Здоровьесберегающие технологии как ресурс образовательной среды
учебно-методический материал на тему
Выступление на ГМО классных руководителей (из опыта работы)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Выступление на ГМО классных руководителей (из опыта работы) | 162.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Здоровье сберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лицей№3»
Подготовила:
руководитель ШМО
Семенова В.Н.
г. Прохладный
2013 г.
(Слайд 1) Титульный лист
Здоровье человека – тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад.
По данным всероссийской диспансеризации в подростковом возрасте каждый пятый ребенок имеет хроническое заболевание . Здоровье ребенка, его социально – психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система образования, т.к. с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70% времени его бодрствования .
Таким образом, охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом.
Цели выступления:
- Активизация профессиональной компетенции учителей в области здоровьесберегающих технологий.
- Усиление мотивации педагогов к организации учебно-воспитательного
процесса с позиции здоровьесбережения школьника.
- Выявление эффективности внедрения здоровьесберегающих технологий на примере конкретного класса.
(Слайд 2) По данным Института возрастной физиологии РАО, школьная образовательная среда порождает факторы риска нарушений здоровья, с действием которых связано 20-40 % негативных влияний, ухудшающих здоровье детей школьного возраста. Исследования ИВФ РАО позволяют проранжировать школьные факторы риска по убыванию значимости и силы влияния на здоровье учащихся:
- внешние факторы (за пределами образовательного учреждения) - это
экология; семья и микроклимат в ней; наследственность; вредные привычки; нерациональное питание.
- (Слайд 3) внутренние факторы (в самом образовательном учреждении):
- Стрессовая педагогическая тактика;
- Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;
- Несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса;
-Провалы в существующей системе физического воспитания;
- Интенсификация учебного процесса;
- Отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.
Сила влияния школьных факторов риска определяется тем, что они действуют комплексно и системно; длительно и непрерывно (9-11 лет ежедневно).
Таким образом, традиционная организация образовательного процесса создает у школьников постоянные стрессовые перегрузки, которые приводят к поломке механизмов саморегуляции физиологических функций и способствуют развитию хронических болезней. В результате существующая система школьного образования имеет здоровьезатратный характер.
(Слайд 4) Анализ школьных факторов риска показывает, что большинство проблем здоровья учащихся создается и решается в ходе ежедневной практической работы учителей, т.е. связано с их профессиональной деятельностью. Поэтому учителю необходимо найти резервы собственной деятельности в сохранении и укреплении здоровья учащихся.
В связи с вышеизложенным одной из главных задач любого педагогического коллектива является формирование и развитие здоровьесберегающей образовательной среды, сохранение и укрепление физического здоровья школьников, формирование основ здорового образа жизни.
(Слайд 5) Основными задачами на пути достижения указанной выше цели являются:
- оптимизация уровня образовательной нагрузки каждого ученика;
- проведение системы лечебно-оздоровительных мероприятий;
- реализация системы профилактических мероприятий;
- организация физкультурно-массовых мероприятий;
- оптимизация системы психологической помощи учащимся;
- формирование благоприятного морально-психологического климата в ученических и педагогическом коллективах.
- внедрение здоровьесберегающих технологий в учебно- воспитательный процесс.
Современные подходы в организации учебно-воспитательного процесса по внедрению здоровьесберегающих технологий направлены на решение этих задач.
(Слайд 6)
Здоровьесберегающие технологии - это система психолого-педагогических технологий, программ, методов, которые направлены на организацию здоровьесберегающего образовательного процесса, воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, мотивацию на ведение здорового образа жизни.
В практике нашего Лицея используются комплексные здоровьесберегающие технологии, которым относят:
(Слайд 7)
- физкультурно-оздоровительные и валеологические технологии – технологии комплексной профилактики заболеваний, организация здорового питания, обеспечение двигательной активности, профилактика утомляемости.
(Слайд 8)
- педагогические технологии - содействующие здоровью; формирующие здоровый образ жизни, воспитывающие личностные качества, способствующие сохранению здоровья, чувство ответственности за собственное здоровье. профилактика травматизма, профилактика злоупотребления наркотическими и психоактивными веществами. (внеклассные внешкольные мероприятия, фестивали, классные часы, здоровьесбеегающие акции и т.д.)
(Слайд 9)
- технологии оптимальной организации учебного процесса. От правильной организации урока, уровня его рациональности во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления. Признаками здоровьесберегающего урока являются
- Оптимальная плотность урока.
- Чередование видов учебной деятельности (каждые7-10 минут).
- Количество видов учебной деятельности их длительность (конспектирование, решение задач, рассуждение, слушание и др – не менее 4-х).
- Наличие эмоциональных разрядок (весёлое четверостишие ,юмористическая картинка, поучительная пословица, др.- не менее 2-х).
- Организация оздоровительных моментов на уроке (физкультминутки – проводятся на 20-й и 35-й минуте урока, в период снижения работоспособности).
- Дозированное домашние задание и. т. д.
- Не менее важными являются гигиениеские факторы такие, как температура и свежесть воздуха, освещение класса и доски, монотонные неприятные звуковые раздражители.
(Слайд 10)
- образовательные технологии здоровьесберегающей направленности, которые обеспечивают психическое здоровье учащихся, через учет особенностей класса (изучение и понимание человека); создание благоприятного психологического фона на уроке; использование приемов, способствующих появлению и сохранении интереса к учебному материалу; создание условий для самовыражения учащихся; инициацию разнообразных видов деятельности; предупреждение гиподинамии. Приводит к предотвращению усталости и утомляемости; повышению мотивации к учебной деятельности.
К таким технологиям относятся:
- Личностно- ориентированные, где в центр образовательной системы ставится личность ребёнка, обеспечение комфортных условий её развития и реализации природных возможностей.
- Педагогика сотрудничества – её можно рассматривать как создающую все условия для реализации задач сохранения и укрепления здоровья учащихся и педагогов. Проявления гуманного отношения к детям, перечисленные в качестве факторов учебно-воспитательного процесса, такие как любовь к детям, и оптимистичная вера в них, отсутствие прямого принуждения, приоритет положительного стимулирования, терпимости к детским недостаткам, в сочетании с проявлениями демократизации отношений – правом ребёнка на свободный выбор, на ошибку, на собственную точку зрения – оказывают благоприятное воздействие на психику учащихся и способствуют формированию здоровой психики и, как следствие, высокого уровня психологического здоровья.
- Технология уровневой дифференциации обучения, которая применяется в учебно-воспитательном процесс с учетом индивидуальных возможностей и способностей учащегося. Появляется возможность дифференцированно помогать слабому ученику и уделять внимание сильному, более эффективно работать с трудными детьми.
(Слайд 11) Отличительными особенностями здоровьесберегающих технологий являются:
- Отсутствие назидательности и авторитарности;
- Воспитание, а не изучение культуры здоровья;
- Элементы индивидуализации воспитания;
- Наличие мотивации на здоровый образ жизни воспитанников.
При использовании данных технологий следует учитывать:
- Данные мониторинга состояния здоровья учащихся;
- Особенности возрастного развития школьников;
- Эмоционально-психический климат классного коллектива;
- Использование разнообразных видов здоровьесберегающей деятельности учащихся, направленных на сохранение и повышение резервов здоровья, работоспособности.
(Слайд 12)
Исходя из вышеизложенного, применение здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе призваны обеспечить:
- Улучшение физического и психического состояния школьников;
- Отказ воспитанников от поведения, наносящего вред, как своему здоровью, так и здоровью окружающих;
- Сформированность у учащихся нетерпимого отношения к ухудшению условий окружающей среды, наносящих ущерб здоровью;
- Способность будущих граждан нашего общества сознательно участвовать в охране здоровья и в формировании среды, способствующей здоровью, особенно условий труда и быта;
- Адекватное поведение школьников в случае болезни, особенно хронической, направленной на выздоровление.
(Слайд 13) Об эффективности внедрения здоровьесберегающих технологий можно судить по данным мониторинга на примере конкретного класса. На протяжении двух последних лет в 9 «А» классе Лицея № 3 учителями предметниками, педагогами дополнительного образования, классным руководителем активно применяются здоровьесберегающие технологии в комплексе.
Сформированность ценностных позиций учащихся
в отношении здорового образа жизни
№ /пп | Позиция | Аналитические данные (20 респондентов) | |
2011-2012 уч. год | 2012-2013 уч. год | ||
1. | Соблюдение режима дня | 7/35% | 15/75% |
2. | Выбор рационального питания | 3/15% | 12/60% |
3. | Отказ от вредных привычек (курение, употребление тонизирующих и слабоалкогольных напитков) | 13/65% | 19\95% |
4. | Посещение спортивных секций | 5/25% | 14/70% |
Из представленных данных видно, что сформированность ценностных позиций учащихся возросла по всем показателям.
(Слайд 14)Внедрение в учебный процесс технологий оптимальной организации учебного процесса, педагогических технологий здоровьесберегающей направленности также привело к положительным результатам, а именно количество хорошистов и отличников возросло на 30%, в классе отсутствуют неуспевающие, количество участников предметных олимпиад, интеллектуальных конкурсов и марафонов выросло на 50%, что свидетельствует о повышении положительной мотивации к обучению.
Сформированность положительной мотивации к обучению
№/ пп | Позиция | Аналитические данные (20 респондентов) | |
2011-2012 уч. год | 2012-2013 уч. год | ||
1. | Количество хорошистов и отличников | 8/40% | 14/70% |
2. | Количество неуспевающих | 1/5% | 0/0% |
3. | Количество участников предметных олимпиад, интеллектуальных конкурсов, марафонов. | 6/30% | 16/80% |
(Слайд 15) В заключении хочется сказать, что забота о здоровье учащихся – не доброе пожелание, а обязанность каждой школы, каждого учителя. Именно учитель может сделать для сбережения здоровья школьника гораздо больше, чем врач, что каждая школа должна стать «школой здоровья», а сохранение и укрепление здоровья учащихся должно стать приоритетной функцией образовательного учреждения.
Давайте вспомним слова В.А.Сухомлинского о том, что к школьнику нужно относиться не как к сосуду, который предстоит наполнить информацией, а как к факелу, который необходимо зажечь. Пусть наш энтузиазм зажжет у каждого ученика факел интереса к собственному здоровью, ведь, творя свое здоровье, человек тем самым творит самого себя.
(Слайд 16) Спасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
здоровьесберегающие технологии в коррекционо-образовательном процессе
в статье представлены виды сдоровьесберегающих технологий в процесе лгопедических занятий....
Педагогический совет "Здоровьеразвивающие и здоровьесберегающие технологии. Психологическая безопасность образовательного процесса"
Современное состояние общества, темпы его развития предъявляют высокие требования к человеку и его здоровью. Исходя из этого, современная школа должна не только давать учащимся определенный объем знан...
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ТЕХНОЛОГИЯ – СПОСОБ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО И ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА ЗАНЯТИЯХ ХОРЕОГРАФИИ.
в материале показан способ организации образовательного и воспитательного процесса в хореографии...
Выступление на педсовете - "Коррекционно-речевая работа и здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовательном учреждении"
Коррекционно-речевая работа и здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовательном учреждении...
Применение здоровьесберегающих технологий в музыкально-образовательной деятельности ДОУ.
Сообщение на педагогическом совете....
«Здоровьесберегающие технологии – основа построения образовательного процесса»
Здоровьесберегающие технологии направлениы на сохранение. формирование и укрепление здоровья....
Современные педагогические технологии как необходимое условие эффективности образовательного процесса в деятельности педагога. технологии современной инфомационно-образовательной среды в условиях реализации ФГОС О УО (ИН)
Педагогическая технология» - это такое построение деятельности учителя, в котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают достижения прогнозируемог...