Доклад "Мониторинг качества знаний и умений по русскому языку и литературе"
учебно-методический материал по теме

БАЛОБАНОВА СВЕТЛАНА ВЛАДИМИРОВНА

материал к педсовету

Скачать:


Предварительный просмотр:

        Балобанова Светлана Владимировна

        МБОУ «Кокинская ООШ» М.О.Каширский район с.Кокино

Мониторинг качества знаний и умений по русскому языку и литературе.

          Мониторинг - система  сбора, хранения, анализа и представления информации о качестве образовательного процесса, а также системе накопления психолого-педагогического опыта.

          За последние 10 лет в обучении русскому языку и литературе произошли существенные изменения. Школа отказалась от единых типовых программ и учебников, обучение стало вариативным, появились новые факультативы и элективные курсы.

Созданию единого образовательного пространства служит мониторинг качества образования.

          На мониторинг возлагается  реализация следующих функций и возможностей:

  1. обеспечение ритмичной и качественной работы как учащихся, так и учителя;
  2. осуществление непрерывного контроля достижений в процессе обучения;

  3) повышение ответственности педагогов за качество организации образовательного процесса;

  4) более полная реализация индивидуальных способностей учащихся, профессиональных и творческих достижений учителя.

          Охране качества подготовки обучаемых служит мониторинг. В  основе мониторинга лежит контроль.  Контроль – это проверка процесса и результата труда, это система наблюдения.

Кроме того, повседневное наблюдение за учебной работой позволяет учителю составить представление о том, какова память, учебные склонности, интересы, способности школьников.

        Контроль должен носить стимулирующий характер, чтобы ученики не избегали его, а наоборот, проявляли к нему интерес, так как он даёт возможность самовыражения, самоутверждения.

           В последние годы  признают, что тестирование -  один из объективных средств контроля за результатами обучения учащихся. Тест в общенаучном смысле – это краткое стандартизированное испытание, направленное на получение в сжатый срок времени наиболее существенной информации.             Тесты предназначены главным образом для проверки уровня сформированности лингвистической и языковой компетенций. Другими словами, с их помощью целесообразно проверять знания о системе языка и основных её единицах, т.е. знания по фонетике, лексике, грамматике, по теории текста, а также умение ими пользоваться в практической работе при выборе варианта написания и его обосновании, при расстановке знаков препинания, при выборе того или иного языкового средства для употребления в речи.

                    Однако, тест, как и любой другой измеритель, не является универсальным средством контроля, способным охватить все стороны подготовки учащихся по русскому языку и литературе. Тесты не дают полной информации о состоянии практической грамотности  учащихся, не позволяют проверить владение речью, не дают представления о творческом потенциале ребёнка. В данном случае более эффективным способом проверки являются традиционные измерители: диктант, изложение, сочинение.

Итак, результативность качества знаний учащихся в большей степени зависит от качества работы педагога, от творческого отношения к труду, от своевременного выявления одарённых учащихся и слабоуспевающих, организации дифференцированной и индивидуальной работы на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мониторинг знаний и умений по русскому языку в 11 классе (I этап)

Мониторинг по русскому языку проводится три раза в год с целью подготовки обучающихся к ЕГЭ. Задания мониторинга аналогичны заданиям ЕГЭ: на 1-м этапе - задания части А, на 2-м - части В , на 3-м част...

Статья Пути повышения качества в образовании на уроках русского языка и литературы через использование интерактивной технологии «Биоинформатика и синергетика» (БиС)

В статье представлены формы и методы работы по повышению качества в обучении русскому языку и литературе на основе технологии «Биоинформатика и синергетика» (БиС), показаны возможные пути ...

Тест входного контроля знаний и умений по русскому языку учащихся

Тест входного контроля знаний и умений по русскому языку учащихся...

Критерии оценивания знаний и умений по русскому языку и литературе

Система оценивания образовательных достижений по русскому языку и литературе...