Мониторинг качества знаний и умений по русскому языку и литературе
учебно-методический материал по русскому языку на тему
Предварительный просмотр:
Мониторинг качества знаний и умений
по русскому языку и литературе
МБОУ Школа №147 Авиастроительного района г.Казани
Гарипова Равия Махмутовна – учитель русского языка и литературы
Контроль знаний, умений и навыков не только дает возможность нам установить, что усвоили ученики, какими умениями они овладели, чтобы в процессе дальнейшей познавательной деятельности опираться на приобретенные знания, но и зафиксировать пробелы в знаниях и наметить рациональные пути их устранения с учетом индивидуального подхода к учащимся.
Контроль за уровнем достижений учащихся по русскому языку проводится в форме письменных работ: диктантов, грамматических заданий, контрольных списываний, изложений, тестовых заданий.
Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков.
Грамматический разбор есть средство проверки степени понимания учащимися изучаемых грамматических явлений, умения производить простейший языковой анализ слов и предложений.
Контрольное списывание, как и диктант, - способ проверки усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированное умений и навыков. Здесь также проверяется умение списывать с печатного текста, обнаруживать орфограммы, находить границы предложения, устанавливать части текста, выписывать ту или иную часть текста.
Изложение (обучающее) проверяет, как идет формирование навыка письменной речи; умения понимать и передавать основное содержание текста без пропусков существенных моментов; умение организовать письменный пересказ, соблюдая правила родного языка.
Тесты - это стандартизированные задания с вариантами ответов, среди которых даются верные и неверные. Работающий с тестами должен определить верный ответ и выделить его в соответствии с заданной формой.
Мой мониторинговый портфель составлен с учетом норм оценивания, уровней успеваемости и качества знаний. Здесь же я отслеживаю успеваемость учащихся по четвертям, составляю диаграммы, имеется аналитический материал, а также результаты и поэлементные анализы контрольных работ. Самым главным в своем мониторинговом портфеле, я считаю сравнительные анализы контрольных работ в целом и поэлементный анализ каждой в отдельности. Ведь выявление результатов обучения необходимо для решения вопроса об эффективности используемой учителем методики, путях и способах ее совершенствования. Ведь только имея объективную картину продвижения учащихся в усвоении учебного материала, мы может обосновать выбор, применение тех или иных форм организации обучения, своевременно внести коррективы в его методы, направив их на достижение наиболее высокого уровня знаний.
Поэтому проведя поэлементный анализ контрольных работ, определив количество ошибок, допускаемых учащимися, мы выявляем проблемы и далее, намечаем пути их решения.
А как же решать их нам и обучить этому ребят?
Решение мы нашли через создание системы эффективных форм контроля знаний, умений и навыков учащихся, способствующей выявлению уровня обученности школьников, помогающей успешной организации дифференцированного обучения – это паспорт учета знаний, который заводится на каждого ученика. Да, мониторинг осуществляется во всех классах по всем предметам в течение всего года по мере прохождения обучающимися основных тем. Но использование паспорта учета знаний позволяет отслеживать результаты мониторинга по классу, и по каждому учащемуся, причём всё рассматривается в динамике.
Что касается тестов, то регулярно проводимое тематическое тестирование также позволяет быстро установить обратную связь, определить пробелы в знаниях учащихся по каждой теме и оперативно реагировать на них. Конечно, это требует немало времени, однако усилия окупаются – значительно повышается эффективность индивидуальной работы с учащимися по восполнению обнаруженных пробелов, облегчается организация пересдачи нужных тем.
И учитель, и ученик не могут успешно двигаться вперёд, не зная качественных результатов своих усилий. А мы учителя получаем эти знания, систематически наблюдая за работой учащихся в ходе обучения. Очень важно, чтобы контроль носил стимулирующий характер, чтобы ученики не избегали его, а наоборот, проявляли к нему интерес, так как он даёт возможность самовыражения, самоутверждения. Поэтому каждая выполненная работа по карточкам оценивается.
Хотелось бы напомнить, что технологическая цель мониторинговых исследований заключается в том, чтобы определить, насколько учебный процесс отвечает установленным требованиям и стандартам качества обучения и воспитания. А целенаправленная работа учителя с обучающимися по устранению выявленных пробелов позволяет своевременно скорректировать учебный процесс, рационально выбирать формы, методы и технологии обучения, что в результате положительно сказывается на конечной оценке знаний ученика. И конечно же результативность качества знаний учащихся в большей степени зависит от качества работы педагога, от творческого отношения к труду, от своевременного выявления одарённых учащихся и слабоуспевающих, организации дифференцированной и индивидуальной работы на уроке и во внеурочное время.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Динамика учебных достижений обучающихся. Процент качества знаний учащихся по русскому языку и литературе.
Использование нетрадиционных уроков для активизации самостоятельной деятельности учащихся и повышения их качества знаний ...
Мониторинг качества знаний учащихся по русскому языку
Мониторинг качества знаний учащихся по русскому языку в 5 и 6 классах...
Мониторинг качества образования по дисциплинам «Русский язык» и «Литература»
Мониторинг качества образования по дисциплинам «Русский язык» и «Литература» ...
Отзывы родителей на методическую разработку " Общественный зачет зачет как эффективная форма проверки качества знаний учащихся по русскому языку и литературе»
Отзывы родительского сообщества на МР...
Повышение качества знаний на уроках русского языка и литературы
В последнее время все чаще звучат словосочетания: качество жизни, качество образования, социальная успешность.Качество образования – это одна из основных проблем современной школы. И ...
Мониторинг качества знаний 3В класс английский язык 2022 - 2023 гг
Мониторинг качества знаний 3В класс английский язык 2022 - 2023...