Проблемно-ориентированный анализ работы МО учителей гуманитарного цикла
учебно-методический материал по теме
Документ содержит подробный анализ работы МО учителей гуманитарного цикла.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mo_gum._analiz_za_2012-2013.docx | 69.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Проблемно-ориентированный анализ
работы МО учителей гуманитарного цикла за 2012-2013 учебный год
Методическое объединение учителей гуманитарного цикла в 2012-2013 учебном году работало над методической темой «Реализация системно-деятельностного подхода в обучении».
Перед учителями методического объединения ставились задачи:
- Освоение и внедрение системно-деятельностного подхода к обучению в связи с подготовкой к введению ФГОС.
- Повышение качества проведения учебных занятий на основе внедрения информационных, личностно-ориентированных и других современных педагогических технологий.
3. Выявление, обобщение и распространение положительного опыта творчески работающих учителей.
4. Совершенствование педагогического мастерства учителей по овладению методикой системного анализа результатов учебно-воспитательного процесса.
Задачи, поставленные перед МО в начале учебного года, выполнены. Традиционными, но надежными формами организации работы ШМО остаются заседания школьных методических объединений (Приложение№1), семинары, работа по темам самообразования (Приложение№2), работа по обобщению педагогического опыта (Приложение№3), проведение школьных олимпиад, повышение квалификации (Приложение№4), педагогического мастерства, участие в конкурсах и конференциях. С помощью данных форм педагогической деятельности проходила реализация плана работы ШМО.
Все учителя МО осуществляют педагогическую деятельность с применением информационных технологий, стимулируют рост мотивации к обучению через поиск информации в сети Internet. Формы и методы работы с одаренными детьми совершенствуются через участие в предметных олимпиадах и конкурсах, конкурсах исследовательских работ, через публикацию исследовательских работ обучающихся в сети Internet. Преподавание предметов гуманитарного цикла направлено на непрерывную работу по повышению языковой культуры школьников, формированию коммуникативных навыков, воспитанию чувства гражданственности, любви к родному языку, родной стране. Решение данных задач предстоит продолжать и впоследствии. Учителя МО в системе совершенствуют свое педагогическое мастерство, развивают творческий потенциал, изучают и внедряют в учебный процесс и внеклассную деятельность современные педагогические технологии. Использование педагогами МО актуальных педагогических технологий отражено в таблице (Приложение№5).
В состав МО входит пять учителей: Баранкова Е.Л., Бучма И.О., Гапеевцева Е.А., Матвеева О.Ф., Сапега Т.В. Все учителя имеют высшее педагогическое образование, своевременно проходят аттестацию и повышают свой профессиональный уровень на курсах повышения квалификации. В 2012-2013 учебном году одной из форм проявления познавательной активности, успешного саморазвития являлось самообразование. Каждый учитель определял для себя на учебный год тему самообразования, исходя из проблемы и задач методической работы школы. Индивидуальное самообразование осуществлялось на основе собственных планов. Планы предусматривали подбор литературы, затрату времени на изучение данных по проблеме, анализ литературы, знакомство с практическим опытом, диагностику результатов.
Учителя русского языка и литературы опубликовали педагогический опыт в сети Интернет:
- Бучма И.О. Статья «Формирование языковой, лингвистической, коммуникативной компетенций на основе проектной деятельности» на сайте www.future4you.ru
- Гапеевцева Е.А. Создала персональный мини-сайт, где были опубликованы статьи по обобщению опыта и творческие работы учащихся на портале www.nsportal.ru
Кроме того, обобщение опыта этих учителей было опубликовано в сборнике материалов региональной НПК «Русский язык и литература в системе школьного образования:
- Гапеевцева Е.А. «Духовно-нравственный потенциал уроков литературы».
- Бучма И.О. «Пути повышения учебной мотивации при обучении русскому языку и литературе».
Учитель русского языка и литературы Бучма И.О. в 2013 году приняла участие в конкурсе на присуждение премии Губернатора Иркутской области.
На заседаниях МО обсуждались следующие вопросы:
- Утверждение плана работы на учебный год.
- Согласование календарно-тематических планов.
- Государственная итоговая аттестация в 9 и 11 классах: основные проблемы и пути их решения.
- Рекомендации по развитию у обучающихся личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных УУД.
- Проектная деятельность в условиях обновления содержания образования.
- Изучение нормативных документов, регулирующих внеурочную деятельность школы.
- Формы организации внеурочной деятельности.
- Способы диагностики уровня сформированности УУД.
- Организация работы по преемственности между I и II ступенями обучения.
- Психолого-педагогическая характеристика обучающихся 4 класса.
- Организация системно-деятельностного подхода в обучении.
- Технологическая карта урока.
- Отчеты учителей по темам самообразования.
- Анализ работы МО.
- Предварительное планирование работы МО на 2013-2014 учебный год.
Реализуя основные направления программы «Одаренные дети», учителя МО добились значительных результатов. Так, 9 участников муниципального тура предметных олимпиад стали призёрами и победителями:
- победитель немецкий язык - Катунцева В. 10 класс (учитель Баранкова Е.Л.).
- призеры: русский язык – Кондратюк Д. 9 класс (учитель Гапеевцева Е.А.); обществознание - Кондратюк А. 11 класс (учитель Матвеева О.Ф.), право – Довыденко А. 11 класс (учитель Матвеева О.Ф.); немецкий язык – Кондратюк Д. 9 класс (учитель Баранкова Е.Л.), Евдокименко А., 8 класс (учитель Баранкова Е.Л.), Серышева Т. 7 класс (учитель Баранкова Е.Л.), Кондратюк А. 11класс (учитель Баранкова Е.Л.); литература – Мусаева А. 10 класс (учитель Бучма И.О.).
Обучающиеся 10 класса Мусаева А., Васильцова А., Катунцева В. стали победителями заочного тура Байкальской олимпиады школьников по немецкому языку (учитель Бучма И.О.).
В конкурсе исследовательских работ «За страницами учебника» в предметной секции «Немецкий язык» приняла участие Ткачук Александра (учитель Баранкова Е.Л.). Призерами НПК «В мир поиска…» стали Васильцова Анна, 10 класс (литература, учитель – Бучма И.О.) и Тарасевич Валентина (литература, учитель – Гапеевцева Е.А.).
Ученица 9 класса Кондратюк Д. стала призером областного конкурса сочинений на тему «Язык общения современных школьников: проблемы и решения», организованном Иркутским областным отделением Всероссийского созидательного движения «Русский лад» (учитель – Гапеевцева Е.А.).
39 учащихся школы приняли участие в международной игре-конкурсе «Русский медвежонок - языкознание для всех». Ткачук А. (6 класс), Набиев Т. (9 класс), Новиков С. (9 класс) вошли в первую тысячу участников в регионе.
Традиционно вели краеведческую работу руководители школьного музея Сапега Т.В. и Матвеева О.Ф. Школьный краеведческий музей достойно был представлен и признан лучшим в номинации «Бытовой танец» детского фольклорного фестиваля «Живая традиция», а также стал победителем областного конкурса школьных музеев.
Особое внимание на заседаниях МО уделялось вопросу подготовки учащихся к ГИА и ЕГЭ. Учителями Гапеевцевой Е.А. и Матвеевой О.Ф. были запланированы и проведены следующие мероприятия:
- Изучение нормативно-правовой базы проведения ГИА и ЕГЭ.
- Модификация существующих образовательных программ с учетом требований ГИА и ЕГЭ.
- Использование внеурочных и индивидуальных форм работы для подготовки к ГИА и ЕГЭ.
- Отбор наиболее эффективных критериев оценивания знаний учащихся в соответствии с требованиями итоговой аттестации.
- Систематизация, накопление, анализ КОМов по русскому языку, истории и обществознанию.
- Составление тематического планирования с учетом подготовки к ГИА и ЕГЭ.
Большое внимание в течение всего учебного года уделялось сохранению здоровья учащихся. Использовали повышение двигательной активности, для снятия статического напряжения учащихся во время учебных занятий проводили физкультминутки на уроках, динамические паузы (музыкальные, танцевальные, игровые). Создавали благоприятный психологический климат в учебном процессе, применяли личностно-значимые способы учебной работы, индивидуальных занятий разных типов и уровней, индивидуального темпа работы и выбора видов учебной деятельности. Это позволяло раскрепощать ребенка, повышать уровень его познавательной активности, учебной мотивации, снижать тревожность и психическое напряжение учащихся.
Все учителя ШМО уделяли должное внимание совершенствованию форм и методов организации личностно-ориентированного урока, организовывали учебный процесс в соответствии с принципами самоактуализации, индивидуальности, творчества, доверия и поддержки.
Методы и приемы, применяемые учителями:
- проектный метод;
- методы диалога;
- игровые методы;
- приема актуализации субъектного опыта учащихся;
- методы диагностики и самодиагностики;
- приемы создания ситуации коллективного и индивидуального выбора.
По сложившейся в течение последних лет традиции мероприятия недели были рассредоточены на весь учебный год. Такая организация деятельности позволила учителям осуществлять более качественную подготовку, а ученикам избежать переутомляемости, возникающей из-за необходимости участвовать в нескольких мероприятиях в короткий промежуток времени.
Были запланированы и проведены следующие мероприятия:
- Бал 1812-го года (учителя ШМО).
- Литературная гостиная, посвященная Дню матери (учителя Бучма И.О., Гапеевцева Е.А.).
- Конкурс чтецов, посвященный Дню защитника Отечества (учителя Бучма И.О., Гапеевцева Е.А.).
- Выставка «Собирал человек слова» о В.И. Дале» (учитель
Бучма И.О.).
- Выставка «Занимательно о русском языке» (учитель
Гапеевцева Е.А.).
- Тематические выставки (учителя Матвеева О.Ф., Сапега Т.В.).
В кустовом методическом объединении от ШМО приняла участие учитель русского языка и литературы Гапеевцева Е.А. Ее открытый урок русского языка в 9 классе по теме «Стили речи» был построен в соответствии с требованиями ФГОС: проблемный характер урока, исследовательская деятельность учащихся, использование информационных технологий и пр.
Кроме этого, учитель выступила с обобщением опыта по теме «Организация кружковой работы» и рассказала о кукольном театре «Веселый сказочник», представила фрагмент сказки «Кошкин дом» по произведению С.Михалкова.
В течение учебного года проводился мониторинг уровня учебных достижений по русскому языку и литературе. Работы анализировались, обсуждались на заседаниях ШМО.
Учителям русского языка и литературы рекомендовано:
-систематически работать с учащимися над нормами речи в соответствии с разделами языка и стилистической стороной письменного высказывания;
-больше работать над формированием умения составлять связное высказывание в речевых ситуациях, приближенных к экзаменационным;
-уделять серьезное внимание лексической точности речи и ее логичности; постоянно учить детей умению пояснять проблему, то есть говорить о ее важности, актуальности, значимости, злободневности;
-совершенствовать систему организации и проведения ЕГЭ с целью создания оптимальных условий для успешной сдачи экзаменов выпускниками;
-обучать учащихся порядку выполнения заданий и правильному заполнению бланков ответов;
-проводить тренировочные тесты с обязательным жестким ограничением отводимого на решение времени;
-использовать для контроля знаний контрольно-измерительные материалы аналогичные материалам ЕГЭ.
Анализ методической работы позволяет судить о том, что запланированные мероприятия выполнены, тематика заседаний отражала основные вопросы, стоящие перед объединением, в целом методическая работа ШМО оказывает позитивное влияние на результативность образовательного процесса школы, однако не все планы реализованы и не все проблемы решены. В предстоящем 2013-2014 учебном году педагогическому коллективу следует обратить внимание на определенные недостатки в работе ШМО:
- Не все педагоги ШМО вовлечены в исследовательскую и проектную деятельность.
- Недостаточное количество открытых мероприятий и уроков.
- Отсутствие взаимопосещения уроков.
Новым ориентиром деятельности педагогов МО гуманитарного цикла стало активное изучение ФГОС второго поколения, подготовка к его внедрению в данной предметной области. Два больших тематических заседания ШМО были посвящены изучению данной проблемы.
Методическая работа проводилась в системе и была направлена на повышение качества знаний, развитие познавательных и творческих способностей каждого ученика и учителя.
По-прежнему на высоком уровне творческая активность учителей.
Так, учитель немецкого языка Баранкова Е.Л., помимо активной внеклассной работы по предмету, все больше учащихся школы вовлекает в занятия танцами. Танцевальный коллектив «Диамант» под ее руководством своими яркими костюмами, зажигательными ритмами украшает все школьные мероприятия.
Внедрены в образовательный процесс личностно-ориентированные и информационно-коммуникативные технологии. Большое внимание уделялось проблемам сохранения и укрепления здоровья, мониторингу качества образования. Были использованы различные формы преподавательской деятельности, которые позволили решать поставленные задачи. Единство урочной и внеурочной деятельности учителей через факультативы, кружки (Приложение№6) и индивидуальные занятия позволило повысить воспитательный потенциал уроков и мероприятий, что положительно отразилось на качестве образования.
Рекомендации на 2013-2014 учебный год:
Тема методической работы: «Реализация системно-деятельностного подхода в обучении».
Задачи на 2013-2014 учебный год:
1. Повышение качества проведения учебных занятий на основе внедрения информационных, личностно-ориентированных и других технологий.
2. Выявление, обобщение и распространение положительного опыта творчески работающих учителей.
3. Совершенствование педагогического мастерства учителей по овладению методикой системного анализа результатов учебно-воспитательного процесса.
4. Освоение и внедрение системно-деятельностного подхода к обучению в связи с подготовкой к введению ФГОС.
5. Организация обмена опытом через взаимопосещения уроков и мероприятий.
Приложение №1. Самообразовательная работа
Приложение №2. Тематика заседаний
|
Приложение №3. Внеурочная деятельность
№ п/п | ФИО учителя | Класс | Название кружка, факультатива |
1. | Баранкова Е.Л. | 4-11 | Танцевальная студия «Диамант» |
2. | Бучма И.О. | 6 | Театральный |
3. | Гапеевцева Е.А. | 7-9 | Кукольный театр «Веселый сказочник» |
4. | Матвеева О.Ф. | 5-11 | Краеведческий кружок |
5. | Сапега Т.В. | 5-11 | Краеведческий кружок |
Приложение №4. Самообразовательная работа
ФИО учителя | Тема самообразования | Год | Проведенные | Результаты | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
работы | мероприятия | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
над темой | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. Баранкова Е.Л. | Работа над проектом в начальной школе | 1 | Уроки, внеклассная деятельность | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. Бучма И.О. | Структура уроков разных типов на основе системно-деятельностного подхода | 1 | Уроки, внеклассная деятельность | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
З. Гапеевцева Е.А. | Системно-деятельностный подход как основа организации образовательного процесса на уроках русского языка и литературы | 1 | Уроки, внеклассная деятельность | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. Матвеева О.Ф. | Современные педагогические технологии на уроках русского языка и литературы | 2 | Уроки, внеклассная деятельность | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5.Сапега Т.В. | Активизация познавательной деятельности обучающихся. Создание условий для самореализации | 1 | Уроки, внеклассная деятельность | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
План заседаний МО гуманитарного цикла
|
Приложение №5. План работы МО
по преемственности «начальная школа - среднее звено»
№ п/п | Мероприятие | Сроки выполнения |
Ознакомление с психолого-педагогической характеристикой обучающихся 4 класса | Январь 2013 г. | |
Изучение запросов обучающихся на внеурочную деятельность | В течение II полугодия | |
Родительское собрание с приглашением учителей-предметников и будущего классного руководителя | Май 2013 г. | |
Контрольные срезы по русскому языку и математике по КИМам, составленным учителями-предметниками | Май 2013 г. |
Приложение №6. Использование современных педагогических технологий в учебном и воспитательном процессе учителями МО
№ п/п | ФИО учителя | Предмет | Название педагогической технологии |
1. | Матвеева О.Ф. | История, обществознание | Игровые технологии Технология уровневой дифференциации Информационные технологии Проблемное обучение Технология проектирования Технология исследовательского обучения Технология тестового контроля |
2. | Сапега Т.В. | История, обществознание | Игровые технологии Технология уровневой дифференциации Информационные технологии Проблемное обучение Технология тестового контроля |
3. | Бучма И.О. | Русский язык, литература | Метод проектов Дифференцированное обучение Технология интерактивного обучения (обучение в сотрудничестве) ТРКМЧП |
4. | Гапеевцева Е.А. | Русский язык, литература | Технология исследовательского обучения Технология проектного обучения Информационно-коммуникативные технологии. ТРКМЧП Технология педагогических мастерских |
5. | Баранкова Е.Л. | Иностранный язык (немецкий) | Групповая технология обучения Проблемное обучение Исследовательская технология Педагогика сотрудничества Игровые технологии |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
анализ работы ШМО учителей гуманитарного цикла на 2010-2011 уч.г.
.В анализе работы оценивается деятельность ШМО по основным показателям, даются рекомендации на следующий уч.год....
Анализ работы ШМО учителей гуманитарного цикла за 2010-2011 учебный год
Анализ работы ШМО учителей гуманитарного цикла за 2010-2011 учебный год. ...
Анализ работы ШМО учителей гуманитарного цикла за 2009 – 2010 учебный год.
Анализ работы ШМО учителей гуманитарного циклаза 2009 – 2010 учебный год....
Анализ работы МО учителей гуманитарного цикла за год
Анализ учебной и методической работы членов МО гуманитарного цикла за 2011-2012 учебный год...
Анализ работы МО учителей гуманитарного цикла за 2011-2012 учебный год
МО учителей гуманитарного цикла призвано способствовать прежде всего повышению профессионализма его членов. Каждый учитель должен находиться в постоянном поиске и стремиться к росту своего педаг...
Анализ работы МО учителей гуманитарного цикла за 2012/2013 учебный год
Данный материал включает анализ работы МО за 2012/2013 учебный год, план работы на 2013/2014учебный год....
Анализ работы МО учителей гуманитарного цикла
Анализ работы МО учителей гуманитарного цикла за 2012-2013 учебный год...