"Вовлечение обучающихся в творческую деятельность"
статья по теме
Выступление на методической комиссии преподавателей специальных дисциплин предметов и мастеров производственного обучения по теме "Вовлечение обучающихся в творческую деятельность".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_vovlechenie_obuchayushchikhsya_v_tvorcheskuyu_deyatelnost.docx | 23.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на методической комиссии преподавателей специальных предметов и мастеров производственного обучения По теме: «Вовлечение обучающихся в творческую деятельность» Зеленская Татьяна Дмитриевна, преподаватель специальных дисциплин государственного образовательного автономного учреждения начального профессионального образования Амурской области «Профессиональный технический лицей № 3» (пятое отделение г. Тында). «… едва ли есть высшее из наслаждений, как наслаждение творить». Н.В. Гоголь На современном этапе развития общества достаточно четко выражена потребность в специалистах, обладающих высоким уровнем развития творческого потенциала, умением системно ставить и решать различные задачи. Следовательно, творческое системное мышление как важнейшая характеристика творческой личности – необходимое качество человека новой эпохи, человека XXIвека. Успешность формирования творческого системного мышления в процессе образования во многом определяется уровнем сформированности основных компонентов творческого мышления, способности к анализу, сравнению, прогнозирования возможного хода развития, умения выстраивать алгоритм действия. Кроме того, большой резерв для творческой деятельности обучающихся заключен в рациональном педагогически управляемом использовании свободного времени. Вовлечение обучающихся в творческую и техническую деятельность служит стимулом лучшей учебы, а также эффективным средством осуществления диалектических связей между учебными предметами, с одной стороны, и этих предметов с внеучебными занятиями – с другой. Установление таких связей в свою очередь способствует более полной реализации познавательных и творческих возможностей уроков и внеклассной работы. При этом наивысшие результаты могут быть достигнуты только в том случае, если усилия всех педагогических работников лицея будут тесно скоординированы, направлены на достижение общих целей и будут опираться на единые педагогические принципы. В организации работы по техническому творчеству обучающихся как на уроках, так и на внеклассных занятиях важное значение имеет соблюдение принципа связи с жизнью.Связь с жизнью в процессе классных занятий придает им конкретный характер, так как учитываются реальные потребности производства. В процессе технического творчества обучающиеся вступают в производственные отношения друг с другом, отношения взаимопомощи и взаимовыручки, товарищества, само- и взаимоконтроля и др. Это способствует воспитанию у обучающихся чувства ответственности за свой труд и труд товарища, вызывает чувство конкурентности, открывает перед обучающимися новые перспективы творческого роста. Доведение индивидуальной творческой деятельности до совершенства, полное удовлетворение устремлений отдельных обучающихся, разностороннее развитие их способностей дает высокие результаты в тех случаях, когда уроки и внеклассные занятия строятся по принципу дифференциации и индивидуального подхода к обучающимся. Увеличение объема теоретической подготовки обучающихся лицеев и повышение роли знаний в формировании общих и профессиональных компетенций, развитие творческих способностей обучающихся требует создания условий творческого обучения, использования имеющихся знаний обучающихся в новых ситуациях, повышения самостоятельности в познании нового. Значительное влияние на творческую активность обучающихся оказывает применение технических средств, наглядных пособий в сочетании с традиционными формами активизации познавательно-творческой деятельности учащихся. Решение задач активизации познавательной деятельности обучающихся в процессе учебной подготовки предполагает установление тесной взаимосвязи производственного и теоретического обучения. Осуществлениемежпредметных связей в единстве с профессиональной подготовкой способствует более глубокому и прочному, а главное –осознанному усвоению знаний по общеобразовательным и специальным предметам с последующим применением этих знаний в процессе производственного обучения и впоследствии на производстве. В свою очередь знания и практический опыт, полученные обучающимися на занятиях производственного обучения, используются ими на теоретических занятиях. Поэтому, являясь важной составной частью профессиональной подготовки и решающим фактором последующего профессионального роста обучающихся, теоретические знания должны тесно увязываться с выполнением практических работ. Степень подготовки, квалификация выпускников во многом зависят от качества производственного обучения в учебных мастерских лицея. Здесь обучающиеся приобретают производственные и организационно-технические навыки, профессиональные привычки, усваивают стиль работы производства, учатся применять знания на практике. Изготовление сложной продукции вызывает у обучающихся любовь к профессии, способствует выработке у них профессиональных навыков. Желание рационализировать, конструировать, творить появляется у человека тогда, когда он полюбил свою профессию, свое дело, когда он хочет внести в него что-то новое. Поэтому с первых дней пребывания обучающихся в лицее важно привить им любовь к профессии, увлечь, заинтересовать их и в дальнейшем поддерживать эту заинтересованность. Важная составная часть методики производственного обучения –разработка системы заданий творческого характера, с помощью которых можно управлять учебно-практической деятельностью обучающихся как на учебных, так и на внеучебных занятиях. Практический опыт подобной работы дает значительный положительный эффект в развитии творческой активности и способностей обучающихся. Содружество мастеров производственного обучения и преподавателей важно потому, что помогает установить творческие контакты педагогических работников, актуализировать для них самих необходимость связи теории с практикой. Включившись в творческую деятельность на уроках, ощутив радость творчества, обнаружив у себя интерес и тягу к познанию и созданию нового, обучающиеся стремятся использовать для этого и время досуга. Задача педагогов состоит в том, чтобы направить творчество обучающихся в нужное русло. Лучшая форма превращения технической самодеятельности обучающихся в педагогически управляемый процесс – создание технических кружков. Кружки дополняют и углубляют возможности учебных занятий по активизации творческой деятельности будущих молодых рабочих. Кружковые занятия, рассчитанные на удовлетворение индивидуальных интересов обучающихся, позволяют продолжить выполнение творческих работ, начатых на уроках, получают удовлетворение и дальнейшее развитие профессиональные интересы обучающихся. В настоящее время рабочий, приходящий на производство, должен уметь самостоятельно разобраться в неожиданно возникшей ситуации, не только решать уже кем-то сформулированные задачи, но и выявлять требующие решения проблемы, скрытые резервы производства, находить новые технологические и конструкторские приемы. Свойство активного поиска новых решений, являющееся основным признаком творческого отношения к выполняемой работе, не приходит само собой. Воспитание его может и должно занять важное место во всей работе учебных заведений, готовящих квалифицированных рабочих. Эффективно реализовать один из главных принципов дидактики – принцип развивающего обучения, принцип активности обучаемых, развить их творческие способности, которые хоть в разной степени, но проявляются у любого обучающегося, это задача коллективов профессионально-технических лицеев. «У человека тысяча граней, каждая из которых вспыхнет, загорится дивной красотой, если только прикоснуться умело и тонко к этой грани шлифовщику – воспитателю. Это мучительно сложно. Синхронность и радость воспитания заключается в том, чтобы у каждого найти именно эту грань.» В.А. Сухомлинский Литература
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Вовлечение учащихся в исследовательскую, поисковую и творческую деятельность
Меняются цели и задачи, стоящие перед современным образованием, – акцент переноситься с «усвоения знаний» на формирование «компетентности», происходит переориентация его на личностно-ориентированный...
Развитие коммуникативной компетенции через вовлечение обучающихся во внеурочную деятельность
Интернационализм в дополнительном и обязательном образовании....
Вовлечение обучающихся в систему исследовательской и творческой деятельности на уроках и внеурочной деятельности
Выступление на педагогическом совете...
"Профилактика правонарушений и преступлений, через вовлечение обучающихся во внеурочную деятельность и организацию содержательного досуга".
Занятие разработано в рамках работы с детьми, требующими особой заботы, с детьми группы социального риска.В разработке описано совместное занятие родителей и детей лепкой из глины. Предлагается слепит...
Выступление на городском методическом объединении по теме "Мотивация обучающихся к творческой деятельности в условиях дополнительного образования"
Мотивация обучающихся к творческой деятельности как показатель результативности в условиях дополнительного образования...
Программа "Развитие личности обучающихся через творческую деятельность"
Занятия творческой практической деятельностью, по данной программе решают не только задачи творческого воспитания, но и более масштабные – развивают интеллектуально-творческий потенциал ребенка...
Мотивация обучающихся к творческой деятельности как фактор успешности
Программа по мотивации обучающихся к творческой деятельности как фактор успешности...