Программа "Развитие личности обучающихся через творческую деятельность"
материал по технологии

Занятия творческой практической деятельностью, по данной программе решают не только задачи творческого воспитания, но и более масштабные – развивают интеллектуально-творческий потенциал ребенка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_razvitiya_lichnosti_obuchayushchihsya.docx217.53 КБ

Предварительный просмотр:

E:\Аттестация технология 2022 год\марина ат\Программа развития личности.jpg

Пояснительная записка

        Программа разработана  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации.

В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития обучающихся, воспитание у них интереса к активному познанию истории материальной культуры и семейных традиций своего и других народов, уважительного отношения к труду. Методологическая основа в достижении целевых ориентиров – реализация системно-деятельностного подхода в обучении, предполагающая активизацию познавательной, художественно-эстетической деятельности каждого обучающегося с учетом его возрастных особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей. Наряду с реализацией концепции духовно-нравственного воспитания, задачами привития школьникам технологических знаний, трудовых умений и навыков программа выделяет и другие приоритетные направления, среди которых:

§  интеграция предметных областей в формировании целостной картины мира и развитии универсальных учебных действий;

§  формирование информационной грамотности современного школьника;

§  развитие коммуникативной компетентности;

§  формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

§  использование знаково-символических средств, представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

§  овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям

Актуальность и практическая значимость программы

         Занятия творческой практической деятельностью, по данной программе решают не только задачи творческого воспитания, но и более масштабные – развивают интеллектуально-творческий потенциал ребенка. В силу того, что каждый ребенок является неповторимой индивидуальностью со своими психофизиологическими особенностями и эмоциональными предпочтениями, необходимо предоставить ему как можно более полный арсенал средств самореализации. Освоение множества технологических приемов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные возможности и способности, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.

Важное направление в содержании программы уделяется духовно-нравственному воспитанию школьника. На уровне предметного содержания создаются условия для воспитания:

§  патриотизма: через активное познание истории материальной культуры и традиций своего и других народов;

§  трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни (привитие детям уважительного отношения к труду, трудовых навыков и умений самостоятельного конструирования и моделирования изделий, навыков творческого оформления результатов своего труда и др.);

§  ценностного отношения к прекрасному, формирования представлений об эстетических ценностях (знакомство обучающихся с художественно-ценными примерами материального мира, восприятие красоты природы, эстетическая выразительность предметов рукотворного мира, эстетика труда, эстетика трудовых отношений в процессе выполнения коллективных художественных проектов);

§  ценностного отношения к природе, окружающей среде (создание из различного материала образов картин природы, животных, бережное отношение к окружающей среде в процессе работы с природным материалом и др.);

§  ценностного отношения к здоровью (освоение приемов безопасной работы с инструментами, понимание детьми необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга и т.д.).

Цель программы: развитие личности обучающихся через творческую деятельность, формирование художественно-творческих способностей детей через обеспечение эмоционально-образного восприятия действительности, развитие эстетических чувств и представлений.

Задачи программы:

§  развитие творческих способностей обучающихся;

§  привитие интереса к искусству, развитие познавательной активности детей;

§  воспитание эстетических представлений и трудолюбия, умения наблюдать и выделять характерные черты изготавливаемой поделки;

§  совершенствование трудовых умений и навыков.

Общая характеристика программы

В программе реализуются основные задачи, направленные на совершенствование развития, обучения и воспитания подрастающего поколения. Труд обучающихся как на уроках, так и во внеурочное время способствует развитию их восприятия, мышления, играет большую роль в деле воспитания, а также решает задачу профессиональной подготовки.

Обучение определяет содержание и характер совместной работы учителя и обучающихся по осознанию предстоящей практической деятельности: это анализ конструкции изделия, анализ технологии его изготовления, сведения об устройстве, назначении и правилах безопасной работы инструментами, название используемых материалов и ряда их свойств, подлежащих целенаправленному наблюдению и опытному исследованию.

Формы реализации программы

Приоритет отдается активным формам преподавания. В программе эффективно сочетаются  индивидуальные, групповые и коллективные формы работы.

     Практическая работа составляет основную часть деятельности. Она имеет общественно полезную направленность.  На начальном этапе работы – осваивание приёмов – по каждому виду отдельно. Это должны быть небольшие работы по объёму, выполняемые по образцу. Все практические работы обучающихся строятся по принципу от простого к сложному. Они могут быть учебными и творческими. Учебная работа может выполняться по готовому образцу – изделию. При её выполнении обучающиеся изучают технологические процессы изготовления изделия, приёмы работы. При выполнении творческих работ предусматривается развитие индивидуальных способностей каждого обучающегося в конструкторском, художественном и технологическом исполнении.

     Теоретическая работа включает в себя беседы и пояснения по ходу выполнения работы. Чтобы интерес к теории был устойчивым и глубоким, необходимо развивать его постепенно, излагая теоретический материал по мере необходимости применения его к практике. Он может включать в себя – краткое пояснение руководителя кружка по темам занятий с показом дидактического материала и приёмов работы.

Основные методы и технологии

  Методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, выполнение проекта,  наблюдение, коллективные и индивидуальные обсуждения, самостоятельная работа.

 Методы контроля: консультация,  выступление, выставка, презентация, мини-конференция.

Технологии:

уровневая дифференциация;

проблемное обучение;

моделирующая деятельность;

поисковая деятельность;

игровые технологии

информационно-коммуникационные технологии;

здоровьесберегающие технологии;

технология проектной деятельности.

Возраст детей и их психологические особенности

Дети 10-14 лет имеют свои психологические особенности. В этом возрасте наиболее значимыми мотивами являются:

 - «потребности во внешних впечатлениях», которые реализуются при участии взрослого, его поддержке и одобрении, что способствует созданию климата эмоционального благополучия;

- потребность, настойчивое стремление стать школьником: познавательная потребность, выражающаяся в желании приобретать новые знания;

- потребность в общении, принимающая форму желания выполнять важную общественно значимую деятельность, имеющую значение не только для него самого, но и для окружающих взрослых.

Организация деятельности 

Программа рассчитана на 5 лет обучения.

 

Планируемые результаты освоения программы

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

·      интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;

·      познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;

·      адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

·      внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;

·      выраженной познавательной мотивации;

·      устойчивого интереса к новым способам познания.

 

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

·      планировать свои действия;

·      осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

·      адекватно воспринимать оценку учителя;

·      различать способ и результат действия.

Обучающийся получит возможность научиться:

·      проявлять познавательную инициативу;

·      самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

 

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся сможет:

·      допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;

·      учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;

·      формулировать собственное мнение и позицию;

·      договариваться, приходить к общему решению;

·      соблюдать корректность в высказываниях;

·      задавать вопросы по существу;

·      контролировать действия партнёра.

Обучающийся получит возможность научиться:

·      учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

·      владеть монологической и диалогической формой речи;

·      осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

 

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

·      осуществлять поиск нужной информации для выполнения творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;

·      высказываться в устной и письменной форме;

·      анализировать объекты, выделять главное;

·      осуществлять синтез (целое из частей);

·      проводить сравнение, классификацию по разным критериям;

·      устанавливать причинно-следственные связи;

·      строить рассуждения об объекте.

Обучающийся получит возможность научиться:

·      осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

·      осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

·      использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.

В результате работы по предложенной программе обучающиеся получат возможность:

·      развивать образное мышление, воображение, интеллект, фантазию, техническое мышление, творческие способности;

·      расширять знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;

·      познакомиться с новыми технологическими приёмами обработки различных материалов;

·      использовать ранее изученные приёмы в новых комбинациях и сочетаниях;

·      познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;

·      совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе;

·      оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;

·      достичь оптимального для каждого уровня развития;

·      сформировать навыки работы с информацией.

 

Возможные результаты («выходы»)  деятельности обучающихся

Выставки детских работ (школьная, районная и т.п). Поделки-сувениры используются в качестве подарков для первоклассников, дошкольников, учителей, родителей и т.д.; оформление школы, класса для проведения праздничных мероприятий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Развитие творческих способностей обучающихся через проектную деятельность на занятиях «Обучение игре на фортепиано»

Целью написания данной работы является систематизация собственного педагогического опыта по  использованию метода проектов на занятиях как одной из активных ф...

Формирование творческого потенциала обучающихся через проектную деятельность

Активизация творческих способностей школьников начинается на уроках и  продолжается во внеурочной деятельности. Коллективное   дело даёт учителю возможность задействовать большее количество ...

Развитие личности обучающихся через творческий час

В данном докладе дается материал о развитии личности воспитанников коррекционной школы - интерната через творческие часы....

Развитие творческих способностей обучающихся через исследовательскую деятельность. (Наука молодым. XXI век. Материалы Всероссийской научно-практической конференции 27 февраля 2014 года. Томск 2014

«Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное при...

«Внеурочная деятельность в системе ФГОС: создание условий для самореализации и саморазвития личности обучающихся через совместную деятельность общеобразовательного учреждения и семьи»

Внеурочная деятельность в системе ФГОС:  как создать условия для самореализации и саморазвития личности обучающихся через совместную деятельность общеобразовательного учреждения и семьи....

«Формирование гражданско-патриотических качеств личности обучающегося через краеведение на уроках географии и во внеурочной деятельности».

Использование краеведческого материала на уроках и во внеурочной деячтельности по географии для развития гражданско-патриотических качеств личности обучающегося....

Развитие гражданско-патриотических качеств личности обучающихся через применение активных методов организации познавательной деятельности на уроках и внеурочных занятиях по географии

Необходимость патриотического воспитания школьников на современном этапе обусловлена целым рядом причин. И прежде всего тем, что, согласно проведенным социологическим опросам, патриотизм у молод...