которые достигаются в процессе выдвижения и решения конкретных познавательныхзадач.
Слайд 7
Возникает вопрос - сколько же времени следует затрачивать на этот вид работы, чтобы её результаты были ощутимы? Методисты утверждают, что общее время работы учащихся над иностранным языком должно составлять не менее 3-3,5 часов в неделю, сюда можно включить и работу под руководством учителя, и различные формы самостоятельной работы.
На начальном этапе обучения иностранному языку время, отводимое на самостоятельные виды деятельности, составляет от 5 до 7 минут в 5 классе и 8-10 минут в 6-м классе. В 7 - 8-м классе это время увеличивается до 15-20 минут, а на старшем этапе обучения достигает 20-25 минут.
Хочу сказать несколько слов о своей практики организации самостоятельной работы учащихся.
Чтобы правильно организовать самостоятельную работу учитель должен предусмотреть уровень сложности и объём работы, возможные трудности в процессе её выполнения, и ошибки, которые могут поставить в тупик слабых учащихся. В своей практике я использую дифференцированные работы для формирования грамматических навыков. Это удобно и эффективно при организации повторения для подготовки к ГИА. На примере УМК «Форвард» можно проследить технологию составления дифференцированных заданий по всем видам речевой деятельности.
И еще несколько слов о самостоятельной деятельности в целом:
Я организую участие моих учеников в учебных и исследовательских проектах, реферативных работах страноведческго характера, изготовлении наглядных пособий. Считаю эффективных использование дистанционных технологий при организации самостоятельной учебной деятельности
Я , как и многие учителя, нашего города включены в работу по использованию образовательной платформы «Прометей». Создаю электронные образовательные ресурсы, чем несомненно расширяю возможности учащихся в самостоятельной деятельности. Опубликовы ны Уроки для подготовки к ГИА «Неличные формы английского глагола» и «Написание личного письма».
Самостоятельность головы учащегося — единственное прочное основание всякого плодотворного учения.
( Константин Дмитриевич Ушинский)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология интерактивного обучения как средство формирования познавательной активности учащихся на уроках географии.
Двадцать первый век можно смело назвать веком непрерывного образования и новых технологий. Вступив в него, мы не обойдемся без современных средств обучения и новейших методик. Таково требование времен...
Работа с текстом исторических источников и документов как средство формирования практических умений учащихся на уроках истории
Изучение различных исторических источников, документов – одно из важнейших условий выполнения целей школьного курса истории. Современный урок невозможно представить без аналитической раб...
Самостоятельная работа - как средство активизации познавательной деятельности учащихся.
Необходимо выработать у учащихся навыки самостоятельной творческой работы.Это должен учитывать и учитель русского языка, потому что без владения языком, без умения точно и ясно излагать свои мысли дея...
Проектно-исследовательская технология как средство формирования познавательных умений.
Презентация опыта работы...
ДОМАШНЕЕ ЧТЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ НА СРЕДНЕМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ
Роль домашнего чтения при изучении иностранного языка....
Самостоятельная работа как средство активизация познавательной деятельности учащихся на уроках истории и обществознания
Формирование навыков самостоятельной деятельности учащихся — одна из актуальных задач современного образования, а привитие им навыков самостоятельной работы с учебным материалом являе...
Работа с текстом исторических источников как средство формирования практических умений учащихся на уроках истории
Работа стекстом на уроках истории...