Самоконтроль в спорте (форма мастер-класс)
учебно-методический материал по теме
Самоконтроль помогает лучше познать себя, приучает следить за собственным здоровьем!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_master-klass_po_teme_samokontrol_v_sporte.docx | 30.62 КБ |
Предварительный просмотр:
СЦЕНАРИЙ
Мастер-класс по теме: «Самоконтроль в спорте»
Добрый день! Уважаемые коллеги и коллеги.
Сегодня я представляю мастер-класс по теме: «Самоконтроль в спорте»
Слайд 2.
Здоровье – это драгоценность, и притом единственная, ради которой действительно стоит не только не жалеть времени, сил, трудов и всяких благ, но и пожертвовать ради него частицей самой жизни, поскольку жизнь без него становится нестерпимой и унизительной.
Мишель де Монтень
Для каждого человека, да и для общества в целом нет большей ценности, чем здоровье.
Физическая культура и спорт - неотъемлемая часть жизни человека. Она занимает достаточно важное место в учебе и работе людей. Занятие физическими упражнениями и спортом играет значительную роль в работоспособности человека.
Здоровье - самое большое благо, и для его приобретения стоит потрудиться. И трудиться нужно будет постоянно, а не какой-то короткий отрезок времени. Здоровье нельзя «законсервировать». Необходимо постоянно тренировать свое тело, заставлять работать мышцы, сердце, сосуды. При регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом очень важно систематически следить за своим самочувствием и общим состоянием здоровья.
Слайд 3
Самоконтроль - это регулярные наблюдения за состоянием своего здоровья, физическим развитием и физической подготовкой и их изменениями под влиянием регулярных занятий упражнениями и спортом.
Слайд 4
Цель самоконтроля - самостоятельные регулярные наблюдения простыми и доступными способами за физическим развитием, состоянием своего организма, влиянием на него физических упражнений или конкретного вида спорта.
Слайд 5
Задачи самоконтроля:
• Расширить знания о физическом развитии.
• Приобрести навыки в оценивании психофизической подготовки.
• Ознакомиться с простейшими доступными методиками самоконтроля.
• Определить уровень физического развития, тренированности и здоровья, чтобы корректировать нагрузку при занятиях физической культурой и спортом.
Чтобы самоконтроль был эффективным, необходимо знать временные интервалы отдыха и восстановления умственной и физической работоспособности, а также приемы, средства и методы, с помощью которых можно эффективнее восстанавливать функциональные возможности организма.
Самоконтроль состоит из простых общедоступных приемов наблюдения складывается из учета:
Слайд № 6
субъективных показателей (настроения, самочувствия, утомления, сна, аппетита, работоспособность, желания тренироваться)
Слайд № 7
объективных показателей (пульса, частоты дыхания, жизненная емкость легких, веса).
Субъективные показатели самоконтроля
Слайд № 8 (один щелчок появляется картинка другой щелчок слово)
Настроение. Очень существенный показатель, отражающий психическое состояние занимающихся физическими упражнениями. Занятия всегда должны доставлять удовольствие. Настроение можно считать хорошим, когда человек уверен в себе, спокоен, жизнерадостен; удовлетворительным - при неустойчивом эмоциональном состоянии и неудовлетворительным, когда человек расстроен, растерян, подавлен.
Слайд № 8(один щелчок появляется картинка другой щелчок слово)
Самочувствие. Является одним из важных показателей оценки физического состояния, влияния физических упражнений на организм. У занимающихся плохое самочувствие, как правило, бывает при заболеваниях или при несоответствии функциональных возможностей организма уровню выполняемой физической нагрузки. Самочувствие может быть хорошее (ощущение силы и бодрости, желание заниматься), удовлетворительным (вялость, упадок сил), неудовлетворительное (заметная слабость, утомление, головные боли, повышение ЧСС и артериального давления в покое и др.).
Слайд № 9 один щелчок появляется картинка другой щелчок слово)
Утомление. Утомление - это физиологическое состояние организма, проявляющееся в снижении работоспособности в результате проведенной работы. Оно является средством тренировки и повышения работоспособности. В норме утомление должно проходить через 2-3 часа после занятий. Если оно держится дольше, это говорит о неадекватности подобранной физической нагрузки.
Слайд № 9 один щелчок появляется картинка другой щелчок слово)
Сон. Является наиболее эффективным средством восстановления работоспособности организма после занятий физическими упражнениями. Сон имеет решающее значение для восстановления нервной системы. Сон глубокий, крепкий, наступающий сразу - вызывает чувство бодрости, прилив сил. При характеристике сна отмечается продолжительность и глубина сна, его нарушения (трудное засыпание, беспокойный сон, бессонница, недосыпание и т.д.).
Слайд № 9 один щелчок появляется картинка другой щелчок слово)
Аппетит. Чем больше человек двигается, занимается физическими упражнениями, тем лучше он должен питаться, так как потребность организма в энергетических веществах увеличивается. Аппетит, как известно, неустойчив, он легко нарушается при недомоганиях и болезнях, при переутомлении. При большой интенсивной нагрузке аппетит может резко снизиться.
Слайд № 10 (один щелчок появляется картинка другой щелчок слово)
Работоспособность. Оценивается как повышенная, нормальная и пониженная. При правильной организации учебно-тренировочного процесса в динамике работоспособность должна увеличиваться.
Слайд № 10 (один щелчок появляется картинка другой щелчок слово)
Желание тренироваться. Является важным показателем, оценивающим адекватность физических нагрузок функциональным возможностям занимающегося.
Объективные показатели самоконтроля.
Слайд № 11(один щелчок появляется картинка другой щелчок слово)
Пульс. В настоящее время ЧСС рассматривается одним из главных и самых доступных показателей, характеризующих состояние сердечнососудистой системы и ее реакции на физическую нагрузку. Частота пульса здорового нетренированного человека в состоянии покоя обычно колеблется у женщин в пределах 75-80 уд/мин, у мужчин - 65-70 уд/мин. У спортсменов частота пульса уменьшается до 50-60 уд/мин, причем это уменьшение наблюдается с ростом тренированности. ЧСС определяется пальпаторным методом на сонной или лучевой артериях после 3 минут отдыха, за 10, 15 или 30 секунд, после чего производят пересчет полученных величин в минуту. Измерение ЧСС проводится сразу же, в первые 10 с после работы. Для контроля важно, как реагирует пульс на нагрузку и быстро ли снижается после нагрузки. Вот за этим показателем занимающийся должен следить, сравнивая ЧСС в покое и после нагрузки. При малых и средних нагрузках нормальным считается восстановление ЧСС через 10-15 минут.
Если ЧСС в покое утром или перед каждым занятием у занимающегося постоянна, то можно говорить о хорошем восстановлении организма после предыдущего занятия. Если показатели ЧСС выше, то организм не восстановился.
Слайд № 12(один щелчок появляется картинка другой щелчок слово)
Частота дыхания (ЧД) и Жизненная Емкость Легких.
Дыхание в покое должно быть ритмичным и глубоким.
В норме частота дыхания у взрослого человека 14-18 раз в минуту.
При нагрузке увеличивается в 2-2,5 раза.
Важным показателем функции дыхания является жизненная емкость легких (ЖЕЛ) - объем воздуха, полученный при максимальном выдохе, сделанном после максимального вдоха.
В норме у женщин 2,5 - 4 л; у мужчин - 3, 5-5 л.
Слайд № 13
Вес. Для определения нормального веса используются различные весоростовые индексы.
В практике широко используют индекс Брока.
Пример:
Который можно высчитать по формуле:
Нормальный вес тела для людей ростом:
если рост человека от 155 до 165 см = длина тела-100
165-175 см = длина тела-105
175 и выше см = длина тела -110
Самоконтроль необходимо вести во все периоды тренировки и даже во время отдыха.
Он имеет не только воспитательное значение, но и приучает более сознательно относиться к занятиям Слайд № 14, соблюдать правила личной и общественной гигиены, режима учебы, труда, быта и отдыха. Результаты самоконтроля должны регулярно регистрироваться в специальном дневнике самоконтроля, чтобы была возможность их периодически анализировать самостоятельно или совместно с преподавателем, тренером или врачом.
Слайд № 15 фото дневника
Дневник самоконтроля помогает занимающимся лучше познать самого себя, приучает их следить за собственным здоровьем, позволяет своевременно заметить степень усталости от умственной работы или физической тренировки, состояние переутомления и заболевания, определить, сколько времени требуется для отдыха и восстановления умственных и физических сил, какими средствами и методами при восстановлении достигается наибольшая эффективность.
Самонаблюдения, отражаемые в дневнике самоконтроля, могут быть подробными и состоять из 15-20 показателей и более, но могут быть и краткими - из 5-8 показателей.
Эти показатели должны быть наиболее информативными с учетом вида спорта или формы занятий. Например, при ведении дневника спортсменами, занимающимися силовыми видами спорта (тяжелая атлетика, борьба, бокс), вместе с другими показателями наибольшее внимание должно быть обращено на контроль за массой тела и развитием силы. Представителям циклических видов спорта (бег, лыжные гонки, плавание и др.) необходимо тщательно контролировать частоту сердечных сокращений, артериальное давление, жизненную емкость легких, а также показатели развития выносливости. Спортсменам, занимающимся физическими упражнениями по учебной программе организованно или самостоятельно в оздоровительных целях.
Уважаемые коллеги и гости!
Сейчас проведем небольшой мониторинг, где определим наиболее важные ценности для человека.
(Каждому раздается подготовленный материал)
Представьте, что это воздушный шар, который летит над землей. Дорисуйте человечка в корзине воздушного шара. Это Вы. Вокруг Вас ярко светит солнце, голубое небо.
Давайте определим 9 ценностей важные для нас настолько, что мы взяли бы их с собой в путешествие.
Например:
здоровье, семья, любовь, материальные ценности, работа, дети, успех, благополучие, достаток, счастье, мир, удача, взаимопонимание, образование, религия, оптимизм, свобода.
А теперь представьте, что ваш воздушный шар начал снижаться и грозит скоро упасть. Вам нужно избавиться от балласта, чтобы подняться вверх. Сбросьте балласт, то есть вычеркните 3 слова из списка.
Вам это помогло, но не надолго, воздушный шар пошел к снижению, сбросьте еще балласт, то есть вычеркните еще 3 слова из списка.
Что вы оставили в списке? (здоровье, семья, дети……………..)
Теперь определим рейтинг жизненных ценностей по количеству плюсов и по важности для нас. Например: 1 место – _____________, 2 место- _______________ т.д.
Отсюда можно сделать вывод, что одна из главных ценностей - это сохранение здоровья. То есть осознанное отношение к своему здоровью.
Слайд № 16
Здоровье человека как личное достояние – это залог полноценной жизни!
Здоровый человек может учиться, овладеть любой специальностью, полностью развить свои способности, работать при любой нагрузке, родить и вырастить детей.
Ценность здоровья для общества – это производительность труда и богатство общества, обеспечение рабочих мест и решение проблемы занятости населения. Здоровье ценно для государства в регуляции народонаселения, борьбе со старением общества, защите государства.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер - класс "Современные формы, методы и приёмы работы с родителями в практике учителя начальных классов"
Старый школьный афоризм гласит: "Самое сложное в работе с детьми - это работа с их родителями". Мне захотелось поделиться своими паработками в этой области....
мастер-класс "Спорт"
Мастер-класс по теме "Спорт"...
Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс.
Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс....
Мастер – классы для детей и жителей города в рамках городского фестиваля искусств, труда и спорта «Самотлорские ночи»
Мастер-класс «РаскрасьКа» по изготовлению открыток и участие в акции «Добрая открытка» благотворительного фонда «Сердце отдаем детям» ВПП «Единая Ро...
Мастер-класс "Спорт и здоровье в игрушках, которые нас окружают" для детей дошкольного возраста и родителей
Спортивные игры с не спортивным оборудованием - игрушками....
Мастер-класс по теме "Система самоконтроля и самооценки на уроках математики"
Мастер-класс по теме "Система самоконтроля и самооценки на уроках математики"...
мастер-класс по подготовке команд к соревнованиям по военно-прикладным видам спорта
в данном материале демонстрируются основные элементы подготовки к ВСИ "Победа"...